Победные походы щ-402

Победные походы щ-402

Сообщение Совинформбюро было по обыкновению кратким: «Энская подлодка Северного флота под руководством лейтенанта Столбова пробралась в фашистскую гавань и атаковала транспорт водоизмещением в 6 тыс. тысячь киллограм. Торпедист Мельников двумя торпедами взорвал вражеское судно. Подлодка благополучно возвратилась на собственную базу».

Данный первый боевой успех Северного флота в Великой Отечественной войне выпал на долю экипажа подлодки Щ-402, которая 14 июля 1941 года пробралась в Порсангерфьорд и стёрла с лица земли транспортное судно соперника. Почин был сделан. Но «четыреста второй» предстояло ещё множество сложнейших походов, и любой потребовал от экипажа большой физических сил и отдачи духовных, отваги, находчивости и мужества.

Зима 1942 года была на исходе. Но лишь по календарю: находились сильные морозы, море без конца штормило. То и дело налетали плотные снежные заряды.

«Четыреста вторая» под руководством капитан-лейтенанта Николая Столбова вот уже пара дней бороздила Баренцево море на возможных дорогах следования вражеских транспортов.

Шторм всё усиливался. «Щуку» бросало из стороны в сторону так, что указатель кренометра ходил по шкале от упора до упора. Люди на мостике выбивались из сил. Видя, что простое время между сменами вахт — четыре часа — в таковой обстановке им не выдержать, Столбов приказал сменяться каждые два часа.

Промокшие, закоченевшие от холода рулевые-вахтенный офицер и сигнальщики опускались вовнутрь лодки и, посидев несколько часов у электрической грелки, снова поднимались на мостик, дабы поменять товарищей.

На четвёртый сутки, по окончании полудня,

Щ-402 пришла в район северо-западнее Варангерфьорда — к перекрестью дорог вражеских конвоев.

Столбов решил погрузиться, дать передышку экипажу, а после этого уже начать деятельный поиск.

В то время, когда ночью лодка всплыла, подводники подивились полному штилю, что в Баренцевом море не редкость очень редко. Но тревожную эту тишину за хорошую примету не посчитали. Так как в такую погоду не только неприятель, но и субмарина — как будто бы на ладони.

Подлодка Щ-402:

1 — антенна шумопеленгатора; 2 — швартовный шпиль; 3 — носовые се-теотводы; 4 — радиоантенна; 5 — леерное ограждение; 6 — центральное носовое орудие; 7 — зенитный перископ; 8 — основной магнитный компас; 9 — репитер гирокомпаса; 10 — командирский перископ; 11 — пулемёт Максима; 12 — откидной фальшборт; 13-45-мм кормовое орудие; 14 — поручень; 15 — отверстия для стока воды и выпуска воздуха; 16 — антенная стойка; 17 — кормовые сетеотводы; 18 — флагшток; 19 — флаг корабля-орденоносца; 20 — нижний кильватерный пламя; 21 — якорный клюз; 22 — якорь Холла; 23 — фальшкиль (с жёстким балластом); 24 — дейдвуд; 25 — гребной вал; 26 — кронштейн гребного вала; 27 — мортира кронштейна; 28 — гребной винт; 29 — кронштейн; 30 — вертикальный руль; 31 — дверь в надстройку; 32 — спасательный круг; 33 — рубочный люк; 34 — киповые планки; 35 — ограждение носового горизонтального руля; 36 — носовые горизонтальные рули; 37 — трос; 38, 43 — откидной лист над клапанами вентиляции; 39 — откидной лист над входным люком; 40 — откидная решётка над рымом и аккумуляторами; 41 — носовой сигнальный буй; 42 — откидной лист над кранцами; 44 — откидная решётка над рымом и кормовыми аккумуляторами; 45 — откидная решётка над глушителями; 46 — откидной лист; 47 — кнехт; 48 — отверстия для стока воды и выхода воздуха; 49 — ограждение гребных винтов и кормовых горизонтальных рулей; 50 — талреп; 51 — кормовые горизонтальные рули; 52 — сигнальная мачта; 53 — верхний кильватерный пламя; 54 — рында; 55 — крышка кормовых торпедных аппаратов; 56 — топовый пламя; 57 — обтекатель зенитного перископа; 58 — бортовые отличительные огни; 59 — крышка носовых торпедных аппаратов; 60 — гюйсшток; 61 — ниша гака

К счастью, ночь прошла нормально и «щука» взяла возможность всецело зарядить аккумуляторную батарею, «набить» воздушное пространство большого давления и шепетильно провентилировать отсеки. Когда забрезжил восход солнца, лодка погрузилась на начала и перископную глубину поиск.

Капитан-лейтенант Столбов — в центральном посту. Иногда он поднимает перископ и, прильнув к окуляру, осматривает горизонт, после этого со вздохом складывает рукоятки перископа и опускает его. Горизонт чист.

Это значит, что нужно ожидать.

В то время, когда начальник в очередной раз поднял перископ, все пребывавшие в центральном посту увидели, как напряглись его ладони, сжимавшие рукоятки. На этот раз Столбов продолжительно не отрывался от окуляра, чуть-чуть подворачивая перископ то вправо, то влево.

Наконец, как будто бы ощущая устремлённые на него взоры, он отрывисто кинул:

— Транспорты в охранении катеров и тральщиков. Боевая тревога! Торпедная атака!

В этот самый момент же глухую тишину отсеков огласили трели звонков.

Лодка, увеличив скорость, отправилась на сближение. Столбов снова поднимает перископ.

Транспорт сейчас виден совсем прекрасно, его громада всё ближе и ближе подходит к залповому пеленгу.

— Носовые аппараты товсь! — руководит капитан-лейтенант.

Большой тёмный форштевень транспорта наползает на вертикальную нить в окуляре перископа.

— Пли! — крикнул Столбов, рубанув рукой воздушное пространство.

И все в лодке почувствовали, как содрогнулась «щука», освободившись от смертоносных снарядов.

— Торпеды вышли! — доложил из первого отсека лейтенант Захаров.

Страшные мгновения.

Облегчённую носовую часть «щуки» потянуло к поверхности. Того и смотри над водой покажутся рубка и нос. Но боцман Николай Добродумов бдительно смотрел за пузырьком дифферентометра.

Умело и энергично действуя горизонтальными рулями, он сумел удержать субмарину на глубине.

А тем временем стрелка командирского секундомера бесстрастно бежала по циферблату. И начинало казаться, что уже пора бы прогреметь взрыву. Люди во всех отсеках замерли, вслушиваясь…

Два замечательных взрыва друг за другом отдались в корпусе «щуки» звенящим гулом. Победа!

Столбов, когда торпеды устремились к цели, начал послезалповое маневрирование, дабы уклониться от преследования.

Он предпочёл отвести лодку, как разрешали глубины, ближе к берегу, резонно рассчитывая, что в том месте «щуку» вряд ли будут искать. До тех пор пока что его догадки сбывались.

— Боцман, всплывать под перископ! -последовала новая команда.

Медлительно поползла вверх металлическая труба.

Чуть из шахты показалась нижняя головка перископа, Столбов тут же откинул рукоятки и ещё на подъёме развернул его в направлении взрывов.

Картина, которую Столбов заметил на поверхности, обрадовала его: громадный транспорт тонул, разламываясь пополам.

В это же время преследования почему-то не было. Действительно, суда соперника скинули пара глубинных бомб рядом от торпедированного транспорта — на может быть.

Скоро акустик доложил, что шумы винтов вражеских судов не прослушиваются. Ассистент начальника Константин Сорокин радостным голосом скомандовал из центрального поста:

— От мест по боевой тревоге отойти! Свободным от вахты обедать!

Обед по случаю торпедной атаки прошёл с громадным подъёмом, никто не жаловался на отсутствие аппетита. Но опоздали ещё на камбузе помыть посуду, как акустик Васильев услышал шумы.

Вахтенный офицер Захаров привёл к командиру в центральный пост.

«Четыреста вторая» развернула навстречу шумам, и мин. через двадцать капитан-лейтенант заметил в перископ конвой соперника: шесть транспортов с охранением.

Эта торпедная атака по времени была существенно меньше прошлее.

Дело в том, что конвой шёл встречным курсом и самый большой транспорт был ближайшим к лодке, на совершенном курсовом угле атаки.

— Атака как в книжке, — пошутил капитан-лейтенант, посматривая на секундомер.

Чуть ефрейтор группы торпедистов доложил в центральный пост, что носовой двухторпедный залп изготовлен, как оттуда скомандовали: «Товсь!». И практически сразу же: «Пли!»

Торпедисты рванули на себя спусковые рычаги. Сжатый воздушное пространство с замечательным шипением толкнул торпеды вперёд.

И снова томительное ожидание: «Попали либо нет?!», и бурная эйфория, в то время, когда до лодки донеслись глухие взрывы торпед.

— Боцман, ныряй на пятьдесят метров! -приказал Столбов.

Добродумов энергично переложил рули, а после этого, жадно постукивая пальцами по стеклу глубиномера, словно бы от этого скорость погружения лодки имела возможность возрасти, начал докладывать:

— Глубина 25 метров… 30…

35…

На этом его доклады оборвались. Первые взрывы бомб сотрясли корпус «щуки», в то время, когда глубиномер показывал 37 метров.

В этот самый момент началось! Вражеские суда с ожесточением преследовали «четыреста вторую». От родных взрывов в отсеках лопались лампочки, вылетали предохранители на подстанциях. Сорвало кингстон уравнительной цистерны, и в неё хлынула забортная вода.

Это было страшнее всего: сейчас лодка имела возможность провалиться в морскую пучину на такую глубину, где её корпус не выдержит давления.

Сейчас будущее экипажа и лодки всецело зависела от самоотверженности и расторопности трюмных. Вахтенный трюмный Ванганов мгновенно юркнул под настил центрального поста, кое-как протиснулся между воздушными магистралями и помпой и, нырнув в ледяную воду, скоро устранил повреждение.

Поступление забортной воды закончилось.

В бомбёжке временами наступали такие паузы, что казалось попытки гитлеровцев стереть с лица земли лодку закончились. Но спустя некое время родные разрывы глубинных бомб возобновлялись. От каждого из них корпус «щуки» содрогался, из центрального поста по окончании новой серии разрывов действовала команда: «Осмотреться в отсеках!»

Неспешно взрывы слышались всё дальше и глуше. Стало ясно, что «четыреста вторая» искусным маневрированием оторвалась от преследователей.

Лодка продолжала поиск. Утром 3 марта акустик доложил: «Правый борт, курсовой сорок: шум винтов!»

Столбов припал к окуляру перископа.

Спустя некое время он светло различил очертания двух германских тральщиков, занимающихся контрольным тралением.

Скоро сделав нужные расчёты, начальник нападал один из них. Через пара десятков секунд выпущенные торпеды достигли цели и последовал сильный взрыв.

Чуть Столбов убедился в успешном завершении атаки, как акустик доложил:

— Корабль соперника развернул на нас. Расстояние значительно уменьшается!

Не прошло и пяти мин., как рванула поблизости первая глубинная бомба. За ней вторая, третья, ещё две…

Сохранившийся тральщик, по всей видимости, достаточно совершенно верно нащупал местонахождение «щуки». Совсем рядом фохнул взрыв таковой силы, что в лодке многие не удержались на ногах.

Подлодка Щ-402

Капитан-лейтенант осознал, что простым маневрированием избавиться от преследования вряд ли удастся. И в эту тяжёлую 60 секунд Столбов отыскал единственный выход, как запутать фашистских акустиков и оторваться от преследования.

Сущность пребывала в следующем. В то время, когда над «четыреста второй» рвались глубинные бомбы, начальник приказывал давать самый полный движение. Сейчас в том месте, наверху, акустики всё равняется ничего не слышали. Но когда наступала тишина, электромоторы стопорились и лодка двигалась по инерции. И без того любой раз.

Взрыв: «Полный вперёд!» Затих шум взрывов: «Стоп моторы!»

Наконец по окончании многих часов преследования бомбёжка закончилась. Вражеский тральщик утратил «щуку».

Ночью Столбов приказал всплыть и осмотреть корабль.

В этот самый момент стало известно, что корпус лодки взял пробоины в районе топливных цистерн, из которых вытек практически целый запас соляра: его оставалось лишь на частичную зарядку аккумуляторная батарей. Положение осложнялось тем, что расстояние до базы превышало 300 миль, а до берега, занятого гитлеровцами, не насчитывалось и двадцати.

Всю ночь «четыреста вторая» дрейфовала, а утром из штаба флота радировали, что к лодке направлена помощь. Сейчас оставалось лишь ожидать…

Лишённая возможности и хода погружаться, советская подлодка могла быть каждую 60 секунд найдена и атакована самолётами и кораблями соперника. Исходя из этого в полную боевую готовность привели торпедные аппараты и артиллерию, экипажу раздали личное оружие. На всякий случай Щ-402 была подготовлена к взрыву.

В данный тяжёлый час инженер-механик Большаков со старшинами Степаненко и Кукушкиным не теряли времени бесплатно. Они решили применять смесь керосина и масла из оставшихся торпед. И дизель, несколько раз чихнув, получил на этом «ерше».

Всю ночь «щука» шла к родным берегам. Переждав светлую часть дня в боеготовности, «четыреста вторая» с наступлением сумерек продолжила путь. Но топлива хватило лишь до полуночи. Лодка снова легла в дрейф… Долгожданная помощь пришла с восходом солнца. Боевой поход завершился благополучно.

На долю «четыреста второй» выпала необыкновенная будущее. В годы ВОВ она совершила 16 боевых походов, потопила вражескую субмарину и 9 транспортов неспециализированным водоизмещением более чем 50 тыс. т, нескольким транспортам нанесла важные повреждения. Эта подлодка, завоевавшая высшие корабельные отличия, первенствовала , открывшей боевой счёт североморских подводников, и стала последней из погибших в Заполярье.

Это случилось 21 сентября 1944 года.

СУБМАРИНЫ ТИПА «Щ»

В Советском флоте периода ВОВ самыми бессчётными были подводные лодки типа «Щ». Создавались они в конце 1920-х — начале 1930-х годов и предназначались для действий в внутренних морях и прибрежных районах. Первые лодки водоизмещением 580 — 700 т несли шесть торпед в аппаратах (четыре в носовых и две в кормовых) и четыре запасных.

В носовой и кормовой частях мостика было установлено два 45-мм зенитных полуавтомата. Два дизеля по 600 л. с. информировали лодке надводную скорость до 12 уз. Под водой лодка шла на двух электромоторах по 400 л. с. со скоростью около 8 уз. (в течение одного часа).

Эти субмарины послужили базой для последовательности вторых серий подводных лодок типа «Щ». Так, в первой половине 30-ых годов двадцатого века специально для Тихоокеанского флота создали лодки V серии, каковые возможно было перевозить в разобранном виде по железной дороге. На них устанавливались более замечательные дизели по 800 л. с., разрешавшие расширить скорость надводного хода до 14 уз.

В будущем строились более идеальные лодки типа «Щ» серий V-бис, V-бис 2, X и Х-бис. Они эксплуатировались на всех флотах.

Подлодка, о которой шла обращение в этом очерке, была заложена в декабре 1934 года. 1 октября 1936 года в праздничной обстановке на ней был поднят Военно-морской флаг. С этого дня под номером Щ-14 она была включёна в состав кораблей ВМФ Краснознамённого Балтфлота.

В мае 1937 года с неё сняли вооружение и механизмы и поставили в плавучий док: лодку готовили к переходу в Баренцево море. В сентябре «щука» (сейчас уже с бортовым номером 402) прибыла в юный город Полярный.

Тяжело приходилось морякам-балтийцам в море Баренца. навигационные условия и Метеорологическая обстановка содержит большое количество малоизвестного.

Нередкие и сильные штормы, снежные заряды и иные своеобразные невзгоды и заполярные трудности закаляли характеры и волю моряков-подводников, содействовали увеличению их боевой выучки. Первым громадным достижением экипажа стало всплытие и оперативное погружение при волне в 6 баллов.

В ту пору при таковой сильной волне ни на каком втором флоте подводники не отрабатывали это упражнение.

Зимний период 1937/38 года экипажу Щ-402 довелось делать ответственное правительственное задание. Тогда всю землю восторженно смотрел за смелым дрейфом на ледяном поле первой в истории полярной станции «Северный полюс». Имена советских исследователей Арктики — И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Г.К. Фёдорова и Э.Т. Кренкеля — не сходили с газетных страниц.

В то время, когда льдина с папанинцами, как их тогда именовали, начала разламываться, и четверо отважных полярников появились в угрожающем положении, для их спасения в Северный Ледовитый океан была выслана экспедиция особого назначения. В её состав, кроме ледокольных пароходов «Таймыр» и «Мурман», входили подводные лодки Л-3, Щ-404 и Щ-402.

19 февраля станция СП-1 была эвакуирована ледоколами.

Подводные лодки выполнили поставленную им задачу, поддерживая надёжную сообщение «Таймыра» и «Мурмана» с радиоцентром Северного флота.

Североморские подводные лодки всё дальше и дальше проникали в Ледовитый океан. С 16 декабря 1938 года по 16 января 1939 года экипаж «четыреста второй» пребывал в независимом плавании. Три четверти времени похода протекали в тяжёлых условиях.

И моряки с честью выдержали экзамен на морскую зрелость, возвратившись на собственную базу без единой поломки.

22 апреля 1939 года «четыреста вторая» совместно с другими подводными лодками Северного флота вышла на исполнение правительственного задания по обеспечению связи с самолётом В.К. Коккинаки, совершавшим перелёт через Атлантику В США Америки.

Поход был весьма сложным для субмарин, курс пролегал на протяжении норвежского побережья, пересекал Норвежское море. По окончании того, как их миссия была закончена, лодки, развернувшись в Северном море, возвратились к родным берегам.

На протяжении финской кампании, в жёсткую зиму 1939/40 года, «четыреста вторая», наряду с другими судами Северного флота, несла многотрудную дозорную работу.

Действия подводных лодок затруднялись сорокаградусным морозом. Корпуса обмерзали, лодки приобретали дополнительную хорошую плавучесть, мешавшую срочному погружению. Под тяжестью льда рвались антенны, ломались леерные стойки. Обмерзала оптика перископов. Выходило из строя оружие — пушки преобразовывались в ледяные глыбы, у торпед мёрзла вода в вырезах вертушек инерционных ударников, застывала смазка.

На протяжении несения дозора подводникам-североморцам много раз приходилось видеться с германскими судами-разведчиками, оказавшимися вблизи советских акватории.

Великая Отечественная война стала решающей проверкой воинского мастерства экипажа североморской «щуки». За боевые подвиги в годы войны «четыреста вторая» была удостоена гвардейского звания и ор дена Красного Знамени.

Окраска модели

Красят модель в следующие цвета: надводный борт корпуса, вооружение и надстройку — в серо-зелёный; палубу и подводную часть корпуса — в тёмный; бортовой номер и ватерлинию — в белый.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Эти ПОЛУТОРАКОРПУСНОЙ ДВУХВАЛЬНОЙ Подлодки Щ-402

Протяженность громаднейшая,м…. . . ……….. 58,75
Ширина громаднейшая, м ……………… 6,1
Осадка средняя, м . …. . …………. 4,3
Водоизмещение, т . .. . . . .. . . . . . . 590/707,8
Глубина погружения рабочая, м ………….. 90,0
Скорость полного хода, узлов …………. 13,6/8,7
Дальность плавания, миль …………… 6500/108
Мощность, л. с.:
дизелей …………… 2Х800
электромоторов ………… 2Х400
Экипаж, чел. ………………. 40
Оружие: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (запасных торпед — 10);2 –45-мм полуавтоматические пушки, 2–7,62-мм пулемета Максима.

П. ВЕСЕЛОВ

Кому это НАТО? Поход альянса на Россию. Выпуск 28 (23.09.17). Засекреченные перечни.

Статьи, которые будут Вам интересны: