Польские бронепоезда

Польские бронепоезда

В начале 1920-х гг. польская армия считалась одной из самых сильных в Европе. Наряду с этим в ее составе пребывало более 120 танков, десятки бронемашин, пара замечательных бронепоездов. Имея развитую ЖД сеть, военное руководство страны решило применять ее дороги для передвижения бронедрезин — малогабаритных боевых единиц на ЖД ходу.

Их предполагалось использовать для мобильного охранения и патрулирования приграничных территорий, контролирования ответственных станционных объектов.

По всей видимости, посчитав очень затруднительным наряду с этим создавать собственные бронедрезины, поляки решили заказать их в соседней Чехословакии, не смотря на то, что и с данной страной они в то время не были, мягкоговоря, в добропорядочных отношениях из-за приграничных претензий друг к другу, равно как с западными и восточными собственными соседями.

Чешская компания «Рингхоффер-Татра» тогда по заказу собственного военного ведомства создала боевую модель бронедрезины Т18 на базе «гражданской» Т14.

На ее двухосной раме была смонтирована платформа из дубовых досок толщиной 40 мм с четырехтактным двухцилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения «Татра» Т11, мощностью 12 л.с. В трансмиссии имелась коробка переключения передач, снабжавшая две скорости вперед и одну назад, с передачей мощности через цепной привод. Ведущей была задняя ось.

Бронедрезина имела возможность управляться с переднего либо заднего постов; для этого предусмотрели два водительских места. Органы управления напоминали современные машины с двумя педалями: торможения и скорости.

Бронедрезина «Татра» Т18

Чешская бронедрезина «Татра» T18 с круглой башней

Наклонный корпус склепан из 6-мм металлических страниц. Над ним возвышалась цилиндрическая башня кругового вращения с бортами 8-мм толщины, двумя 7,92-мм пулеметами Schwarzloze vz.24 обр. 1907/1924 г. («Шварцлозе М1907») чешского производства.

Имелись кроме этого две амбразуры под французские легкие 37-мм пушки SA18, узлы крепления для зенитного пулемета и четыре смотровые щели с бронестеклами. Экипаж бронедрезины складывался из трех человек: двух водителей (переднего и заднего постов) и начальника в башне, делавшего по совместительству обязанности стрелка.

На поставку таких бронедрезин Польша в сентябре 1925 г. заключила соответствующий соглашение с чехами. Наряду с этим в ее вооружение и конструкцию внесли трансформации.

Вместо пулеметов vz.24 установили 8-мм «Гочкис» и «Максим» калибра 7,92 мм. Броня автомобилей не выдержала огневые опробования, из-за компании «Шкода» было нужно заново бронировать их корпуса.

Новый контракт был оформлен весной 1926 г. Наряду с этим предполагалась модернизация автомобилей, снабжение новыми двигателями «Татра» N14/52 мощностью 26 л.с. при повышении длины корпуса до 3800 мм, установка двух пушек в передней части и в корме. Но таковой проект по невыясненым обстоятельствам осуществлен не был.

Всего чехи поставили двенадцать бронедрезин Т18, тут же направленных на комплектование дивизионов на границе с Западной Украиной и Венгрией.

В Польше Т18 именовали Zuk («Жук») из-за их маленьких габаритов.

Имеются сведения, что бронедрезины принимали участие в военных действиях с армиями вермахта в сентябре 1939 г., часть из них была захвачена немцами и передана ЖД частям.

Экипаж дрезины складывался из трех человек: начальника-стрелка и двух водителей: переднего и заднего постов управления

Трофейные бронедрезины употреблялись немцами в составах собственных поездов

Tatra T18

В начале 1930-х гг. в Польше были выстроены так именуемые «смешанные бронедрезины», составленные из танкеток и железнодорожных платформ ТК и ТКБ, а позднее танков FT-17 «Рено».

Дрезины с танкетками носили официальное наименование «Легкая железнодорожноназемная бронированная дрезина ТК (либо TKS)», а с танками — «средняя ЖД-наземная бронированная дрезина R».

При их создании поляки показали максимум «изобретательности», не затрудняя себя хоть какими-то конструкторскими изысканиями. Все было решено с чрезвычайной простотой.

Для этого выстроили ЖД двухосную латформу, имевшую с одной стороны гидравлический подъемный механизм, с другой — пандус с плоскими пружинами, на что своим ходом и заезжала танкетка. Перед началом перемещения экипаж посредством подъемника приспускал ее так, дабы она гусеницами появилась прямо на рельсах. Наряду с этим она закреплялась в платформе посредством клинового устройства.

Приведение в «боевое положение» производилось в течение одной 60 секунд экипажем из ее корпуса через люк в днище. Так, оказалась боевая бронедрезина типа ТК (либо TKS).

Масса ее составляла 4150 кг при массе самой платформы 1500 кг, протяженность -6300 мм, ширина — 2150 мм, расстояние между осями — 3855 мм; потому, что высота дрезины определялась высотой танкетки, то она составляла 1320 мм.

На танкетке ТК устанавливали двигатель «Форд» мощностью 40 л.с.; на TKS — 60-сильный польский «Фиат» 122ВС. Скорость танкеток по шоссе доходила до 46 км/ч, но на рельсах путь меньше.

Оружие на ТК — по одному 7,92-мм пулемету wz 25 либо 9-мм Browning wz.28, на TKS не считая них допускалась установка и 20-мм автоматической пушки.

Бронедрезина типа R

Бронедрезина R с танком FT-17. Масса — 10 500 кг, протяженность — 8110, скорость — 55 км/ч

Платформа дрезины R имела въездной пандус и две опорные балки для установки на них танка

Взвод бронедрезин в составе бронепоезда, складывавшийся из двух ТК и одной R -«ТК+R + ТК»

Так как скорость заднего хода танкетки не превышала 5 км/ч, то для ответа данной неприятности их в большинстве случаев объединяли по две — по схеме «тяни-толкай».

К 1939 г. польские армии имели на вооружении 50 бронедрезин типа ТК.

Бронедрезины типа R имели похожую конструкцию — двухосная платформа с танком FT-17.

Платформа имела кроме этого въездной пандус и две боковые балки, на которых и размещался танк. «Приводная» ее ось была связана карданным валом с трансмиссией танка.

Масса платформы — 3400 кг, неспециализированная масса — 10 500 кг; габаритные размеры -8110x2830x2040 мм.

Скорость «автомобили» составляла 55 -57 км/ч, как вперед, так и назад.

Оружие — полуавтоматическая 37-мм пушка SA-18 L/21 Puteaux («Пюто»).

Бронедрезину типа R приняли на вооружение к 1938 г.; выпустили 38 единиц.

Бронедрезины типов ТК (TKS) и R применяли по большей части в качестве составных единиц польских бронепоездов. К 1939 г. им придавались по два взвода таких «автомобилей», любой из которых складывался из двух ТК либо TKS и одной R — «TK+R+ ТК».

Всего были задействованы 16 единиц R и 40 единиц ТК.

В сентябре 1939 г. бронедрезины в составе бронепоездов № 355 «Барташ Главацкий» и № 54 «Храбрый» принимали участие в военных действиях против армий вермахта.

Главные эти бронедрезины TYP18 компании «Татра»

Боевая масса, кг 5270

Экипаж, чел. 3

Колесная формула 4×2

Протяженность, мм 3675

Ширина, мм 1750

Высота, мм 2100

Бронирование, мм

корпуса 6

башни 8

Оружие два 7,92-мм

пулемета

Двигатель «Татра» Т14

Мощность двигателя, л.с. 12

Запас горючего, л 80

Скорость, км/ч 50

В. ТАЛАНОВ

В Польше откапывают «золотой бронепоезд»