Плавающие броневики для красной армии

Плавающие броневики для красной армии

Втридцатые годы прошлого века в Германии был издан справочник Хейгля «Танки», многие годы после этого пользовавшийся громадный популярностью у военных экспертов. Уже тогда в первом его разделе, касающемся задач, делаемых разными типами военной техники, отмечалось, что «бронеавтомобили благодаря их громадной быстроходности служат прежде всего для разведки», но чуть потом читаем: «при высокой подвижности по дорогам и громадном радиусе действия бронеавтомобили владеют только ограниченной проходимостью по местности» — и следовало бы добавить: «и никакой проходимостью при наличии водных рубежей».

Войсковые манёвры, часто проводимые в то время армиями различных государств, всё более убеждали их руководство в необходимости иметь боевые плавающие средства в подразделениях передовой разведки. Предпочтение наряду с этим отдавали броневикам, сознавая, что они должны быть приспособлены для исполнения определённых боевых задач.

У нас к военным плавающим бронеавтомобилям подошли через разведывательные дрезины.

Это был один из двух типов «ЖД боевых автомобилей», включённых Распоряжением Обороны и Совета Труда (№ 71 сс/о от 13 августа 1933 г.) на вторую пятилетку в совокупность бронетанкового оружия Рабочее-Крестьянской Красной Армии. В том месте же разъяснялось, что «разведывательная дрезина — бронеавтомобиль (обычный с бронемашиной)», но пара доработанный и поставленный на металлические колёса с ребордами. Назначением их были охранение и разведка ЖД пути.

По сути дела, это Распоряжение Принималось постфактум, поскольку кэтому времени уже имелись готовые образцы. Ещё в начале 1930-х гг. в стране начались работы по разработке таких современных автомобилей для автобронетанковых армий. В 1931 г. в техническом отделении экономического отдела ОГПУ Ленинградского военного округа на базе автомобиля «Форд-АА» была создана двухбашенная боевая автодрезина БАД-1 с бронированным корпусом неспециализированной массой 3,27 т. Её оружие составляли пять 7,62-мм пулемётов.

Экипаж дрезины — 4 человека.

Машина с 40-сильным двигателем имела возможность по рельсам развивать скорость чуть ли не до 100 км/ч, по шоссе скорость была скромнее — до сорока километров.

После этого тут же создали эскизный проект более замечательной бронемашины на шасси трёхосного неполноприводного грузовика «Форд-Тимкен».

В соответствии с этому проекту на ленинградском заводе «Коммунист» весной 1932 г. под управлением инженера Н.Обухова был изготовлен опытный образец бронеавтомобиля БАД-2. Разработчики высказали предположение, что машину возможно будет применять не только на железных дорогах, но и на простых, кроме того использовать как плавсредство, для чего им было нужно решать проблему герметичности корпуса.

И это далеко не всё.

Нужно было отыскать и воплотить в конструкцию не только оптимальное соотношение функциональных особенностей, но и преимуществ, свойственных и бронированным сухопутным автомобилям, и плавающим, без ущерба одних за счёт вторых. Причём при обеспечении главных черт тактикотехнического задания, касающихся, к примеру, массы автомобили, бронирования корпуса, состава оружия, её подвижности на суше и, в один момент, скорости и манёвренности перемещения на плаву.

К весне 1933 г. множество неприятностей было решено, и бронеавтомобиль БАД-2 был представлен на армейском первомайском параде в Ленинграде. На виду удивлённых горожан колёсная машина вошла в Неву и удачно форсировала реку.

Двухбашенная броневая автодрезина БАД-1.

Масса автомобили — 3,27 т. Оружие — 5 пулемётов калибра 7,62 мм

БАД-1. Вид спереди

Вид на корму с открытой задней дверью

Само собой разумеется, корпус плавающего броневика — всецело закрытый -имел катерные формы. Его страницы катаной стали — толщиной 4 — 6 мм -крепились к шасси болтами, но местами и сваркой; по бортам они были поставлены вертикально.

На крыше размещалась рубка боевого отделения (она же подбашенная коробка) с двумя башнями: передняя шестигранная коническая, вооружённая танковой 37-мм пушкой Б-3 (5К) и стоящая за ней — задняя с 7,62-мм пулемётом; такой же пулемёт Дегтярёва ДТ пребывал в шаровой опоре в лобовом странице корпуса. Главная башня имела круговой обстрел, задняя — только ограниченный сектор, равный 300°.

Пушка Б-3 имела длину ствола 45 клб.

Её бронебойные боеприпасы Б-160, имевшие массу 0,66 кг и начальную скорость 820 м/с, имели возможность на расстоянии 100 м при нулевом угле встречи пробить броню толщиной до 42 мм, на 500 м — до 35 мм и на 1000 м — до 28 мм. В случае если угол встречи составлял 30°, то пробиваемость на тех же дальностях составляла соответственно 34 мм, 28 мм, 23 мм и 19 мм. Осколочные боеприпасы имели возможность поражать цели на расстоянии до 5700 м. Скорострельность пушки — 10 — 15 выстр./мин.

Выстрелы, числом 60, пребывали в брезентовых сумках в рубке; боезапас пулемётных патронов составлял 3000.

Такими же пушками Б-3 в то время вооружались кроме этого танки Т-26, бронеавтомобили БТ-2.

Двигатель конструкторы автомобили расположили в её передней части.

Это был 4-цилиндровый рядный бензиновый «Форд-А» четырёхтактный жидкостного охлаждения количеством 3285 смЗ, развивавший мощность до 40 л.с. при 2200 об/мин. Подобный двигатель ставился тогда на известные легковые «ГАЗ-А».

БАД-2 имел трёхосную неполноприводную ходовую часть колёсной формулы 6×4. Узлы подвески складывались из полуэллиптических рессор с реактивными штангами.

В механической трансмиссии пребывали однодисковое сцепление, четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором, ведущие мосты — оба задних с червячными главными передачами.

Колёса автомобиля — односкатные с пневмошинами. При постановке на рельсы они заменялись ЖД колёсами.

Плавающая боевая автодрезина БАД-2:

а — на сухопутном шасси с гусеницами на задних колёсах для увеличения проходимости; б — на ЖД шасси (вид спереди и вид позади)

Броневики БАД-1 и БАД-2 на Первомайском параде в Ленинграде. 1933 г.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Оружие — 45-мм танковая пушка 20К, два 7,62-мм пулемёта

БА ПБ-4:

1 — 45-мм танковая пушка 20К; 2 — башенный вентиляционный грибок; 3 — смотровая щель башни; 4 — цилиндрическая вращающаяся башня; 5 — подбашенная коробка; 6 — бортовой поплавок; 7 — ведущие колёса задних мостов; 8 — запасное колесо; 9 — люк силового отделения; 10 — корпусной 7,62-мм пулемёт; 11 — выходные корпусные люки; 12 — башенный спаренный 7,62-мм пулемёт; 13 — выходные люки башни; 14 — лючок флажковой связи; 15 — башенный монтировочный люк; 16 — кормовая амбразура башни; 17 — трёхлопастный гребной винт; 18 — выхлопной тракт; 19 — смотровой люк водителя

Для улучшения проходимости по распутью на задние ведущие колёса имели возможность надеваться железные гусеницы.

Перемещение на воде осуществлялось посредством трёхлопастного гребного винта, установленного под кормой. Он трудился от дополнительного червячного привода, отходящего от основной передачи заднего моста. Но получалось, что на суше при включённых задних мостах вращался и гребной винт, а на плаву при его включении вращались и задние колёса.

Два топливных бака вмещали 40 л бензина, что разрешило иметь запас хода около 120 км. Скорость по шоссе равнялась 60 км/ч, с надетыми гусеницами по просёлку — до 50 км/ч, по рельсам — 90 км/ч, на плаву — 6 км/ч.

Боевая масса БАД-2 составила 4,6 т. Рассчитывался броневик на экипаж из 4 человек.

Тогда же моторизации и Управление механизации РККА выдало задание Ленинградскому машиностроительному заводу «Звезда» им.

К. Е. Ворошилова (либо завод № 174, бывший завод «Коммунист») на «изготовление и проектирование улучшенного опытного образца плавающего броневого автомобиля БАД-3». Но завод в условленное время не уложился. Тогда армейские передали БАД-3 в замысел Ижорского завода на 1933 г., где к этому времени была создана Центральная Броневая лаборатория № 1 (ЦБЛ-1), выпуск 25 БАД-2, но после этого их количество снизили до 15 единиц.

Но и это количество не было выполнено из-за перезагрузки завода второй военной продукцией, а также выпуском танков Т-26.

По окончании получения заказа сотрудники заводского КБ при составлении технологической карты изготовления корпуса столкнулись с громадными сложностями из-за его гидродинамической формы. Занявшись трансформацией конфигурации автомобили, они после этого и вовсе решили спроектировать новый плавающий броневик, взявший позднее индекс ПБ-4.

Конструкторы «упростили» корпус, отказавшись от чисто катерных остроскулых обводов. Сейчас автомобиль по форме больше напоминал средний пушечный БА-3, созданный тут же на Ижорском заводе.

Новому ПБ-4 спроектировали безрамный несущий корпус, само собой разумеется, влагонепроницаемый, сварной. Его броневые страницы толщиной 4 — 7 мм в надводной части имели большие углы наклона.

В связи с тем, что масса автомобили достигла практически 5,3 т, на протяжении бортов для улучшения остойчивости и увеличения водоизмещения установили древесные поплавки (по некоторым источникам, пробковые) в металлической оболочке.

Компоновку броневика с передним размещением силовой установки покинули прошлой. Колёсная формула осталась такой же — 6×4 с задними ведущими мостами, причём карданный вал проходил снаружи через сальники в днище.

подвеска и Трансмиссия от прошлых слабо отличается. Не поменяли и схему перемещения на плаву — посредством гребного винта, задействованного от основной передачи заднего моста.

Двигатель поставили тот же, 40-сильный ГАЗ-А. Но значительно изменили его совокупность охлаждения. Сделали внизу корпуса люк, через что набегающий поток воздуха доходил к радиатору; на плаву он герметически закрывался.

Тогда в дело вступал змеевик — теплообменник, пребывавший под дном, вода совокупности, проходившая через него, охлаждалась. Устроили кроме этого на протяжении бортов продувочные шахты для выброса тёплого воздуха. Доступ к двигателю осуществлялся через люк крыши силового отделения.

На подбашенной коробке, ближе к корме автомобили, разместили вращающуюся башню, имевшую цилиндрическую форму. По собственной конструкции она была близка к той, что стояла на танке Т-26, но без кормовой ниши. Но, подобная башня стояла и на броневике БА-3.

Башня имела 45-мм танковую пушку 20К и спаренный 7,62-мм пулемёт ДТ. Такой же ДТ пребывал в правой части лобового страницы корпуса.

Пушка 20К имела возможность вести пламя по артиллерийским орудиям и бронированным целям, огневым средствам, по открытой живой силе соперника и в укрытиях как бронебойными, так и осколочно-фугасными боеприпасами. Она имела хорошие по тому времени тактикотехнические характеристики.

Так, большая расстояние стрельбы составляла 4200 м при дальности прямого выстрела 3600 м. Бронебойный боеприпас БР-240СП массой 1,43 кг, имея начальную скорость 760 м/с, на расстоянии 500 м пробивал броню толщиной 45 мм, а на 1500 м — 28 мм. Скорострельность пушки — 7 — 12 выстр./мин.

Боезапас пушки 20К на броневике ПБ-4 составлял 52 выстрела, размещённых как в самой башне, так и в корме корпуса, патронов к пулемётам было 2268 штук в 36 дисках.

Для стрельбы из пушки употреблялись телескопический прицел ТОП и перископический панорамный ПТ-1, для пулемёта — механический прицел.

В бортах башни пребывали смотровые устройства «Триплекс», амбразуры для стрельбы из личного оружия, в корме — люк для демонтажа пушки. В крыше башни имелись два люка для выхода и входа экипажа, такие же два были оборудованы в передней части корпуса.

Носовая часть броневика ПБ-4

ПБ-4, в экспозиции Военно-исторического музея в подмосковной Кубинке

ПБ-7

Бронеавтомобиль ПБ-7 с двумя спаренными пулемётами ДТ калибра 7,62 мм

Вращение башни происходило посредством ручного привода, причём её поворот потребовал больших упрочнений.

В самой башне пребывали два подвесных сиденья — для наводчика и заряжающего.

Электрооборудование было однопроводное с 6-вольтовым напряжением бортовой сети, задействованное от генератора мощностью 100 Вт и аккумуляторной батареи ЗСТП-80 ёмкостью 80 А ч.

Для откачки попадавшей в корпус забортной воды вблизи водителя установили ручную помпу производительностью 20 л в 60 секунд.

К началу осени 1933 г. Ижорский завод поставил для опробований три бронеавтомобиля ПБ-4, в феврале следующего года — ещё три.

В апреле 1934 г. ПБ-4 вместе с броневиками БА-3 принимал участие в четырёхдневном испытательном пробеге Колпино — Москва, посвящённому празднику 1 Мая.

В следствии стало известно, что машина имела возможность развивать скорость по шоссе до 50 км/ч, грунтовым дорогам — до двадцати километров/ч, на плаву — до 3-4 км/ч (по другой информации, 6 -8 км/ч); наряду с этим для входа в воду и выхода на берег использовались гусеницы «Оверолл», поставленные на ведущие мосты.

Всего в 1934 — 1935 гг. было произведено шесть бронеавтомобилей ПБ-4, но один из них по малоизвестной обстоятельству был разобранным в следующем году.

В 1936 г. в КБ Ижорского завода изготовили новую модель плавающего броневика под индексом ПБ-7 с применением шасси грузовика ГАЗ-ААА. Машина отличалась от ПБ-4 некоторыми усовершенствованиями и имела второе оружие. Сварной её корпус имел лучшую гидродинамику подводной части, отсутствовали понтоны на бортах. Броневые страницы были толщиной 4, 6 и 8 мм. Усилили подвеску и ходовую часть.

Характеристики ПЛАВАЮЩИХ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ БАД-2, ПБ-4, ПБ-7

Двигатель установили более замечательный — 50-сильный ГАЗ М-1, карбюраторный 4-цилиндровый жидкостного охлаждения. Таковой ставился на легковушку ГАЗ-М1, заменившую ранее выпускавшуюся ГАЗ-А. Для доступа к мотору в переднем странице корпуса имелся люк.

Особенное внимание уделили охлаждению двигателя. Радиатор с легковушки ГАЗ заменили на новый шестирядный ёмкостью 20 л, устанавливавшийся на танке Т-37, поставили замечательный вентилятор. Это — в дополнение к воздухозаборному люку и теплообменнику в передней части корпуса.

Башня на ПБ-7 стояла в корме автомобили.

Ей придали коническую форму с углами наклона бортов около 30°. Сверху башни размещался люк, в откидной крышке которого пребывали ещё два лючка — вентиляционный и для сигнализационной связи флажками. В бортах имелись три амбразуры.

Сначала на броневик поставили 7,62-мм пулемёт ШКАС (пулемёт Шпитального-Комарицкого летный скорострельный). Но после этого оружие заменили на два спаренных кроме этого 7,62-мм пулемёта ДТ. Их боезапас составлял 4032 патрона.

На плаву кроме этого трудился кормовой гребной винт, но сейчас, в отличие от прошлых моделей, при перемещении по суше его возможно было отключать, действительно, покидая наряду с этим машину. Для поворотов на воде в помощь передним колёсам в кормовой части установили рули, управляемые тросами с места водителя.

Бронеавтомобиль ПБ-4 в экспозиции Военноисторического музея в подмосковной Кубинке

В 1937 г. бронеавтомобиль ПБ-7 проходил опробования, среди них и на реке Ижоре, продемонстрировав скорость на плаву 4-5 км/ч. На суше 4,6-тонная машина развивала скорость до 60 км/ч. 102 л топлива в двух баках, размещённых под сиденьями в передней части автомобили, снабжали запас хода до 250 км по шоссе и до 170 км — по просёлкам.

В целом вывод рабочей группы по окончании опробований был обнадёживающим, была рекомендована доводка конструкции до принятия на вооружение.

Но к этому времени в СССР стали уже серийно производить лёгкие плавающие танки, имевшие массу кроме того меньше, чем плавающие броневики. Быть может, это и стало обстоятельством того, что армейские отказались от предстоящей доводки ПБ-7 до серийного примера, как и по большому счету от разработки проектов плавающих бронеавтомобилей.

В. ТАЛАНОВ

Бронеавтомобили БА 1926-1946 (СССР)

Статьи, которые будут Вам интересны: