Последние «артиллеристы» запада

Последние «артиллеристы» запада

Термином «кораблестроительные каникулы» по сложившейся традиции именуют десятилетие, последовавшее за Вашингтонской конференцией 1922 года. Но это вряд ли справедливо: так как как раз в те годы шло бурное развитие всех классов кораблей ВМФ, за исключением разве что линейных кораблей. Куда более уместно применить это понятие к 50-м годам XX века.

Излишне громадный флот у одержавших победу во неопределённость мировой и Второй войне союзников стоящих перед ним задач разрешили военно-морским ведомствам многих третьего мира и «государств Запада» выдержать паузу и не тратить лишние средства на модернизацию собственных ВМС. В следствии в течение двух послевоенных десятилетий чуть ли не добрая половина флотов мира состояла только из британского либо американского «сэконд хэнда». Ну а страны, строившие большие боевые суда в это время, возможно практически пересчитать по пальцам.

В 1950-е годы в число морских держав, создававших собственные и к тому же очень успешные боевые суда, нежданно вошла Канада. В неспециализированном-то данный бывший английский доминион уже давно располагал солидной промышленной базой, но в течение продолжительного времени канадцы предпочитали строить суда по зарубежным (в основном британским) чертежам.

Фактически говоря, такой же политики они желали придерживаться и дальше, в то время, когда под нажимом управления НАТО им было нужно взять на себя противолодочную оборону больших акваторий в Атлантическом и Негромком океанах. За пример выбрали мореходный фрегат нового поколения «Уитби», но процесс его проектирования в Англии очевидно затягивался. Тогда руководство ВМС Канады решило о разработке собственного проекта.

Во второй половине 40-ых годов XX века в Монреале было организовано проектно-конструкторское бюро, которое возглавил основной конструктор Р.Бейкер. Как раз под его управлением и создавался «Сент-Лорент»— родоначальник большого семейства эскортных миноносцев, взявших высокую оценку моряков и оказавших заметное влияние на развитие судов данного класса в других государствах.

Для собственного времени «Сент-Лорент» смотрелся очень необычно: из-за широкой обтекаемой надстройки и единственной башенноподобной мачты его силуэт именовали «футуристическим» (эх, знали бы тогдашние эксперты о нынешней моде на разработку «стэлс»!). Очень сильно закругленная «черепахообразная» палуба в носовой части корпуса— практически как у дестройеров полувековой давности — снабжала хорошее смывание радиоактивных осадков, что на заре ядерной эры считалось крайне важным плюсом.

Совсем нетипично для армейского корабля смотрелась корма с обратным наклоном транца. В общем, проект Бейкера привлек к себе общее внимание а также заслужил оценку «мелкий шедевр корабельной архитектуры».

Успешной была и «начинка» «Сент-Лорента». Канадцы позаимствовали у собственных старших партнеров по Североатлантическому альянсу наилучшее из того, что было создано к тому времени.

Паротурбинная энергетическая установка и трехствольные бомбометы «Лимбо» были британскими, вся радиоэлектроника, гидроакустика и 76-мм автоматическая артиллерия — американскими. В итоге по своим противолодочным и противовоздушным возможностям канадский эскортный миноносец превосходил, пожалуй, любого из собственных современников, кроме того более больших и дорогостоящих.

В 1955— 1963 годах канадцы выстроили три мало различающиеся серии судов типа «Сент-Лорент»— всего 18 единиц.

Последние 11 (типа «Рестигуш» и «Макензи») вооружили более замечательными британскими 76-мм артустановками Мк-6 с длиной ствола 70 калибров (вместо 50-калиберных американских Мк-22) и официально отнесли к классу эсминцев, не смотря на то, что и сохранили для них традиционно «эскортное» обозначение DDE. А первые суда уже с 1961 года начали основательно модернизировать — на них вместо одной 76-мм артустановки и одного бомбомета «Лимбо» в кормовой части соорудили ангар и взлетно-посадочную площадку для вертолета, а у самого транца смонтировали оборудование буксируемой ГАС.

Уникальная совокупность принудительной посадки «Bear trap» («Медвежий капкан») разрешила применять тяжелые вертолеты «Си Кинг» — оснастить столь маленький корабль аналогичной винтокрылой техникой канадцам удалось в первый раз.

Купленный опыт помог усовершенствовать начальный проект, и последние два корабля семейства— «Анаполис» и «Нипигон», вступившие в строй в первой половине 60-ых годов двадцатого века, — уже изначально имели вертолетный ангар, буксируемую ГАС и два трехтрубных аппарата для противолодочных торпед.

Помимо этого, на них в очередной раз заменили артиллерию главного калибра — опять на американскую, но более современную 76-мм спаренную артустановку Мк-33.

Предстоящим развитием проекта «Сент-Лорента» стал эсминец-вертолетоносец «Ирокез», один из лучших противолодочных судов собственного времени, находящийся в боевом строю ВМС Канады сейчас (см. «Моделист-конструктор» № 12 за 2002 г.).

Да и сами эскортные миноносцы помогали продолжительно, много раз модернизировались и зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Большая часть из них было выведено из боевого состава флота в девяностых, а два последних, упомянутые «Анаполис» и «Нипигон», дожили до начала XXI века.

53. Фрегат «Кельн», ФРГ, 1961 г.

Выстроен на верфи «Штюлькен» в Гамбурге. Водоизмещение стандартное 2090 т, полное 2750 т. Протяженность громаднейшая 109,8 м, ширина 11 м, осадка 4,6 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 36 000 л.с., скорость 32 узла. Оружие: две 100-мм автоматические пушки, шесть 40-мм автоматов, четыре 553-мм торпедных аппарата ПЛО, два шестиствольных 375-мм РБУ «Бофорс». Всего выстроено 6 единиц.

54. Эскортный миноносец «Сент-Лорент», Канада, 1955 г.

Выстроен на верфи «Канадиен Виккерс». Водоизмещение стандартное 2000 т, полное 2600 т. Протяженность громаднейшая 111,6м, ширина 12,8 м, осадка 4,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 30 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: четыре 76-мм автоматические пушки, два 40-мм автомата, два трехствольных бомбомета «Лимбо». Всего в 1955 — 1964 гг. выстроено 20 пара различающихся единиц.

55. Противолодочный фрегат «Аудас», Испания, 1953/1961 г.

Выстроен на верфи в Ферроле. Водоизмещение стандартное 1227 т, полное 1548 т. Протяженность громаднейшая 93,9 м, ширина 9,4 м, осадка 3 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 30 800 л.с., скорость 31,6 узла. Оружие: два 76-мм орудия, два 40-мм автомата, два РБУ «Хеджехог», 8 бомбосбрасывателя и 2 бомбомётов. Всего выстроено 9 единиц.

56. Фрегат «Педер Скрам», Дания, 1966 г.

Выстроен на верфи в Хельсингере.

Водоизмещение стандартное 2200 т, полное 2720 т. Протяженность громаднейшая 112,6 м, ширина 12 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 37 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: четыре 127-мм орудия, четыре 40-мм автомата, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат. Всего выстроено 2 единицы.

В Европе одной из немногих государств, продолжавших в 1950-е годы деятельно строить суда на собственных верфях, была Испания.

Но, в случае если канадские эскортники по праву можно считать одними из лучших в собственном классе, то испанские имели возможность претендовать только на звание нехороших. Что, но, неудивительно: помощь режимов Гитлера и Муссолини привела диктатора Франко в послевоенные годы к политической и экономической изоляции. Лишенной всякой помощи извне испанской индустрии приходилось рассчитывать лишь на собственные силы. Это не имело возможности не сказаться и на осуществлении кораблестроительных программ.

Достаточно привести красноречивый факт: два эсминца типа «Алава», вошедшие в строй в 1950 — 1951 годах, по сути представляли собой только легко усовершенствованный проект периода Первой Мировой! Очевидно, никакой ценности эти «новейшие» единицы флота не воображали. Не многим лучше смотрелись и девять эсминцев типа «Аудас», заложенные в 1945 году на верфи в Ферроле.

Они очень сильно напоминали довоенные французские миноносцы, чертежи которых достались в виде трофея немцам и за ненадобностью «сплавлены» в дружественную Испанию…

Эскалация «холодной войны» между Западом и СССР для генерала Франко была как запрещено кстати. На фоне «коммунистической угрозы» НАТО начало рассматривать Испанию как стратегического союзника, забыв обиду правившему в том месте режиму его «не-демократичность».

В первой половине 50-ых годов XX века Вашингтон и Мадрид заключили ответственное соглашение, в соответствии с которому в обмен на техническую помощь Соединенным Штатам предоставлялись армейские базы на Пиренеях. И Франко срочно приступил к обновлению собственных армии, среди них и флота.

№57. Плавбаза «Рейн», ФРГ, 1961 г.

Выстроена на верфи «Шликер» в Гамбурге. Водоизмещение стандартное 2370 т, полное 3010 т. Протяженность громаднейшая 98,2 м, ширина 11,8 м, осадка 5,2 м. Мощность двухвальной дизельной установки 11 400л.с., скорость 22 узла. Оружие: две 100-мм автоматические пушки, четыре 40-мм автомата. Всего выстроено 13 единиц.

Особенная роль отводилась эскортным судам. Все эсминцы типов «Алава» и «Аудас», как уже выстроенные, так и еще не вступившие в строй, были перестроены в быстроходные противолодочные фрегаты.

Так, с них всецело снималось старое оружие и устанавливалось новое, американского примера. Сейчас вместо 120-мм и 105-мм орудий эти суда несли по две-три 76-мм пушки, зенитные автоматы, бомбомёты и бомбосбрасыватели, среди них и реактивные «Хеджехог». Показались радары, системы и сонары управления огнем, причем для размещения крупногабаритных антенн РЛС мачты стали решетчатыми.

В общем, модернизация разрешила пара «осовременить» испанские суда, но все равно к моменту окончания работ (1965 г.) они смотрелись очевидно устаревшими. Неудивительно, что большая часть из них прослужило в новом качестве только 10 лет либо чуть продолжительнее.

В середине 1950-х началось и восстановление флота ФРГ. Первыми ласточками Бундесмарине стали фрегаты типа «Кельн», либо, как их именовали на стадии разработки проекта, эскортные суда «55».

Они были заказаны в марте 1957 года и для собственного времени смотрелись хорошо. Фрегаты имели комбинированную силовую установку (газовые турбины употреблялись для полного хода и дизели — для экономического), очень приличное радиолокационное и гидроакустическое оборудование. Основной калибр составили французские автоматические 100-мм пушки — лучшие артустановки из имевшихся на Западе в те годы.

Внушительным было и противолодочное оружие: два 375-мм реактивных бомбомета шведской компании «Бофорс» и четыре однотрубных 533-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед. Вместе с тем эксперты отмечали, что суда типа «Кельн» были перегружены оружием, и это не покинуло резервов для их последующих модернизаций. Тем более что постройка всей серии из шести единиц завершилась только в первой половине 60-ых годов двадцатого века, и требования к эскортным судам весьма не так долго осталось ждать изменились…

Говоря о первых западногерманских фрегатах, нельзя не упомянуть о так называемых «плавбазах» типа «Рейн». В первой половине 60-х годов прошлого века вошли в строй сходу 13 (!) таких судов, официально считавшихся запасными судами. В конечном итоге же это были обычные фрегаты, родные по архитектуре к «Кельну» и имевшие практически такой же состав артиллерийского оружия. Их силовая установка, включавшая шесть дизелей, снабжала очень приличную скорость в 22 — 22,5 узла.

К классу плавбаз (Begleitschiffe) суда типа «Рейн» отнесли только из политических мыслей — дабы не злить общественность через чур стремительным ростом германского флота.

За ФРГ собственными фрегатами обзавелась и Дания. «Педер Скрам» и «Херлуф Тролль» стали последними большими артиллерийскими судами собственного класса западноевропейских флотов.

Как и западногерманский «Кельн», они оснащались комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой, но отличались весьма необыкновенным составом оружия. В качестве главного калибра датчане почему-то выбрали американские 127-мм универсальные пушки периода Второй мировой, причем обе двухорудийные башни установили в носовой части линейно-возвышенно, как на эсминцах типа «А. Самнер» — «Гиринг».

Массивные башни, высокие надстройки, две дымовые трубы — все это придавало датским фрегатам внушительный вид. Но в целом проект был не через чур успешным. Лишь на протяжении модернизации 1976 — 1978 годов, в то время, когда суда лишились одной из 127-мм башен и взяли на вооружение ракеты «Гарпун» и «Си Спэрроу», их тактико-технические характеристики купили, наконец, определенную гармоничность.

С. БАЛАКИН

Артиллеристы Белоруссии и России сотрут с лица земли условного соперника в Псковской области

Статьи, которые будут Вам интересны: