Пережившие мясорубку — «военные действия»

В Алтайском крае водятся не только «Рыси»

«До распада СССР мы были ведущим оборонным предприятием, – вспоминает оружейник более чем с 40-летним стажем Владимир Сарапов, ветеран алтайского приборостроительного завода «Ротор». – В 90-е из-за отсутствия оборонных заказов цехи закрывались, отопление отключали, рабочие увольнялись. С 2000-го предприятие начало оживать, обрастать новыми связями».

Оценка ветерана подтверждается официальными источниками. На состоявшейся прошлым летом встрече губернатора Республики Алтай Александра Карлина с Олегом Бочкаревым, помощником главы коллегии Военно-промышленной рабочей, было сообщено, что в первом полугодии 2015-го региональные предприятия обороной промышлености показали завидную динамику развития – 110 процентов по индексу производства.

Пережившие мясорубку - «военные действия»Алтайский приборостроительный завод «Ротор» значился ведущим оборонным предприятием СССР с 1962 года как яркий участник производства баллистических, а после этого крылатых ракет. В 1977-м предприятие осуществило первый выпуск навигационных комплексов «Медведица-РТМ», которыми оснащались многоцелевые АПЛ второго поколения. «Ротор» был головным исполнителем работ по данной теме.

1981 год памятен началом выпуска совокупности «Салют», которой оснащались подводные лодки стратегического назначения и тяжелые ядерные ракетные крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Петр Великий»… По части серийного изготовления гироскопических навигационных комплексов и приборов для потребностей ВМФ СССР роторцы заслуженно считались первыми в Советском Альянсе. Но в 90-е предприятие пережило тяжелейший кризис, вызванный обнулением гособоронзаказа. Неповторимое предприятие, дабы выжить, перешло на выпуск мясорубок.

Выход из штопора на «Роторе» начался в 2002-м, в то время, когда председателем совета директоров стал Владимир Коновалов. опытный организатор и Профессионал, он вместе с командой единомышленников начал добиваться эффективности предприятия и экономической устойчивости. «Ротору» удалось возвратиться на круги собственная. Сейчас завод изготавливает отдельные приборы и высокотехнологичные системы, гироскопические чувствительные элементы для навигационных комплексов АПЛ и надводных судов.

Освоен выпуск малогабаритных прецизионных устройств для перспективных навигационных совокупностей широкого назначения. На заводе выполняются работы по техобслуживанию и межпоходовому ремонту ранее выпущенных приборов и комплексов, установленных на АПЛ и надводных судах, а также на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота СССР Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий».

«Оборонными заказами мы обеспечены до 2018 года, – говорит помощник председателя совета директоров ОАО «АПЗ «Ротор» по экономике Ирина Цомаева. – В год осваиваем от 10 до 12 новых разработок ЦНИИ «Электроприбор» из Петербурга и других отечественных научно-исследовательских университетов. На предприятии действует программа импортозамещения – налажен выпуск компонентов, ранее производившихся на Украине».

Ветеран «Ротора» Владимир Сарапов, приехавший на завод в 1973-м по окончании окончания Ленинградского электротехнического университета, поработавший и в конструкторском бюро, и главой цеха, а сейчас управляющий производственно-диспетчерский отдел, убедительно обосновывает, что предприятие на подъеме: «В 2000-м армейские заказы составляли у нас лишь 25 процентов. Сейчас выросли до 87 процентов. Для подготовки нужных заводу рабочих создали собственный учебный центр.

Заработная плат у только что окончивших его 28–30 тысяч рублей. Неповторимые эксперты, специалисты со стажем получают от 60 до 117 тысяч».

В линейке производимых в Алтайском крае шин для
военной и гражданской авиации около
40 моделей. Фото: airliners.net

БРМ-3К «Рысь» создана в Рубцовске
на базе БМП-3. Фото: гугл.com

Техобслуживание и межпоходовый
ремонт навигационных совокупностей тяжелого
ядерного ракетного крейсера
«Петр Великий» выполняется
на заводе «Ротор». Фото: topwar.ru

Алтайский шинный комбинат, предприятие с полувековой историей, сейчас – одно из наибольших в собственной отрасли, в новом веке начинается особенно динамично. В 2006-м в первый раз победило тендер на поставку авиационных и автомобильных шин Минобороны. В линейке «обуви» для военной и гражданской летной техники – порядка 40 моделей.

В 2013-м на АШК начали монтировать приобретённое в Ярославле оборудование цеха авиационных шин. Из-за чего неповторимое оборудование реализовали куда макар телят не гонял? История несложна, как рынок, в условиях которого приходится трудиться отечественным «оборонщикам». «ЯШЗ-Авиа», входящий в громадный шинный холдинг, сначала был выделен как независимое производство.

Но выжить в узкой нише не удалось – суд признал предприятие банкротом. Заводское оборудование пошло с молотка и в итоге было вывезено на Алтайский шинный комбинат. Возможно, тут условия производства были более подходящими.

В 2015-м на АШК выпуск шин наращивался, причем не только для авиационной, но и для сухопутной бронетехники. Как сказал военпред Вадим Баскирев, в прошедшем году предприятие на сто процентов выполнило государственный оборонный заказ. На данный момент идет модернизация производства, выпуск продукции увеличивается.

Барнаултрансмаш отсчитывает собственную историю с Великой Отечественной, в то время, когда из Сталинграда практически под огнем соперника было вывезено с местом назначения Барнаул оборудование фирм-гигантов. До конца войны Трансмаш выпустил десять тысяч двигателей для «тридцатьчетверок», что составило четверть всех танковых моторов, изготовленных в лихую годину советскими фабриками.

Сейчас количества производства не те. И кризис испытывает на прочность. На заводе не скрывают, что для исполнения оборонных заказов было нужно совершить оптимизацию производственных помещений.

Барнаултрансмаш высвободил 16 500 квадратных метров площадей, сократил расход тепла и электричества. Все это разрешило заводу компенсировать возросшие затраты на главные материалы для производства двигателей – медь и алюминий, и удержать цены на готовую продукцию, сохранить уровень доходов и рабочие места сотрудников. За 2013–2014 годы предприятие увеличило выпуск продукции на 50 миллионов рублей.

В 2015-м – еще на 150 миллионов. Главная продукция завода – судовые и промышленные дизельные двигатели.

Кстати, трансмашевские моторы, установленные на тягачах, учавствовали в параде, посвященном 70-летию Великой Победы.

Барнаульский патронный завод уходит корнями в середину XIX века. Основанное в правление Александра II в Санкт-Петербурге предприятие стало одним из первых патронных производств в Российской Федерации. В Первую мировую его продукцией снабжалась вся Русский армия.

В Гражданскую, в то время, когда появилась угроза оккупации Петрограда, завод был эвакуирован в Подольск. С началом Великой Отечественной производство перебазировали в Барнаул. В том же направлении отправились патронные фабрики из Луганска и Москвы.

Практически на новом предприятии был организован выпуск всех нужных для стрелкового оружия патронов. Днем рождения в ОАО «БПЗ» вычисляют 24 ноября 1941 года, в то время, когда на фронт отправилась первая партия снарядов, произведенных на Алтайской почва. Всю войну Барнаульский завод снабжал фронт патронами калибров 7,62, 12,7 и 14,5 миллиметра (с бронебойно-зажигательной пулей), и к пистолету ТТ.

Каждый второй патрон, изготовленный в годы Великой Отечественной, был алтайским.

За 70 прошедших со Дня Победы лет завод, движимый в различные времена, как и любое предприятие, необходимостью выживания и развития, кроме продукции военной освоил выпуск «мирных» изделий – охотничьих патронов.

В 2013 году при помощи краевой администрации БПЗ начал реализовывать инвестиционный проект «модернизация и Переоснащение инструментального производства». В 2014-м освоены и внедрены три новых вида патронов, два из которых, как утверждают опытные люди, не имеют аналогов. Длилась работа по модернизации и техническому перевооружению, выросла численность сотрудников.

Лишь сейчас были закуплены, установлены и включены в производственный процесс более 25 новых видов оборудования.

В 2015 году поставка и разработка конструкции на производство 7,62-мм винтовочного снайперского патрона с бронебойной пулей БС стала лауреатом премии Республики Алтай в области науки и техники в номинации «НИОКР, завершившиеся применением в производстве новых разработок, техники, устройств, оборудования, веществ и материалов, и практическая реализация изобретений, ответов в области управления и финансов».

В клуб дилеров БПЗ входят не только российские компании, но и компании из дальнего зарубежья и ближнего.

Рубцовский филиал – НПК «Уралвагонзавод» создавался как предприятие по производству гусеничных автомобилей. Проектное задание было утверждено в канун 1960 года отделом капитального строительства краевого совнархоза. В 1967-м Рубцовский машиностроительный завод начал осваивать подробности и узлы для БМП-1. В первой половине 70-ых годов XX века на базе Курганмашзавода работниками РМЗ были изготовлены первые командирские боевые разведывательные автомобили (БРМ-1К). В 1980-м начат серийный выпуск командно-штабной автомобили БМП-1КШ.

За создание командирской БРМ третьего поколения, работы над которой были закончены в первой половине 90-ых годов двадцатого века, коллектив удостоился премии правительства РФ. Эту специализацию заводу удалось сохранить, более того – уже в 2000-х показались зарубежные заказы на подробности и узлы, нужные для модернизации БМП-1.

27 августа 2007 года был подписан президентский указ о создании научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», куда в числе других фирм вошло ОАО «Рубцовский машиностроительный завод». Сейчас тут производится командирская военная машина БРМ-3К «Рысь», предназначенная для ведения войсковой разведки в любое время суток и года в условиях ограниченной видимости. Промышленный потенциал предприятия, направленность на производство гусеничной техники особого назначения сохранены, как и научно-исследовательская база, кадровый состав одного из наибольших фирм Рубцовска.

Краткий результат положения дел в отрасли по просьбе обозревателя «ВПК» подвела краевая администрация. Она удовлетворена работой алтайских фирм, делающих оборонные заказы, и рассчитывает на упрочнение хороших тенденций в 2016 году.

Апокалипсис Первой мировой: Верден, 01 серия Мясорубка (документальный 2016)

Статьи, которые будут Вам интересны: