«Пигмей», «сирена», «тритон» сделано в ссср

«Пигмей», «сирена», «тритон» сделано в ссср

В 1921 — 1939 годах в Ленинграде действовало Особенное техническое бюро по армейским изобретениям (ОстехБюро), его управлял инженер В.И.Бекаури. В первой половине 30-ых годов XX века в 1-м отделе ОстехБюро была организована несколько, занимающаяся подводными лодками. Первым её проектом, воплощённым в металл, стала сверхмалая подлодка АПСС (аэроподводный самодвижущийся боеприпас), представлявшая собой однокорпусную лодку-торпеду водоизмещением 8,5 тонны.

АПСС управлялась по радио (УКВ и ДВ) при визуальном слежении с самолёта либо корабля. Предусматривалась возможность и ручного управления.

Две лодки направляться были выстроены в 1935 и 1936 годах ленинградским судостроительно-механическим заводом №196 «Судомех». На вооружение их не приняли, а перед началом ВОВ оба примера разобрали.

Следующая подлодка ОстехБюро стала называться АПЛ (аэроподводная лодка).

Первоначально её также проектировали как радиоуправляемый боеприпас. В будущем проект дорабатывался в сверхмалую подлодку с экипажем. Данной лодкой занималась несколько инженеров во главе с Ф.В. Щукиным. К августу 1935 года на заводе № 196 «Судомех» был изготовлен опытный образец однокорпусной подлодки водоизмещением 18 тысячь киллограм с двумя 457-мм бортовыми торпедными аппаратами открытого типа и экипажем из четырёх человек.

В августе 1935 года АПЛ вышла на заводские опробования в Ораниенбауме. Было совершено пара выходов в Финский залив. В ноябре 1935 года по железной дороге сверхмалую подлодку, взявшую условное обозначение «Пигмей», доставили в Балаклаву, на Севастопольскую базу ОстехБюро для приёмо-сдаточных опробований. Но ещё до их начала нарком обороны подписал приказ о постройке 10 серийных АПЛ, но дело продвигалось очень медлительно.

ОстехБюро по частям выдавало заводу № 196 проектную документацию на «пигмеев», а завод желал взять полный проект. Только в августе 1936 года на заводе № 196 под управлением инженера АН. Щеглова начали строить головную подлодку серии.

А тем временем в Балаклаве бригада рабочих «Судомеха» под управлением К.А. Щукина и В.А. Шебалина доводила АПЛ до кондиций, требуемых флотом.

Опробования начались в октябре 1936 года и проводились в режиме особенной секретности в Карантинной бухте в основном ночью.

В декабре начальник лодки лейтенант Б.А. Успенский обратился к главе морских сил с предложением прекратить опробования. Условия обитаемости на лодке были только тяжёлыми, любой выход сопровождался неполадками техники.

Рассогласование электромотора с линией вала приводило к сильным вибрациям, а магнитный компас, из-за близкой прокладки электрического кабеля, давал неточность до 36°. Экспериментальный дизель очень сильно дымил и грелся, грохот его был слышен на пара миль, а электромотор по окончании единичных выходов . При опробованиях торпедных аппаратов на первой торпеде при выстреле не взвёлся курок, и она утонула.

Вторая торпеда при выстреле задела корпус лодки и перешла на циркуляцию, чуть не поразив на следующем витке саму АПЛ.

В осеннюю пору 1937 года госкомиссия признала сверхмалую лодку не пригодной для приёмки.

Непременно, строительство надёжных и действенных сверхмалых лодок требует не только инициативы инженерных коллективов, а обширного опыта подводного судостроения.

Но основной обстоятельством прекращения работ стало то, что в конце 1937 — начале 1938 года органы НКВД арестовали практически всех ведущих экспертов ОстехБюро. 23 февраля 1938 года Щукина расстреляли.

Затем АПЛ разукомплектовали и перевезли из Балаклавы на испытательную базу морского оружия в Феодосии. Летом 1942 года она появилась в руках немцев.

В августе 1942 года лодку осматривали в Феодосии итальянские подводники из 110-й эскадры сверхмалых подводных лодок. В итальянских архивах сохранилось пара фотографий «Пигмея».

Подлодка «Тритон-2» на оружейном дворе Военно-исторического музея ТОФ во Владивостоке

Лодка «Тритон-114» на параде. В простых условиях при транспортировке водолазы в лодке не сидели, и белые броские полосы на рули и корпус не наносились

По окончании освобождения Крыма «Пигмея» нигде не нашли. Исчезновение лодки много лет было покрыто тайной. И лишь в 1980-х годах вблизи Феодосии (44°56’22»N, 35°25’43»Е) на глубине около 50 метров дайверы нашли малоизвестную сверхмалую подводную лодку. По-видимому, при отступлении немцы решили не оставлять субмарину советским армиям, а просто вывели её в море и затопили.

Продолжая разговор о первых сверхмалых лодках, нельзя не упомянуть, что во второй половине 40-ых годов двадцатого века в Ленинграде на заводе № 196 «Судомех» испытывалась трофейная германская лодка «Зеехунд», адаптированная для потребностей ВМФ. Предстоящего продолжения работы не имели.

СОЗДАНИЕ отрядом специального назначения

22 октября 1938 года на Тихоокеанском флоте было совершено учение, на протяжении которого подводные диверсанты десантировались через торпедный аппарат подлодки Щ-112.

В соответствии с сценарию, боевые пловцы проделали проход в противолодочной сети в бухте Улисс, а позже скрытно вышли на берег, где совершили показательную диверсионную акцию. Затем они возвратились на подводную лодку, ожидавшую их на грунте, и ушли в базу. Учения прошли безупречно, но аналогичных заданий в годы войны отечественные боевые пловцы не делали.

О подводном отряд специального назначения отыскали в памяти в первой половине пятидесятых годов.

24 июня 1953 года директивой главы ГШ ВМФ СССР в составе Черноморского флота было организовано подразделение подводных диверсантов, первым начальником которого стал капитан 1 ранга Е.В.Яковлев. В октябре 1954-го подобное подразделение было создано на Балтике. В марте 1955 года подводные диверсанты показались в составе Тихоокеанского флота, в ноябре -в составе Северного флота.

Появилась необходимость в особой технике, в подводных транспортировщиках, каковые разрешили бы спецназовцам скрытно и скоро выходить в район атаки и доставлять нужные грузы. Ничего аналогичного у советского ВМФ в то время не было.

«СИРЕНА»

8 января 1958 года руководство ВМФ решило о создании средства доставки водолазов. В апреле разработку аппарата для транспортировки легководолазов выполнило ЦКБ-50. В августе того же года в Каспийске был испытан и принят на вооружение двухместный транспортёр легководолазов «Тритон».

Всего до 1966 года в ВМФ поступило 2 умелых и 16 серийных аппаратов данного типа.

Параллельно разработку подобного проекта вёл ленинградский кораблестроительный университет, а строил — ленинградский завод № 151 «Двигатель». К июлю 1958 года готовься макетный пример двухместного подводного аппарата «Сирена».

Первая «Сирена» была изготовлена на базе трофейной германской торпеды G-7Е.

Акт лабораторных опробований самоходного аппарата «Сирена» в бассейне, а после этого в морских условиях был подписан 5 ноября 1958 года. Спецлаборатории поручалось устранить отмеченные недочёты и создать приспособления для выпуска самоходного аппарата «Сирена» с водолазами на борту из торпедного аппарата подлодки с глубин до двадцати метров.

В то время, когда Музей военно-морского флота в Гдыне организовывает мобильные выставки, единственный сохранившийся экземпляр лодки Blotniak перевозится на таком прицепе

Изображение в рекламном проспекте аппарата «Марина» (гражданская конверсия «Сирены»):

протяженность 7,8 м, ширина 0,6 м, масса 900 кг, скорость хода до 4 узлов

Югославская лодка R2-M — аналог «Тритон-1М» из Хорватии

Повторные заводские опробования двух опытных образцов «Сирена» в июле -сентябре 1959 года недалеко от Каспийска и национальные опробования в декабре 1959 года в Феодосии распознали неудобство кабин при долгом перемещении. Решено было национальные опробования не засчитывать, улучшить обитаемость, устранить недочёты и заказать установочную партию из 10 аппаратов.

В феврале — апреле 1960 года проходили опробования на обитаемость опытного образца «Сирены» в бассейне.

Выводы были неутешительны:

— кабина через чур тесна, перемещения легководолазов затруднены, наступает охлаждение и быстрое утомление;

— экипаж не всегда может самостоятельно открыть либо закрыть крышку кабины, при закрытой крышке тяжело переключиться с личного дыхательного аппарата на стационарную совокупность, и напротив;

— при температуре воды ниже 6°С нахождение в кабине более 1 ч 40 мин ведет к переохлаждению.

По окончании опробований металлическая обшивка средней части «Сирены» заменена на алюминиево-магниевый сплав.

Изготовление установочной партии из 10 аппаратов перенесли на 1962 год. В августе — сентябре 1962 года недалеко от Феодосии была совершена приёмка трёх опытных образцов «сирен» с проверкой выпуска их из подлодки без хода и на ходу в позиционном и подводном положении на глубине до 20 метров.

По окончании опробований аппараты «Сирена» были возвращены на ревизию и доработку механизмов с последующей отправкой в части отряд специального назначения для применения в боевой подготовке.

Доработка подводных транспортировщиков закончилась в мае 1963 года. В июне — июле в Рижском заливе в районе Усть-Двинска были совершены опыты по выпуску «сирен» из аппаратов подводных лодок на ходу с водолазами на борту в подводном положении. 29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение.

К 1966 году в боевом составе ВМФ было 12 буксировщиков «Сирена»: 3 — на КТОФ, 4 -в ДКБФ и 5 — на КЧФ.

В 1960-1962 годах велись работы по созданию улучшенных аппаратов «Сирена-У» в двух вариантах:

— «Сирена-УТ» с тепловой энергетической установкой на перекиси водорода;

— «Сирена-УЭ» с электросиловой энергетической установкой.

В новых примерах был сделан последовательность усовершенствований, а также по размещению водолазов в кабинах.

Развитие взял лишь аппарат с электродвигателем.

В октябре 1963 года в районе о. Березань были совершены опробования стабилизатора глубины СГ-ПАМ на аппарате «Сирена-У». Стабилизатор снабжал надёжное удержание транспортёра на заданной глубине. Но аппарат всё-таки был далёк от совершенства.

В июне 1971 года на 1-м полигоне ВМФ в заливе Хара-Лахт были произведены замеры шумности транспортировщика «Сирена-1», а в июле того же года на торпедном полигоне в Феодосии совершили замеры уровня подводного шума аппарата «Сирена-У». Оказалось, что уровень шумов транспортёра подводных диверсантов выше уровня шумов, издаваемых ядерными подлодками.

По окончании тщательной доработки аппарата экспертами завода «Двигатель» показался высокоэффективный и надёжный пример, названный «Сирена-УМЭ». Транспортёр «Сирена-УМЭ» деятельно предлагается к продаже на всех международных военных выставках, где участвует «Рособоронэкспорт».

«ТРИТОНЫ»

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века распоряжением первого помощника министра судостроительной индустрии СССР Центральному проектному бюро «Волна» было поручено провести работы по проекту сверх-малой подлодки для отряд специального назначения, названной «Тритон-2М». Строительство аппаратов поручили ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу.

Во второй половине 60-ых годов XX века было начато проектирование головного примера сверхмалой шестиместной подводной лодки-транспортировщика легководолазов «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1М», рассчитанного на двух человек.

Эскизный проект «Тритон-1М» был создан во второй половине 60-ых годов XX века. В апреле 1970 года конструкторский коллектив ЦПБ «Волна» начал разработку технической документации и рабочих чертежей на «Тритон-1М», которую в III квартале того же года передали на завод.

Аппараты «Сирена-УМЭ» на Четвёртом Интернациональном военно-морском Салоне МВМС-2009, 27 июня 2009 г.

В 1971-1972 годах на Ново-Адмиралтейском заводе были выстроены два первых умелых экземпляра «Тритон-1М». Швартовные опробования этих лодок были закончены в июле 1972 года, заводские ходовые опробования завершились 10 января 1973 года.

Национальные опробования проходили с 1 февраля по 9 июня 1973 года.

10 июня оба «Тритона» были поставлены на окраску и ревизию механизмов, по окончании чего 30 июня 1973 года был выполнен контрольный выход в море. В тот же сутки были подписаны приёмные акты на оба аппарата.

По окончании корректировки конструкторами документации и рабочих чертежей Ново-Адмиралтейский завод и Ленинградское Адмиралтейское объединение выстроили и передали ВМФ 32 подводные лодки типа «Тритон-1М».

«Тритон-1М» воображал собой сверхмалую подлодку «мокрого» типа, у которой отсутствовал прочный корпус для экипажа, и боевые пловцы во включённых личных дыхательных аппаратах пребывали в проницаемой для забортной воды кабине. Герметичные отсеки маленького размера на лодке предназначались для аккумуляторной батареи типа СЦ-300 и электродвигателя П32М в кормовой оконечности.

Корпус лодки изготавливался из алюминиево-магниевого сплава. Управление аппаратом осуществлялось при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической совокупности управления рулями КМ69-1.

В базе лодки «Тритон-1 М» хранились на кильблоках либо на транспортной платформе. Спуск на воду выполнялся при помощи грузового крана грузоподъёмностью не меньше 2 тысячь киллограм.

Эксплуатация лодок этого типа осуществлялась до конца 1980-х годов, по окончании чего они были по большей части списаны, а часть лодок появилась в музеях.

BLOTNIAK

Успешная сверхмалая лодка стала прародителем подобных совокупностей в социалистических государствах.

Югославская судостроительная компания «Бродосплит» в 1980-х годах начала производство двухместной сверхмалой подлодки типа R2-М, которая по собственной компоновке повторяла «Три-тон-1М». Югославская R2-М имеет водоизмещение обычное надводное в 1,4 тонны, длину 4,9 метра, развивает подводную скорость 4 узла и имеет дальность плавания до 18 миль.

К «родным» родственникам «Тритона» относится и польская одноместная сверхмалая подводная лодка Blotniak В155, созданная во второй половине 70-ых годов двадцатого века экспертами Высшего военно-морского училища в Гдыне и выпускавшаяся Исследовательским центром торпедного оружия ВМС Польши. Лодка состояла на вооружении польского подводного отряд специального назначения — FORMOZA. Подлодка разрабатывалась в двух вариантах — с сидячим и с лежачим положением оператора-водолаза.

Главным конструктором проекта был капитан-лейтенант Бегальский (J.Biegalski).

Предполагалось, что сверхмалая лодка Blotniak будет транспортироваться в район боевого применения подводными лодками на буксире либо надводными судами (лодки опускались на воду при помощи крана). Крайне редко подводную лодку возможно было «завозить» в воду при помощи транспортной тележки либо сбрасывать с борта транспортного вертолёта с высоты менее 5 метров.

на данный момент единственный экземпляр лодки находится в экспозиции музея военно-морского флота в Гдыне, но, и он не есть настоящим, помогавшим во флоте, а только реконструкцией с применением чудесным образом сохранившихся фрагментов.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ «ТРИТОН»

Лодки «Тритон-1М» созданы в далеком прошлом и не удовлетворяют требованиям, каковые предъявляются к лодкам данного класса.

Исходя из этого СПМБМ «Малахит» создал модернизированный вариант лодки, сохранивший обозначение «Тритон-1М».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ

Модернизированный «Тритон-1М» запланирован на двух человек и имеет автономность плавания 6 часов, а скорость — до 6 узлов.

Глубина погружения данной мини-субмарины образовывает около 40 метров и определяется не прочностью отсеков самой подлодки, а возможностью дыхательной совокупности, применяемой водолазами. Обводы корпуса выполнены более плавными, что разрешает ему развивать громадную скорость хода при меньших затратах электричества.

Аккумуляторная батарея как источник энергии на модернизированных вариантах сохранилась, но сейчас разработчики разглядывают не только серебряно-цинковые либо кислотные аккумуляторные батареи, но и литиевые.

Разумеется, что отечественные сверхмалые подводные лодки находятся в полной мере «на уровне» мировых образцов и являются весомый компонент в совокупности военно-морских оружий.

Сделано в СССР. ЗРК «Бук»

Статьи, которые будут Вам интересны: