Польша намерена отнять у прибалтики белорусский транзит — «новости дня»

Польша намерена отнять у прибалтики белорусский транзит - «новости дня»

В переделе балтийского транзита желает поучаствовать новый игрок. В последних числах Февраля правительство Польши одобрило проект развития Эльблонгского порта — наибольшей польской морской гавани Вислинского залива. Порт планируется связать с водами Гданьской бухты полуторакилометровым судоходным каналом, идущим через Балтийскую косу.

Эльблонг будет ориентирован на белорусские и украинские грузы, информирует польская сторона, Варшава готова дать «льготные условия». Борьба на Балтике обостряется.

Новая судоходная траншея разрешит «покончить с зависимостью от России». «Осуществить инвестиции нужно из-за безопасности внешних Европейского союза и границ Польши», — гласит официальное сообщение польского правительства. На данный момент суда, направляющиеся в Балтийское море, проходят через акваторию России. Таковой режим регулируется особым соглашением о навигационных правах, подписанным Москвой и Варшавой.

Расширять Эльблонг планируется в первую очередь в военных целях. В интересах НАТО удержать Вислинский залив, как один из стратегических узлов в северной части Польши.

Но коммерческий интерес к этому проекту никто не отменял. На заход ко мне международных стивидорных компаний и рост грузоперевалок натовцам плевать, но поляки собираются подзаработать на судоходной траншее.

Бюджет вислинского коридора достигает 200 миллионов евро — важные деньги, каковые Варшаве хотелось бы как-то «отбить». «Данный порт мы выделяем для Белоруссии и Украины, поскольку он имеет более низкие издержки», — сказал министр морского хозяйства Польши Марек Грубарчик на встрече со своим белорусским сотрудником Анатолием Сиваком в Минске.

И не смотря на то, что проект несет в себе важные экологические риски, польская сторона уверена: «русский угроза» перекроет собой все возражения.

«Нюанс безопасности играется ключевую роль. Исходя из этого у Европейской комиссии не должно быть никаких замечаний относительно реализации этого проекта», — подчеркивал министр морского хозяйства Польши.

Борьба за транзит на Балтике будет обостряться. По окончании начала реализации русском стратегии по загрузке собственных портовых мощностей, самый лакомым куском для морских гаваней Прибалтийских республик делается белорусский транзит. Грузы из «Гудии» поддерживают на плаву Клайпедскую морскую гавань, которая демонстрирует поступательный рост количеств перевалки с 2014 года.

Соседские порты сейчас терпят убытки: в прошедшем сезоне через Рижский порт прошло на 7,5% меньше грузов, чем годом ранее, порт Вентспилс «просел» на 16,5%, Таллинский порт — на 10,3%.

Литовские удачи разъясняются грамотной стратегией на белорусском направлении. Российские грузы стали покидать эту прибалтийскую республику раньше, чем ее соседей.

Исходя из этого литовские портовики сделали всё, дабы «победить» латышей в борьбе за белорусские калийные удобрения. Юго-восточным партнерам кроме этого были предоставлены самые привлекательные условия для перевалки нефтепродуктов.

Транзитная политика Вильнюса «преступна и недопустима», южные соседи обращаются с Латвией как с мёртвой кошкой, ругал литовский подход глава Латвийской ассоциации транзитного бизнеса, глава горадминистрации Вентспилса Айварс Лембергс. «Литва осуществляет полностью криминальную политику в отношении платы за перевозки и инфраструктуру», — негодовал Лембергс, призывая официальную Ригу обратить на это внимание.

Внимание обратили, латвийская сторона приступила к активным действиям на белорусском треке. В январе Латвийская железная дорога с надеждой на дополнительные грузы открывает представительство в Минске. В рамках «Белорусской транспортной семь дней» Рига и Минск подписывают соглашения по единому тарифу в латвийско-белорусском транзитном коридоре.

Латвия отказывается принимать участие в «крестовом походе» Вильнюса против БелАЭС.

Итог не вынудил себя продолжительно ожидать. За январь-февраль этого года ЖД перевозки грузов между Беларусью и Латвией выросли на 15,4%. Прирост обеспечили перевозки каменного угля, заметно прибавили в количествах контейнерные грузы.

Рига начинает засматриваться на калийные удобрения.

Но в борьбу за белорусский транзит вступает Российская Федерация. В марте РЖД делает белорусам очень привлекательное предложение — обещает дать 50-процентную скидку на транзитные перевозки нефтепродуктов с ЖД станций Барбаров и Новополоцк в направлении портов Северо-Запада РФ. Перенаправить транзит ближайших союзников в порт Усть-Луга — приоритетный проект России на Балтике.

И вот сейчас в переделе белорусских грузопотоков собирается поучаствовать еще один игрок — Польша. В Варшаве уже говорят о готовности дать белорусам некие «льготные условия». Важный вызов для транзитного будущего Литвы.

В случае если кто и заберет у Клайпедского порта транзит из Белоруссии, то это россияне с поляками. Их возможности тут значительно выше, чем у латышей. Конкурентную борьбу литовцев за лакомый белорусский кусок, кроме другого, осложняют натянутые политические отношения с Минском. Политика мешает Литве высказать собственный «фи» и в адрес польских амбиций.

В проекте расширения Эльблонгского морпорта заинтересован НАТО, «торпедировать» его Вильнюсу совсем не с руки.

Литву ожидают значительные неприятности, по окончании Белоруссии и заключительного решения России

Статьи, которые будут Вам интересны: