Почему возрожденный ил-76 подвергли оцифровке

Почему возрожденный ил-76 подвергли оцифровке

    Протяженность самолета: 46,60 м//Высота самолета на стоянке: 14,76 м//Размах крыла: 50,50 м//Количество двигателей: 4//Степень двухконтурности: 4,4//Тяга (кгс): большой режим: 14?500, крейсерский режим: 3300//Макс. взлетная масса: 210 т//Большая нагрузка: 60 т//Скорость полета: 750−800 км/ч//Дальность полета: при нагрузке 52 т — 5000 км//Потребная взлетная расстояние на БВПП: 1700 м//Размеры грузовой кабины: протяженность с рампой: 24,54 м, щирина: 3,45 м, высота: 3,40 м

Его именуют Ил-476, но это неправильно. «476» — наименование проекта, а вот сама модифицированная версия стала называться Ил-76МД-90А. В последних числах августа, в то время, когда делегация «ПМ» побывала на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП», к первому полету подготовился «грузовик» новой модификации, уже предназначенный для армии, — он взял имя «Ульяновск». Первый же летный испытательный экземпляр, окрашенный в не весьма классический для отечественной ВТА светло-серый цвет, стоял в другом цеху.

Его к полету не готовили — наоборот, с корабля снимали различное оборудование. Испытательные полеты длятся, длятся и изучение всех совокупностей, побывавших в воздухе.

Копируем собственный

Самое, пожалуй, занимательное во всей данной истории — то, что обращение вовсе не шла о переносе ташкентского производства в Ульяновск. Русские конструкторы, по сути, скопировали самолет советской конструкции, а после этого внесли в него значительные доработки. Отечественный собеседник — помощник начальника проекта «476» Сергей Григорьевич Бондаренко, сам некогда трудившийся на ташкентском ТАПОиЧ, где делалась хорошая версия Ил-76.

«Все начиналось в середине 2000-х с экспериментального проекта, — говорит Сергей Бондаренко. — Министерство предложило нам попытаться «оцифровать» Ил-76, с тем дабы позже, быть может, начать его производство. Мы попытались, и все оказалось, не смотря на то, что и не без неприятностей. Удалось раздобыть какие-то ранние чертежи из Ташкента, и на базе их данных мы стали неспешно создавать компьютерные модели деталей самолета.

То, что чертежи были как раз ранними, время от времени порождало неожиданные неприятности: какие-то подробности и узлы не состыковывались верно — еще бы, машина всегда дорабатывалась на протяжении производства. Стало ясно, что чертежи чертежами, но без «железа» не обойтись. В итоге для нас раздобыли «живой» экземпляр Ил-76 ташкентской сборки, и отдельные параметры цифровой модели приходилось замерять конкретно на этом макете».

Очевидно, «оцифровка» не была данью моде. В случае если на ветхом производстве подробность, которую последовательно обрабатывали на многих станках, возможно было точить и фрезеровать по чертежам, то нынешние многокоординатные обрабатывающие комплексы с ЧПУ ватманы с кульманов не потребляют — им подавай цифровое 3D. Создание цифрового образа хорошего транспортника облегчило задачу перепроектирования и разрешило победить в качестве и производительности.

«Не обошлось и без курьезных моментов, — говорит Сергей Бондаренко. — Антенна РЛС, находящаяся под кабиной пилотов, и ее обтекатель были изготовлены в соответствии с размерами, каковые были скопированы нами с хорошего «Ила». Но когда начались испытательные полеты, стало известно, что локатор в движении «шкрябает» об обтекатель и неспешно протирает его.

Из-за чего таковой неприятности не было у ветхих самолетов, узнать так и не удалось, но петербургская компания «Котлин-Новатор», которая создавала авионику для новой модификации, взяла задание чуть-чуть немного поднять пяту локатора. На доработку и последующие сертификационные действия потребовалось дополнительное время, но проблему мы решили».

Стеклянная кабина с удобствами

    Фото Крыло для Ил-76МД-90А всецело перепроектировано, сейчас оно цельное, изготовленное с применением длинномерных панелей, а его ресурс существенно увеличен. Кстати, тут же, в Ульяновске, разворачивается производство композитного крыла нового поколения — уже для МС-21.

Снаружи Ил-76МД-90А фактически ничем не отличается от простого Ил-76, разве что двигатели ПС-90А-76 пара больше, чем Д30КП.

За счет новых силовых установок удалось привести самолет в соответствие с нормами ИКАО по эмиссии и шуму, и расширить дальность полета с 4000 до 5000 км. Нужная нагрузка одновременно с этим выросла с 47 до 55−60 т. Стоит подметить, что опыт ремоторизации «Илов» двигателями ПС-90 уже имел место — оснащенные этими установками автомобили эксплуатируются компанией «Волга-Днепр». Но при с Ил-76МД-90А замена двигателей стала только частью перепроектирования самолета.

Под увеличенную нужную нагрузку было нужно усилить стойки шасси. Повышен ресурс крыла. В случае если раньше оно имело стык, то сейчас за счет применения длинномерных панелей стало целым.

Изменилась схема крепления консолей к центроплану, сейчас крыло как бы натягивается на него. В следствии новый «Ил» имеет ресурс 10?000 посадок либо 40 лет, что, само собой разумеется, существенно перекрывает показатели советской конструкции.

    Фото Заметное новшество в новом транспортнике — «стеклянная кабина», которая функционально аналогична кокпитам самых современных лайнеров. Это русский разработка — кабину создала компания из Петербурга «Котлин-Новатор».

Ил-76МД-90А оснащен «стеклянной кабиной» — в нем нет привычной пилотам ветхого «Ила» стрелочной индикации.

Главная нужная пилотам информация выводится на шесть жидкокристаллических дисплеев, причем все это оборудование не импортное, а создано уже упомянутой компанией из Петербурга «Котлин-Новатор». По большому счету в самолете сделан упор на отечественные комплектующие. «Мы имеем кооперацию с Украиной приблизительно по десяти позициям, — говорит Сергей Бондаренко, — но при необходимости сможем легко заменить все эти комплектующие русскими поставками».

Не считая «стеклянной кабины» транспортник оснащен бортовым комплексом связи и БКО (бортовым комплексом обороны). БКО обнаруживает выпущенную ракету, выбрасывает тепловые ловушки и формирует около самолета территорию радиопомех, и может самостоятельно стереть с лица земли ракету — действительно, каким как раз образом, нам на предприятии не поведали.

В хорошем варианте Ил-76 неизменным спутником экипажа было ведро: туалета на борту конструкторы не предусмотрели. Мы живем в более добрые времена, и унитаз в самолете наконец показался. Для удаления отходов употребляется особая форсунка, расположенная по левому борту самолета, — через нее содержимое унитаза распыляется в воздухе.

И опять переделка!

Сейчас ульяновское предприятие «Авиастар-СП» имеет жёсткий заказ МО РФ на поставку 39 Ил-76МД-90А с оборудованием для десантирования. Но также новейшая модификация транспортника будет использована в качестве особых платформ. В частности, на данный момент, в то время, когда ВВС достаточно динамично пополняется новыми истребителями, встал вопрос о нехватке воздушных заправщиков.

Первый, пока экспериментальный экземпляр заправщика Ил-78М-90А уже собран на заводе «Авиастар-СП» и совершит первый полет в следующем году. По сути это та же машина для десантирования (в ней сохранится десантное оборудование и рампа), которую возможно опционально оснащать топливными баками, унифицированными подвесными агрегатами заправки (УПАЗ) — двумя на пилонах, одним на хвосте, и совокупностью заполнения топливных емкостей инертным газом, чтобы случайная искра не подорвала испарения в не заполненном до конца баке.

А вот готовый к отправке клиенту — Минобороны — самолет №?0103 перевезут в Таганрог на ТАНТК им.?Бериева для кардинального переоборудования под самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100. В том месте предстоит куда более сложная переделка: в частности, будет убрана подвижная рампа, поменяют застекление кабины с целью лучше обезопасисть экипаж от сильного излучения.

Особое экранирование предусмотрено кроме того для мотогондол, дабы наводки не могли повредить работе двигателя.

    Фактически готовый к первому полету «Ульяновск». Это уже не испытательная машина — Ил-76МД-90А будет передан в распоряжение МО РФ. На снимке прекрасно виден локатор РЛС, что сначала «протирал» обтекатель, пока не был доработан.

Еще один Ил-76МД-90А — он пока только строится.
Новый двигатель ПС-90А-76.
Внутреннее помещение транспортника.

Будущее богатырей

Цеха предприятия «Авиастар-СП» — это настоящее зеркало истории отечественного авиапрома последних десятилетий. Кроме того могучие Ил-76в один раз-90А кажутся не столь впечатляющими рядом с супергигантами «Русланами», которых тут стоит пара: автомобилям, принадлежащим по большей части МО РФ, восстанавливают летную годность и продлевают ресурс. Фактически «Авиастар» — один из самых новых советских авиазаводов — создавался в конце семидесятых годов прошлого века именно для постройки «Русланов».

В Ульяновске этих стратегических транспортников произвели более трех десятков — в два раза больше, чем на «родном» киевском «АВИАНТе». Выпуск Ан-124 был прекращен еще в 1990-х, но десятилетие спустя начали действительно обсуждать возможность возобновления производства «Русланов», в которых были заинтересованы и армейские, и коммерческие грузоперевозчики.

Еще в прошедшем сезоне на самом высоком уровне озвучивались замыслы постройки дополнительно 80 Ан-124, но на настоящий момент каждая российско-украинская кооперация в области авиастроения думается фантастикой. Более того, смогут появиться неприятности с продлением ресурса «Русланов», эксплуатирующихся в Российской Федерации — так как для получения соответствующих документов требуется заключение представителей КБ Антонова. Не нарушится ли отлаженная процедура в условиях политической конфронтации — громадной вопрос.

Ставка на собственный

Вторым проектом, что был поручен заводу «Авиастар» во второй половине 1980-х, был новый среднемагистральный авиалайнер Ту-204. Стать массовым лайнером, пришедшим на замену «рабочей лошадке» советского «Аэрофлота» — Ту-154, 204-му так и не удалось. Страна открыла себя глобальному рынку авиатехники, и коммерческие перевозчики предпочли новому отечественному лайнеру подержанные «Боинги» и «Эйрбасы». Крупносерийного проекта не получилось.

Сейчас ухудшение взаимоотношений с западным военно-политическим альянсом и санкционная война усилили интерес госструктур к импортонезависимости, соответственно, и к отечественной авиатехнике. И вот перед нами уже побывавший в эксплуатации Ту-204−100, что по заказу одного из силовых ведомств переделывается тут, на заводе, в Ту-204−300 — укороченную, но более «дальнобойную» версию. Для этого из передней и задней части фюзеляжа вырезают два сегмента — два «кольца», а после этого снова стыкуют оставшиеся части.

Но, крест на чисто коммерческих возможностях проекта Ту-204 совсем никто не ставит. Какое-то количество Ту-204 и его модификации Ту-214 (производится в Казани на КАПО им. Горбунова) эксплуатируется в русских авиакомпаниях, а также в египетской Cairo Aviation.

С учетом несчастной судьбы побитого санкциями «Добролета» возможно высказать предположение, что новая компания, ориентированная на полеты в Крым, кроме этого будет оснащена русскими лайнерами, чтобы не связываться с зарубежными лизинговыми и сервисными компаниями. Помимо этого, определенные надежды возлагаются на Ту-204СМ — один из двух сделанных на сегодня самолетов данной модификации стоит тут же, в цеху. СМ — это важный ход вперед по направлению к коммерчески успешному лайнеру.

Наконец-то в кабине пилотов осталось всего два кресла, а не три, как в прошлых предположениях. В самолете использован двигатель последней модификации — ПС-90А2, более экономичный и менее шумный. Лайнер оборудовали «продвинутыми» совокупностями навигации и управления, повысили комфорт в салоне. «Хорошая оказалась машина, — говорят нам на предприятии, — но борьба большая».

На практике это указывает, что по своим экономическим параметрам кроме того Ту-204СМ ближе к снятому с производства Boeing 757, а не к своим актуальным соперникам — Airbus A321 и Boeing 737−900ER. Все три самолета вычислены на перевозку около 200 пассажиров, но масса безлюдного русского лайнера заметно выше, чем у соперников, что предполагает или понижение дальности, или больший расход горючего.

Как сложится будущее Ту-204СМ, неясно еще и вследствие того что вовсю идет работа над отечественным среднемагистральным лайнером нового поколения — МС-21 с композитными элементами, что, как обещают авторы проекта, станет по экономическим показателям, и по эмиссии и шуму очень привлекательным как на отечественном, так и в мире. И в кооперации по созданию МС-21 «Авиастар-СП» кроме этого участвует: завод делает панели, люки, двери и отсек под стабилизатор. Иначе, для МС-21 предусмотрен высокий уровень интернациональной кооперации, и опять очень многое упирается в политику.

Статья «Цифровой "грузовик"» размещена в издании «Популярная механика» (№144, октябрь 2014).

<

h4>

***CARP FISHING TV*** Edges Volume 3.5 — FULL DVD!!!!

Статьи, которые будут Вам интересны: