Подкрепление с дальнего востока

Подкрепление с дальнего востока

Жалкое состояние французких торпедных сил к 1908 году стало таким очевидным, что морское министерство решилось-таки на воистину смелый ход, увеличив проектное водоизмещение новой серии эскадренных миноносцев практически в два раза: «450-тонники» уступили место 800-тонным судам, гигантам по национальным меркам, но в полной мере умеренным для большинства других государств. Но кроме того таковой, очень скромный скачок в размерах эсминцев был весьма и весьма сложным для слабой судостроительной индустрии Франции.

Заказ на 12 единиц распределили между восемью различными компаниями, взявшими большую свободу в осуществлении проекта. Требования к конструкции судов были только самыми неспециализированными: турбинные механизмы, узловая скорость и 30-нефтяные котлы. Неудивительно, что разнобой был страшным: суда данной, с позволения сообщить, серии, взяли турбины пяти разных типов, котлы — четырех!

варианты и Количество труб их размещения по разнообразию не уступали «начинке» машинных и котельных отделений. Все это дополняла неспешность постройки. Эсминцы начали вступать в строй только в конце 1911 года, простояв на стапелях и у достроечных стенок частных фабрик практически три года.

Не намного стремительнее совладали с задачей национальные верфи, каковые в 1910—1911 годах взяли заказ на дополнительные четыре «800-тонника» (еще пара подрядов досталась обойденным первым заказом компаниям «Судостроительные» заводы «и Шнейдер Бретани» из Нанта). Их суда кроме этого взяли турбины различных типов и строились более чем двух лет, но, по крайней мере, имели однообразный внешний вид: четыре трубы группировались в две пары, как на ветхих миноносцах.

Сейчас для французов настало время разобраться, чем же в следствии обогатился их флот. Якобы однотипные суда мало походили друг на друга не только снаружи: в случае если одни едва-едва достигали 30-узловой скорости, то единственные трехвальные эсминцы «Каск» и «Буклие», оборудованные турбинами Парсонса, смогли выжать на опробованиях 35 узлов. Столь же очень сильно разнился его расход и запас топлива, а дальность плавания отличалась практически вдвое!

В общем, применять «800-тонники» в одном соединении было фактически нереально.

Оружие французских эсминцев оставалось стандартным. Два 100-мм орудия примера 1893 года имели хорошие баллистические характеристики, но были через чур долгими, тяжелыми и неповоротливыми, не говоря уже об их более чем почтенном возрасте.

Четыре дополнительных 65-мм пушки для артиллерийского боя были через чур не сильный. Не отвечало современным требованиям и минное оружие — 450-мм аппараты, стрелявшие торпедами с недостаточной дальностью и небольшим зарядом.

178. Эскадренный миноносец «Ансень Габольд», Франция, 1923 г.

Строился компанией «Ле Норман» в Гавре.

Водоизмещение обычное 950 т. Протяженность громаднейшая 83,6 м, ширина 8,2 м, осадка 3,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 20 000 л.с., скорость 31 узел. Оружие: три 100-мм и одно 76-мм зенитное орудие, два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата. Заложен в 1913 г. как 850-тонный эсминец типа «Ансень Ру».

Постройка приостановлена с началом войны и возобновлена лишь в 1919 г. по поменянному проекту. Построен в 1921 г. Исключен из перечней флота в 1938 г.

В ходе эксплуатации выявились новые, не увиденные ранее дополнительные недостатки. Через чур не сильный корпуса судов не выдерживали средиземноморских штормов, а механические установки довольно часто отказывали в самые неподходящие моменты, независимо от типа использованных в них турбин и котлов.

Неудачно сконструированный низко расположенный мостик обильно заливало водой и он не снабжал эргономичного обзора в сражении. Попытки хотя бы частично ликвидировать эти недочёты стали причиной заметному росту водоизмещения, что в совокупности с капризными механизмами вынудило скоро забыть о проектной скорости. На работе она очень редко превышала 26 узлов, а самый медленный — «Командан Бори» — чуть имел возможность развивать 24 узла, приличествующие в те годы разве что уже изрядно устаревшему крейсеру.

На этом фоне выгодно отличались только «парсоновские» «Каск» и «Буклие».

Однако, 800-тонные эсминцы стали базой торпедных сил Франции в Первой мировой. «Каску» 29 декабря 1915 года удалось разрешить войти ко дну утративший движение по окончании подрыва на мине австрийский эсминец «Триглав». Через год тот же «Каск» «отличился» иначе: на 30-узловом ходу он лихо протаранил союзнический итальянский эскадренный миноносец «Абба».

По не добрый иронии судьбы еще через полтора года «Каск» учинил второе столкновение с союзником, на этот раз с направляться «Плутон».

179. Эскадренный миноносец «Умикадзе», Япония, 1911 г.

Строился на госверфи в Майдзуру.

Водоизмещение обычное 1030 т, полное 1150 т. Протяженность громаднейшая 98,5 м, ширина 8,5 м, осадка 2,7 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 20 500 л.с., скорость 33 узла. Оружие: два 120-мм и пять 76-мм орудий, два двухтрубных 457-мм торпедных аппарата. Всего выстроено две единицы: «Умикадзе» и «Ямакадзе».

Обе в 1930 г. переоборудованы в тральщики и исключены из перечней флота в 1936 г.

Второму «парсоновскому» эсминцу — «Буклие» — повезло еще меньше. В мае 1917 года он пострадал в сражении с германскими миноносцами, а практически сразу после ремонта взял куда более важные повреждения: преследуя германскую подлодку, он в следствии взрыва собственных глубинных бомб лишился кормы.

Действительно, ему удалось отомстить сопернику, утопив в 1918 году на несколько с собратом — «800-тонником» «Капитан Мель» — маленькой германский миноносец А-7.

На боевом счету «Биссона» — австрийская подлодка U-3, разрешённая войти ко дну в августе 1915 года. «Командан Ривьер» хорошо начал бой с австрийцами 22 декабря 1916 года, добившись попадания в миноносец «Динара», но после этого утратил движение в следствии аварии автомобилей в критический момент сражения. «Франсису Гарнье» удалось захватить севший на море германский гидросамолет.

На этом удачи французских эсминцев, фактически, и заканчиваются. А утраты их были куда более тяжелыми. Пять 800-тонных судов за войну погибли, причем один из них — «фо» — пал жертвой собрата «Манжини», потопившего его таранным ударом в Отрантском проливе.

Пополнение же французского флота в 1914—1918 годах смотрелось до убогости не сильный.

Если не считать четырех реквизированных эсминцев, строившихся по заказу Аргентины (о них разговор особенный), то от отечественной индустрии удалось взять только два корабля — «Ансень Ру» и «Меканисьен присипаль Лестен». Заложенные в 1913 году по паре усовершенствованному проекту эти 850-тонные «торпийеры» много промаялись на верфях. По окончании выстрела в Сараево все силы французской индустрии были брошены на помощь армии.

Кроме того судостроительные фирмы были вынужденными производить сугубо сухопутную продукцию, чуть справляясь с ремонтом судов; на новое строительство сил просто не хватало. Оба эсминца вошли в строй лишь в 1916 году, а третий заложенный корабль — «Ансень Габольд» — только в 1923-м.

180. Эскадренный миноносец «Сакура», Япония, 1912 г.

Строился на госверфи в Майдзуру.

Водоизмещение обычное 605 т, полное 830 т. Протяженность громаднейшая 83,6 м, ширина 7,3 м, осадка 2,2 м. Мощность трехвальной паросиловой установки 9500 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: одно 120-мм и четыре 76-мм орудия, два двухтрубных 457-мм торпедных аппарата. Всего выстроено две единицы: «Сакура» и «Татибана». Обе исключены из перечней флота в 1931 г.

Не обращая внимания на подросшее размеры и водоизмещение, оружие единственных французских эсминцев военной постройки оставалось столь же не сильный, что и у их предшественников. Проектная скорость опять-таки сохранилась — все те же 30 узлов. Действительно, в отличие от «800-тонников», новые суда развивали ее не на бумаге, а в конечном итоге.

По окончании войны «Ансень Габольд», пребывавший в меньшей стадии готовности, решили достроить по особому «экспериментальному» проекту.

Он вошел в строй с оружием из трех 100-мм орудий (все той же модели 1893 года!) и четырех новых торпедных аппаратов калибра 550 мм. Всецело перестроенный снаружи и изнутри, он стал первым французским кораблем с зубчатым редуктором между турбинами Парсонса и гребным валом. На нем наконец учли все армейские уроки, но для 20-х годов «Габольд» оставался вправду только экспериментальным судном, очевидно негодным для прототипа эсминцев нового поколения.

Отсутствие эскадренных миноносцев в составе флота и невозможность их постройки на отечественных верфях вынудили французское морское министерство заняться поисками зарубежных поставщиков. Но ни британцы, ни американцы не отозвались на зов союзника. Их большие судостроительные мощности были полностью загружены собственными заказами на много эсминцев, эскортных и противолодочных судов.

Ответ последовал лишь с другого конца земного шара. Готовность оказать помощь воюющей Франции выразила Япония. Любопытно, что еще недавно постройка боевых судов для европейской страны на Дальнем Востоке казалась совсем немыслимой.

К тому времени японцы уже имели основательный опыт в проектировании торпедных судов.

Сходу за бессчётными потомками стандартных дестройеров русско-японской войны последовали большие эсминцы проекта Ф-9. Заказанные еще в 1907 году, они были начаты постройкой лишь два года спустя, по окончании внесения бессчётных трансформаций в чертежи.

Но в первый раз «Стране восходящего солнца» удалось создать в полной мере современный громадный торпедный корабль с применением всех новшеств: турбинных механизмов, нефтяного отопления, 120-мм артиллерии, с 33-значительным радиусом и узловым ходом действия. Действительно, строились «Умикадзе» и «Ямакадзе» продолжительно — в основном из-за задержек в поставках турбин Парсонса, планировавших на заводе компании «Мицубиси»; они вошли в строй лишь в конце 1911 года.

Не обращая внимания на внушительные боевые чертей, новые эсминцы владели одним, но очень огромный недочёт — они были через чур дорогими. Исходя из этого японцы отказались от крупносерийного строительства аналогичных судов и приступили к разработке более недорогих дестройеров.

В конструкции других «Сакуры» и «Татибаны» старались сэкономить на всем: дорогостоящие турбины заменили паровыми машинами, дефицитную нефть — углем, скорость ограничили 30 узлами, артиллерию сократили наполовину. Эсминцы взяли обозначения «средних прибрежных торпедных судов», что, в неспециализированном-то, прекрасно характеризовало их концепцию.

Создав эсминцы океанского и прибрежного типов, Япония отказалась от их массового строительства, и лишь вступление в войну на стороне союзников побудило ее на следующий рывок в области расширения торпедных сил. Заложенные в 1914 году десять судов типа «Каба» стали прямым и ярким развитием «Сакуры», сохранив при пара увеличенном водоизмещении все отличительные черты собственных предшественников.

Как раз «Каба» и послужила прототипом эскадренного миноносца для французского флота. Маленькие кораблики водоизмещением менее 700 т сохранили достаточно необычное оружие из одного 120-мм орудия и четырех трехдюймовок (одна из них — зенитная). Все пушки были японского производства, что создавало затруднения при снабжении их боезапасом — возить его приходилось практически из-за трех океанов.

Совсем несовременной для 1917 года являлась механическая установка, складывавшаяся из паровых автомобилей тройного раширения. Но несомненной успехом можно считать сроки постройки эсминцев: среднее время от момента закладки до вступления в строй составило всего пять месяцев! Японские «французы» взяли собственные имена в честь разных народов, населявших тогда еще широкую республику-империю, почему их в большинстве случаев именуют судами типа «Араб» либо «Трайбл» (по-английски «племя»).

В дополнение к ним в 1917 с Дальнего Востока на Средиземное море прибыли восемь фактически однотипных единиц типа «Каба» — Япония номинально участвовала в войне в Европе на стороне Антанты. Действительно, участие это смотрелось очень скромным. Заметного ущерба неприятелю «японцы» не причинили, да и сами очень сильно не пострадали.

Только «Сакаки» взял торпеду от австрийской подлодки, но и его удалось спасти. По окончании боевых действий все они благополучно возвратились к себе, а в конце 1931 года «прибрежные» эсминцы типа «Каба» и «Сакура» отправились на слом.

В. КОФМАН

В район лесных пожаров на Дальнем Востоке перебрасывают подкрепление

Статьи, которые будут Вам интересны: