Перспективы казанского авиационного завода — «военные действия»

Перспективы казанского авиационного завода - «военные действия»
Ассистент Президента страны Татарстан по авиационному комплексу Равиль Зарипов (с) Максим Платонов / realnoevremya.ru

Равиль Зарипов: «Уже в апреле на площадку Казанского авиационного завода выйдут строители»

До 2018 года за счет федеральных средств будет отремонтировано около 70% площадей КАЗ

С возобновлением производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 Казанский летный завод в первый раз за последние 20 лет получит долговременную программу строительства, а как минимум 17 из 20 республиканских предприятий обороной промышлености смогут вступить с ним в кооперацию в статусе поставщиков. Как заново открыть дорогу в небо «Белому лебедю», в интервью «Настоящему времени» поведал ассистент президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов.

Старт дан

— Весной прошлого года глава МинОбороны России Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160М2 на Казанском авиационном заводе. Подписаны ли федеральные документы о начале производства, либо до тех пор пока звучат громкие заявления о намерениях?

— Само собой разумеется, это не просто слова. Уже имеется директивные документы на уровне федерального правительства, каковые разрешают осуществлять финансирование нужных работ по подготовке для начала строительства Ту-160М2. Одновременно с этим подготавливается указ главы Российской Федерации, что выяснит задачи производства и конкретные цели стратегического тяжелого бомбардировщика, что поднимется на вооружение ВВС России и значительно нарастит ее боевые возможности.

В грядущей возможности стратегическая дальняя авиация остается важным причиной ядерного сдерживания, главной стабилизирующей силой, исходя из этого ее значение возрастает. Минобороны России каждый год вкладывает средства в модернизацию действующих бомбардировщиков – Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Они технически совершенствуются и «интеллектуализируются» благодаря новому расширению номенклатуры и бортовому оборудованию оружий.

Как показывают последние события, в мире уважают лишь сильные страны. С принятием национальной программы оружий до 2020 года президентом Российской Федерации была принята теория по обновлению вооружений русском армии. Это более чем своевременное ответ, направленное на безопасности страны и обеспечение суверенитета.

Оборонный комплекс страны в этом направлении трудится деятельно, не просто занимаясь ремонтом и восстановлением, а создавая бронетехнику нового поколения. В этом смысле Ту-160М2 будет вершиной научно-технической мысли. Новый стратегический бомбардировщик нового поколения придет на замену выстроенным в 80-х годах крылатым автомобилям.

С прошлого года ведется системная работа по разработке технического задания по формированию вида Ту-160М2, идет отбор исполнителей программы – участников производственной кооперации. В советские годы авиазаводы строились для исполнения полного цикла работ, где делалось все – от изготовления подробностей до проведения летных опробований. В этих условиях это экономически невыгодно.

Исходя из этого создается громадная программа кооперации, дабы передавать часть работ на смежные оборонные фабрики. По данной модели в далеком прошлом трудятся наибольшие авиационные корпорации в мире. Переход на новые способы производства – большая работа, но не требующая громадных инвестиций.

Вся программа будущего строительства координируется управлением ПАО «Туполев» и его филиалом – Казанским авиазаводом. Ими были созданы исходные документы, каковые рассматривались в соответствующих министерствах и ОАК. Вместе с ними определялось, как и с кем кооперироваться. Так, были назначены 10 главных поставщиков первого уровня, каковые должны будут обеспечить Ту-160М2 главными агрегатами, системами и двигателями управления.

Само собой разумеется, всех по болтам нереально расписать. Но главные производители имеется, управлением ОАК установлены четкие графики отгрузки элементов. На данный момент предприятия приступили к оцифровке главных элементов фюзеляжа.

Татарстанская оборонка поднимается на крыло

— Кто из татарстанских предприятий обороной промышлености будет принимать участие в кооперации Ту-160М2?

— Само собой разумеется, весьма многие стремятся попасть в производственную кооперацию. На участие в конкурсном отборе заявились 17 из 20 татарстанских предприятий обороной промышлености. Это радиоэлектронный куст, Казанский ряд предприятий и вертолётный завод, каковые специализируются в области производства штампов и пресс-форм, а нам именно предстоит сделать много оснастки. на данный момент инженеры-конструкторы этих фирм предлагают технические ответы для того чтобы изготовить новые деталей и узлы.

Это разрешит добиться значительной бюджетной экономии. Не обязательно все создавать в одной точке. Пологаю, что перечень участников еще будет дополняться.

Помимо этого, часть деталей и узлов будет изготавливаться в корпорации ОАК, на авиазаводах в Иркутске и Ульяновске.

— 17 из 20 – хороший показатель. Значит, им удалось сохранить производственный потенциал?

— Да, многие предприятия обороной промышлености сохранили хорошую техническую оснащенность, не обращая внимания на реформы 1990-х годов, каковые стали причиной уменьшению количеств производства ОПК многократно, и возможно было враз все утратить. Если бы не упрочнения управления республики, то оборонный комплекс потерял бы собственную роль в экономике. Сейчас совокупная годовая выручка предприятий обороной промышлености республики образовывает 98 млрд рублей – хорошее дополнение к ВРП.

Республиканское правительство ни при каких обстоятельствах не оставляло «оборонку» наедине с ее трудностями, не разделяло предприятия на «отечественные» и «не отечественные». Так как в них трудятся отечественные люди.

Никто не спорит, что ОПК – это приоритет федеральных властей, минобороны Российской Федерации. Но, иначе, республиканское правительство ни при каких обстоятельствах не оставляло «оборонку» наедине с ее трудностями, не разделяло предприятия на «отечественные» и «не отечественные». Так как в них трудятся отечественные люди (это более 50 тысяч людей), исходя из этого их неприятности тревожат и нас.

Мы принимали и будем принимать решительные действия, какими бы сложными ни казались появляющиеся вопросы.

И все-таки вести подготовительную работу по заключению контрактов и нести ответственность за их выполнение приходится председателям совета директоров фирм. За последние 7 лет в моей практике фактически они ни разу не сорвали исполнение ГОЗ, что прежде считалось уникальностью.

Они не сидят в кабинете – всегда летают в Москву на переговоры. Другой раз зайдешь в самолет – в обязательном порядке встретишь кого-нибудь из них. Утром он в Москве – вечером в Казани. Таких целеустремленных еще нужно поискать. Они отзывчивые, дружные, участвуют во многих социальных программах республики (восстановление парков и скверов, программа социальной ипотеки, в подготовке экспертов).

У каждого имеется подшефные учебные заведения, школы, открывают кафедры в университетах. Одним словом, могут трудиться в единой команде. В ответ мы неизменно готовы оказать помощь. Раз в квартал президент страны проводит встречи с директорами, и большое количество еще мероприятий, каковые объединяют неформально.

Принципиально важно, что бизнес и власть в Татарстане находят неспециализированный язык не только в день проведения выборов, а в следствии ежедневной работы.

Казань остается в дивизионе «Особой авиации»

— В эру СССР Казанский авиазавод удачно развивался в двух направлениях – гражданском самолётостроении и военном. Но в следствии реформ в 90-е годы, в то время, когда были закрыты все программы, по инициативе первого президента РТ Минтимера Шаймиева была запущена «в серию» пассажирская версия Ту-214, которая в итоге была переделана под борты особого назначения. КАПО простилось с гражданским авиастроением?

— На протяжении реструктуризации самолетостроительных фабрик в структуре ОАК были выяснены главные дивизионы: гражданская, боевая и особая авиация. На данном этапе КАЗ будет развиваться в области особой авиации, производя авиатехнику разработки КБ «Туполева». Речь заходит о дальнемагистральных самолетах Ту-214, производство которых не будет прекращено.

Отечественные ульяновские сотрудники будут специализироваться на военно-транспортных самолетах семейства КБ «Ильюшина», выполняя договор на поставку 39 самолетов Ил-76.

— Решена ли неприятность унификации самолетов Ту-204 и Ту-214?

— В структуре ОАК введена должность главного конструктора, которому будут подчиняться начальники КБ «Туполева», «Ильюшина», «Микояна». Его задача – проводить единую техническую политику в области производства и создания новой авиатехники. Другими словами главные элементы автомобилей марки Ту либо Ил должны быть максимально похожими и взаимозаменяемыми.

За счет этого возможно будет развивать производственную кооперацию между фабриками ОАК.

— какое количество самолетов выпустил КАЗ в прошедшем сезоне?

— Их количество определяется ГОЗ-2015. КАЗ выполнил его всецело и в назначенные сроки. По предварительной оценке, количество производства по результатам 2015 года составит 11 млрд рублей. До тех пор пока это минимальный порог, нужный для выплаты заработной обеспечения и платы соцгарантий.

Иначе, у завода громадной потенциал для перспективного роста выручки.

К 2019 году Казанский авиазавод обновится «с иголочки»

— Каково на данный момент состояние Казанского авиационного завода?

— К сожалению, за последние 20 лет у завода не было громадных программ, каковые разрешили бы быстро увеличивать количества производства. Конечно, это отразилось на производственных мощностях, в особенности пострадало заготовительное производство. 20 лет в состоянии полураспада были сзади.

В ближайшие 5 лет в рамках федеральных целевых программ предстоит выполнить огромную работу по его преобразованию в современный и высокотехнологичный завод.

Но что такое летный завод? Это, в первую очередь, аэропорт, откуда на летные опробования поднимается в небо собранный самолет. Исходя из этого еще в прошедшем сезоне была начата громадная работа по модернизации аэродромного комплекса в соответствии с современными стандартами безопасности полетов.

Уже в текущем году аэропорт готовься к приему тяжелых боевых самолетов.

Во-вторых, нужно всецело модернизировать энергетическую инфраструктуру предприятия. Все-таки огромные заводские площади требуют потребления громадного количества электрической и тепловой энергии, исходя из этого уже на данный момент нужно заложить в базу его будущей деятельности самые энергоэффективные ответы. В-третьих, предстоит совершить капремонт производственных цехов, а это ангары высотой чуть меньше 15 метров.

Мы уже имеем «на руках» готовое проектное ответ о том, как и где будут проводиться работы в течение 2-3 лет. Ко мне входит и строительство новых строений. Уже в апреле на производственную площадку КАЗ выйдут строители.

И лишь по окончании окончания их работы мы сможем начать монтаж и поставку современного станочного оборудования. Так, уже на стапелях обновленного завода будут планировать новые авиационные комплексы дальней авиации, каковые будут снабжать национальную безопасность страны.

— Какая часть производственных площадей будет подвергнута реконструкции?

— По предварительным оценкам, около 70-75% площадей КАЗ в рамках программы до 2018 года включительно будет всецело отремонтировано. Где-то кровлю поменяют, где-то пол заново зальют, где-то оборудование и инженерные системы всецело поменяют. Громадный количество работ по строительству предстоит выполнить. Работа запланирована на три года – с 2016 по 2018 год – и будет проходить поэтапно.

на данный момент рассматривается вопрос создания инженерного центра, связанного с главными сборочными цехами.

— Какая сумма вкладывается в модернизацию?

— Оборонно-промышленный комплекс финансируется за счет федеральных целевых программ, и за счет них будет осуществляться проектирование, поставка и строительство оборудования. Это суммы большие – пара миллиардов рублей. Подрядные организации на исполнение этих работ будут привлекаться на тендерных условиях.

Российский «Станкопром», германская DMGMORI, либо … Чьи станки выберет КАЗ

— на данный момент вы определяете номенклатуру станочного оборудования. На кого вы ориентируетесь – на отечественных либо зарубежных поставщиков?

— Отмечу, что закупки будут осуществляться на тендерной базе. Но федеральное законодательство обязывает прежде всего обращать внимание на то, что производится в Российской Федерации. При всех проблемах отечественного станкостроения нельзя сказать, что совсем все утратили, потеряли.

Сейчас в структуре «Ростеха» создан холдинг «Станкопром». Сперва будем ориентироваться на отечественные станки, а после этого – на неповторимые от зарубежных производителей. Я не пологаю, что на 100% нам необходимы какие-то особые станки.

Подготовкой сравнительной таблицы поставщиков занимается ОАК и КАЗ.

— Но кое-какие зарубежные компании уже локализовали производство. К примеру, в Ульяновске трудится завод германской компании DMGMORI, выстроенный с нуля. Будет ли их продукция принимать во внимание российской?

— СП с участием зарубежного капитала, расположенные на территории РФ и трудящиеся по законам РФ, будут считаться русскими производителями. Исходя из этого, если они будут принимать участие в тендерах на поставку станочного оборудования, то будут входить в шорт-лист в качестве приоритетных поставщиков.

— У механизма проведения тендеров имеется минусы и плюсы. Открытый диалог с поставщиками, точно, будет занимателен и вам, и им. Собираетесь проводить конференции для обоюдного обмена мнениями?

— Согласен. Принципиально важно грамотно подобрать оборудование в соответствии с заданными техническими условиями – с определенной скоростью резания, частотой а также габаритами. Исходя из этого рассматривается как минимум три варианта поставщиков, а позже уже проводятся переговоры с ними, рабочие поездки на фирмы для осмотра производства станков. Предварительно изучаем опыт эксплуатации станков, ищем отзывы о недостатках и достоинствах.

Это большая и важная работа – так как второго шанса на технологическое перевооружение завода может не представиться.

В лазерной огранке

— Возможно ли ожидать ноу-хау в производстве Ту-160М2?

— На сегодня поставлена задача реанимировать новые технологические функции в области авиации и вертолетостроения. В этом направлении мы тесно трудимся с ВИАМ, университетом по созданию новых материалов, и с столичным НИАТом и КНИАТом, каковые изначально были созданы в СССР для разработки нормативной технологической и техдокументации. Цель – сертификация и внедрение лазерных разработок, каковые окажут помощь уйти от изготовления достаточно сложной оснастки.

Лазерным способом имели возможность обрабатывать последовательность деталей и узлов для авиационной индустрии РФ. Лазерная сварка не требует вакуумных установок и осуществляется при локальной защите инертным газом.

— До сих пор этого не было?

— В авиации постоянно применяются лишь проверенные годами технологии. Их нужно шепетильно испытывать, контролировать. На земле возможно остановиться и отремонтировать, а в небе совершить ошибку запрещено. Исходя из этого в производство лазерные разработки приходят неспешно.

Изучения начинаются с опробования образцов, после этого разработки переносятся на прототипы подробностей с последующим их тиражированием в производство.

Взлетная дорожка для выпускников КАИ и МГТУ им. Баумана

— Наровне с созданием новых мощностей идет научное сопровождение. Это настоящая работа для отечественных студентов, аспирантов и возможность увеличения квалификации для отечественных инженеров. На новый уровень взаимоотношений выходит сотрудничество с КАИ и МГТУ им.

Баумана.

— Ожидаете столичных студентов?

— Я пологаю, что мы их будем завлекать, по причине того, что в том месте обучаются многие парни из республики. Любой инженер желает показать себя в настоящем проекте – особенно в авиации. При помощи КАЗ Казанский летный университет взял определенные заказы по оцифровке новых изделий. Они будут спроектированы «в цифре». И отечественные студенты с наслаждением принимают участие в данной работе.

На базе опытного лицея, подшефного КАЗ, будет создан центр компетенций по подготовке специалистов и рабочих для авиастроения, а КАИ остается базисным вузом для подготовки инженеров для самолето- и вертолетостроения. Одним словом, возможности развития КАЗ достаточно хорошие.

Кирпичный фронтон Казанского авиационного завода упал сейчас днем на два автомобиля — ТНВ

Статьи, которые будут Вам интересны: