Первый и странный — «военные действия»

Первый и странный - «военные действия»Сорок лет назад, 28 декабря 1975 года, в состав ВМФ СССР вошел первый авианосец. По результатам главного этапа национальных опробований был подписан акт приемки «Киева» — противолодочного крейсера с авиационным оружием проекта 1143, характеристики и назначение которого до сих пор остаются предметом споров.

Храбрец собственного времени

Необыкновенный для авианесущего корабля класс достался по наследству от противолодочных крейсеров (крейсеров-вертолетоносцев) проекта 1123. В конце 60-х годов в состав ВМФ СССР вошли два корабля, выстроенных по этому проекту, — «Ленинград» и «Москва». Противолодочные крейсеры проекта 1123 создавались по популярной в то время концепции большого противолодочного корабля, сочетавшего скорость и крейсерское вооружение с большой вертолетной авиагруппой, — полноценные противолодочные вертолеты тогда лишь стали появляться.

Для обеспечения действия сходу нескольких автомобилей крейсеры-вертолетоносцы оснащались громадной взлетно-ангаром и посадочной площадкой. На крейсерах проекта 1123 размещалось 14 противолодочных вертолетов, талантливых взлетать с четырех взлетных позиций.

самолёты и 60-Другое — увлечение посадки и вертикального взлёта (СВВП) — не имело возможности не привести к оснастить эти крейсеры такими революционными летательными аппаратами. В Англии на палубе авианосца «Арк Роял» в первой половине 60-ых годов двадцатого века прошли опробования самолета «Хоукер» P.1127 — прототипа известного «Харриера». В СССР одновременно с этим велась собственная программа СВВП, в рамках которой создавался штурмовик Як-36.

Из множества проектов того времени лишь эти два были доведены до серийного производства.

Третий корабль проекта 1123 планировалось выстроить по доработанному под базирование СВВП проекту 1123.3, с увеличенной авиагруппой и полётной палубой из 20-22 летательных аппаратов. Корабль логично взял имя третьего по значению города СССР — «Киев». Во второй половине 60-ых годов XX века строительство началось, но фактически сходу было прекращено в связи с ответом создать новый корабль намного больших размеров и водоизмещения — для полноценного удовлетворения требованиям флота.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века утвердили эскизный проект 1143 (шифр «Кречет»), а 21 июля 1970-го состоялась закладка корабля, к которому перешло имя «Киев».

Штурмовик Як-38 на территории военно-морского музейного комплекса в Балаклаве.
Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

Параллельно со постройкой корабля шли опробования самолета. 18 ноября 1972 года летчик-испытатель М.С. Дексбах совершил на прототипе Як-36М (в серии Як-38) первую посадку на палубу противолодочного крейсера «Москва», на которой была снабжена особая площадка с термостойкими плитами. 26 декабря того же года «Киев» был построен, достройка продолжилась на плаву.

В тот же сутки на освободившемся стапеле «0» был заложен следующий корабль — «Минск». В будущем традиция закладки нового корабля в один момент со спуском корпуса прошлого продолжилась. В конце 1975 года по итогам ходовых опробований корабль был принят флотом.

Но опробования комплекса оружия прошли лишь в следующем году — это было вызвано задержкой поставок «главного калибра» — пусковых установок ракетного комплекса «Базальт».

Как раз комплекс оружия стал визиткой проекта 1143 — в один момент предлогом для гордости и для критики. На «Минске» и «Киеве» в него входили, не считая восьми пусковых установок тяжелых ПКР громадной дальности П-500 (боезапас 16 ракет, имели возможность оснащаться ядерной боевой частью), две двухорудийные универсальные пушечные установки АК-726, противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (имел возможность употребляться для поражения как надводных, так и подводных целей, оснащался лишь ядерной боевой частью), реактивные бомбометы РБУ-600 а также два пятитрубных торпедных аппарата.

Зенитные средства самообороны были представлены ракетными комплексами «Оса» и «Шторм-М» и шестиствольными пушечными установками АК-630. Перечисленный комплекс оружия на момент создания корабля был одним из самых (если не самым) замечательных в мире и превзойден на советском флоте лишь с возникновением крейсеров проекта 1164 «Атлант» и их более больших ядерных собратьев проекта 1144 «Орлан». Неудивительно, что по окончании опробований принятия Базальта и ударного «комплекса» на вооружение «Киев» был переклассифицирован из «противолодочного с авиационным оружием» в «тяжелый авианесущий».

направляться подчернуть, что эти перипетии касались отечественного взора на суда — за границей они в большинстве справочников классифицировались легко как авианосцы. Данный факт является дополнительным подтверждением того, что официальное наименование отечественных авианесущих судов крейсерами не связано с жаждой обеспечить вольный проход через черноморские проливы — с позиций буквы конвенции Монтрё если не «Киев», то «Адмирал Кузнецов», «недостроенный» Ульяновск и «Варяг» совсем конкретно рассматривались как авианосцы.

В то время вопрос прохода через проливы авианосцев черноморских стран был прописан не хватает четко и трактовался Турцией в пользу СССР. Лишь пара лет назад МИД Турции объяснил, что отныне авианосцы причерноморских стран также не имеют права проходить через проливы.

В будущем оружие в серии оптимизировалось. В случае если «Минск», переданный флоту в сентябре 1978 года, в общем и целом был копией «Киева», с трансформациями, каковые возможно разглядывать как «работу над неточностями», то сданный в первой половине 80-ых годов XX века «Новороссийск» отличался достаточно значительно. Так, было решено отказаться от второго боекомплекта комплекса «Базальт» — трудоемкая перезарядка занимала до четырех часов, и было решено, что в настоящей обстановке на это не окажется времени.

Вместо него был размещен дополнительный запас авиатоплива. Не был установлен ЗРК «Оса-М» — планировалось заменить его на «Кинжал», но промышленность не сдала его своевременно. Отказались от совсем архаичных торпедных аппаратов.

Обновлено было и радиоэлектронное оборудование.

Авианосец «Викрамадитья» (переоборудованный авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») в Северодвинске.
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Задержала сдачу корабля неудачная мысль с размещением под тремя взлетными площадками газоотводящих устройств — считалось, что у перспективных Як-41 температура выхлопных газов будет больше. Сперва врезка их на практически готовый корабль, а позже еще одна перепланировка с размещением вместо газоводов разных запасных помещений задержали сдачу корабля более чем на год.

Четвертый корабль в серии — «Баку», сданный во второй половине 80-ых годов XX века, отличался уже столь существенно, что время от времени выделяется в отдельный подтип. Была уменьшена протяженность надстройки и увеличена площадь полетной палубы, усилена комплекс вооружения и конструктивная защита корабля. Так, количество пусковых установок комплекса «Базальт» увеличили до 12, калибр орудийных установок — до 100 мм, наконец установили ЗРК «Кинжал» вместо «Осы» и «Шторма-М». Отказались от противолодочного комплекса «Вихрь».

На «Баку» отрабатывались многие новшества, каковые планировалось внедрять в будущем на авианосцах, предназначенных для базирования самолетов горизонтального взлета. Одним из увлекательных опытов было покрытие надстройки многослойным радиопоглощающим материалом.

Опыт вертикального взлета

Авиагруппа «Кречетов» была представлена 36 летательными аппаратами — вертолетами семейств Ка-25 и Ка-27 и СВВП Як-38/38М. Они занимали приблизительно однообразные площади, исходя из этого принято вычислять, что комплектоваться имели возможность в любом соотношении — в зависимости от планируемых задач. «Емкость» корабля определялась по вместимости ангара — все 36 имели возможность убираться с палубы. В то время, когда говорят о «сотне и более» вертолётов и самолётов на авианосцах типа «Нимиц», направляться иметь в виду, что части из них места под палубой не хватит, и в действительности оперируют авиагруппами намного меньшего размера.

Главным яблоком раздора при современной оценке проекта 1143 как совокупности оружия являются штурмовики семейства Як-38, о которых редко говорят что-то хорошее. В случае если покинуть за скобками «детские заболевания» и высокую возможность аварий, в большинстве случаев, все сводится к утверждению, что дозвуковой самолет со не сильный оружием и довольно маленьким радиусом действия не нужен на корабле, оснащенном противокорабельными ракетами с дальностью действия до 500 километров.

Но ракеты комплекса «Базальт» на корабле были практически наперечет, и их недопустимо расходовать в противном случае, не считая как для залпового удара по соединению больших судов НАТО, прежде всего по американским авианосным ударным соединениям. Ракеты комплекса «Вихрь» кроме этого способны поражать надводные цели, но оснащаются лишь ядерными боевыми частями, что в известной степени ограничивает их использование.

В таковой ситуации требовалось средство для борьбы с некрупными надводными целями, от ракетных катеров до фрегатов, каковые в то время обычно не оснащались кроме того несложными ЗРК и представляли собой легкую цель для штурмовиков (но одновременно с этим большую опастность для корабля). Помимо этого, Як-38 имели возможность наносить действенные удары по наземным целям на прибрежных территориях, среди них и тактическими ядерными бомбами.

самая справедливой претензией к Як-38 есть его неприспособленность к борьбе с воздушными целями. Другими словами для ответа базисной задачи корабельной авиагруппы — ПВО соединения — самолеты «Киева» не доходили. Як-38 не был оснащен радаром и, как следствие, имел возможность обнаруживать и перехватывать воздушные цели лишь по целеуказанию РЛС корабля и в условиях хорошей видимости.

Для поражения воздушных целей в арсенале были лишь ракеты ближнего воздушного боя Р-60, отсутствовала по соображениям экономии массы кроме того встроенная авиапушка. Малая продолжительность полета не разрешала снабжать дежурство в воздухе. Польза «Яков» была разве что в том, дабы не разрешать патрульным самолетам без всяких последствий отслеживать перемещения крейсера, держась за пределами территории поражения корабельных ЗРК.

В любом случае в корне неверно переносить претензии к самолетам на корабль. Срок работы большого боевого корабля образовывает десятилетия, и заканчивает он ее обычно с совсем вторыми летательными аппаратами на борту. В этом замысле «Киеву» открыто не повезло: их активная работа закончилась с распадом СССР, именно в то время, когда проходил опробования перспективный палубный СВВП Як-141.

Сверхзвуковой, оснащенный радаром, ракетами средней дальности «воздух-воздух», противокорабельными и противорадиолокационными ракетами, он бы перевел возможности авиагрупп крейсеров на как следует другой уровень. Помимо этого, останься они на работе, они взяли бы и другие новшества — к примеру, вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31, что разрешил бы решить проблему обнаружения маловысотных целей на большом удалении. А от возможности модернизации на рубеже столетий с заменой громоздких «Базальтов» и другого оружия в носовой части на универсальные вертикальные пусковые установки дух: оказавшийся авианосец-корабль-арсенал был бы фактически совершенным средством поражения наземных целей в локальных конфликтах.

Вертолет Ка-31
Фото: Александр Поляков / РИА Новости

Но в действительности завершение работы четырех крейсеров в отечественном флоте было стремительным и очевидно преждевременным. В 90-е годы на поддержание в составе флота судов, опять ставших по сути противолодочными (Як-38 фактически прекратили эксплуатировать по окончании 1991 года, а Як-141 не довели до серии), денег очевидно не было — не хватало и на более необходимые.

Частично в этом вина флота: суда с 70-х годов помогали без береговой инфраструктуры, которая для них была лишь на Черном море, неизменно стоя на рейде, расходуя моторесурс и огромные средства. Неудивительно, что от них поспешили избавиться.

Но в большинстве случаев бессердечная к боевым судам отставка была достаточно милосердна к «Киевам». Разделке на металл подвергся лишь «Новороссийск». «Минск» и «Киев» в Китае «трудятся» музеями-развлекательными центрами.

оптимальнее сложилась будущее «Баку». Поменяв в первой половине 90-ых годов XX века имя на «Адмирал Горшков», он в 1994 поднялся на ремонт по окончании пожара. Быть может, из этого состояния он бы так и не вышел, но к кораблю показали интерес за границей. В 2004-2012 годах «Горшков» по заказу Индии прошел глубокую модернизацию для обеспечения базирования самолетов посадки и горизонтального взлёта, и с прошлого года есть флагманом ВМС Индии под именем «Викрамадитья».

Его авиагруппу составляют российские истребители МиГ-29К и вертолеты КБ Камова.

Характерной иллюстрацией того, как жизнь разбросала по миру наследие СССР, помогает то, что одним из основных соперников «Викрамадитьи» на море есть спроектированная в Невском проектно-конструкторском бюро и выстроенная на том же нулевом стапеле судостроительного завода в Николаеве «Рига», переименованная после этого в «Варяг», а сейчас в составе ВМС Народно-освободительной армии Китая носящая имя «Ляонин».

Самые необычные военные машины мира. Мортира \

Статьи, которые будут Вам интересны: