Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы ростислава алексеева — «военные действия»

Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы ростислава алексеева - «военные действия»
Экраноплан "Лунь"

100 лет назад в городе Новозыбкове (сейчас Брянская область) появился человек, которому суждено было создать одни из самых необычных автомобилей на Земле — экранопланы, объединившие в себе корабля и черты самолёта.

Ростислав Евгеньевич Алексеев появился в 1916 году в семье учительницы и агронома. В первой половине 30-ых годов XX века семья Алексеевых переехала в Неприятный, где Ростислав поступил получать образование Горьковский вечерний рабфак, в один момент подрабатывая художником и чертёжником. В те же годы он начал заниматься парусным спортом.
Алексеев заинтересовался идеей увеличения скорости на воде еще на протяжении собственного обучения на транспортно-машиностроительном факультете Горьковского индустриального (политехнического) университета имени Жданова. Ростислав Евгеньевич пришел на завод "Красное Сормово" со своим дипломным проектом. В годы ВОВ он начал работу на заводе в ОТК по приемке танков Т-34. Во внерабочее время он испытывает первую модель судна на подводных крыльях.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века состоялся спуск на воду первого катера на подводных крыльях.

Потом за создание первых отечественных торпедных катеров на подводных крыльях группе и Алексееву его соратников, принимавших яркое участие в работах, в первой половине 50-ых годов XX века была присуждена Сталинская премия.

С 1952 года на базе гидродинамической лаборатории и умелого танкового цеха была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая потом выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.

С 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общем итоге создано порядка 40 проектов этих судов, выстроено более 30 единиц разного назначения. Переход от подводных к воздушным крыльям разрешил снять ограничения со скорости перемещения судов и приблизить ее к авиационной.

ЧТО ТАКОЕ ЭКРАНОПЛАН

Экраноплан — это аппарат, применяющий так называемый экранный эффект, что содержится в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря либо ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности.

Экранопланы имеют авиационные скорости перемещения, но не требуют аэропортов, владеют громадной грузоподъемностью, смогут эксплуатироваться над любой довольно ровной поверхностью. По мореходности ограничения для экранопланов существуют лишь при посадке и взлёте.

Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет особый профиль и форму, максимально приспособленные для действенного применения набегающего потока, сжимаемого между поверхностью и крылом ("экраном").

Большие экранопланы, снабженные поддувом реактивных струй двигателей под крыло, владеют мореходностью на посадке и взлёте до 5 баллов, а в полете их мореходность фактически не ограничена. Это снабжает высокую регулярность перемещения экраноплана.

Морской экраноплан владеет намного большей безопасностью в полете, чем самолеты, поскольку аэропорт неизменно под ним, а также одновременный отказ всех двигателей разрешает ему выполнить надёжную посадку на воду. Экраноплан может лететь над мелководьем, что недоступно скоростным судам.

управляемость и Скорость экраноплана, и возможность стремительного повышения высоты полета разрешают безопасно расходиться с другими препятствиями и судами.

ИЗВЕСТНЫЕ "ЛУНЬ" И "ОРЛЕНОК"

Экраноплан "Лунь"

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века был создан первый экспериментальный полномасштабный морской корабль-экраноплан "Корабль-макет" (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.

Строившийся на заводе "Волга" умелый морской транспортно-десантный экраноплан "Орленок" (С-21, заложен в первой половине 70-ых годов XX века) в первой половине 70-ых годов XX века совершил первый пробный выход в технологической конфигурации на реке Волга.

В 1982-м несколько в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов "Орленок" на протяжении учений на Каспийском море показала скрытность и беспрецедентную оперативность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и возвратившись обратно всего за три часа. Дивизион этих экранопланов входил в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

Во второй половине 80-ых годов XX века по окончании проведения стрельб был сдан с высокой оценкой первый в истории всемирный техники умелый ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь".
В 1992-м был создан и принят проект умелого поисково-спасательного экраноплана "Спасатель" на базе матчасти второго строившегося примера экраноплана "Лунь".

Экраноплан "Лунь"

Взлетная масса — до 400 тысячь киллограм, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150–500 человек, госпитально-медицинский комплекс по своим масштабам — беспрецедентный для летательных аппаратов.

Аналогов ранее созданным экранопланам со схожими чертями взлетной массы, мореходностью и скоростными показателями не существует.
Сейчас ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева ведет разработки последовательности проектов экранопланов для разных территорий применения, с разными диапазоном и взлётной массой скоростных черт.

Проекты экранопланов смогут употребляться для перевозки пассажиров, срочной доставки грузов, и для ответа задач МЧС.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает трансформации давления, связанного с трансформацией высоты, и "воздушных ям" и "болтанки".
Конструкции экранопланов технологичнее самолетов, что дает пара меньшую себестоимость. Инфраструктура для обеспечения и обслуживания безопасности экранопланов требует меньших затрат. Экранопланы смогут взлетать с воды на большом расстоянии от берега, соответственно, создавать меньше шума в городе, чем самолеты, и двигаться из порта на режиме "малого газа".

Параметры выхлопных газов двигателей соответствуют требованиям западных стандартов и если сравнивать с самолетами стремительнее нейтрализуются поверхностью моря.

Эксплуатация экранопланов вероятна во всех климатических территориях. Самый выигрышно их применение на юге. Экранопланы владеют особенной эффективностью, начиная от 600–800 тысячь киллограм грузоподъемности.

В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы.

Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, нужен понтонный причал, другое оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена нужная база.

Обучиться управлению экранопланами будет несложнее пилотам с опытом управления гидросамолетами.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЕКТЫ

Корабль-экраноплан "Корабль-макет"

Сейчас эксперты ведут работы по созданию проектов скоростных катеров нового поколения "Сагарис", "Турмалин", "Голдфингер". Экстерьер этих судов отличается футуристичным дизайном, утверждают в ЦКБ.

ЦКБ по СПК на территории собственного научно-производственного комплекса ведет строительство опытного образца судна на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р". Прототипами данного судна являются СПК "Беларусь" и "Полесье".

На заводе "Вымпел" ведется строительство головного судна на подводных крыльях "Комета 120М". Наработан обширный опыт катеров и создания кораблей с воздушной каверной на днище водоизмещением от 100 до 400 тысячь киллограм и скоростями перемещения от 30 до 60 узлов: быстроходный катер "Серна", десантный катер "Дюгонь", патрульные катера "Меркурий" и "Сокжой", пассажирское судно "Линда".

Одна из новых разработок — быстроходное экспедиционное судно "КВК 1200". Корабль способен решить целый круг задач: исполнение научно-исследовательских работ, геологоразведки, экологического мониторинга; транспортное обеспечение ТЭК; осуществление грузовых транспортных перевозок; участие в операциях по спасению. На базе платформы "КВК 1200" реализована концепция "интеллектуального корабля", снабжающая большой уровень эффективности управления.

Командный комплекс сосредоточен в одном месте и разрешает осуществлять постоянный контроль за состоянием экипажа жизнеобеспечения и всеми системами корабля.

Конструкторские идеи Ростислава Алексеева опередили время на десятки лет. Возможно заявить, что с легкой руки очень способного конструктора сошло и слово "экраноплан", которое во всем мире принято произносить по-русски.

Как раз под управлением Алексеева суда для пассажиров и перевозки грузов по морям и рекам сумели достигнуть скоростей 200, 300 а также 500 км/ч. Скоростные суда ЦКБ по СПК признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.
Суда, спроектированные при Алексееве, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, другие страны и Венгрию.

\

Статьи, которые будут Вам интересны: