Пятидюймовый снаряд уильяма маклина

Пятидюймовый снаряд уильяма маклина

Германские конструкторы ещё до Второй мировой приступили к разработке управляемых авиационных ракет класса «воздушное пространство — воздушное пространство». Доведённые до лётного состояния техническая документация и образцы «чудо-оружия» погибли под руинами фабрик, подготовленных к их серийному производству, по окончании налётов бомбардировщиков союзников в начале 1945 г.

К проектированию неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) американские эксперты приступили в 1940 г. В отличие от СССР и Германии, ВВС Соеденненых Штатов разглядывали НУРС как средство поражения наземных, постановки помех и надводных целей РЛС. На создание НУРС класса «воздушное пространство — воздушное пространство» в Соединённых Штатах обратили внимание в конце Второй мировой.

Для увеличения боевой эффективности при действии по воздушным целям осколочно-фугасная боевая часть (ОФБЧ) НУРС комплектовалась радиовзрывателем (РВ). В 1945 г. эксперта Национального бюро стандартов 1 (NBS 1) по неконтактным РВ — физика Уильяма Бердетта МакЛина направили на Артиллерийский испытательный полигон ВМС США (NOTS) в Чайна-Лейк.

Уильям Маклин, уроженец Англии, в 1939 г. закончил докторантуру Калифорнийского технологического университета.

За время работы в NBS 1 он показал себя как один из лучших инженеров-разработчиков РВ для зенитной артиллерии. Уильям МакЛин считал, что командировка займёт не больше двух месяцев, но он проработал в Чайна-Лейк 23 года. В 1954 г. его прописали техническим директором, подчёркивая его ведущую роль в формировании политики и программ, данной ответственной лаборатории ВМС США. Сейчас NOTS, а сейчас Центр оружия (ЦВ) ВМС США, занимался обобщением и изучением опыта войны с позиций науки и техники.

NOTS был многопрофильным учреждением, реализовавшим идеи в полномасштабные проекты и передававшим готовую продукцию клиенту «под ключ».

Тридцатиоднолетний МакЛин возглавил отделение авиационного артиллерийского оружия NOTS. В 1946 г. он самостоятельно приступил к работе над прицельной совокупностью для ракет класса «воздушное пространство — воздушное пространство».

Проанализировав связанные с данной совокупностью факторы, такие, как высота, скорость, маневрирование и ускорение самолёта, он сделал вывод о неосуществимости создания в те годы прицельной совокупности для НУРС, снабжающей поражение энергично маневрирующей воздушной цели. Оружие должно быть управляемым по окончании пуска.

По собственному опыту работы над радиолокационной совокупностью наведения планирующей бомбы ASM2 «Бэт» МакЛин осознавал, что подобное устройство не подходит для маленькой ракеты «воздушное пространство — воздушное пространство» — оно через чур тяжёлое и громоздкое. С данной позиции фотосопротивление (ФС), устойчиво улавливающее тепловое излучение самолёта-цели, будет по размерам сравнимым с гривенником, исходя из этого совокупность управления, выстроенная на его базе, хватит компактной и работоспособной.

На протяжении Второй мировой такая малогабаритная головка с гиростабилизированным ФС разрабатывалась по заказу ВМС США для управляемой бомбы по проекту «Дав» экспертами корпорации «Полароид» Леонардом Дионном и Рут Суит Сауир в Кембридже, штат Массачусетс.

В 1947 г. он приступил к разработке тепловой головки самонаведения (ТГСН).

Главной идеей, использованной при её создании, была гироскопическая стабилизация ротора-магнита, на оси вращения которого крепилось чувствительное ФС. Ось вращения гироскопа совпадала с продольной осью ракеты. Смещение источника теплового излучения относительно оси вращения гироскопа приводило к отклонению отражённого от сферического зеркала головки теплового луча от центра ФС.

Наряду с этим оно генерировало сигнал в катушке, окружавшей магнит, вынуждавший ось гироскопа двигаться в направлении источника тепла. Это означало постоянное отслеживание направления на самолёт-цель. Привод применял усиленный сигнал рассогласования для отклонения рулей, ускоряя разворот ракеты в направлении цели.

Для реализации данной идеи было рассмотрено пять вариантов ТГСН.

В следствии для предстоящей разработки выбрали вариант, в котором гироскоп практически зависел от скорости вращения ракеты около продольной оси. Он лучше вторых сохранял траекторию перемещения, а рули разворачивали ракету в точку встречи с целью. Сначала данный вариант рассматривался как второстепенный и его вспоминали, в то время, когда говорили о пропорциональном наведении на цель.

В 1949 г. Уильям Б. МакЛин представил управлению NOTS «Предложения по разработке ракеты с тепловой совокупностью наведения».

Слово «ракета» означало, по принятой в Соединенных Штатах терминологии, что МакЛин задумывал изделие не как дистанционоуправляемый самолет (БПЛА), а как артиллерийский снаряд — реактивный боеприпас. БПЛА предусматривает регулярные проверки и бережное обращение в ходе эксплуатации, в отличие от боеприпаса с упрощёнными правилами применения и хранения. Таковой подход к созданию ракеты означал, что она будет более прочной, несложной и надежной.

Уильям МакЛин предполагал, что цена его ракеты не превысит нескольких сотен американских долларов, что было особенно привлекательно на фоне управляемых ракет, создаваемых известными компаниями, стоившими в десятки раз дороже.

Из-за отсутствия полноценного финансирования МакЛин приступил к отработке собственной концепции с маленькой командой. Первые два года он применял внутренние фонды NOTS и деньги, выделенные ВМС на создание РВ.

Сейчас изобретатель выполнил работу по теме «Локальный взрыватель — проект 602», с обоснованием того, что ТГСН будет практически взрывателем, снабжающим сообщение ракеты с целью до его срабатывания. Более поздний отчёт о новом направлении изучения именовался «Возможности изучения 567».

Американская ракета класса «воздушное пространство — воздушное пространство» Sidewinder AIM-9M:

1 — стекло объектива ИК-головки самонаведения; 2 — управления и отсек самонаведения; 3 — руль; 4 — отверстия для сброса отработанного газа; 5 — окна лазерного неконтактного взрывателя; 6 — осколочно-фугасная боевая часть WDU-17/B; 7 — передний бугель; 8 — твердотопливный ракетный двигатель с пониженной дымностью Mk36. Mod.9; 9 — задний бугель; 10 — хомут среднего бугеля; 11 — бортовой электроразъём; 12 — ротор роллерона; 13 — крыло; 14 — отсек лазерного неконтактного взрывателя DSU-15; 15 — крышка эксплуатационного люка; 16 — стыковочный хомут фланцевого стыка отсеков; 17 — роллерон; 18 — шкала манометра совокупности охлаждения фотосопротивления; 19 — винт с внутренним шестигранником; 20 — стопор роллерона; 21 — сопло двигателя

Средства, выделяемые ВМС на разработку управляемых снарядов, сократили, и NOTS столкнулось с проблемой финансирования разработки ракеты, взявшей наименование NOTS — ААМ (боеприпас «воздушное пространство — воздушное пространство»). Сейчас Бюро ВМС по аэронавтике создавало управляемую ракету «Спэрроу», по концепции БПЛА. Уильям МакЛин умел увлекать собственными идеями необязательных ассистентов из техников и учёных NOTS.

МакЛин думал, что с хорошей совокупностью управления будет летать не только реактивный боеприпас, но кроме того амбарная дверь. Эти рассуждения со смущением близко к сердцу воспринял его аэродинамик Ли Яджилло: первая модель «Сайдуиндера» имела практически рули и прямоугольные крылья, и летала с ними достаточно прекрасно. В итоге, Яджилло взял верх, и в окончательном варианте крылья, и рули управляемого боеприпаса имели стреловидную переднюю кромку.

Проблему противодействия неконтролируемому стремительному вращению ракеты довольно продольной оси решил техник Сидней Крокетт. Он внес предложение установить узкий целый маховик — ротор гироскопа в каждом из четырёх элеронов, закреплённых на крыльях. Его устройство назвали роллероном.

Маховики имели зубцы по внешнему контуру, выступающие в воздушный поток, что вращал их с большой угловой скоростью. В случае если по окончании старта ракета начинала крениться, то роллерон машинально реагировал, вынуждая элероны отклонять воздушный поток в направлении против вращения, ограничивая угловую скорость крена.

Вторым превосходным конструктивным ответом была сбалансированность газового привода рулей «Сайдуиндера» с шарнирным моментом на них.

Предложенный МакЛином привод разрешил эту непростую проблему, созданную шарнирным моментом на рулях. На громадных скоростях либо малых высотах, в то время, когда аэродинамический шарнирный момент на рулях большой, руль отклонялся на маленький угол, а на низких скоростях либо громадных высотах аэродинамический шарнирный момент разрешал рулю отклоняться на больший угол.

Для предстоящей разработки управляемой ракеты необходимы были значительные средства, и команда МакЛина создала последовательность стратегий, помогающих убедить государственныхы служащих, от которых зависело финансирование. Одним из успешных приёмов была демонстрация возможности ТГСН сопровождать не только перемещение самолёта в небе, но и огонька сигареты в кабинете.

В 1951 г. адмирал Уильям С. Парсонс, помощник главы Артиллерийского бюро, посетил NOTS, МакЛин познакомил его с результатами работы собственной команды. Парсонс поддержал изобретателя: «Вы сделаете совокупность оружия». Практически сразу после этого визита разработчики взяли первую инвестицию в три миллиона долларов. Боеприпас взял официальное наименование XAAM-N-7 и фирменное — «Сайдуиндер», предложенное МакЛину его сотрудником Гилбертом Плэином.

Гремучая змея (Sidewinder), как и ТГСН, реагирует на тепловое излучение добычи.

МакЛин сам конструировал совокупность управления, но отработка других систем кроме этого потребовала важного подхода. В «Сайдуиндере» применили «тёплый» газовый привод.

Газ вырабатывался маленьким твердотопливным газогенератором (ГГ), из которого он частично охлаждённый и отфильтрованный подавался на турбину электрогенератора и на рулевые машинки, отклонявшие рули ракеты. Получение тёплого газа с заданными особенностями и отработка «тёплого» привода были весьма тяжёлой технической задачей. Не сходу удалось обеспечить надёжную работу совокупности в полёте, по окончании доводки её на лабораторном стенде.

Вторым успешным конструктивным ответом был выбор аэродинамической схемы «утка», разрешивший разместить в одном отсеке ТГСН, энергоблок и привод рулей.

Это разрешило отказаться от прокладки электрожгута по корпусу ракеты, уменьшило её мидель и повысило надёжность функционирования совокупности управления.

По окончании наземной отработки команда Уильяма Б. Маклина подошла к этапу лётных опробований.

Первый пуск «Сайдуиндера» выполнил участник боевых действий в Корее, лейтенант ВМС лётчик-испытатель Уолтер А. Ширра. Потом он стал имеет мировую известность как один из первых американских космонавтов, выполнивший три полёта в космос: 3 октября 1962 г. на космическом корабле (КК) «Мекьюри-8», 15 декабря 1965 г. на КК «Джемини-6» и 11 —22 октября 1968 г. на КК «Аполлон-7».

Ракеты семейства AIM-9

Команда Уильяма МакЛина трудилась с громадным энтузиазмом: неизменно возможно было видеть маленькое скопление машин на парковке NOTS — это были автомобили разработчиков «Сайдуиндера». В лаборатории всегда светились окна и не закрывались двери, и МакЛин постоянно находился с теми, кто трудился, довольно часто задерживаясь до двух часов ночи. Билл МакЛин трудился по выходным в домашней мастерской у себя в гараже.

Разумеется, в том месте появилось ещё одно уникальное конструктивное ответ, реализованное в ТГСН. К зеркалу позади крепился магнит-ротор, и, в то время, когда ток проходил по обмотке статора, данный магнит втягивался появлявшимся магнитным полем — и зеркало начинало вращаться вместе с ротором. Сейчас сам же поворачивающийся магнит-ротор переключал коллектором ток — он подавался на следующую обмотку — и без того, вращаясь, магнит подключал ток к очередной обмотке.

Обмотки размешались в корпусе ракеты, образуя статор электродвигателя, такое переключение употреблялось в синхронных двигателях популярных перед Второй мировой войны войной электропатефонов. Разумеется, применение несложных и уникальных ответов содействовало рождению преданий о гениальном физике Уильяме Б. МакЛине, что изобрёл ТГСН из деталей стиральной машины собственной жены Поли и того, что было под руками.

Физик Уорен Лежьер отзывался о ходе рабочего процесса команды «не по дням, а по часам». МакЛин не был диктатором, но не одобрял задержек и постоянно помнил о собственных указаниях. Он поощрял усовершенствование аппаратуры, разрешавшее приобретать стремительный ответ на появлявшиеся вопросы. Вместе с инженером Бобом Хаммером они сделали приспособление, отображавшее данные, передаваемую по 24 телеметрическим каналам, с борта летящей ракеты.

Изображение на «Хаммерограме» не в полной мере соответствовало действительности, но нужные эти приобретали через пара часов по окончании полёта. Исходя из этого довольно часто характеристики новых узлов «Сайдуиндера», созданных за один сутки, были известны посредством «Хаммерограма» на следующий.

В 1953 г. более двухсот сотрудников NOTS принимали участие в проекте, вместе с ними трудились в других промышленных корпорациях и государственных лабораториях.

Очередные неприятности устранялись, но работ по боеприпасу не стало меньше. В сентябре более дюжины пусков были неудачными.

Помощник МакЛина Говард Уилкокс распорядился шепетильно подготовить дваодинаковых «Сайдуиндера». По окончании пуска первого «Хаммерограм» продемонстрировал, что сигнал от цели был неожиданно потерян по окончании выключения порохового двигателя. Это показывало на то, что ось арретира гироскопа разрушилась при разгоне ракеты. На второй ракете установили арретир с усиленной осью.

Эту ракету запустили 11 сентября 1953 г. и она прошла в шести дюймах от самолёта-мишени, и Говард Уилкокс направил весточку в Бюро артиллерии в Вашингтон с сообщением о виртуальном попадании. В два часа ночи МакЛину к себе позвонил адмирал П.Д.Струп, военный и создатель начальник NOTS: он желал первым поздравить Уильяма.

Скоро поражение мишеней стали простым явлением.

Кое-какие специалисты утверждали, что пропорциональная совокупность наведения «Сайдуиндера» будет неустойчивой в конце полёта ракеты. Они были уверенный в подтасовке. Но ракета устойчиво наводились на маленький тепловой источник, установленный на финише крыла мишени. Уилкокс оценивал среднюю величину промаха «Сайдуиндера» по точечной цели в 1 — 2 дюйма.

ВВС Соеденненых Штатов финансировали разработку ракеты «Фэлкон» и не подозревали о существовании «Сайдуиндера».

Говард Уилкокс, возглавивший в тот момент проект, знал, что ВВС остро нуждаются в управляемых ракетах для защиты территории США. Он много раз пробовал обратить внимание ВВС на «Сайдуиндер». В итоге, ему удалось организовать неофициальную встречу с доктором наук Калифорнийского технологического университета Чарльзом Лауритсеном и ассистентом секретаря ВВС Тревором Гарднером. В ходе встречи в Пасадене МакЛин и Уилкокс подробно познакомили их с «Сайдуиндером».

Подводя итоги, Гарднер дал обещание, что он поручит специалистам ВВС изучить эти предложения и сделать нужные выводы, а собеседникам готовься к дуэли между «Сайдуиндером» и GAR-2 «Фэлконом».

Через пять месяцев показались обещанные выводы о том, что ВВС необходимы «сайдуиндеры», а для принятия решения нужно совершить сравнительные опробования пусками по радиоуправляемым самолётам-мишеням. Совершить опробования предлагалось на авиабазе ВВС Холломэн в Нью-Мехико.

12 июня 1955 г. несколько разработчиков «Сайдуиндера» с двумя реактивными истребителями, грузовиком и транспортным самолётом с телеметрическим оборудованием прибыла на Холломэн. Любой истребитель был укомплектован двумя пусковыми устройствами (ПУ) для «Сайдуиндера». У представителей ВВС округлились глаза, в то время, когда через четыре часа «сайдуиндеры» подготовили к применению, что было немыслимым результатом при проведении стандартной подготовки щекотливого «Фэлкона».

У куратора, полковника ВВС, глаза округлились ещё больше, в то время, когда он заметил заявку из двух строчков — на небольшой тестер и карманный фонарик для испытательного оборудования «Сайдуиндера».

Куратор пригласил разработчиков «Сайдуиндера» взглянуть на контрольное оборудование хьзовского «Фэлкона» — варианта GAR-2 с ТГСН: обилие шкал и циферблатов на двенадцатиметровой стенке проверочных стоек. «Фэлкон» с дюжинами радиоламп двигался на тележке на протяжении стоек по рельсам и останавливался на каждой позиции.

Внушительный вид оборудования подсказывал, что GAR-2 весьма капризная ракета.

Первый запущенный «Сайдундер» с инертной ОФБЧ попал прямо в сопло мишени и развалил её на куски. Рабочая группа внесли предложение следующий пуск «Сайдуиндера» выполнить по медлено пикирующей мишени над раскалёнными песками пустыни. «Сайдуиндер» опять поразил мишень.

Испытатель Глен Тирни так ликовал, что затянул пикирование и вышел на сверхзвук.

ВВС так же, как и прежде свысока наблюдали на XAAM-N-7, планируя поставить на место разработчиков из NOTS по окончании дополнительных опробований по боевому применению на высотах более 15 км. ВМС приняли вызов, и все шесть высотных ракетных мишеней были сбиты «сайдуиндерами».

Лётчики-испытатели докладывали, что ракеты наводились совершенно верно на цель.

В 1955 г. корпорация «Дженерал электрик» выпустила первые 240 ракет, под обозначением AAM-N-7 «Сайдуиндер 1». В 1956 г. их передапи авиации ВМС США для применения.

В текущем году к полномасштабному производству ракет подключилась компания «Форд Аэроспейс». Ракеты, выпускавшиеся с 1956 г., взяли шифр AAM-N-7 «Сайдуиндер 1А». По окончании трансформации совокупности обозначения ракет в 1963 г. эти модификации приобрели новые шифры: AIM-9A «Сайдуиндер 1» и AIM-9B «Сайдуиндер 1А» соответственно. В ВВС Соеденненых Штатов «Сайдуиндер 1А» эксплуатировался под шифром GAR-8.

До 1962 г. было произведено более 80000 ракет AIM-9B.

В боевых условиях «Сайдуиндер 1А» в первый раз применили через два года по окончании принятия их на вооружение. Сейчас отношения между КНР и Тайванем обострились. Иногда происходили столкновения с применением оружия. США поставили ВВС Тайваня партию истребителей F-86F «Сейбр», вооружённых GAR-8, дав применить их в боевой обстановке.

4 сентября 1958 г. эскадрилья тайваньских F-86F встретила в районе Вэньчжоу (провинция Чжэцзян) группу из 30 МиГ-17 ВВС КНР «Миги» нападали «сейбры», в ответ четыре F-86F преподнесли пилотам Народной Республики сюрприз, зашли им в хвост и выпустили восемь «сайдуиндеров 1А».

Четыре «мига», согласно заявлениям пилотов «сейбров», они сбили ракетами, еще шесть — бортовым оружием.

По официальным заявлениям китайских товарищей, они утратили 24 сентября один истребитель, и один МиГ-17 возвратился на собственный аэропорт с не взорвавшейся ракетой, застрявшей в планёре. Затем боя NOTS совершило срочные опробования «сайдуиндеров 1 А», поставленных ВВС Тайваня, для выяснения обстоятельств отказа. Обломки ракет, подобранные на китайской территории, передали советским экспертам, каковые их весьма шепетильно изучили.

В будущем на протяжении многих лет «сайдуиндеры» активно использовались в бессчётных локальных вооруженных конфликтах и оказали значительное влияние на формирование вида ракет класса «воздушное пространство — воздушное пространство» во многих государствах мира. Об их боевой эффективности существует богатая и противоречивая статистика.

Всего изготовили более 150000 «сайдундеров» 20 главных модификаций в Соединенных Штатах, в которых разработчик старался устранить распознанные за годы эксплуатации недочёты.

Еще 50 000 «сайдундеров» выстроено по пицензии в других государствах.

ТГСН А1М-9В имела низкую помехозащищённость, и вследствие этого не хорошо захватывала цели на поверхности земли и фоне облаков. Пуск под углом менее 20 градусов от направления на Солнце был неосуществим.

Большая перегрузка носителя при старте ограничивалась 2д, из-за громадной длины ракета была достаточно инертной, разрешая лётчику атакуемого самолёта своевременным энергичным манёвром сорвать наведение. Использование ракет на протяжении Вьетнамской войны продемонстрировало их низкую эффективность. В 1965 — 1968 гг. пилоты F-4С/D ВВС Соеденненых Штатов выпустили 175 АIМ-9В, сбив не меньше 28 МиГ-17.

В 1960-х гг. ракеты АIМ-9В под шифром АIМ-9В FGW.Mod.2 производись по лицензии западногерманской компанией «Бодензееверк Геретекник» (BGT), усовершенствовавшей ТГСН. Усовершенствование заключалось в применении окиси углерода для охлаждения ФС. 85 см3 баллон совокупности охлаждения разместили в приборном отсеке. Нужный количество изыскали в совокупности наведения, перейдя с радиоламп на полупроводники.

Время работы совокупности охлаждения достигало 2,5 ч при температуре наружного воздуха +20°С. Это разрешило расширить чувствительность ТГСН и уменьшить мертвую территорию в направлении на солнце до 5 градусов. В один момент улучшилась помехозащищённость ТГСН, возросла возможность выделения цели на фоне туч, освещённых солнцем, и в сложных метеоусловиях.

Одну из АIМ-9В FGW.Mod.2 похитили ночью 24 октября 1967 г. со склада на авиабазе в Нейбурге граждане ФРГ и реализовали советским разведслужбам.

Утром 16 ноября ракету доставили в аэропорт «Шереметьево» в грузовом отсеке рейсового самолёта «Люфтганзы». Пропажу ракеты на авиабазе нашли через день после похищения, а советские эксперты в очередной раз смогли подробно ознакомиться с направлением работ западных сотрудников в этом классе оружия.

Для боевого применения в сложных метеоусловиях палубного истребителя F-8 «Крусейдер» и неосуществимости размещения на нём БРЛС AN/APQ-72 для наведения ракет «Сперроу» была создана по заказу ВМС модификация «Сайдуиндера» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения AIM-9C и более замечательным рулевым приводом. В отличие от AIM-9B новую модификацию для подвески и упрощения транспортировки на носитель оснастили быстросъёмными рулями большей площади.

Пара сотен ракет AIM-9C применяли в противорадиолокационном варианте при отработке ракеты AGM-122A SideARM (ниссан блюберд Missile — противорадиолокационная ракета на базе «Сайдуиндера») для самолётов Корпуса морской пехоты США. Всего компания «Моторолла» в 1965-1967 гг. выпустила около 1000 AIM-9C, солидную часть которых потом переделали в AGM-122A.

AGM-122A воображала кардинально переработанную Центром оружия флота ВМС США в Чайна-Лэйк совместно с компанией «Моторолла» модификацию AIM-9C, оснащённую пассивной радиолокационной совокупностью наведения и активным РВ DSU-15. Двигатель Мк.17 и BЧ WDU-17 сохранили от AIM-9C. Доработанная совокупность управления выдавала при пуске ракеты на малой высоте команду на исполнение «горки».

Ракета AGM-122A предназначалась для подавления тактических совокупностей ПВО ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРК «Роланд» и «Оса».

Очередную модификацию AIM-9D создали на базе АIМ-9В,заменив ОФБЧ стержневой. Для улучшения манёвренности установили более замечательный рулевой привод. Для увеличения чувствительности ТГСН матрицу ФС стали охлаждать жидким азотом.

Для подвески и упрощения транспортировки на носитель ракету оснастили быстросъёмными рулями. В 1965 — 1969 гг «Моторолла» и «Райтеон» изготовили около 1000 штук AIM-9D.

Ракета AIM-9M

В конце 1960-х гг. на вооружение была принята ракета AIM-9E, специально разработанная для ВВС Соеденненых Штатов. Её создали на базе AIM-9B. Новый вариант ракеты был тяжелее на 4 кг и дольше на 170 мм. В ТГСН ввели для улучшения её чувствительности термоэлектрическое охлаждение ФС, увеличили угловую скорость слежения ТГСН за целью до 16,5 град./с и большой угол его отклонения. Помехозащищённость повысили, уменьшив поле зрения ТГСН. Ракету укомплектовали легкосъёмными рулями.

Снаружи данный вариант отличался конусной формой ТГСН. Около 5000 AIM-9B доработали в AIM-9E. Разновидностью данной модификации стала ракета AIM-9E-2, укомппектованная двигателем с меньшим дымлением.

АIМ-9G создали на базе АIМ-90. В ТГСН ввели устройство, снабжающее более стремительный захват цели. Все остальные блоки ракеты остались, как у АIМ-9D.

Предстоящим развитием ракеты АIМ-9G стала модификация АIМ-9Н. Бортовую аппаратуру выполнили на новой элементной базе: радиолампы заменили микросхемами. Это разрешило повысить надёжность ракеты и уменьшить её массу до 84 кг, и отказаться от ГГ и применять термическую батарею. Была увеличена скорость слежения ТГСН за целью, повышена мощность привода рулей, в следствии возросла манёвренность ракеты. Её оснастили новым двигателем Мк.36 mod.9.

Твёрдотопливную шашку выполнили с каналом трёхлучевого поперечного сечения. Сопло со большой степенью расширения отлили из стеклофенола. Корпус двигателя — из алюминиевого сплава. Дальность стрельбы ракет АIМ-9G и АIМ-9Н осталась такой же, как у базисной ракеты.

В 1977 г. на вооружение ВВС Соеденненых Штатов приняли ракету АIМ-9J. Она являлась улучшенным вариантом АIМ-9Е. В её аппаратуре радиолампы частично заменили микросхемами. Увеличили мощность привода рулей и до 40 с время работы ГГ.

Рули имеют излом по передней кромке. ОФБЧ и РВ — как у АIМ-9Е. Максимально допустимая перегрузка носителя при пуске — 7g.

Очередной модификацией по выводам из Вьетнамской войны была разрабатывавшаяся с 1971 г. ракета АIМ-9L. Матрицу ФС из сернистого свинца заменили более чувствительной из сурьмянистого индия. Это разрешило захватывать воздушные цели не только со стороны их задней, но и передней полусферы. В очередной раз подняли скорости слежения и максимальные углы отклонения ТГСН.

В ТГСН АIМ-9L установили независимую, аргонную криогенную совокупность охлаждения фотосопротивления. Баллон с аргоном поместили в корпусе ракеты, что разрешило подвешивать её на существующие пусковые устройства. У более ранних вариантов «Сайдуиндера» совокупность охлаждения пребывала в ПУ.

Бортовую аппаратуру выполнили на микросхемах. В качестве источника электричества применяли термическую батарею.

В первый раз в мире ракету этого класса оснастили лазерным взрывателем с излучающим фотодиодом на арсениде галлия и кремниевым приёмным.

В новой ОФБЧ осколки формировались из металлических стержней с предварительной насечкой, уложенных в два слоя. Для создания потока осколков инициирование подрыва выполнялось с обоих торцов заряда взрывчатого вещества (ВВ).

Дальность пуска увеличилась до 18 км. Ракету АIМ-9L приняли на вооружение в 1976 г. Производство её началось в 1978 г., компании «Филко-Форд», «Райтеон», BGT и «Мицубиси» изготовили более 16 000 АIМ-9L. Она очень удачно употреблялась британской авиацией в войне за Фолклендские острова в 1982 г.

Весной 1979 г. начались лётные опробования варианта ракеты АIМ-9М — модернизации АIМ-9L. Её укомплектовали двигателем с пониженной дымностью.

Независимая совокупность охлаждения ТГСН стала замкнутой, не требующей перезарядки хладагента. Повысили устойчивость ТГСН тепловым помехам и улучшили селекцию воздушных целей на фоне почвы. На вооружение АIМ-9М была принята в 1983 г.

Производство ракеты началось в 1982 г. и на сегодня компанией «Райтеон» произведено более 7000 штук. Ракета изготавливалась в подвариантах от АIМ-9М-1 до АIМ-9М-10. Главной текущей производственной версией являются АIМ-9М-8 (для ВМС США) и АIМ-9М-9 (для ВВС Соеденненых Штатов).

Ракета АIМ-9Р — более современная версия АIМ-9J, с улучшенными большей дальностью и манёвренными характеристиками. Бортовая аппаратура всецело выполнена на полупроводниках. На вооружение АIМ-9Р приняли в 1978 г. Известны следующие под-варианты данной модификации.

АIМ-9Р-1 комплектовалась активным оптическим взрывателем вместо пассивного инфракрасного.

На АIМ-9Р-2 установили двигатель с меньшей дымностью. АIМ-9Р-3 укомплектовали активным оптическим взрывателем, двигателем с меньшей дымностью и усовершенствованной ОФБЧ с новым ВВ и поражающими элементами. Новое ВВ было менее чувствительным к большим температурам и имело больший срок хранения.

Приводы рулей заменили более замечательными. АIМ-9Р-4 — доработанная АIМ-9Р-3 с все-ракурсной ТГСН, подобной ТГСН АIМ-9L. Если сравнивать с АIМ-9L тактико-технические характеристики ракеты АIМ-9Р-3 ниже (дальность пуска 11 км), но боевая эффективность одного порядка. На АIМ-9Р-5 запланированы доработки, направленные на увеличение помехоустойчивости ТГСН.

Разработка ракеты АIМ-9R осуществлялась ЦВ ВМС США как модификация АIМ-9М. Новая помехоустойчивая ГСН WGU-19 применяет стабилизированную в трёх плоскостях платформу с оптическим датчиком видимого диапазона. Датчик складывается из массива 256×256 чувствительных элементов из сурьмянистого индия либо имеющего громадную разрешающую свойство силиката кремния. Датчик помещён в контейнере, охлаждаемом аммиаком, для обеспечения устойчивой работы в диапазоне 4 мкм.

Видеосигнал, выдаваемый датчиком, оцифровывается и обрабатывается цифровым графическим процессором, что отслеживает цель и выдаёт нужные команды новому блоку совокупности управления, все остальные характеристики и элементы ракеты остались без трансформаций.

Одна из последних предположений «Сайдуиндера» — АIМ-9Х.

Главной целью данной модернизации есть создание для США главной ракеты с всеракурсной помехоустойчивой ТГСН нового поколения для ближнего высокоманёвренного воздушного боя, конкурентоспособной с подобными ракетами Р-73, К-74, АIМ-132 в мире. Двигатель ракеты оснащён устройством отклонения вектора тяги.

Не считая ракеты «Сайдуиндер» Уильям Бердетт МакЛин принимал участие в конце 1950-х гг. в тайной программе NOTSNIC, предусматривавшей создание мобильной авиационной совокупности ВМС США для запуска разведывательных спутников и космических перехватчиков. В качестве стартовой платформы для запуска многоступенчатой ракеты-носителя употреблялся палубный истребитель F-4D-1 «Скайрэй». Ракета-носитель длиной 4,38 м диаметром 0,76 м и массой 950 кг стартовала с F-4D-1 на высоте 12,5 км.

Кроме того с учётом массы самолёта-носителя NOTSNIC есть самой маленькой из всех известных совокупностей для запуска спутников. На космическом перехватчике употреблялась ТГСН от «Сайдуиндера». По окончании шести неудачных пусков летом 1958 г. программу закрыли.

Она положила начало американским космическим программам с воздушным стартом. Вторыми работами, выполненными МакЛином по заданиям ВМС США, были двухместная аппаратура и подводная лодка для работы с боевыми дельфинами. Погиб Уильям Б. МакЛин во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

В 2008 г. в составе ВМС США показался новый корабль обеспечения водоизмещением 42 000 т, что назвали в память об известном изобретателе — «Уильям Маклин».

Главные характеристики ракеты Sidewinder AIM-9M

Стартовая масса, кг ……………………77,8

Дальность стрельбы, км………………….18

Большая высота

поражения цели, км……………………….20

Скорость ракеты, м/с…………………….900

Большая скорость

Макс. перегрузка носителя

при запуске, g…………………………7

Масса ОФБЧ, кг……………………………….8,4

Двигатель……………….твердотопливный

Производитель………………..MTI/Hercules

Тип………………………………….Mk.36 Mod.9

Суммарный импульс, с………………3700

Время работы двигателя, с…………..2

Пятидюймовый телефон ZTE v967s

Статьи, которые будут Вам интересны: