Пол века в боевом дозоре

Пол века в боевом дозоре

Боевая разведывательная дозорная машина БРДМ-2. В текущем году исполняется пол века принятия на вооружение Советской Армии бронированной разведывательно-дозорной автомобили БРДМ-2, продолжающей собственную боевую работу и сейчас. Проектирование БРДМ-2 началось в 1959 г. в СКВ конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автомобильного завода.

К этому времени тут уже накопили большой опыт создания бронеобъектов лёгкого класса: в начале 1950-х гг. был создан БТР-40 (заводской индекс ГАЗ-40), а через пара лет — бронированная разведывательная дозорная машина БРДМ (заводской индекс ГАЗ-40П, литера «П» обозначает — плавающий). Последняя, в соответствии с новыми оперативно-тактическими взорами на методы ведения военных действий, имела возможность без подготовки преодолевать траншеи и водные преграды, канавы и окопы на поле боя. Этому содействовали герметичный водоизмещаю-щий корпус и дополнительные выдвижные катки.

В первую очередь серийного производства в 1957г. БРДМ активно применялась подразделениями войсковой разведки, выгодно отличаясь от БТР-40 собственной своевременной подвижностью. Но на протяжении эксплуатации выявились и её не сильный стороны.

Прежде всего — недостаточная тяговооружён-ность, составлявшая всего 16 л.с./т., в то время как армейским хотелось иметь 20 л.с./т. Но в то время в распоряжении конструкторов имелся только 90-сильный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40, полученный форсированием по оборотам двигателя ГАЗ-6З, что, со своей стороны, вёл родословную от ещё довоенного двигателя ГАЗ-11 (76 л.с.). Выжать из этого устаревшего мотора громадную мощность уже не представлялось вероятным.

Не совсем успешной была и конструктивная схема БРДМ, унаследованная от БТР-40, прямым потомком которого она и являлась (первоначально машина вспоминала как плавающий вариант БТР-40, на что показывает её заводской индекс — БТР-40П). Компоновка с передним размещением пожароопасного карбюраторного двигателя делала машину легко уязвимой от лобового огня.

К тому же, для обеспечения нужного распределения водоизмещения по длине автомобили её переднюю часть было нужно выполнить поднятого размера, что значительно ухудшило обзор в первых рядах — как механику-водителю, так и всему экипажу. не сильный было признано и оружие — один 7,62-мм пулемёт СГМБ; пламя из него стрелку приходилось вести, наполовину высунувшись из броневой рубки.

Попытки модернизировать БРДМ за счёт установки пулемётной башенки от транспортёра-тягача МТ-ЛБ либо крупнокалиберного пулемёта ПКВ на открытой турели особенным были неудачными — возможности предстоящего совершенствования автомобили, как уже говорилось, были ограничены не сильный двигателем и выбранной компоновкой.

Новые возможности для более идеальной БРДМ появились, в то время, когда на ГАЗе развернулись работы над новой моделью грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66, известной потом «шишиге» с двигателем мощностью 120 л.с.

Изначально этотV-образный двигатель предназначался для правительственной «Чайки» (ГАЗ-13) путём «сращения» двух 4-цилиндровых блоков «волговского» двигателя ГАЗ-21, а после этого на его базе создали упрощённую версию для ГАЗ-66. Так, у конструкторов Горьковского автомобильного завода показалась база — «сердце» — для новой БРДМ. В дело пошли и другие узлы «шишиги» — мосты, трансмиссия и пр.

Применение в конструкции колёсных броневых автомобилей узлов, унифицированных с серийными машинами, являлось простой практикой и разрешало значительно снизить цена производства.

Бронированная разведывательная дозорная машина БРДМ. Выпускалась в 1962 — 1965 гг.

10 февраля 1959 г. Основное бронетанковое управление армии (ГБТУ) выдало тактикотехнические требования на разработку БРДМ-2, талантливой функционировать совместно с новыми бронетранспортёрами БТР-60, боевыми машинами и перспективными танками пехоты (БМП). Если сравнивать с предшественницей, она должна была владеть большей огневой мощью, лучшими повышенным уровнем и ходовыми качествами защищённости; помимо этого, оснащаться совокупностью противоатомной защиты и радиосвязной совокупностью для получения и передачи по радио разведывательной информации и команд.

Проект взял заводское обозначение — «изделие 41», либо «ГАЗ-41». Команда разработчиков была та же, что создавала и БРДМ. Управление проектом осуществлял основной конструктор ГАЗа В.А.

Дедков, ведущим автомобили был А.Н. Лебедев, вопросы по обеспечению водоходности курировал -В.Г. Лазарев.

Конечно, что проектировщики применяли в новой машине последовательность конструктивных ответов, уже опробованных на БРДМ. Но «ГАЗ-41» взял совсем другую схему неспециализированной компоновки — с передним задним отделения размещением и расположением управления силовой установки. Такая схема разрешила улучшить обзор местности и водителю, и начальнику.

Боевое отделение сместили вперёд, оно стало более просторным. Повысились водоходные качества автомобили: установка двигателя в задней части корпуса снабжала стабильный дифферент на корму. Для самообороны машина вооружалась пулемётом КПВТ, установленным на открытой турели, подобной употреблявшейся на тяжёлом танке Т-10.

Экипаж «ГАЗ-41» насчитывал пять человек — два члена экипажа и три десантника.

Бронекорпуса для двух первых опытных образцов изготовили к июлю 1960 г., чего не было возможности сообщить об остальных агрегатах. В случае если новый двигатель ГАЗ-66 имелся в наличии, то трансмиссия для него ещё лишь проходила опробования.

В рвении уложиться в заданные сроки первый прототип было нужно оснащать трансмиссией и ходовой частью ветхой БРДМ. Это не преминуло сказаться на протяжении ходовых опробований. Ветхая трансмиссия открыто не выдерживала возросшей мощности двигателя — неоднократно горело сцепление, крошились зубья коробки передач.

По окончании доработок в ноябре того же года прототип передали армейским с целью проведения полигонных опробований, проходивших на НИИБТПолигоне в Кубине. Замечаний у военных выяснилось большое количество. В первую очередь, отмечалась неудовлетворительная работа трансмиссии, которая не снабжала передачу полного крутящего момента, развиваемого двигателем.

Критиковалось использование узлов и мостов подвески от ГАЗ-66. С одной стороны, армейские были заинтересованы в унификации ходовой части «ГАЗ-41» с уже выпускавшимся горьковским заводом бронетранспортёром БТР-60, с другой — узкая колея, унаследованная от «шишиги», затрудняла перемещение по танковой колее и создавала неустойчивость на склонах и поворотах.

Размещение оружия на открытой турели не снабжало достаточной защиты стрелка при ведении огня, к тому же нарушало герметизацию корпуса и сводило на нет работу совокупности противоатомной защиты, наличие которой прямо предписывалось техническим заданием. На этом фоне уже небольшими смотрелись замечания о том, что начальник автомобили не имел кругового обзора (обзор вправо закрывал шофер, а назад — корпус автомобили) да и то, что экипажу приходилось трудиться в весьма стеснённых условиях.

По окончании частичного устранения и очередных доводок распознанных недочётов разведывательную машину однако приказом Военного министра СССР от 22 мая 1962 г. приняли на вооружение Советской Армии под обозначением БРДМ-2. Но в серийное производство, как это в большинстве случаев происходило по окончании принятия аналогичного ответа, БРДМ-2 не запустили. Обстоятельством тому был не до конца решённый вопрос о её оружии.

Военных категорически не устраивало размещение пулемёта КПВТ на открытой турели, исходя из этого БРДМ-2 постарались оснастить башней со спаркой КПВТ и ПКТ, которая разрабатывалась для установки на очередную модификацию горьковского БТР — БТР-60ПБ.

Прототип перевооружённого варианта подготовили к началу 1963 г. Достаточно тяжёлую башенную установку разместили фактически посередине корпуса автомобили.

Это не нарушало её водоходных качеств и вместе с тем благотворно сказалось на точности ведения огня. Сейчас стрелок имел возможность вести круговой обстрел, пребывав в корпуса, не нарушая работу совокупности противоатомной защиты. Действительно, из-за сокращения внутреннего количества экипаж было нужно уменьшить до четырёх человек.

В общем, машина клиента устраивала — благодаря более замечательному двигателю она показала параметры проходимости и водоходности, превосходящие БРДМ, возросшие запас и скорость хода. К недочётам относили то, что конструкторы не обеспечили условий для скрытного от соперника выхода экипажа из автомобиля. Высадка-посадка предусматривалась лишь через два люка в передней части крыши корпуса, а это вынуждало экипаж взбираться на машину через её борта.

В апреле 1963 г. умелый БТР-60ПБ и БРДМ-2 с башенной установкой оружия показали Главу МинОбороны СССР маршалу РЯ. Малиновскому. По итогам показа совершили доработки по улучшению обзорности БРДМ-2 — для разведчиков на бортах установили дополнительные смотровые устройства.

Но доводка БРДМ-2 шла медлительно и не легко: в указанный период все силы завода были брошены на подготовку к серийному выпуску БТР БТР-60ПБ, и совсем довести БРДМ-2 удалось только к концу 1964 г.

Первые пять предсерийных автомобилей покинули сборочный цех в декабре 1964-го, но маховик производства раскручивался неспешно — за целый 1965 г. было выстроено лишь 80 БРДМ-2, а в следующем году вместо рассчетных 600 автомобилей — всего 440.

Не обращая внимания на таковой затянувшийся старт, БРДМ-2, показав чудеса долголетия, продержалась в производстве целых 25 лет — до 1989 г.

БРДМ-2:

1 — волноотражательный щит; 2 — передний крюк для буксировки на плаву; 3 — фара; 4 — зеркало заднего вида; 5 — осветитель прибора ночного видения; 6 — пулемёт КПВТ; 7 — прибор наблюдения начальника; 8 — ниша наблюдения; 9 — багор; 10 — башня; 11 — выпивала; 12 — фильтро-вентиляционная установка; 13 — катушка буксирного троса; 14 — глушитель; 15 — задний крюк для буксировки на плаву; 16 — заслонка водомётного движителя; 17 — задний крюк для буксировки по суше; 18 — дополнительное выдвижное колесо; 19 — балансир дополнительного колеса; 20 — крышка тормозного барабана колеса; 21 — кронштейн рессоры переднего колеса; 22 — передний крюк для буксировки по суше

Первый прототип БРДМ-2.

На крыше автомобили открыто устанавливался пулемёт КВПТ на зенитной турели тяжёлого танка Т-10

До 1967 г. ГАЗу приходилось производить параллельно и ветхие БРДМ (в качестве шасси для спецмашин), а с 1982-го производство БРДМ-2 началось на Арзамасском машиностроительном заводе. За эти годы было выстроено около 9400 единиц, действительно, практически добрая половина из них послужила в качестве шасси для специальных автомобилей.

Первая публичная демонстрация БРДМ-2 прошла в 1966 г. на протяжении армейского парада на Красной площади в Москве.

В ходе производства в конструкцию БРДМ-2 вносились разные трансформации. самые заметным внешним отличием, по которому БРДМ-2 возможно условно поделить на автомобили ранних, средних и поздних производственных серий, стало устройство воз-духопритоков на крыше двигательного отсека.

Ранее два их лючка имели трапециевидную форму и прикрывались крышками, раскрывавшимися назад (по типу БТР-60). На автомобилях средних серий воздухопритоки имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи. Поздний вариант, запущенный в производство в 1970-х гг., имел над воздухопритоками шесть выпуклых грибовидных крышек-колпаков, подобных по конструкции устанавливавшимся на БТР-70.

Они мешали попаданию в моторное отделение рикошетирующих пуль, осколков, и затеканию напалма. Помимо этого, эти автомобили оснащались башней с прибором наблюдения в крыше. Данный вариант БРДМ-2 кроме того взял на Западе отдельное обозначение — БРДМ-3, но в СССР он особенным индексом не выделялся.

БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные армейские подразделения, в химические войска и войска связи. Они употреблялись во внутренних армиях МВД, морской пехоте и пограничных войсках ВМФ. По штату, каждой советской мотострелковой либо танковой дивизии надеялось 28 БРДМ-2: 12 — в разведывательном батальоне и по 4 -в каждом полку.

Эта техника обширно поставлялась и в государства Варшавского Соглашения, в том направлении было послано около 6 тыс. автомобилей.

В некоторых государствах для них вводились личные обозначения. Так, к примеру, в Германской Демократической Республике БРДМ-2 именовался как SPW-40Р2, а БРДМ — SPW-40Р.

Конструкция БРДМ-2

Не смотря на то, что БРДМ-2 считается предстоящим развитием БРДМ, что отражено в её обозначении, но неспециализированным узлом у них есть, пожалуй, лишь уникальные, выдвигающиеся при преодолении препятствий, приводные катки.

БРДМ-2 выполнена по компоновочной схеме с задним размещением отделения силовой установки, соответственно её отделение управления находится в передней части корпуса, а боевое отделение -в средней.

В отделении управления размещены органы управления машиной, устройства наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, отопитель, что снабжает обдув тёплым воздухом лобовых стёкол, водителя и сиденья командира, и лебёдка и её привод.

Размещение устройств наблюдения начальника автомобили:

1 — рукоятка для закрывания и открывания броневой крышки смотрового люка; 2, 6 — устройства ТНП-Б; 3 — ветровое стекло; 4 — прибор ТПКУ-2Б; 5 — прибор ТНПО-115; 7 — блок БТ-6-26 питания прибора ТВНО-2Б

Размещение устройств наблюдения водителя:

1 — устройства ТНП-Б (3 шт.); 2 — прибор ТНПО-115; 3 — центральный прибор ТНПО-115, вместо которого устанавливается прибор ТВНО-2Б; 4 — правый прибор ТНП-Б; 5 — рукоятка для закрывания и открывания броневой крышки смотрового люка; 6 — ветровое стекло в смотровом люке; 7 — высоковольтный кабель с разъёмом в укладке

Башенная пулемётная установка:

1 — стопор башни; 2 — электрощиток башни; 3 — планка стопора люльки; 4 — защёлка коробкодержателя; 5 — гильзолентосборник; 6 — штифт планки стопора люльки; 7 — кнопка электроспуска ПКТ; 8 — рукоятка маховика механизма поворота башни; 9 — кнопка электроспуска КПВТ; 10 — прицел ПП-61 АМ; 11 — рукоятка тормоза подъёмного механизма; 12-рукоятка перезарядки КПВТ; 13 — рукоятка маховика подъёмного механизма; 14 — рукоятка стеклоочистителя; 15 — рукоятка тормоза башни

В боевом отделении находятся башенная пулемётная установка, боекомплект, гидроподъёмники дополнительных колёс, два одноместных сиденья для экипажа.

В его средней части, на днище, размещена раздаточная коробка в сборе с коробками и редуктором отбора мощности на дополнительные колёса и лебёдку.

В отделении силовой установки находятся двигатель в сборе со сцеплением, коробкой отбора и коробкой передач мощности на водомёт, водяные и теплообменники и масляные радиаторы, предпусковой подогреватель, водооткачивающий насос, компрессор, водомётный движитель с редуктором и карданным валом отбора мощности, бензиновые баки, воздушный баллон и аккумуляторная батарея.

Оно изолировано от другой части корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны смонтирована фильтро-вентиляционная установка. Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные створки.

Всецело закрытый герметизированный корпус автомобили имеет сварную конструкцию и изготовлен из металлических катаных броневых страниц.

Толщина брони в лобовой части образовывает 6-10 мм, передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых страниц толщиной 6 мм. Броня защищает лишь от осколков и пуль артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В экипаж БРДМ-2 входят начальник, механик-водитель и два разведчика: один из них делает обязанности стрелка пулемётной установки.

Рабочие командира механика-машины и места водителя (его место находится у правого борта) оборудованы в отделении управления. Их сиденья однообразные по конструкции и установлены на кронштейнах, приваренных к дну. По высоте сиденье подъёмным механизмом возможно установлено и застопорено в трёх положениях; наклон спинки регулируется при помощи резьбовых муфт.

Вне поля боя экипаж ведёт наблюдение через громадные смотровые окна, закрывающиеся при необходимости броневыми крышками. Начальник пользуется перископическим прибором наблюдения ТПКУ-2Б с пятикратным повышением и четырьмя призменными устройствами (тремя ТНП-Б и одним ТНПО-115). В распоряжении механика-водителя имеется шесть призменных устройств (четыре ТНП-Б и два ТНПО-115), каковые расположены так, дабы расширить угол обзора вперёд и влево.

Ночью у него может устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2Б (ТВНО-2Б), а у начальника — ночной ТКН-1С. В набор устройств ночного видения входят инфракрасная фара-осветитель ОУ-ЗГА-2М, которая крепится на щитке прибора наблюдения начальника, и две фары ФГ-125, установленные на наклонных лобовых страницах корпуса.

В крыше корпуса смонтировано два громадных полукруглых люка — через них осуществляются выход и вход экипажа из автомобиля.

Для облегчения открывания крышки люков установлены на торсионных валиках. В закрытом положении крышки запираются особыми замками, а в открытом — удерживаются стопорами.

Благодаря вакуумному рулевого усилителю и гидроусилителю управления тормозной совокупности, водителю БРДМ-2 обеспечены более комфортные условия работы, чем на БРДМ.

Слева от его сиденья у борта корпуса расположены блок шинных кранов и воздушный редуктор совокупности регулирования давления воздуха в шинах, а на надколёсной нише — рукоятки крана гидросистемы, заслонки водомёта и волноотражателя, и кран гидросистемы выпуска дополнительных колёс. Справа и слева от сиденья находятся рычаги управления коробкой передач, коробкой отбора мощности на водомёт, включения переднего моста, лебёдки и стояночного тормоза.

Перед водителем на лобовом странице корпуса укреплён щиток контрольно-измерительных устройств.

В боевом отделении установлена бронированная башня кругового вращения с очень замечательным оружием: 14,5-мм пулемётом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом ПКТ. Оба смонтированы в твёрдой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Пулемётная установка имеет перископический прицел ПП-61 А.

Башня вращается на погоне, наведения поворота оружия и приводы башни — механические. Углы обстрела: вертикальный — от -5° до +30°, горизонтальный — 180°. На протяжении стрельбы пулемётчик размещается на особом подвесном сиденье, вращающемся вместе с башней. Из-за маленьких размеров в крыше башни нет эвакуационного люка, и стрелок-разведчик покидает машину через люки в крыше корпуса, расположенные над местами командира-и механика водителя.

Пулемёт КПВТ, созданный С.В. Владимировым ещё в годы ВОВ в качестве противотанкового, имеет прицельную дальность 2000 м, скорострельность — 600 выстр./мин. На дальности 500 м бронебойная пуля пробивает вертикально установленную броню толщиной 32 мм.

7,62-мм пулемёт ПКТ рекомендован для поражения живой силы соперника.

Его прицельная дальность — 1500 м, скорострельность — 650 — 700 выстр./мин. Оба пулемёта -ленточного питания, ёмкость патронной ленты для КПВТ — 50 патронов, для ПКТ — 500. Боекомплект образовывает 500 и 2000 патронов соответственно.

В походном положении два разведчика из экипажа занимают места на одноместных полужёстких сиденьях, спинки которых смогут откидываться вперёд. Сиденья расположены у бортов боевого отделения.

Тут для улучшения условий наблюдения на каждом борту приварены ниши наблюдения, в них установлено по три призменных прибора ТНП-Б. Это значительно увеличивает обзорность по горизонту. Рядом в наклонных бортовых броневых страницах выполнены лючки для ведения огня из личного оружия (по одному на каждой стороне), закрываемые броневыми крышками.

В отделении силовой установки размещён V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-41. При 3200 об/мин он развивает большую мощность 140 л.с. Для питания двигателя используется бензин с октановым числом 76 (А-76), допускается кроме этого применение бензина с более низким октановым числом — марки А-72.

Горючее хранится в двух баках вместимостью по 140 л любой, что снабжает машине запас хода по суше, равный 750 км.

Совокупность охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Для доступа воздуха, засасываемого вентилятором в корпус, и удаления его из автомобиля по окончании обдува радиаторов и нагретых агрегатов в крыше корпуса предусмотрены особые люки.

Два жидкостных радиатора размещены в силовом отделении за двигателем. К левому из них крепятся три радиатора для охлаждения масла. Для потока воздуха в совокупности охлаждения за каждым радиатором в особых кожухах установлено по шестилопастному осевому вентилятору, каковые приводятся вовращение от вала двигателя через ременную передачу.

Для обеспечения охлаждения двигателя на плаву в совокупность введены трубчатые теплообменники. Они имеют однообразную конструкцию как для охлаждающей жидкости, так и для масла.

Совокупность подогрева — термосифонного типа, предназначена для увеличения температуры охлаждающей жидкости, основных деталей и масла двигателя для облегчения его пуска при низких температурах.

Жидкость в совокупности циркулирует под влиянием различной плотности нагретой и охлаждённой жидкости. Масло в поддоне двигателя подогревается газами подогревателя П-100, складывающегося из воздушного вентилятора и котла. Тёплые газы, проходя по газоходам котла повышают температуру жидкости в рубахах и через газоотводящий патрубок направляются к поддону двигателя, нагревая в нём масло.

Трансмиссия БРДМ-2 — механическая, по составу агрегатов и узлов принципиально не отличается от трансмиссии БРДМ. Крутящий момент от двигателя передаётся через раздаточную коробку и коробку передач к заднему и переднему ведущим мостам, и к приводам водомёта, лебёдки и дополнительных ведущих колёс. привод и Водомёт на ведущие колёса при необходимости смогут трудиться в один момент.

Привод управления сцеплением — гидравлический. Коробка передач — механическая, четырёхступенчатая; третья и четвёртая передачи снабжены синхронизаторами. Привод управления коробкой передач сблокирован с приводом сцепления на первой, второй и передаче заднего хода -это в значительной степени облегчает водителю управление машиной. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству подобны таким же узлам грузовика ГАЗ-66.

Ходовая часть БРДМ-2 в принципе однообразна с ходовой частью БРДМ. Тут кроме этого использованы два ведущих моста, к каким при перемещении на пересечённой местности смогут подключаться две пары колёс, опускаемых посредством гидропривода. Так обеспечивается высокая проходимость

клёвый фильм боевой волк

Статьи, которые будут Вам интересны: