Полный привод для противотанковой артиллерии

История создания советского полноприводного пикапа ГАЗ-61–416 окутана тайной и изобилует неточностями. Кроме того само его настоящее наименование удалось установить недавно при помощи архивных изучений – до этого машина фигурировала под неправильным заглавием ГАЗ-61–417. Не обращая внимания на то что в истории ГАЗ-61–416 белых пятен хватает, отысканных в архивах материалов достаточно для того, чтобы вернуть подлинную историю данной увлекательной автомобили.

Не смотря на то, что по многим причинам век её был недолгим, он был броским, покинув заметный след в отечественном автомобилестроении.

Догоняя зарубежье

19 декабря 1939 года на вооружение Красной армии был принят полноприводный командирский автомобиль ГАЗ-61. Машина, спроектированная В. А. Грачёвым, была очень успешной. На момент создания она по чертям ничем не уступала зарубежным машинам подобного класса.

Уже 30 мая 1940 года были изготовлены и посланы в производство рабочие чертежи автомобили, которая, как предполагалось, должна была заменить в армиях «Эмки». Настоящим ударом по этим замыслам стала передача цеха по производству двигателей ГАЗ-11 в ведение министерства авиационной индустрии (НКАП), в котором решили на этих мощностях производить авиационные моторы М-105.

Такое ответ, принятое в осеннюю пору 1940 года, сильно ударило планы выпуска столь нужного в армиях автомобиля. Без двигателей остались и другие автомобили разработки Горьковского автомобильного завода, и танки Т-40. Начало производства ГАЗ-61 с октября 1940 было решено перенести на 3-й квартал 1942 года.

Полный привод для противотанковой артиллерии
ГАЗ-61–415, умелый полноприводный пикап, выстроенный в первой половине 40-ых годов двадцатого века

Не обращая внимания на подобные потрясения, работы по теме ГАЗ-61 длились. Неспешно подготавливалась оснастка, и длились экспериментальные разработки. Одной из них была программа по созданию пикапа ГАЗ-61–415, базой для которого стал ГАЗ-415. Первоначально эта машина разрабатывалась коллективом под управлением Ю. Н. Сорочкина как автомобиль для народного хозяйства, но весьма не так долго осталось ждать к ГАЗ-415 стали присматриваться армейские.

Запущенный в серию с 1939 года, автомобиль достаточно скоро начал поступать в Красную армию. К примеру, как раз пикапом пользовался в первой половине 40-ых годов двадцатого века И. Г. Старинов, которого обоснованно вычисляют главным советским диверсантом в годы войны.

Установка кузова ГАЗ-415 на шасси ГАЗ-61 смотрелась в полной мере логичным ответом, тем более что в первой половине 40-ых годов двадцатого века было выстроено два ГАЗ-11–415, оснащённых двигателем ГАЗ-11. Изготовленный в первой половине 40-ых годов двадцатого века, ГАЗ-61–415 по кузову всецело повторял ГАЗ-11–415, снаружи отличаясь лишь более высокой посадкой. Кроме этого, в отличие от «базисной» модели, новый пикап имел ведущий передний мост.

Нельзя исключать, что эта машина в полной мере имела возможность бы стать серийной и пойти в народное хозяйство. Но в условиях большего приоритета и отсутствия моторов производства техники для армейских потребностей «гражданский» полноприводный пикап был не у дел.

GMC ACK-101, изображение которого послужило источником воодушевления при разработке ГАЗ-61–416

В это же время, в СССР пристально смотрели за последними новинками зарубежной автомобильной индустрии. Одним из главных источников информации был американский издание Automotive Industries, откуда, фактически говоря, и были почерпнуты идеи при создании ГАЗ-61 и ГАЗ-64. Довольно часто в этом издании изображения новых автомобилей публиковались с минимальными аннотациями, что приводило если не к заблуждениям, то к недочёту информации.

К примеру, в номере от 15 сентября 1940 года было опубликовано изображение Dodge VC-1, «головной» автомобили семейства T202, с которого началось восхождение к известным T214, у нас известным как «Додж 3/4». Изображение было подписано как «новый штабной автомобиль Dodge», и больше никакой информации к нему не было. О том, что в семейство T202 входят ещё и грузовой пикап VC-3, и артиллерийский тягач VC-5 с открытой упрощенной кабиной, у нас не знали.

Но на страницах Automotive Industries «засветился» второй автомобиль – GMC ACK-101. Полноприводная машина грузоподъёмностью полтонны была создана во второй половине 30-ых годов двадцатого века на базе «гражданского» пикапа. ACK-101 соперничал с Dodge T202 и соревнование проиграл, в следствии GMC ограничивалась экспортными поставками.

К примеру, такие автомобили поставлялись в Швейцарию, где употреблялись как лёгкие командирские автомобили и артиллерийские тягачи.

ГАЗ-61–40 с самодельным буксирным устройством тащит на опробованиях 45-мм передок и пушку, декабрь 1940 года

По иронии судьбы, эта машина, не отыскавшая места в американской армии, была объектом внимания советских армейских. Совершенно верно так же Ford не, выпущенный всего в двух экземплярах, стал отправной точкой при создании ГАЗ-64. GMC ACK-101 привлёк к себе внимание благодаря очень сильно упрощённой кабине, лишённой дверей, и замечательному буксирному крюку в корме.

В соответствии с журнальной заметке, автомобиль предназначался для применения в качестве тягача противотанковой пушки, и подвозчика снарядов. Было решено опробовать в качестве артиллерийского тягача ГАЗ-61–40, проходивший опробования на НИИБТ Полигоне в Кубинке. Машину, которую испытывали в декабре 1940 года, оснастили самодельным буксирным устройством.

Опробования возкой 45-мм противотанковой пушки с передком продемонстрировали, что с поставленной задачей машина легко справляется, преодолевая полуметровые рвы и снежные заносы. По результатам опробований было рекомендовано применять машину как тягач противотанковой пулемётной тачанки и пушки для кавалерийских частей.

Альтернатива «Комсомольцу»

В марте 1941 года обстановка с перенесённым на 3-й квартал 1942 года сроком старта производства ГАЗ-61 начала изменяться. Под давлением Автотракторного управления данный срок начал смещаться к 3-му кварталу 1941 года, тем более что наметились первые подвижки к восстановлению производства двигателей. В мае, наконец, было издано постановление о начале производства ГАЗ-61 с июля месяца, и в один момент было предложено создать для ГАЗ-61 особый кузов «пикап» для применения в качестве тягача для противотанковой артиллерии.

В то время главным средством перевозки 45-мм противотанковой пушки был частично бронированный гусеничный тягач Т-20 «Космомолец». Со собственными обязанностями он в полной мере справлялся, но, однако, всецело требованиям армейских не соответствовал. Основной проблемой являлся двигатель от ГАЗ М1, мощности которого было мало для автомобили аналогичного класса. Помимо этого, весной 1941 года в практическую стадию перешли работы над новой 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.

Она была заметно тяжелее 45-мм противотанковой пушки, что ещё больше усугубляло проблему. Неудивительно, что на ГАЗ-61, что оснащался более замечательным двигателем, обратили внимание.

Третий пример ГАЗ-61–416 на заводском дворе ГАЗ

Работы по новой машине начались 26 мая 1941 года. Благодаря работам историка Е. И. Прочко данный автомобиль известен под индексом ГАЗ-61–417. Возможно, тут сработала такая логика: потому, что серийный ГАЗ-64 кроме этого имел кузов 416, новая машина должна иметь следующий порядковый номер.

На самом же деле вывод Прочко был неверным, потому, что во всех документах данный пикап имеет обозначение ГАЗ-61–416.

Работы над шасси возглавил В. А. Грачёв, а кузов, как и при с предшествующими пикапами, разрабатывался под управлением Ю. Н. Сорочкина. Первый умелый экземпляр ГАЗ-61–416 начали собирать 9 июня и закончили 25 числа. В машине легко угадывалось влияние GMC ACK-101, не смотря на то, что советская машина оказалась заметно элегантнее.

Вместо закрытой кабины на неё была установлена конструкция с открытым верхом и дверьми из скручиваемого брезента.

Эта же машина слева, видна укладка шанцевого инструмента

Будущее автомобили решилась ещё до момента постройки её прототипа. 17 июня 1941 года на Софринском полигоне состоялся показ перспективных тягачей. На опробования отправился ГАЗ-61–415, в качестве соперника выступал автомобиль НАТИ АР. В тот момент детище НАТИ вырвалось вперёд в гонке с умелым ГАЗ-64, и казалось, что именно эта машина станет серийным автомобилем-разведчиком. Основной неточностью конструкторов НАТИ стало то, что они решили позиционировать её и как артиллерийский тягач.

Для буксировки были выбраны 37-мм зенитная пушка 61-К (ЗИК-37) и 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. Опробования проводились в глинистой местности недалеко от огневых позиций.

Тогда как ГАЗ-61–415 нормально вмещал целый боезапас и расчёт орудия, НАТИ АР брал на борт всего троих, не считая водителя. Боекомплект 37-мм зенитки 61-К в машину не влезал категорически. Способности передвижения данной машины по распутью признали равными подобным чертям ГАЗ-61–415, но с оговоркой, что за рулём в НАТИ АР был умелый шофер.

Возможно, Грачёва, что вёл ГАЗ-61–415, таковым не приняли.

Инструмент висит и на правом борту

В соответствии с приказу маршала Кулика от 20 июня 1941 года, Основное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) приобретало задание на выяснение возможности применения новой автомобили в качестве артиллерийского тягача для 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, 37-мм пушки 61-К и 76-мм полковой пушки обр.1927 г. К 23 июня ожидалось начало программы опробований. Как серьёзно стали рассматривать эту машину, ясно из текста проекта распоряжения, в соответствии с которому в 4 квартале 1941 года предполагалось взять 3 тысячи ГАЗ 61–416.

Программу опробований утвердили 28 июня, а 18 июля они состоялись. Опять в качестве соперника выступал автомобиль НАТИ АР, и это был практически его последний шанс на реабилитацию. К тому моменту уже вовсю шли опробования улучшенного ГАЗ-64, что больше доходил на роль машины-разведчика.

Продолжительное время считалось, что кузов у ГАЗ-61–416 такой же, как и у ГАЗ-415. Благодаря этим фотографиям стало ясно, что различия значительные

Выводы рабочей группы по поводу того, что НАТИ АР владел хорошей проходимостью за счёт умелого водителя, были верными. В то время, когда за рулём были полигонные водители, обстановка изменилась, тем более что ездить было нужно, таская за собой пушку ЗИС-2. Тогда как НАТИ АР шёл по местности максимум на 2-й передаче, его соперник в виде первого умелого ГАЗ-61–416 ехал на 3-й передаче.

Обстановка выправлялась только на сухом просёлке. При с зениткой 61-К отличие была ещё более очевидной, не смотря на то, что отмечалось, что и для ГАЗ-61–416 совокупность тяжеловата, потому, что при езде по распутью двигатель перегревался.

Итоги опробований были предсказуемыми. НАТИ АР имел возможность таскать ЗИС-2 лишь по шоссе и сухому проселку, но наряду с этим расчёт всецело в машину не влезал, да и 36 выстрелов, каковые должны были находится в машине в соответствии с предъявляемым требованиям, также разместить выяснилось некуда. Для ГАЗ-61–416 зенитный автомат 61-К был тяжеловат, но как тягач для ЗИС-2 он доходил замечательно.

Но, были у этого автомобиля и недочёты. Заднюю подвеску требовалось усилить, то же самое касалось не справлявшегося со собственными функциями на непростых режимах работы радиатора. Кроме этого было нужно переделать буксирный крюк по типу того, что поставили на новый пример ГАЗ-64. Для защиты от непогоды машине требовался съёмный брезентовый верх.

Имелись претензии и к тормозам. Одним словом, требовалась определённая модернизация, которая была реализована на втором умелом примере ГАЗ-61–416. Что касается автомобиля НАТИ АР, то на этом его история закончилась.

Внутренности снарядного коробки. Пеналы для выстрелов повторяют по конструкции те, каковые употреблялись в штатном передке ЗИС-2

Ещё перед тем как были закончены опробования, будущее ГАЗ-61–416 решилась совсем. В соответствии с распоряжению ГКО №179 от 17 июля 1941 года, серийное производство «Комсомольца» прекращалось, потому, что завод №37 должен был развернуть выпуск танков Т-60 (так до конца августа 1941 года именовали Т-30). Штатным тягачом 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 становился ГАЗ-61–416.

Один из умелых ГАЗ-61–416 на опробованиях, август-сентябрь 1941 года

Второй, доработанный экземпляр автомобили готовься к 4 августа, а первый эталонный автомобиль выстроили к 5 сентября. В соответствии с требованиями, указанными в выводах отчёта по опробованиям, машина взяла съёмный брезентовый верх. Для размещения боекомплекта в центре кузова был установлен ящик, в которого пребывали 3 пенала по 5 выстрелов в каждом. Другой боекомплект и ЗИП размещались в чемоданах.

В отличие от предшествующих пикапов, расчёт сидел не лицом друг к другу, а на одной громадной лавке поясницами друг к другу. Роль данной лавки делал снарядный ящик. Благодаря такому ответу удалось отказаться от орудийного передка, что в общей экономии и условиях войны очевидно было во благо.

часть и Шанцевый инструмент ЗИП разместились на боковинах кузова. В таком виде машина и была утверждена для серийного производства.

Растворившиеся на фронте

По многим причинам, основной из которых была подготовка Горьковского автомобильного завода к производству танков Т-60, серийное производство ГАЗ-61–416 задержалось. В соответствии с документам, первые четыре артиллерийских тягача были направлены на завод №92 лишь 13 октября 1941 года. В том месте к ним цепляли противотанковые пушки ЗИС-2, по окончании чего отправляли в армии.

Следующие четыре пикапа прибыли на завод №92 14 октября, всего же за данный месяц было выпущено 33 автомобили. На этом производство ГАЗ-61–416 закончилось, Горьковский автомобильный завод им. Молотова совсем перешёл на выпуск куда больше нужных фронту танков Т-60.

Эта же машина на протяжении заводского пробега

К сожалению, информации о том, куда как раз отправлялись ГАЗ-61–416, нет. Однако, кое-какие зацепки по поводу их судьбы однако удалось отыскать. В документах 43-й Армии за ноябрь-декабрь 1941 года обнаружился перечень колёсной техники.

В нём, серди других автомобилей, были пять «ГАЗ-61 Пикап», принадлежавших 26-й танковой бригаде. "Наверное," эта бригада и стала первой воинской частью, взявшей новые артиллерийские тягачи. С учётом того, что её организовали в Горьковском автобронетанковом центре, ничего необычного в этом нет. Возможно высказать предположение, что и остальные ГАЗ-61–416 кроме этого были направлены на комплектование танковых бригад, потому, что как раз в том направлении, в первую очередь, шли в осеннюю пору 1941 года пушки ЗИС-2.

В определённой степени автомобили ГАЗ-61–416 стали «сменщиками» самоходных установок ЗИС-30, каковые кроме этого шли на комплектование танковых бригад.

Позднее опытный образец ГАЗ-61–416 употреблялся ГАЗ для разных тестов

Никаких отчётов о применении артиллерийских тягачей отыскать не удалось. Вероятнее, и не велись они, в то время было совсем не до того. Однако, один из ГАЗ-61–416 умудрился засветиться в хронике, посвящённой наступлению под Москвой.

Кое-какие уверены в том, что это постановка, но вероятнее тут заснят в полной мере настоящий боевой эпизод. Поставки ГАЗ-61–416 в армии пришлись на вторую половину октября-начало ноября 1941 года, и большая часть частей, их взявших, участвовало как в обороне Москвы, так и в наступлении, начавшемся в первых числах Декабря.

В то время это были лучшие советские колёсные арттягачи, потому, что они не только имели полный привод, но и проектировались специально для данной роли. В первой половине 40-ых годов двадцатого века подобные автомобили опять показались в Красной армии, назывались они Dodge WC-51. По своим чертям и делаемым задачам американская машина была весьма близка к ГАЗ-61–416, да и артсистемы довольно часто таскала те же.

ГАЗ-61–416 в советской кинохронике, декабрь 1941 года. Машина имеет зимний камуфляж, позади к ней прицеплена пушка ЗИС-2

Малочисленность выпущенной серии и жернова тяжёлой войны практически не покинули советскому колёсному артиллерийскому тягачу шансов на выживание. Один из опытных образцов ГАЗ-61–416 довольно продолжительное время употреблялся на ГАЗ для разных опробований. Он дожил до начала 50-х годов, но позднее отправился на свалку. Некое время назад удалось найти останки одного ГАЗ-61–416.

Шасси пребывало в более-менее комплектном состоянии, но кузов был очень сильно повреждён. Машину перевезли в Самару, где реставраторы, применяя материалы по ГАЗ-61 и сохранившиеся архивные фотографии ГАЗ-61–416, смогли её вернуть. К восстановлению данной автомобили имеет автор статьи и прямое отношение.

Воссозданный ГАЗ-61–416 был представлен летом 2012 года на фестивале «Моторы Войны», с этого времени автомобиль принимает участие в разных мероприятиях. По пока не подтверждённым данным, удалось найти остатки ещё одной автомобили.

Восстановленный в Самаре ГАЗ-61–416

Напоследок необходимо подчеркнуть, что работы по автомобилю ГАЗ-61–416 не прошли для ГАЗ им. Молотова бесследно. Опыт по разработке упрощённого кузова понадобился заводчанам в первой половине 40-ых годов XX века, в то время, когда остро поднялась неприятность дефицита металла. Сейчас был безотлагательно создан упрощённый кузов для ГАЗ ММ, такие автомобили известны как ГАЗ ММ-В. В отличие от малосерийного ГАЗ-61–416, подобные грузовики выпускались тысячами.

Само собой разумеется, изготовляли открытые всем ветрам кузова не от хорошей судьбы, но это было значительно лучше, чем ничего.

Создатель благодарит Ивана Падерина и Дмитрия Дашко за помощь и предоставленные материалы.

Источники:

  • ЦАМО РФ
  • Фотоархив ГАЗ
  • Фотоархив Ивана Падерина
  • Фотоархив Дмитрия Дашко

Audi Quattro Pulling & Power Compilation December 2018

Статьи, которые будут Вам интересны: