Подводная лодка к-21

Подводная лодка к-21

В составе советского подводного флота, участвовавшего в морских сражениях ВОВ, числились подводные крейсера типа «К», взявшие у отечественных моряков нежное наименование — «катюши». Это были большие суда, сопоставимые по водоизмещению с самыми громадными подводными лодками Германии, Франции, США и Англии.

Мысль создания замечательной отечественной подлодки, предназначенной для действий в океане, на громадном удалении от баз, зародилась у морского инженера Михаила Алексеевича Рудницкого в первой половине 30-ых годов XX века.

15 апреля 1935 года проект подводного крейсера типа «К», первоначально он именовался КР (Крейсер Рудницкого), был утверждён Советом Обороны и Труда.

По своим тактико-техническим данным крейсерские лодки типа «К» пребывали на уровне последних достижений мирового подводного кораблестроения, а по последовательности показателей, а также по вооружению и скорости, превосходили зарубежные образцы. Их надводное водоизмещение в полном грузу составляло 1720 т, подводное -2100 т, корпус имел длину около 100 м, высоту — 11,5 м. Но, не обращая внимания на столь солидные размеры, лодки прекрасно управлялись в подводном положении.

Два дизеля типа 9 ДКР мощностью по 4200 л. с. разрешали субмаринам развивать в надводном положении скорость хода 22 узла. Помимо этого, на лодке имелся вспомогательный дизель мощностью 800 л. с. для зарядки аккумуляторных малого и батарей хода. Дальность плавания составляла 15 тыс. миль. Два гребных электродвигателя мощностью по 1200 л. с. снабжали подводную скорость до 10 узлов. Автономность плавания (возможность постоянного нахождения в море без пополнения запасов) достигала 50 дней.

Основное оружие лодки — 10 торпедных аппаратов (6 — в носу и 4 — в корме) с неспециализированным запасом 24 торпеды калибра 533 мм. Они несли очень замечательный заряд, имели большую дальность и высокую скорость хода. Не считая торпед, в лодке пребывало 20 мин заграждения.

Артиллерийское оружие лодки складывалось из двух 45-мм полуавтоматов и двух модернизированных 100-мм орудий с боезапасом в 400 выстрелов. Усовершенствование орудий заключалось в повышении дальности стрельбы по морским и береговым целям, и возможности ведения огня и по самолётам при угле возвышения 45°.
направляться упомянуть и о некоторых вторых элементах оборудования субмарины. Так, на лодке было два перископа громадной светосилы, приспособленных, например, и для фотосъёмок.

Коротковолновые радиостанции подводного крейсера снабжали устойчивую двустороннюю связь на громадные расстояния. Достаточно заявить, что на протяжении опробований была установлена уверенная связь между лодками, одна из которых пребывала в Финском заливе, а вторая — на Дальнем Востоке.

При монтаже субмарины использовались самые передовые для того времени технологические приёмы. При сборке наружного корпуса крейсера обширно употреблялась электросварка.

Это разрешило значительно снизить вес, быстро повысить живучесть лодки.

При проектировании лодок типа «К» рассматривалось и пара необыкновенных вариантов их применения. Так, одна из модификаций предусматривала ангар для самолёта-разведчика. К сожалению, воплотить данный проект в судьбу не удалось.

Только что выстроенные подводные крейсера К-1 и К-2 прибыли на Северный флот в августе 1940-го. Ещё четыре лодки — К-3, К-21, К-22 и К-23 — предназначались для Тихоокеанского флота. В мае — июне 1941 года они должны были перейти Беломорско-Балтийским каналом с Балтики на Север, а после этого Северным морским путём — на Дальний Восток.

Но начавшаяся война внесла собственные коррективы. По окончании перехода в только непростых условиях Беломорско-Балтийского канала (гитлеровцы систематически бомбили всю автостраду) крейсера были сведены в отдельный 1-й дивизион подводных лодок типа «К», входивших в состав бригады подводных лодок Северного флота.

К-1 — головная в серии подводных крейсеров — была заложена в декабре 1936 года, построена в апреле 1938-го и в мае 1940 года была включёна в состав ВМФ.

В августе 1941 года под руководством М.П. Августиновича, сменившегопост начальника штаба бригады подлодок на командирский мостик подводного крейсера, К-1 отправилась в первоначальный боевой поход. До декабря 1942 года она совершила 12 боевых выходов. Затем лодка стала на ремонт и в конце 1943 года под руководством М.Н. Хомякова вышла в 13-й боевой поход, из которого назад не возвратилась…

К-2 прибыла на Север вместе с К-1 в осеннюю пору 1940 года.

Руководил кораблём В.П. Уткин. Боевые действия субмарина начала в августе 1941 года постановкой мин у берегов соперника. Во втором боевом походе (сентябрь 1941 года), на протяжении которого на борту был начальник дивизиона М.И. Гаджиев, был стёрт с лица земли фашистский транспорт.

Это случилось 11 сентября вблизи Варде, на виду у соперника. В связи с тем, что торпедная атака из подводного положения была неосуществимой, М.И. Гаджиев и В.П. Уткин решили всплыть. Дав полный движение дизелям, К-2 начала стрелять из 100-мм орудий.

Артогнём руководил З.М. Арванов. За семь мин. по неприятелю было выпущено 26 снарядов, в следствии чего транспорт водоизмещением 6 тыс. т загорелся и начал тонуть.

Сейчас лодку атаковал вражеский самолёт, и она безотлагательно погрузилась. Переждав взрывы авиабомб, всплыли под перископ: транспорта на поверхности воды уже не было.

По окончании данной успешной атаки на Северном флоте появилась традиция: завершать успешные походы холостыми выстрелами — по числу потопленных судов. Идея об этом подал З.М. Арванов.

Дело в том, что незадолго до похода К-2 её экипаж замечал возвращение британской подлодки «Тайгрис», одной из трёх британских субмарин, базировавшихся у нас на Севере. На её мачте были подняты два фашистских флага, что означало, как разъяснил советским морякам представитель британского морского руководства, что потоплено два фашистских корабля. Поднимать ненавистные нам гитлеровские знамёна советские моряки, само собой разумеется, не стали, но при возвращении в Полярное выстрелили из орудия.

Ихпримеру последовали экипажи вторых судов.

К-3 пришла на Север в осеннюю пору 1941 года. Руководил кораблём К.И. Малафеев. В первом же боевом походе, 3 декабря 1941 года лодка скрытно пробралась в пролив Бустазунд, где нашла направлявшийся в Хаммерфест вражеский конвой — транспорт в охранении трёх противолодочных судов.

К-3 атаковала транспорт четырёхторпедным залпом. За тем подводники услышали два взрыва: сработали торпеды. Нужно было уходить.

Но вражеские суда нашли лодку, всплывшую на пара секунд по окончании залпа торпед. Глубинные бомбы начали рваться у самого корпуса. Погружаясь, К-3 нежданно ударилась о подводную гора, не обозначенную на карте, и на глубине легла на грунт. Начальник субмарины высказал предположение, что от близких разрывов и сильного удара глубинных бомб потекли топливные цистерны, и поднявшийся на поверхность соляр выдаёт сопернику местонахождение лодки.

Принимается ответ — всплыть и под прикрытием огня артиллерии постараться оторваться от преследования соперника.

Продув цистерны, К-3 скоро всплыла. Прямо на неё строем фронта шли противолодочные суда, перекрыв выход в море из пролива.

Начальник скомандовал дать полный движение, но в эту 60 секунд отказал правый двигатель, и подводный крейсер устремился в наступление под одним дизелем.

Противолодочный корабль «Фефер» развернулся и правым бортом открыл по лодке пламя из 85-мм орудия и двух 20-мм автоматов. Но же на третьей минуте комендоры подводного крейсера подбили нациста: над «Фефером» взметнулся столб дыма и огня — и скоро он скрылся под водой.

Остальные противолодочные суда, сильно развернув, бежали.

К-3 побеждала неприятеля и в последующих походах.

К-21 пришла на Север в осеннюю пору 1941 года. Руководил ею А.А. Жуков. В первом же боевом походе К-21 ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн.

Условия для постановки были весьма тяжёлыми — протяженность пролива составляла 35 кабельтовых, а ширина всего лишь 7. Но задание было выполнено совершенно верно, и уже утром тут подорвался и затонул вражеский транспорт.

Через пара дней К-21 потопила ещё два корабля соперника. Новый ф поход — и надводной торпедной атакой послан на дно второй вражеский транспорт водоизмещением 5 тыс. т, а артиллерийским огнём — противолодочный катер.

В феврале 1942 года подводный крейсер принял Герой Советского Союза Н.А. Лунин, под руководством которого был совершён последовательность блестящих атак на суда соперника. Одна из них стала воистину легендарной.

В первых числах Июля 1942 года гитлеровское руководство отдало приказ о выходе из Альтен-фиорда в море эскадры в составе линкора «Тирпиц» (новейшего и самый мощного корабля фашистского флота), трёх тяжёлых крейсеров (а также тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер») и 12 эсминцев чтобы перехватить и стереть с лица земли союзный конвой PQ-17, вышедший в последних числах Июня из Исландии в Мурманск.

PQ-17 складывался из 34 корабля и 21 транспортов охранения.

Не считая них, проводку конвоя снабжали две сильные группы судов дальнего прикрытия из состава британского и американского флотов, включавшие авианосец, два линейного корабля и эскадренные миноносцы.

На долготе острова Медвежий в охранение конвоя PQ-17 должны были вступить боевые суда советского Северного флота.

Но по окончании того как английскому адмиралтейству стало известно о выходе в море германской эскадры, оно приказало командующему силами охранения конвоя покинуть его и направляться на соединение с группами судов дальнего прикрытия.

В следствии транспортам было нужно прорываться в Мурманск самостоятельно. Нескончаемые атаки подводных лодок и самолётов нацистов вывели из строя большое количество беспомощных судов.

Предательский приказ английского адмиралтейства вызвал гибель сотен моряков, утраты более чем 120 тыс. т военного груза, в котором нуждалась наша страна; а также 3350 машин, 430 танков, 210 самолётов.

Дабы не допустить германскую эскадру к конвою PQ-17, руководство Северного флота заблаговременно отправило в районы выходов из фиордов Северной Норвегии пара подводных лодок. Среди них была и К-21.

5 июля 1942 года она нашла начала и немецкую эскадру маневрирование для выхода в торпедную атаку на «Тирпиц».

Это была сложная операция; суда соперника шли противолодочным зигзагом, всё время меняя курс. Было нужно нападать «Тирпиц» кормовыми торпедными аппаратами, четырёхторпедным залпом. Раздалось два взрыва.

Лодка погрузилась, ожидая атаки фашистских судов охранения. Но её не последовало. «Тирпиц» вместе с эскадрой был должен возвратиться в фиорды Северной Норвегии и в боевых действиях участия уже не принимал.

Затем похода К-21 ещё неоднократно ходила в торпедные атаки, ставила мины, высаживала десанты. В октябре 1942 года она была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под руководством З.М. Арванова.
«Ваша лодка раздела фашистский корпус!»

К-22 пришла с Балтики на Север в осеннюю пору 1941 года. Через 14 дней вышла в море. На её борту был комбриг подводных лодок капитан I ранга Н.И. Виноградов.

Поставив пара минных банок, лодка начала поиск судов соперника в районе Хаммерфеста. Её артиллерия потопила вражеский транспорт, бот и нефтеналивную баржу. Позднее, пребывав в подводном положении, К-22 нашла стоящий на якоре транспорт и нападала его торпедами.

Лодка всплыла — в этот самый момент подводники заметили второй транспорт. Открыв огонь артиллерии, К-22 потопила обоих, а заодно и показавшийся скоро корабль. Как сказала разведка, на одном из транспортов пребывало более 30 тыс. полушубков, предназначенных для егерей действовавшего на Мурманском направлении германского горнострелкового корпуса «Норвегия».

— Молодцы!

Прекрасно вести войну! — оценил действия начальника субмарины командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко. — Ваша лодка в буквальном смысле этого слова раздела фашистский корпус! По существу, было сорвано наступление корпуса главной группировки нацистов в Заполярье.

Среди многих подвигов К-22 — спасение ею экипажа подлодки Щ-421, которая, имея на своём счету 8 потопленных вражеских судов, в апреле 1942 года подорвалась на мине и дрейфовала, утратив движение, в 8 милях к северу от мыса Норд-Кап.

Подлодка К-22 была удостоена гвардейского звания. В феврале 1943 года она вышла в собственный восьмой поход совместно с К-3. На пятый сутки похода К-22 прекратила отвечать на сигналы, ночью не всплыла.

Поиски её ни к чему не привели…

К-23 пришла на Северный флот с Балтики и в октябре 1941 года отправилась в собственный первый боевой поход. Она поставила пара минных заграждений в Варангер-фиорде, у входа в Бекфиорд, а на подступах к Киркенесу потопила два вражеских транспорта: один — артиллерией, второй — торпедами.

В следующих походах К-23 разрешила войти на дно ещё пара транспортных судов и тральщик соперника.

Подлодка К-21:

1 — гюйсшток; 2 — гюйс; 3 — палубный ввод антенны; 4 — киповые планки; 5 — леерная стойка; 6 — кнехты; 7 — шпиль; 8 — леер; 9, 10 — бортовые шпигаты; 11 — 100-мм орудия; 12-45-мм полуавтоматы; 13 — тумба перископов; 14 — шпигаты тоннелей для подъёма лодки; 15 — сигнальная мачта; 16-флагшток; 17-вымпел; 18-минно-погрузочный люк; 19-шпигаты; 20 — фонарь кильватерного огня; 21 — талреп; 22 — кормовой флагшток; 23 — Краснознамённый военно-морской флаг; 24 — фонарь гакобортного огня; 25 — форштевень; 26 — волнорезы крышек торпедных аппаратов; 27 — становой якорь; 28 — носовые горизонтальные рули; 29 — палубные шпигаты; 30 — съёмные страницы торпедно-погрузочных люков; 31 — спасательный буй; 32 — кранцы первых выстрелов; 33 — сирена; 34- площадканаблюдателя-сигнальщика; 35 — откидная площадка; 36 — фонари бортовых отличительных огней; 37 — прожектор; 38 — гребной вал; 39 — кронштейн гребного вала; 40 — гребной винт; 41 — ограждение кормовых горизонтальных рулей; 42 — кормовые горизонтальные рули; 43 — вертикальный руль; 44 — скоб-трап; 45 — дверь надстройки; 46 — герметический оптический нактоуз (ГОН); 47 — фонарь ходового огня; 48 — зенитный перископ; 49 — командирский перископ; 50 — трос подвески радиоантенны; 51 — радиоантенна; 52 — изоляторы радиоантенны; 53 — ограждение орудия; 54 — поворачивающаяся платформа 100-мм орудия; 55 — рубочный люк; 56 — трап; 57 — эмблема (звезда с цифрой, обозначающей число одержанных побед)

В мае 1942 года она вышла в море в очередной боевой поход с начальником дивизиона М.И.

Гаджиевым на борту. 12 мая от неё была взята радиограмма: «Имею повреждения».

В тот сутки К-23 нашла и атаковала вражеский конвой из двух транспортных судов и пяти противолодочных судов. По окончании атаки лодка подверглась долгому преследованию соперника. Возможно, как это не разслучалось, родные разрывы глубинных бомб повредили топливные цистерны, и всплывший на поверхность моря соляр обозначил курс корабля. Это и побудило М.И.

Гаджиева, начальника лодки Л.С. военкома и Потапова Д.М. Галкина разрешить команду всплыть, вступить в артиллерийский бой с судами соперника

и, воспользовавшись громадной надводной скоростью, постараться оторваться от преследования.

В этом бою К-23, по всей видимости, приобрела новые повреждения и была вынуждена погрузиться при атаке самолёта соперника.

Но её так же, как и прежде выдавал маслянистый след соляра: фашистскиепротиволодочные самолёт и корабли осыпали её глубинными бомбами. На базу К-23 не возвратилась. Погиб целый её командир дивизиона и героический экипаж М.И.

Гаджиев, прославленный североморский подводник, которому посмертно было присвоено звание Героя СССР.

Из шести подводных крейсеров, сражавшихся на Севере, К-22 был удостоен гвардейского звания, а К-21 — награждён орденом Красного Знамени и стал Краснознамённым.

Эту подлодку, сохранившуюся до наших дней, решено поставить на пьедестал в Се-вероморске как мемориал, дабы она постоянно напоминала потомкам о боевыхделах храбрецов-подводников, вести войну за Отчизну не щадя собственной жизни.

не меньше отважно вести войну подводные крейсера и на Балтике. Начав боевые действия в первой половине 40-ых годов XX века, в последний период войны, они внесли большой вклад в победу над неприятелем. К-51, К-52, К-53 и К-56 входили во второй дивизион бригады подводных лодок КБФ.

В балтийских лодках типа «К» минные цистерны были переоборудованы для принятия дополнительного запаса ДТ, что повысило автономность плавания. На некоторых из них вместо шумопеленгаторов «Марс» установили гидролокаторы «Дракон», а торпеды оборудовали устройствами МО-3, каковые разрешали давать торпедный залп «веером». Ни один из балтийских подвод-ных крейсеров не возвращался из похода, не потопив вражеского судна.

Указом Президиума ВС СССР бригада подводных лодок Краснознамённого Балтфлота была награждена орденом Красного Знамени.

Напоследок отметим, что за время ВОВ советские подводники стёрли с лица земли 87 кораблей ВМФ и 322 транспорта соперника. Их неспециализированное водоизмещение составило практически один миллион тысячь киллограм.

Е. ЖОЛКОВСКИЙ, бывший навигатор Краснознамённой подлодки К-52

\

Статьи, которые будут Вам интересны: