Плавающий танк, который «утопили»
На фронтах Второй мировой в военных действиях войсковых подразделений наровне с разной военной техникой принимали участие и лёгкие танки. Это узнаваемые отечественные Т-26, Т-60, Т-70, американские М3 и М5, германские PzKpfw I и PzKpfw II. Но руководства противоборствующих сторон через некое время пришли к неутешительному выводу, посчитав их небоеспособными из-за довольно недостаточной броневой и слабого вооружения защиты. Исходя из этого в 1943 г. производство лёгких танков было приостановлено во всех государствах, не считая США, где М5 выпускались по 1944 г.
Но в последующее уже мирное время армейские страны сделали вывод, что лёгкие танки в новых условиях военных действий были бы однако хороши для «исполнения особых и запасных задач», таких, как ведение разведки, захват тыловых объектов в глубине обороны соперника, прикрытие флангов подразделений, охрана, несение патрульной работы. Отечественные эксперты выдвинули дополнительное требование «сделать танк плавающим для обеспечения амфибийных операций». Имелась в виду не только возможность его переправляться через водные рубежи, но и участие в операциях по высадке речных и морских десантов, захвата островных объектов и территорий.
Напомним, что большая заслуга в этом в собственности Маршалу бронетанковых армий П.А. Ротмистрову. По окончании войны он был командующим бронетанковыми и механизированными армиями в Группе войск СССР в Германии, а после этого в той же должности служил на Дальнем Востоке.
Тут он столкнулся с отсутствием дорог , приемлемых для передислокации армий: они были совсем не пригодны для прохождения какой-либо колёсной техники, не то, что танков. На них, в случае если и имелись мосты, то только малой грузоподъёмности. И, само собой разумеется, на местности находилась масса водных рубежей.
Исходя из этого маршал заявил о необходимости иметь в армии военную технику, которую возможно было бы перебрасывать посредством авиации, среди них и лёгкие танки.
В августе 1949 г. Совет Министров СССР принял Распоряжение за № 3472-1444, которым на Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) возлагалась разработка плавающего танка под заводским индексом «Объект 740».
К проекту подключили кроме этого конструкторов завода №112 «Красное Сормово» из города Неприятного (сейчас Нижний Новгород) и ленинградского ВНИИ-100, судостроителей ЦНИИ-45 им. А.Н. Крылова.
Коммунистический плавающий танк ПТ-76 в экспозиции музея на Абердинском полигоне в Соединенных Штатах
Плавающий танк проекта Р-39 («Объект 101») с 76,2-мм пушкой ЛБ-76Т. По бортам уложены поплавки с лёгким наполнителем. Масса танка — 15 т., 1949 г.
Лёгкий плавающий танк К-90. Оружие: 76,2-мм пушка ЛБ-76Т, 7,62-мм пулемёт СГ-43, масса автомобили — 10,5 т
Техническим заданием предусматривалось создать танк массой до 14 т, вооружённый 76-мм пушкой, с бронированием до 10 мм; задавалась большая скорость передвижения по суше — 40 км/ч, по воде — 10 км/ч.
Как нужной и одновременно сложной была эта задача, свидетельствует то, что одновременно Особому конструкторскому бюро Инженерного комитета Сухопутных армий А.Ф.
Кравцова было приказано дублировать проект автомобили под индексом К-90.
Такое важное «двойное» отношение к проекту было вызвано неудачей с созданием в конце 1940-х гг. целой линейки лёгких танков. Последний из них — умелый Р-39 — был предъявлен летом 1949 г. на опробования, но из-за значительных неполадок не был принят приёмочной рабочей группой с выводом: «образцы умелого танка не соответствуют утверждённому заданию и благодаря этого не пригодны для Армии».
Первоначально проект для того чтобы танка под индексом ПТ-20 стали разрабатывать на заводе «Красное Сормово» ещё в 1947 г. На машину собирались установить 85-мм пушку, броневую защиту от 14,5-мм пуль, дизельный двигатель мощностью 400 л.с. и не выходить наряду с этим за пределы 20-тонной боевой массы. Помимо этого, разработчики внесли предложение пара необычное кроме того для того времени ответ (по всей видимости, сообразуясь с некоторыми зарубежными примерами) снабдить автомобили для улучшения плавучести особыми поплавками, наполненными лёгким наполнителем.
Они должны были быть съёмными и перевозиться раздельно на грузовиках , следующих за танками. Но сообразуясь со здравым смыслом — трудностями не только их доставки, но и применения в боевой обстановке, в особенности под обстрелом соперника, — военное руководство не приняло такое ответ.
Последствия не вынудили себя ожидать — случилось изменение технических требований.
Необходимость «осуществления собственной плавучести» вынудило сократить боевую массу до 15 т, поставить двигатель меньшей мощности — до 300 л.с. и понизить калибр орудия до 76-мм. Таким стал обновлённый проект Р-39.
Два новых примера проекта под индексами «Объект 101» и «Объект 102» подготовили к маю 1949 г. Это были автомобили с противопульной обшивкой 12-мм броневыми страницами, башней с 20-мм бронёй, вооружённые 76,2-мм пушками ЛБ-76Т, намерено созданными конструктором А. Савиным в горьковском КБ № 92. На них были поставлены дефорсированные трансмиссия и двигатели от танка Т-54.
На плаву у автомобилей трудились два гребных винта.
У «Объекта 101» они пребывали в тоннелях дна, имели диаметры около 350 мм и громадную скорость вращения. На «Объекте 102» винты скомпоновали с поворотными рулями, они были большего диаметра — 600 мм. Но оба примера смогли на опробованиях «выдать» скорость на плаву не более семи километров/ч, что составляло только 50% от требуемой по заданию.
Гребные винты составили одну из основных неприятностей проекта Р-39; это относилось не только к выбору их внешних черт (диаметр, ход, частота вращения), но и к их размещению, для чего было нужно завлекать судостроителей. Так, для повышения скорости на первом примере решили существенно расширить диаметр винтов, но вследствие этого их было нужно вынести из тоннелей, а дабы они не мешали перемещению по дорогам — сделать подъёмными.
То же сделали и со вторым примером, кроме этого имевшим вынесенные винты, — перемещение его по суше было очень затруднено. Помимо этого, такое размещение винтов за кормой "настойчиво попросила" установки дополнительной защиты для них.
Вторая неприятность — крен и дифферент корпусов на воде.
Для их устранения прибегли к перемещению башни, наварке металлических страниц в носовой части. Запас плавучести танка смогли обеспечить, однако поставив съёмные металлические поплавки с лёгким материалом, похожим на сегодняшний пенопласт.
Лёгкий плавающий танк К-90:
1 — 76,2-мм пушка ЛБ-76Т; 2 — башня танка; 3 — ведущее колесо; 4 — ведомое колесо; 5 — лючок водооткачивающего насоса; 6 — ниша гребного винта; 7 — катастрофический люк; 8 — смотровой прибор начальника; 9 — командирская башенка; 10 — выходной башенный люк; 11 — люк механика-водителя; 12 — смотровой прибор механика-водителя; 13 — броневые жалюзи двигателя; 14-вентилятор совокупности охлаждения; 15 — волноотражательный щиток; 16 — амбразура 7,62-мм пулемёта СГ-43; 17 — амбразура прицела ТШК-9; 18 — гусеничная цепь
Носовая часть танка гидродинамической обтекаемой формы с наклонными лобовым и скульными бронелистами.
Толщина брони 15 мм
Схема броневой защиты танка К-90
Передняя часть крыши. Спереди уложен волноотражательный щиток, в левой части — люк механика-водителя, справа — вентилятор совокупности охлаждения, по центру — броневые жалюзи двигательного отсека
Но принятые меры не дали спасительных результатов: проект танка Р-39 был закрыт.
Начался новый этап создания лёгкого плавающего танка -в том числе под индексом К-90.
Особенное конструкторское бюро Инженерного комитета (ОКБ ИК СВ) организовано было в 1947 г. на столичном Военно-ремонтном заводе № 2 при Главном бронетанковом управлении (ВРЗ № 2 ГБТУ). На пост главы ОКБ был назначен в 1948 г. армейский инженер А. Кравцов (с 1951 г. — основной конструктор).
В приказе министра Армии маршала А. Василевского от 9 декабря 1947 г. отмечалось, что КБ создано «… В целях стремительной отработки гусеничных амфибий, предназначенных для переправы артиллерии и танков при форсировании рек». А. Кравцов именно тогда и занимался разработкой плавающего транспортёра для доставки войсковых грузов и личного состава.
В начале того года он представил управлению Сухопутных армий новое техническое ответ самоходного десантнопереправочного средства, взявшее хорошую оценку.
В базе новой амфибии предполагалось применение главных агрегатов серийного артиллерийского тягача М-2, выпускавшегося тогда на заводе № 40 в подмосковных Мытищах.
Исследуя компоновочные ответы, конструктор установил, например, место размещения моторно-трансмиссионного отсека — под грузовой платформой, целесообразность наряду с этим применения задних ведущих колёс с применением пары гребных винтов, заключённых в тоннелях дна кормовой части, вычислил соотношения и параметры габаритных размеров. Результаты собственных изучений А. Кравцов и положил в базу проектирования плавающего танка.
Схема размещения отсеков автомобили отличалась оригинальностью. Двигатель с совокупностями его обеспечения в носовой части был смещён к правому борту, исходя из этого слева от него спереди был отсек управления, механизмы трансмиссии размещались вместе с карданными валами, проходившими назад через целый корпус на протяжении по диаметральной плоскости. Боевое отделение с башней проектировалось в корме.
Корпус гидродинамической обтекаемой формы имел два шпангоута, пять торсионных балок и заднюю силовую балку. Сваривался из катаных броневых страниц, установленных под рациональными углами наклона.
Верхний лобовой лист за счёт громадного угла наклона, равного 78°, имел маленькую толщину — всего 8 мм, но основной лобовой и страницы скул, поставленные под углами 40° и 35°, были большой 15-мм толщины; борта оказались менее защищёнными, составляющие их верхний и нижний страницы имели толщину 10 мм и 8-мм соответственно; на корму, днище и крышу поставили 6-мм броню.
Спереди слева в корпусе имелся люк механика-водителя, закрывавшийся поворотной крышкой, справа пребывали бронежалюзи выходного и вентилятора патрубка, по середине центральной части — люк над двигателем с броневыми колпаками для прохода охлаждающего воздуха и лючок водооткачивающего насоса.
Трёхсекционный волноотражательный щиток в первых рядах устанавливался в проушинах носовой части и был съёмным.
На машину поставили 4-цилиндровый дизель ЯАЗ-204 мощностью 140 л.с. при 2000 об/мин, двухтактный с жидкостным охлаждением. Для облегчения запуска двигателя при низких температурах его снабдили подогревателем; в совокупности смазки применили водомасляный радиатор, в совокупности очистки воздуха — воздухоочиститель с набором циклонов.
Выпуск двигателя ЯАЗ-204 был начат в 1947 г. Но ранее — в конце 1941 г. — на Ярославском национальном автозаводе № 3 в целях более стремительного освоения производства новых грузовиков пригодились двигатели GMC «4-71», выпускавшиеся в Соединенных Штатах. Их запросили в рамках ленд-лиза; они прибыли во Владивосток и пробыли в том месте до 1943 г. Но потому, что их было всего полторы тысячи, то в Ярославле создали копийные двигатели под индексом ЯАЗ-204, пара модифицированные.
Такие двигатели устанавливали не только на узнаваемые грузовики ЯАЗ-200, но и на артиллерийские гусеничные тягачи Я-12.
Кстати, выпуск этих тягачей в Ярославле прекратили в 1946 г. Изготовление передали на завод № 40 в Мытищи, где ещё в сентябре 1945 г. была выпущена умелая партия под индексом М-12А. В 1948 г. они были заменены модифицированными тягачами М-2, пребывавшими в серийном производстве до 1955 г.
Исходя из этого не просто так ходовая часть была заимствована от тягача М-2.
Она была прекрасно отработана ещё на установке СУ-76М и перенесена ко мне вместе с катками, ведущими звёздочками, балансирами, торсионами, траками. На машине находились по пять опорных односкатных катков диаметром 500 мм на борт и по три поддерживающих, направляющее колесо с натяжным механизмом — переднее ведущее колесо — кормовое; гусеничная лента — мелкозвенчатая шириной 300 мм.
Схема трансмиссии танка К-90
Корма танка: в нижней части видны ниши гребных винтов; в башне танка — задний катастрофический люк
Выход танка на берег. Опробования 1950 г.
Трансмиссия на К-90 проходила в корму под боевым отделением.
В ней имелись однодисковый основной фрикцион сухого трения, раздаточная коробка, основная передача, две коробки реверса гребных винтов, бортовые фрикционы — от машин ЯАЗ-200, М-20, от тягача М-2 употреблялись пятискоростная коробка передач, карданные валы.
При разработке проекта перед конструкторами стояла возможность выбора движителя хода по воде из нескольких вариантов.
Машина имела возможность бы двигаться, к примеру, за счёт перемотки гусениц, иметь гребные винты различного размещения — в тоннелях либо на корме, но тогда их нужно было бы сделать убирающимися чтобы они не мешали перемещению по суше. Возможно было бы поставить и водомётный движитель, но таковой уже применили разработчики «Объекта 750».
А. Кравцов на К-90 разместил гребные винты в кормовой части корпуса в нишах дна.
Они приводились во вращение при помощи коробки отбора мощности с коническим реверсом, причём муфта переключения не имела нейтрального положения. Это приводило к тому, что на плаву в один момент трудились и гребные винты, и гусеницы, додавая скорость. Диаметр винтов составлял 600 мм.
Поворотные рули были установлены за винтами в выходной струе, что содействовало их более действенному действию. Наряду с этим их сделали составными — из двух половинок, каковые имели возможность закрывать ниши корпуса.
Так, прикрывались гребные винты от повреждений при перемещении автомобили, в особенности по пересечённой местности.
В кормовой части К-90 на корпусе пребывала боевая башня конической формы, сварная из гнутых бронелистов с переменными углами установки от 35° до 45°. Лобовая часть башни была толщиной 15 мм, кормы и бортов — 12 мм. На крыше башни слева имелась ещё маленькая командирская башенка со смотровыми устройствами, в правой части — выходной люк, перед ним — вентилятор с бронезаслонкой.
В кормовой стенке башни устанавливалась створка аварийного люка.
Оружие К-90 составляли 76,2-мм пушка ЛБ-76Т и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт СГ-43, пребывавший справа. Протяженность ствола пушки — 46,1 клб.
Стрельба велась посредством телескопического прицела ТШК-9, что размещался в левой амбразуре башни.
Углы наведения оружия — в диапазоне от — 4° до +25°.
Заряжание пушки производилось вручную, скорострельность наряду с этим составляла 6-7 выстр./мин. Боекомплект, в котором имелось 40 выстрелов и 1000 7,62-мм патронов, раскладывался на полу боевого отделения по его периметру.
В экипаж автомобили входили три человека.
Рабочее место начальника, в один момент выполнявшего обязанности наводчика, пребывало слева от пушки; он имел возможность вести наблюдение за полем и местностью боя через смотровые блоки на башне и смотровой прибор МК-4. Заряжающий размещался справа от пушки. Механик-водитель в отделении управления пользовался при закрытом люке двумя призматическими устройствами.
Умелый лёгкий плавающий танк К-90 был создан в начале 1950 г. и прошёл программу опробований.
К этому же времени были и готовы образцы «Объекта 740» Челябинского Кировского завода. Исходя из этого распоряжением Совета Министров СССР с 5 по 29 июля были назначены их сравнительные опробования с преодолением водных рубежей и различных препятствий. «Объект 740» продемонстрировал на них лучшие водоходные качества; рабочая группа осталась обиженной ненадёжностью движителя и трансмиссии К-90. Но, возможно, самой пагубной была и проверка танка на прыжок в воду.
Дело в том, что соперники-состязатели предлагали рабочей группе предъявить собственные автомобили на всё новые пределы, исходя из того, что их машина превосходит другую по тем либо иным определённым показателям. Так, разработчики «Объекта 740» внесли предложение испытать автомобили на прыжок в воду с четырёхметрового берегового откоса на полном ходу. К-90 вошёл в воду хорошо, под «надёжным носовым дифферентом», но тут же накренился на корму, стал скоро набирать воду и ушёл на дно.
Экипаж успел выбраться из автомобиля, не смотря на то, что и не легко. Позже оказалось, что люк дна просто не был закрыт крышкой, от чего и случилось заполнение водой корпуса. Но, очередное опробование было с шумом проиграно, что и оказало соответствующее впечатление на рабочую группу.
В следствии, потом прошёл соперник, что и был принят на вооружение под индексом ПТ-76.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ ПЛАВАЮЩИХ ТАНКОВ К-90 и ПТ-76 («Объект 740»)
В также время, привлекает внимание сравнение некоторых черт опытных образцов. Так, масса К-90 была практически в полтора раза меньше, запас плавучести превосходил вдвое.
На танке стоял обычный двигатель грузовиков ЯАЗ-200 мощностью 140 л.с., у соперника — дорогой танковый В-6 мощностью 240 л.с. На К-90 употреблялись агрегаты и узлы ходовой части тягача М-2 — на «объекте 740» ходовая часть создавалась заново. Сама разработка автомобили А. Кравцова обошлась на 30% дешевле.
Разработка танка К-90 послужила практическим заделом для легендарного в военных частях плавающего гусеничного транспортёра К-61, принятого на вооружение Советской Армии 16 мая 1950 г. За солидный вклад в оснащения проблемы и решение создания Советской Армии переправочными средствами руководителю и инициатору работ А.Ф. Кравцову в 1951 г. была присуждена Сталинская премия.
В.
БОРЗЕНКО