Первый корабль первого адмиралтейства
«Орёл» — первый русский двухпалубный армейский корабль — был выстроен во второй половине 60-ых годов семнадцатого века. Верфь заложили в селе Дединово, в 26 км от Коломны. Это место на левом берегу Оки при впадении в неё Москвы-реки стало первым русским адмиралтейством. Организатором постройки был выдающийся госдеятель того времени О.Л.
Ордин-Нащокин. Не обращая внимания на громадные проблемы с материалами и с рабочей силой, корабль удалось спустить на воду меньше чем через год -26 мая 1668 года. Но достроить его опоздали, и он зимовал на реке.
Весной 1669 года работы были возобновлены. 25 апреля вышел указ о краже кораблю заглавия «Орёл».
7 мая 1669 года не только «Орёл», но и строившиеся в один момент яхта и два шлюпа были снаряжены и вышли в плавание к месту назначения в Хвалынское (сейчас Каспийское) море. «Орёл» был укомплектован экипажем из 20 матросов и стрельцов и 35 офицеров. В августе эскадра кинула якоря на астраханском рейде. Сейчас в Поволжье шла крестьянская война под предводительством Стеньки Разина. Астрахань была занята восставшими.
Разинцы видели в эскадре оплот царской власти. Они захватили суда и сожгли их, опасаясь, что те будут использованы против восставших.
К сожалению, в архивах не сохранились чертежи «Орла». Но имеются информацию о размерах корабля: протяженность -около 25 м, ширина — около 6,3 м, осадка — 1,6 м. По этим очень скудным данным были составлены чертежи «Орла». Как мы знаем, что корабль относился к определённому типу, легендарному в голландском кораблестроении XVII века.
Это облегчило задачу. При разработке чертежей были приняты следующие размеры: протяженность по килю — 23,7 м, по ватерлинии — 25,5 м; ширина — 6,3 м; конструктивная осадка — 2,2 м.
Модель лучше строить в масштабе 1:100, тогда чертежи будет необходимо соответственно уменьшить.
Она будет соответствовать по единой Всесоюзной классификации моделей судов VIII группе настольных моделей классу Б, а по интернациональной классификации -«Навига»-С1. В случае если избрать масштаб 1:200, делать модель будет тяжелее, она начнёт относиться соответственно к классу А и С4.
1 — форштевень; 2 — нижний парус блинд; 3 — блинда-рей; 4 — бушприт; 5 — мачта на бушприте; 6-верхний парус блинд; 7 — фок; 8 — фок-мачта; 9 — фока-рей; 10 — фор-марс; 11 — фор-марсель; 12 — фор-стеньга; 13 — фор-марса-рей; 14 — грот; 15 — грот-мачта; 16 — грота-рей; 17 — грот-марс; 18 — грот-марсель; 19 — грот-стеньга; 20 — грот-марса-рей; 21 — бизань-мачта; 22 — крюйс-стеньга; 23 — крюйсель; 24 — крюйс-марсарей; 25 — бизань-рей; 26 — бизань; 27 — кормовые отличительные огни; 28 — ахтерштевень; 29 — галерея (штульцы); 30 — пушечные порты гондека; 31 — ванты; 32 — бегин-рей; 33, 34, 39, 45 — штаги; 35 — стеньванты; 36, 40 — брасы; 41 — булинь (грот-марса-булинь); 37, 42 — чиксы; 38 — юферсы; 46 — якорные клюзы; 47 — крамбол; 48 — становой якорь (2 шт.); 49 — бак; 50 — кабестан (шпиль); 51 — верхняя (основная) палуба; 52 — грузовые люки (и вентиляция); 53 — 6-аккумуляторная баркас; 54 — руслени; 55 — входной люк; 56 — кофель-планка; 57 — румпель; 58 — основная ватерлиния; 59 — гон-дек; 60 — кормовой флагшток; 61 — ют; 62 — 6-фунтовая пушка (6 шт.); 63 — 3-фунтовая пушка (10 шт.); 64 — каменный балласт; 65 — киль; 66 — грузовой трюм; 67 — усиленная обшивка (бархоуд); 68 — шпангоут; 69 — четырёхлапый якорь; 70 — утка фока-шкота; 71 — грота-гитовы
Из-за насыщенности чертежа (рис.
1) не удалось на каждой мачте дать целый стоячий и бегучий такелаж: к примеру, не продемонстрированы грота-штаги, грота-брасы и другие; их нужно наблюдать на той мачте, где они имеется, и повторять на вторых. Грота-гитовы, обозначенные поз. 71, служащие для уборки парусов, нужно делать на каждой мачте. С наветренной стороны не продемонстрированы бак-гордени, другие снасти и шкоты.
Внешний вид модели, её копийность в значительной степени зависят от окраски. Мачты, фальшборт и палубу изнутри красить не требуется: пускай останутся цвета древесины. Лишь покройте их бесцветным лаком, дабы обезопасисть от пыли.
Борт снаружи — коричневый; подводная часть — светлосерая, серо-жёлтая либо тёмная (смоляная); последнее для русской постройки характернее, так, по-видимому, и был окрашен «Орёл». Блоки, возможно, не красили, а вдруг красили, то в светло-серый цвет. Стоячий такелаж постоянно смолили, другими словами он был тёмный. Бегучий -некрашеная пенька.
Бархоуд, всевозможные релинги (перила), поручни, клюзы, княвдигед -чёрно-коричневые. Квартердек выше крюйс-русленей, транец -голубого либо зелёного цвета. Фигуры орлов, львов покрываются латунью «под золото»; марсы, дабы они лучше выделялись и придавали кораблю щеголеватый вид, покройте светло-серой краской.
Обязательно сделайте для модели футляр из плексигласа либо обычного стекла, что убережёт её от пыли.
С. ЛУЧИНИНОВ