Первый корабль первого адмиралтейства

Первый корабль первого адмиралтейства

«Орёл» — первый русский двухпалубный армейский корабль — был выстроен во второй половине 60-ых годов семнадцатого века. Верфь заложили в селе Дединово, в 26 км от Коломны. Это место на левом берегу Оки при впадении в неё Москвы-реки стало первым русским адмиралтейством. Организатором постройки был выдающийся госдеятель того времени О.Л.

Ордин-Нащокин. Не обращая внимания на громадные проблемы с материалами и с рабочей силой, корабль удалось спустить на воду меньше чем через год -26 мая 1668 года. Но достроить его опоздали, и он зимовал на реке.

Весной 1669 года работы были возобновлены. 25 апреля вышел указ о краже кораблю заглавия «Орёл».

7 мая 1669 года не только «Орёл», но и строившиеся в один момент яхта и два шлюпа были снаряжены и вышли в плавание к месту назначения в Хвалынское (сейчас Каспийское) море. «Орёл» был укомплектован экипажем из 20 матросов и стрельцов и 35 офицеров. В августе эскадра кинула якоря на астраханском рейде. Сейчас в Поволжье шла крестьянская война под предводительством Стеньки Разина. Астрахань была занята восставшими.

Разинцы видели в эскадре оплот царской власти. Они захватили суда и сожгли их, опасаясь, что те будут использованы против восставших.

К сожалению, в архивах не сохранились чертежи «Орла». Но имеются информацию о размерах корабля: протяженность -около 25 м, ширина — около 6,3 м, осадка — 1,6 м. По этим очень скудным данным были составлены чертежи «Орла». Как мы знаем, что корабль относился к определённому типу, легендарному в голландском кораблестроении XVII века.

Это облегчило задачу. При разработке чертежей были приняты следующие размеры: протяженность по килю — 23,7 м, по ватерлинии — 25,5 м; ширина — 6,3 м; конструктивная осадка — 2,2 м.

Модель лучше строить в масштабе 1:100, тогда чертежи будет необходимо соответственно уменьшить.

Она будет соответствовать по единой Всесоюзной классификации моделей судов VIII группе настольных моделей классу Б, а по интернациональной классификации -«Навига»-С1. В случае если избрать масштаб 1:200, делать модель будет тяжелее, она начнёт относиться соответственно к классу А и С4.

1 — форштевень; 2 — нижний парус блинд; 3 — блинда-рей; 4 — бушприт; 5 — мачта на бушприте; 6-верхний парус блинд; 7 — фок; 8 — фок-мачта; 9 — фока-рей; 10 — фор-марс; 11 — фор-марсель; 12 — фор-стеньга; 13 — фор-марса-рей; 14 — грот; 15 — грот-мачта; 16 — грота-рей; 17 — грот-марс; 18 — грот-марсель; 19 — грот-стеньга; 20 — грот-марса-рей; 21 — бизань-мачта; 22 — крюйс-стеньга; 23 — крюйсель; 24 — крюйс-марсарей; 25 — бизань-рей; 26 — бизань; 27 — кормовые отличительные огни; 28 — ахтерштевень; 29 — галерея (штульцы); 30 — пушечные порты гондека; 31 — ванты; 32 — бегин-рей; 33, 34, 39, 45 — штаги; 35 — стеньванты; 36, 40 — брасы; 41 — булинь (грот-марса-булинь); 37, 42 — чиксы; 38 — юферсы; 46 — якорные клюзы; 47 — крамбол; 48 — становой якорь (2 шт.); 49 — бак; 50 — кабестан (шпиль); 51 — верхняя (основная) палуба; 52 — грузовые люки (и вентиляция); 53 — 6-аккумуляторная баркас; 54 — руслени; 55 — входной люк; 56 — кофель-планка; 57 — румпель; 58 — основная ватерлиния; 59 — гон-дек; 60 — кормовой флагшток; 61 — ют; 62 — 6-фунтовая пушка (6 шт.); 63 — 3-фунтовая пушка (10 шт.); 64 — каменный балласт; 65 — киль; 66 — грузовой трюм; 67 — усиленная обшивка (бархоуд); 68 — шпангоут; 69 — четырёхлапый якорь; 70 — утка фока-шкота; 71 — грота-гитовы

Из-за насыщенности чертежа (рис.

1) не удалось на каждой мачте дать целый стоячий и бегучий такелаж: к примеру, не продемонстрированы грота-штаги, грота-брасы и другие; их нужно наблюдать на той мачте, где они имеется, и повторять на вторых. Грота-гитовы, обозначенные поз. 71, служащие для уборки парусов, нужно делать на каждой мачте. С наветренной стороны не продемонстрированы бак-гордени, другие снасти и шкоты.

Внешний вид модели, её копийность в значительной степени зависят от окраски. Мачты, фальшборт и палубу изнутри красить не требуется: пускай останутся цвета древесины. Лишь покройте их бесцветным лаком, дабы обезопасисть от пыли.

Борт снаружи — коричневый; подводная часть — светлосерая, серо-жёлтая либо тёмная (смоляная); последнее для русской постройки характернее, так, по-видимому, и был окрашен «Орёл». Блоки, возможно, не красили, а вдруг красили, то в светло-серый цвет. Стоячий такелаж постоянно смолили, другими словами он был тёмный. Бегучий -некрашеная пенька.

Бархоуд, всевозможные релинги (перила), поручни, клюзы, княвдигед -чёрно-коричневые. Квартердек выше крюйс-русленей, транец -голубого либо зелёного цвета. Фигуры орлов, львов покрываются латунью «под золото»; марсы, дабы они лучше выделялись и придавали кораблю щеголеватый вид, покройте светло-серой краской.

Обязательно сделайте для модели футляр из плексигласа либо обычного стекла, что убережёт её от пыли.

С. ЛУЧИНИНОВ

Гото Предестинация первый российский линкор Петра Первого

Статьи, которые будут Вам интересны: