Питер конноли о кельтах-всадниках (часть 5) — «военные действия»

В собственной работе «Рим и Древняя Греция в войнах» Питер Конноли довольно часто ссылается на древних авторов и, например, на Полибия. А тот в собственном сообщении о событиях, каковые предшествовали сражению при Теламоне, информирует, что в армии у галлов было 20 000 конницы и еще множество колесниц. Кстати, это последнее упоминание о действиях боевых колесниц на территории континентальной Европы.

Не смотря на то, что позже онипоявляются снова, но лишь уже в 55 г. до н.э. на протяжении вторжения Цезаря на территорию Британии. Диодор информирует, что в эти колесницы были запряжены две лошади, и они имели возможность нести воина и возницу, другими словами все подобное колесницам у древних египтян. На протяжении битве солдат сперва бросал с нее дротики (и, по всей видимости, их в том месте у него был громадной запас, а не два и не три!), по окончании чего сходил с нее на землю и сражался пешим.

Приблизительно кроме этого выглядит и рассказ Цезаря о колесницах, каковые он видел в Британии. Оба автора отмечают одну важную подробность: и в том месте, и в Европе колесницы использовались против конницы. Помимо этого разумеется, что сражаться при помощи колесниц против пехоты возможно лишь в том случае, если они употреблялись в роли застрельщиков вместо тех же велитов у римлян. Подъехали, дротиками во неприятеля побросались и в тыл!

Цезарь восхищается мастерством галльских колесничих. Он говорит о солдатах, каковые пробегали по дышлу и поднимались на ярмо, причем делали это на ходу!

Питер конноли о кельтах-всадниках (часть 5) - «военные действия»
Колесничие-реэнекторы из Франции. На что не отправишься, дабы хотя бы время от времени, но ощутить себя древним кельтом!

Что касается археологических монументов, то пара погребений с колесницами отыскано во Франции. К сожалению, больше половины перед тем, как поместить в могилу, разобрали, но, не обращая внимания на это, в них сохранилось большое количество железных подробностей. Среди них имеется крепления для постромок. Их протяженность говорит о том, что они крепились конкретно к оси. В таком положении их и нашли в могилах.

Кольца, размешавшиеся на уровне груди лошади, пристегивали, возможно, к подпруге и применяли для направления этих постромок. Имеется в этих погребениях другие подробности, к примеру, кольца и колёсные чеки для вожжей, каковые прикреплялись к ярму. В озере Ла-Тен нашли отлично сохранившееся одно колесо и ярмо с металлическим ободом. Другими словами прочность колес колесниц кельтов была на уровне отечественных телег.

Что, кстати, говорит о большом уровне развития разработки. Так как таковой обод нужно выковать, после этого надеть на колесо так, дабы он с него не упал, соединить (и весьма прочно!) оба его финиша! Все это лишь думается несложным, а в действительности требует отработанных умений и навыков! Нашли кроме этого конскую маску с рогами.

Весьма увлекательная находка, вот лишь использовалась ли она лишь на лошадях, запряженных в колесницы, либо ими пользовались кроме этого и наездники?

Конская кельтская маска с рогами. Музей Шотландии, Эдинбург.
Еще совсем сравнительно не так давно вид кельтской колесницы возможно было вернуть лишь по изображениям на монетах. Причем показательно, что все они имеют боковые стены, составленные из двух полукругов. Но позже, как об этом информирует Конноли в Падуе, в северной части Италии, нашли каменное надгробие с изображением колесницы, двух людей на ней к тому же щита, уложенного на бок.

Обе полукруглые боковые стены на этом рельефе изображены так, что видны спереди щита, и это может именно означать лишь то, что пребывали они по бокам, и играли роль необычного ограждения! Не смотря на то, что такая форма и думается мало необычной, находки археологов это подтверждают. Не смотря на то, что, само собой разумеется, что им мешало сделать ограждение из прямоугольных брусьев? Расстояние между колесами в колесницах из французских захоронений немногим больше метра.

Это намного меньше, чем у кипрской колесницы (от 1,3 до 1,7 м), на которой воин и возница находились бок о бок. А раз так, то получается, что кельтский солдат стоял на колеснице сзади возницы, как это прекрасно видно и на монете Гостилия. Действительно, это требует и большей длины колесницы и более долгого ограждения ее сторон.

Быть может, что такая протяженность нужна была чтобы возможно было транспортировать в колеснице раненого солдата, другими словами применять ее и как транспортное средство для вывоза трофеев и эвакуации пострадавших?! Примечательно, что колеса кельтских колесниц имели и по семь, и по десять спиц, в то время как египетские в большинстве случаев шесть!

Бреннус жжет Дельфы в 279 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда. Щит, очевидно, мелок!

Примечательно, что наездники у большинства народов упоминаются вместе с колесницами. Но им в эпосе внимания фактически совсем не уделяется! Отыщем в памяти «Илиаду» Одиссей – и Гомера, и многие другие ахейцы продемонстрированы в ней умелыми наездниками, но… сражаются в том месте все на колесницах, то восходят на них, то сходят, то цепляют к ним павших и волокут по земле в целях глумления. Наездники так не поступают, ну так так как про них ничего и не написано!

Наездники упоминаются и в куда более объемной, если сравнивать с «Илиадой» «Махабхарате» – их в ней насчитываются тысячи! Но… все главные храбрецы сражаются только на колесницах, ну и еще на слонах!

Кельт (слева) сражается с древним германцем (справа), ок. 100 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.
Обстоятельство для того чтобы пиетета, по всей видимости, в инерции людской сознания. Начиналось все с колесниц, и память о них пережила века, а вот наездники в то время, в то время, когда создавались эти произведения, были уже обыденностью и… никакого интереса у авторов не вызывали!

Кельтские удила. Музей Шотландии, Эдинбург.

Но сразу после завоевания Галлии римлянами кельтские наездники стали играть ключевую роль в римской армии. Не смотря на то, что имеется вывод, что настоящей конницы, как таковой, у кельтов именно и не было, и что перед боем они сходили с коней и сражались как пехотинцы. Совершенно верно кроме этого, к примеру, поступали кельты, испанцы и римляне в сражении при Каннах (216 г. до н.э).

Не смотря на то, что иначе у этого могла быть и такая обстоятельство, как очевидная дефицит места, поскольку всем известно, какая в данной битве была скученность. Замечание Ганнибала, записанное у Ливия, дает основание вычислять, что простой практикой такое все-таки не предусматривалось: в то время, когда карфагенский полководец услышал, что Павл приказал собственной коннице спешиться, то он заявил, что с таким же успехом ее солдат возможно было бы вести в бой, одев на них цепи.

Кельты в сражении. РисунокДж.Рава

Это его высказывание говорит о бесполезности применения спешенной конницы в сражении и кроме этого о том, что люди того времени это осознавали. И да, в действительности: тяжело себе представить столь много спешившейся для сражения конницы. И куда наряду с этим они дели собственных коней?

Отвели в укрытие, как это делали американские драгуны в схватках с индейцами, как это показывается нам в вестернах?! К тому же о кельтской коннице, относящейся ко времени ранней империи, все время говорится, что она сражалась верхом. Так что необходимо осуществить вывод, что настоящая конница у кельтов существовала, но вооружена была самым различным оружием и представляла собой, вероятнее, казачью лаву, а не тех же ездящих драгун эры Петра Первого.

Кельтская боевая колесница. Реконструкция.

Отыскано много кельтских удил, большинство которых имеет трензельные кольца. Имеется скульптурное изображения наездника с круглым щитом очевидно не римским и не греческим и, следовательно, это кельтский конный щит. Кельты пользовались таким же седлом, что и римляне в эру империи.

Данный тип с раздвоенной передней и задней лукой, изображен на Гундеструпском котле и на монументе Юлия в Сен-Реми, что датируется финишем I в. до н.э. На нем изображена битва между римлянами и кельтами. Одна из лошадей упала и скинула наездника; это, должно быть, кельт, по причине того, что на триумфальных римских монументах римских воинов погибающими ни при каких обстоятельствах не изображали. Следовательно, седло с раздвоенными луками в собственности кельтам, а не римлянам.

На Гундеструпском котле прекрасно видны диски, которыми кельты украшали сбрую собственных лошадей. Пара таких дисков, сделанных из серебра, нашли в северной Италии; а римляне переняли у них после этого и данный обычай!

Кельтские солдаты сговариваются напасть на этрусский город. Северная Италия, 375 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Ответы на вопросы про одиннадцатую серию Рима

Статьи, которые будут Вам интересны: