Последние артиллерийские

Последние артиллерийские

В случае если американцы, и их ветхие и новые союзники по окончании Второй мировой полностью перевели легкие силы собственных флотов на решение борьбы и задач эскорта с подводными лодками, то перед советским флотом находились совсем другие неприятности. С началом «холодной войны» СССР, по сути дела, был в положении, в каком два десятилетия назад пребывала Япония.

С той только отличием, что индустриальная мощь нашей страны в конце 40-х годов была значительно большей, а политические и экономические интересы связаны с морскими проблемами куда меньше. Но, потому, что Сталин планировал продолжать собственную политику на оспаривание мирового господства США, развитие ВМС представлялось нужным.

А путь этого развития (при явном и неоспоримом начальном превосходстве Соединенных Штатов на море) оставался таким же, какой в свое время выбрали японцы: создание лично более сильных боевых единиц флота, чем те, что строились на Западе. Причем делать это надлежало со характерным отечественному правительству размахом.

Пока же советские боевые суда уступали потенциальному неприятелю фактически во всех классах. Справедливо это и для эскадренных миноносцев. «Тридцатки-бис», представители самой большой в мире послевоенной серии эсминцев, не соответствовали современным требованиям и были не сильный «гирингов» и «самнеров». Исходя из этого в середине 1947 года началась разработка принципиально нового проекта, что вобрал бы в себя армейский опыт.

Действительно, данный опыт отечественным морским теоретикам и кораблестроителям виделся совсем в противном случае, нежели американцам.

Проект 41, созданный под управлением выдающегося кораблестроителя В.А.Никитина, воображал собой обычный фаворит в довоенном понимании, но включал много принципиальных новаций. В первый раз в отечественном флоте он имел гладкопалубный корпус с минимумом надстроек.

Уменьшилось число иллюминаторов: сейчас удобство обитания совсем приносилось в жертву противоатомной защите. Энергетическая установка применяла пар большого давления, разрешала экономить большой вес и давала слово быть очень экономичной. Но главным новшеством стало оружие.

Две двухорудийные 130-мм башенные установки были полностью стабилизированными и универсальными, причем в каждой башне устанавливался личный радиолокационный дальномер. Кроме локальных средств, имелась замечательная совокупность управления огнем, включавшая стабилизированный командно-дальномерный пост, оборудованный как артиллерийским локатором «Якорь-М», так и четырехметровым дальномером.

Зенитная артиллерия, первоначально складывавшаяся из спаренных 45-мм автоматов, уже по окончании постройки заметно усилилась в следствии замены на четырехорудийные установки того же калибра, по компоновке напоминавшие известные германские «фирлинги». Прошлыми остались только торпедные аппараты и классические минные рельсы.

Кроме всего другого, «Неустрашимый» (такое наименование взял головной корабль серии, в которой предполагалось иметь ни большое количество ни мало 110 единиц!) возможно назвать одним из самые красивых судов в истории кораблестроения.

Но, не обошлось и без ложки дегтя, причем кроме того не одной. Главным разочарованием стали ходовые качества: до проектной скорости не хватало практически трех узлов, а дальность была меньше на 10 процентов.

Переборщили и со стабилизацией артиллерии. Башни вышли большими, а орудия в них было нужно установить на едином лафете, что снижало неспециализированную надежность и уменьшало точность стрельбы. Помимо этого, размеры эсминца показались через чур громадными чтобы выдержать в те тяжелые годы строительство целой много таких «бойцов», в принципе талантливых с успехом сражаться с любым из американских дестройеров военной постройки.

Как уже неоднократно случалось у нас, из одной крайности ринулись в другую. Последовало распоряжение: уже начатые единицы разобрать, и место 41-го проекта занял 56-й (тип «Спокойный»). Он отвечал фактически той же концепции, но имел уменьшенное водоизмещение и громадную скорость.

Наряду с этим пострадали снаружи не столь заметные, но очень важные характеристики: дальность уменьшилась практически в полтора раза, а автономность — в два. Чтобы разместить все оборудование, было нужно возвратиться к более развитым надстройкам. А через пара лет стало известно, что, по крайней мере, один недочёт отвергнутого «Неустрашимого» имел возможность бы стать его громадным преимуществом.

На эсминцах 56-го проекта очевидно не хватало места для широких модернизаций, планировавшихся в 60-е годы. Но, из-за стремительного самих кораблей и морального устаревания вошло в строй всего 27 — вместо более чем много по начальному замыслу.

301. Эскадренный миноносец «Спокойный» (проект 56), СССР, 1955 г.

Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 2670 т, полное 3230 т. Протяженность громаднейшая 126 м, ширина 12,5 м, осадка 4,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 72 000 п.с.. скорость 38 узлов. Оружие: четыре 130-мм орудия, шестнадцать 45-мм зенитных автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов, два бомбосбрасывателя.

Всего в 1955—1957 годах выстроено 27 единиц: «Спокойный», «Яркий», «Блестящий», «Спешный», «Бывалый», «Скромный», «Сведущий», «Веский», «Вызывающий», «Смышленый», «Скрытный», «Бесследный», «Вдохновенный», «Сознательный», «Честный», «Бурливый», «Возмущенный», «Добропорядочный», «Несокрушимый», «Пламенный», «Находчивый», «Возбужденный», «Напористый», «Влиятельный», «Настойчивый», «Выдержанный» и «Бравый». Все списаны в 1987—1992 годах.

302.

Эскадренный миноносец «Фриспанд», Голландия, 1956 г.

Строился на верфи ВМФ в Амстердаме. Водоизмещение стандартное 2500 т, полное 3070 т. Протяженность громаднейшая 116,0 м, ширина 11,7 м, осадка 5,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 п.с., проектная скорость 36 узлов.

Оружие: четыре 120-мм орудия, шесть 40-мм зенитных автоматов, два четырехствольных 375-мм реактивных бомбомета «Бофорс», два бомбосбрасывателя. Всего в 1956—1958 годах выстроено восемь единиц: «Фриспанд», «Гронинген», «Лимбург», «Оверийсеп», «Дренте», «Утрехт», «Амстердам» и «Роттердам». Шесть единиц реализованы Перу в первой половине 80-ых годов двадцатого века, «Фриспанд» и «Оверийсеп» сданы на спом в 1979—1982 годах.

303.

Эскадренный миноносец «Халланд», Швеция, 1955 г.

С троился компанией «Гетаверкен». Водоизмещение стандартное 2630 т, полное 3400 т. Протяженность громаднейшая 116,0 м, ширина 12,6 м, осадка 4,6 м. Мощность двухвапьной турбинной установки 58 000 п.с., скорость 35 узлов. Оружие: одна пусковая установка для противокорабельной ракеты Rb-315 либо Rb-08А, четыре 120-мм орудия, два 57-мм и шесть 40-мм зенитных автоматов, восемь 533-мм торпедных аппаратов, два четырехствольных 375-мм реактивных бомбомета «Бофорс».

Всего в 1955—1956 годах выстроено две единицы: «Хаппанд» и «Смоланд».

Тяжело конкретно оценить последние советские артиллерийско-торпедные эсминцы. С одной стороны, в первый раз удалось выстроить по-настоящему океанские суда с высокой мореходностью.

На опробованиях при ветре и сильном волнении в восемь баллов один из «56-х» развил полный движение, в то время как сопровождавшая его «тридцатка-бис» не имела возможности выжать и 15 узлов. «Неустрашимый» и «Спокойный» разительно отличались от своих предшественников по качеству зенитного оружия, уровню энергетики, корабельной автоматики. Но, иначе, американский «Ф.Шерман» был заметно более современным как по концепции, так и по техническим параметрам оружия, механизмов и, в особенности, радиоэлектронного оборудования.

Частично отставание удалось преодолеть на протяжении бессчётных модернизаций, начавшихся уже во второй половине 50-ых годов двадцатого века. На двенадцати эсминцах типа «Спокойный» сняли один из торпедных аппаратов и установили по паре реактивных противолодочных бомбометов РБУ-2500. Оставшийся аппарат имел возможность сейчас заряжаться как простыми, так и противолодочными торпедами.

Еще более значительную переделку прошли девять эсминцев в 1964—1970 годах: с них сняли всю кормовую группу оружия, установив зенитный ракетный комплекс «Волна» и два новейших для того времени спаренных 30-мм автомата, и несколько многоствольных реактивных бомбометов (проекты 56К и 56А). Так последние «артиллеристы» отечественного флота стали первыми ракетоносцами.

На фаворитов послевоенного мира-СССР и США — пробовали равняться и второстепенные морские державы.

Обычно они двигались скорее советским, чем американским методом. В конце 40-х годов Голландия, только что избавившаяся от своих уже ставших обузой колониальных владений, стала членом североатлантического альянса и всецело пересмотрела собственную морскую политику. Одним из самые важных элементов программы строительства нового флота стала постройка громадной серии эсминцев.

Их изюминкой было полное отсутствие торпедных аппаратов — в первый раз в Европе. Гипотетическая задача охраны конвоев в Северном море от столь же гипотетических рейдов советских судов подвигла голландцев на установку весьма сильного артиллерийского оружия.

Всецело автоматизированные 120-мм орудия шведской компании «Бофорс» имели возможность производить по 45 снарядов на ствол в 60 секунд как по морским, так и по воздушным целям и имели хорошую совокупность управления огнем, сконструированную известным «Филипсом». Для защиты от подводных лодок испытывались разные виды оружия британского и американского производства, но наконец-то предпочтение отдали кроме этого шведскому четырехствольному реактивному бомбомету.

А вот с механической установкой чуть не вышла промашка. В момент начала проектных работ во второй половине 40-ых годов XX века из-за стесненных денежных условий показалась успешной мысль применять котлы и турбины, заготовленные еще перед войной для эсминцев типа «Исаак Свирс». Но по мере того, как разработки близились к воплощению, а водоизмещение новичков все росло и росло, появилась угроза, что скорость может ограничиться всего 30 с маленькими узлами.

Инженеры сделали практически неосуществимое, и, благодаря хорошим обводам, довольно маломощные для столь больших судов турбины разрешили развить на опробованиях 40 узлов — хороший итог для собственного времени. Действительно, необходимо подчеркнуть, что голландцы возродили вызывающие большие сомнения традиции начала века, в то время, когда дестройеры испытывали облегченными — без оружия и части другого оборудования.

В любом случае, механизмов со склада хватило лишь на четыре корабля.

Исходя из этого для следующих восьми эскадренных миноносцев типа «Фрисланд» создали новые турбины по примеру американского «Гиринга». В следствии удалось достигнуть на опробованиях практически 43-х узлов, близко приблизившись к французским рекордсменам 30-х годов — фаворитам типа «Ле Фантаск». В остальном вторая серия сохранила все черты собственных предшественников; подросло только легкое зенитное оружие.

В целом новые боевые единицы Нидерландского флота были очень успешными.

Они не только прослужили более чем четверти века, но и по завершении собственной карьеры в отечестве составили заметную часть ВМС далекой латиноамериканской страны Перу. И в 80-х годах их замечательные орудия завлекали внимание плотностью огня, в особенности на фоне очевидно недовооруженных артиллерией судов нового поколения. Эти пушки помогают до сих пор и в родном флоте: снятые с «Гельдерланда», они были поставлены в качестве главного калибра на ракетные фрегаты типа «Тромп».

304. Эскадренный миноносец «Неустрашимый» (проект 41), СССР, 1955 г.

Строился на заводе имени Л.А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 3010 т, полное 3830 т. Протяженность громаднейшая 133,83 м, ширина 13,57 м, осадка 4,4 м. Мощность двухвальной турбинной установки 100 000 л.с., скорость 35,5 узла.

Оружие: четыре 130-мм орудия, шестнадцать 45-мм зенитных автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов, два бомбосбрасывателя. В первой половине 70-ых годов XX века списан и сдан на слом.

305. Эскадренный миноносец «Окуэидо», Испании, 1960 г.

Строился на верфи ВМФ в Ферроле. Водоизмещение по проекту: стандартное 2050 т, полное 2770 т, по окончании перестройки: стандартное 2580 т, полное 3000 т. Протяженность громаднейшая 116,5 м, ширина 11,1 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 л.с., скорость 39 узлов. Оружие: четыре 120-мм орудия, шесть 40-мм зенитных автоматов, два реактивных бомбомета «Хеджехог», два сбрасывателя для противолодочных торпед.

Всего в первой половине 50-ых годов XX века заложено три единицы: «Окуэндо», «Рохер де Лаурия», «Маркес де ла Энсенада». Два последних достроены по всецело поменянному проекту. «Окуэндо» списан во второй половине 70-ых годов двадцатого века, два вторых — в 1982 и 1988 годах соответственно.

За годы работы голландские эсминцы подверглись только малым переделкам.

Так, в первой половине 60-ых годов двадцатого века «Утрехт» взял восемь противолодочных торпедных аппаратов калибра 533 мм в неподвижных блоках по бортам. Но он оставался единственным настоящим торпедоносцем среди собственных 12 систершипов, да к тому же недолго. Адмиралы почему-то посчитали, что толку с надежных и испытанных торпед будет мало, и их убрали уже через два года.

Практически в то же самое время витали замыслы замены артиллерии на ракетное оружие, но основной калибр все-таки сохранился.

Успешные 120-мм автоматы «Бофорса» послужили и в самой Швеции. Фактически в один момент с Нидерландами правительство данной страны заказало два эскадренных миноносца, покинувших заметный след в истории кораблестроения.

Шведы первыми рискнули создать и установить на своем корабле оружие, в последующие годы всецело перевернувшее представления о войне на море — управляемую противокорабельную ракету. «Халланд» по большому счету отличался отменным комплектом оружия. Кроме бессчётной всецело автоматизированной артиллерии он нес и «классику» — два четырехтрубных торпедных аппарата (на одном из них и устанавливалась пусковая установка).

Противолодочное оружие включало замечательные «бофорсовские» бомбометы; помимо этого, эсминец имел возможность принимать мины, а на башнях по бокам размешались направляющие для осветительных ракет.

Следующая серия эсминцев вступила в строй уже без ударных ракет. Четыре корабля типа «Эстерготланд», выстроенные в 1958—1959 годах, показали возможности предстоящей оптимизации конструкции собственных успешных предшественников.

Водоизмещение уменьшилось до 2150 т. Наряду с этим удалось сохранить солидную часть боевой мощи, убрав только 57-мм автоматы и заменив бомбометы «Бофорс» на более консервативный английский «Сквид». Примечательно, что в первой половине 60-ых годов двадцатого века эти суда все же стали ракетными — они взяли на вооружение зенитный ракетный комплекс «Си Кэт» британского производства.

Но не у всех малых флотов послевоенной Европы дела складывались столь же удачно, как у шведов и голландцев.

Очень поучителен пример Испании, которая сразу после окончания Второй мировой решила выстроить девять современных эскадренных миноносцев, вооруженных любой восемью 105-мм универсальными орудиями в спаренных установках и семью торпедными аппаратами. Но суда еще не успели заложить, как проект подвергся полной переработке в соответствии с всемирный «противолодочной» модой.

Торпедные аппараты провалились сквозь землю, их место заняли пара и бомбосбрасыватели «Хеджехогов», а калибр орудий увеличили до 120-мм, сократив число артиллерийских установок до трех. Так появился «Окуэндо»— головной корабль многострадальной серии последних в мире «хороших» эсминцев. Кроме того, что по недоброй испанской традиции его строили практически десять лет— на первых же опробованиях стало известно, что остойчивость «Окуэндо» практически балансирует на грани допустимой.

Корабль послали обратно на верфь, где нагрузили балластом и срезали часть надстроек. Итог: водоизмещение возросло на 500 с лишним тысячь киллограм, а срок постройки достиг 12 лет. Более того, было нужно значительно ослабить оружие, сняв несколько 120-миллиметровок и все 20-мм автоматы.

Неудивительно, что и два вторых уже спущенных на воду эсминца подвергли полной перестройке, увеличив длину на 3, а ширину на 2 м. «Рохер де Лаурия» и «Маркес де ла Энсенада» смело смогут претендовать на незавидную роль рекордсменов долгостроя. Только спустя 16 лет по окончании закладки первый из них снова спустили на воду, а спустя еще два года он наконец вступил в строй.

В окончательном варианте его оружие складывалось из шести уже безнадежно устаревших американских 127-мм орудий времен Второй мировой и для того чтобы же числа 320-мм противолодочных торпедных аппаратов, дополненных парой 533-мм труб кроме этого для противолодочных торпед. В общем, оказался легко модернизированный «А.Самнер» с уменьшенной до 28 узлов скоростью (из-за осложнений со столь же древними котлами).

Неудивительно, что «Лаурия» прослужил всего 12 лет— в полтора раза меньше, чем он строился.

В целом же последние быстроходные суда с в основном артиллерийским оружием, по традиции все еще именовавшиеся эсминцами (не смотря на то, что кое-какие из них не несли торпедного оружия сначала, а другие лишались его при модернизациях), показали быстро возросшие возможности послевоенного кораблестроения.

Вооруженные замечательной автоматической артиллерией, владеющие хорошими мореходными качествами, большим уровнем живучести и надёжности, они представляли собой по-настоящему многоцелевые суда, не смотря на то, что и были весьма скоро вытеснены со сцены собственными преемниками из нового поколения. Но распространенное вывод, словно бы они не имели возможность в 60-е и 70-е годы составить в сражении борьбу своим ракетным собратьям, это только предположение, а не доказанный факт.

В.

КОФМАН

ВСУ обстреливают Саханку из артиллерии последние 3 дня

Статьи, которые будут Вам интересны: