Первенец черноморских верфей
Имя городу, что во второй половине 80-ых годов восемнадцатого века вместе с корабельной верфью был заложен на слиянии рек Ингул и Буг, дал князь Потёмкин-Таврический. Он назвал его «Николаевом» в честь взятия Очакова — события, которое случилось в сутки Святого Николая. И первый армейский корабль — фрегат «Святой Николай», что выстроили в этом городе, кроме этого назвали в память этого Дня.
Судно заложили на стапелях николаевского Адмиралтейства 6 января 1790 года и спустили на воду 25 августа того же года.
Это был фрегат длиной 46,75 м, шириной 12,96 м, вооружённый 44-мя пушками. Его постройкой руководил корабельный подмастерье Александр Петрович Соколов.
Пара лет назад ветшайший моделист города Николаева С.Ф.
Вовчарук разыскал в городских архивах часть строительных чертежей этого корабля и кое-какие ведомости по его постройке. В одной из них говорится, что на постройку фрегата привезли 4856 м3 дуба, 924 м3 лиственницы, 326 м3 сосновых кряжей, 1179 сосновых брёвен, 8922 сосновые доски и 16 еловых брёвен — всего на сумму 94 тысячи 273 рубля 71 копейка.
В второй ведомости сообщается, что для спуска со стапеля фрегата «Святого Николая» израсходовано 70 вёдер подсолнечного масла, 60 пудов кусков и топлёного 20 сала тёплой серы…
История «Святого Николая» тесно связана с смелым прошлым отечественного Черноморского флота. Фрегат входил в состав эскадры адмирала Ушакова, учавствовал во многих морских сражениях и походах.
Не прошло и года по окончании спуска фрегата на воду, как он под руководством капитана второго ранга Львова в составе эскадры Ушакова уже принимал участие в известном сражении при Калиакрии.
Выйдя из Севастополя с 16-ю судами, двумя фрегатами (включая «Святого Николая»), двумя бомбардирскими и несколькими небольшими судами, Ушаков 31 июля 1791 года застал турецкий флот находившимся на якоре у черноморского мыса Калиакрия под прикрытием батарей береговой обороны.
Не смотря на то, что отечественная эскадра по числу судов была вдвое меньше турецкой. Ушаков быстро атаковал неприятеля, пройдя между берегом и крайними турецкими судами. Не обращая внимания на выстрелы батарей береговой обороны, русские суда начали огибать неприятельскую линию.
Турки были так озадачены этим неожиданным и храбрым манёвром, что начали в панике рубить собственные якорные верёвки, дабы вступить под паруса. При достаточно сильном ветре турецкие суда наваливались друг на друга, сталкивались, разламывая рангоут. Чуть они сумели перестроиться в боевой порядок, как суда Ушакова, сомкнув расстояние, снова устремились в наступление.
Корабль Ушакова «Рождество», подойдя на расстояние полукабельтова (90 с маленьким метров) к флагманскому судну адмирала Саид-Али, сбил у него фор-грот и стеньгу-марса-рей.
Ожесточённый бой, длившийся более трёх часов, окончился полным поражением турок. Неприятель бежал в беспорядке к Константинополю.
Многие турецкие суда утратили стеньги и мачты, а флагманский корабль капудана-паши Гуссейна и пара вторых пошли ко дну от пробоин. Лишь на одном корабле адмирала Саида-Али было около 500 человек убитых и раненых.
1 — ватер-штаг; 2 — носовое украшение (орёл); 3 — мартин-бакштаг ; 4 — мартин-гик: 5 — бушприт; 6 — бугель; 7 — бушпритный пельгофт; 8 — блинда-рей; 9 — кливер-галс; 10 — мартин-штаг; 11 — утлегарь; 12 — тлегарь; 13 — крамбол; 14 — становой якорь; 15 — фор-руслень; 16 — нижние фок-ванты: 17 — фор-штаги: 18 — фок-мачта: 19 — бугель: 20 — фор-марс: 21 — чиксы; 22 — юферсы; 23 — этельгофт, 24 — фор-стень ванты; 25 — фор-стеньга: 26 — обушок; 27 — леер; 28 — олношкивый блок; 29 — блоки брасов; 30 — подпёртки; 31 — пёрты; 32 — фока-рей; 33 — фор-лось стень-штаг; 34 — фор-стень-штаг; 35 — кливер-леер; 36 — фор-брам-шгаг; 37 — бом-кливер-леер;38 — нирал; 39 — фор-бом-брам-штаг; 40 — салинг; 41 — фор-стень-этелыофт; 42 — фор-бом-брам-рей; 43 — клотик: 44 -фор-брам-рей;45 — фор-марса-рей: 46 — фор-бом-брам-фордуны; 47 — фор-брам-форлунм: 48 — фор-стснь-фордуны; 49 — пушечные порты; 50 — баркас; 51 — колокольня; 52 — грота-штаги; 53 — нижние фока-ванш; 54 — нижние фота-ванты; 55 — нижние бизань-ванты; 56 — грот-руелень: 57 — грог-мачта: 58 — грот-стень-ванты: 59 — грот-стеньга; 60 — грот-рей; 61 — грот-марса-рей;62 — грот-стень-эзельтофт; 63 — грот-брам-ванты; 64 грот-брам-стеныа; 65 — грот-брам-рей; 66 — грот-стень-штаги; 67 — грот-брам-штат; 68 — грот-бом-брам-штаг; 69 — фор-брам-ванты; 70 — грот-бом-брам-рей; 71 — грот-бом-брам-фордуны; 72 — грот-брам-фордуны: 73 — грот-стень-фордуны; 74 — крюйсель-руслень; 75 — шестивесельный ял; 76 — командирский вельбот; 77 — гик; 78 — гика-шкоты; 79 — шкив шкота контр-бизани; 80 — эрне-бакштаги; 81 — крюйсель-марс; 82 — грога-марс: 83 — гика-топе-нанты; 84 — бегин-рей; 85 — бегии-топенанты; 86 — бегин-брасы; 87 — бизань-штаг; 88 — крюйс-стень-штаг; 89 — крюйс-брам-игтаг; 90 — крюйс-бом-брам-штаг; 91 — крюйс-стень-ванты; 92 — крюнс-стеньга; 93 — гардель-блоки: 94 — эрнс-шкентели; 95 — гафель-гордель; 96 — деррик-фал; 97 — гафель; 98 — крюйс-марса-рей; 99 — крюйс-марсы-брасы; 100 — крюйс-брам-рей; 101 — крюйс-бом-брам-фордуны; 102 — крюйс-брам-форлуны; 103 — крюйс-стень-фордуны; 104 — крюйс-брам-стеньга; 105 — крюнс-брам-ванты: 106 — крюйс-бом-брам-рей; 107 — крюйс-бом-брам-брасы; 108 — крюйс-брам-брасы, ходовые; 109 — крюйс-брам-брасы. коренные; 110 — балкон; 111 — раковины; 112 — руль; 113 — якорные клюзы; 114 — ватер-вулннг; 115 — краги; 116 — княв-лшед; 117 — блннда-рей: 118 — кофолидланки; 119-Сорговыекнехты; 120-трапы; 121 — фор-лнж: 122 кофель-планка с битсами; 123 — шпиль; 124 пушка с лафетом; 125 — яркий люк кают-компании: 126 — йотой гаки-шкотов; 127 — сигнальный рундук; 128-раковина; 129 — нагели; 130 — юферсы; 131 — бом-утогарь-бакштаги; 132 — утяегарь-бакшгаг: 133 — ватер-бакштаг: 134 — бисы: 135 — блинда-рей-топенанты; 136 — бигенг; 137 — николь-гимберс, якорный; 138 — становой якорь; 139 — галс-боканец
Славная победа при Калиакрии стоила русскому флоту всего 17 человек убитыми и 27 ранеными, а повреждения, полученные отечественными судами, были такими незначительными, что были исправлены за три дня.
За храбрость, показанную в этом сражении, начальник фрегата «Святой Николай» был награждён Золотой шпагой.
В течение следующего десятилетия фрегат принимал участие в походах эскадры адмирала Ушакова в Средиземном море. В то время, когда эскадра возвратилась в Россию, «Святой Николай» остался в Италии в составе отряда судов под руководством капитана второго ранга Сорокина.
Но век древесных парусников был недолог. И 12 апреля 1801 года ветхий фрегат прекратил собственное существование: отправился на слом.
Публикуемые в настоящем номере издания чертежи фрегата «Святой Николай» созданы С.Ф. Вовчаруком по частично сохранившимся в архивах описаниям и чертежам корабля.
Изготовленная по этим чертежам модель фрегата была подарена автором краеведческому музею города Николаева.
Мы рекомендуем строить модель «Святой Николай» по прилагаемой спецификации в масштабе 1:100.
Л. СКРЯГИН
РЕКОМЕНДАЦИИ МОДЕЛИСТАМ
Для изготовления корпуса рекомендуем применять склейку из нескольких досок нужной толщины. Очевидно, модель возможно изготовить из кости, пластмассы либо другого материала, но работа с ними требует умения и большого мастерства. Для тех кто, в первый раз начинает трудиться с настольной моделью, эргономичнее выбрать для того чтобы дерево, но лишь не из цельного куска, а из склейки.
Приступая к работе над корпусом, направляться выбрать породу дерева.
Для этого подходят липа, ольха, осина и тополь. Дерево должно быть прекрасно просушено.
Исходя из размеров будущей модели, подбирают соответствующие доски толщиной от 10 до 20 мм. Поверхность досок должна быть ровной и ровной.
Доски обрабатываются под угольник рубанком либо фуганком. Поверхность покрывается ровным слоем клея для дерева и с двух сторон струбцинами. Полученный пакет-брус обязан соответствовать высоте модели и наибольшей длине. Склеенные доски сохнут при комнатной температуре в течении 48 часов.
После этого на пакете выполняют линию диаметральной плоскости, линию нулевого батокса и палубы. После этого начинают обработку бруска стамеской и пилой по линиям палубы и нулевому батоксу.
По теоретическому чертежу выпиливают из фанеры шаблоны шпангоутов, каковые переносятся на болванку.
Все шаблоны и шпангоуты во избежании путаницы должны быть пронумерованы. Обводы корпуса обрабатываются полукруглой стамеской. Неспешно, снимая лишь наружную стружку в местах, где находятся шпангоуты, корпус обрабатывается , пока шаблоны не будут соприкасаться всеми точками со собственными шпангоутами.
Затем снимают излишки дерева между шпангоутами. Доводка плавности обводов производится наждачной бумагой и напильниками.
Корма, кормовая раковина и штульцы вырезаются по чертежам кормовой раковины с учётом погиби кормовой угла и раковины скоса штульцев. Форштевень с княвдигедом выпиливается из фанеры и вклеивается в паз на обработанной болванке.
По замыслу верхней палубы вырезается прямослойная фанера, которая обрабатывается наждачной бумагой: остро отточенным жёстким карандашом на ней проводятся линии, имитирующие палубный настил. Затем её ещё раз покрывают бесцветным лаком.
Корпус выдалбливается глубже высоты фальшборта на высоту палубного настила. В фальшборте прорезают орудийные порты. Палуба, смазанная клеем, устанавливается на модели прикасаясь к фальшборту.
Руслени выпиливаются из фанеры с припуском для вклейки в пазы, выдолбленные в корпусе. По окончании того как корпус обработан и вклеены княвдигед, руслени, штульцы и киль, другими словами все выступающие части, приступают к шпаклёвке. неровности и Впадины на корпусе покрывают узким слоем шпаклёвки,
По окончании полного подсыхания корпус обрабатывают небольшой наждачной бумагой, смачиваемой керосином либо водой. По окончании прошкуривания шпаклюют оставшиеся неровности и опять шкурят , пока борта не станут ровными.
На палубу по её форме наклеивают бумагу, дабы при покраске модели не испачкать её настил.
Первый слой краски наносят жирной фунтовкой. В случае если при изготовлении модели использовалась нитрошпаклёвка белого цвета, при масляной шпаклёвки грунтуют свинцовым либо металлическим суриком. В будущем окраска наносится узким слоем, дабы не давала потёков. По окончании фунтовки и подсыхания корпус ещё раз шлифуется мокрой шкуркой либо порошком пемзы. Отбивается ватерлиния.
Завершив работу по окраске корпуса, приступают к установке мачт, стоячего и бегучего такелажа.
Для этого направляться придерживаться следующего порядка: на модель устанавливается бушприт, что крепится к княвдигеду тросовым ватервулингом; устанавливаются колонны мачт: накладываются огоны нижних вант, сперва первая пара с правого борта, после этого первая пара с левого борта и т.д. Тянутся ванты кручёными нитками тёмного цвета, имитирущими пеньковый талреп.
Талрепы тянутся между юферсами, ввязанными в нижние финиши вант, и юферсами, основанными на русленях и укреплёнными вант-путенсами; тянутся штаги. Штаги огонами надеваются на топы мачт. Фока-фока и штаг-лосьштаг тянутся талрепами на бушприте; крепятся стеньги и тянутся стень-штаги и стень-ванты; тянутся стень-фордуны талрепами, основанными между юферсами; крепятся брам-стеньги, тянутся брам-ванты через кипы на ноках краспиц салинга; тянется стоячий такелаж утлегаря и бушприта.
При тяге стоячего такелажа и вант нужно следить, дабы мачту не перекосило. По окончании проводки такелажа на модели устанавливаются шлюпки и т.д.
М.
МИХАЙЛОВ