Последние крейсерские танки

Последние крейсерские танки

Впериод с 1937 по 1945 год на вооружении английской армии состояло всего четыре типа пехотных танков. Смена же моделей боевых автомобилей крейсерского типа напоминала калейдоскоп. Так, еще не успела закончиться боевая карьера крейсерского танка Krusader («Моделист-конструктор» № 11 за 1999 г.), как в июне 1941 года началась разработка более замечательного тяжелого крейсерского танка. Он стал называться Cromwell и индекс А27.

Но в связи с отсутствием предназначавшихся для него двигателей Rolls-Royce Meteor (они все уходили в авиацию) было решено установить ветхий авиамотор Liberty, как и на предшествующих моделях крейсерских танков. Новинка была принята на вооружение называющиеся Cruiser Tank Mk VII Cavalier (A24).

башня и Корпус танка имели прямоугольную форму без каких-либо рациональных углов наклона и планировали на каркасах из катаных броневых страниц посредством болтовых соединений. Оружие складывалось из 6-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета, второй пулемет устанавливался в лобовом странице корпуса слева от механика-водителя. Ходовая часть имела пять опорных катков и личную пружинную (свечную) подвеску. Конструктивно Cavalier воображал собой Crusader, но с новыми башней и корпусом.

С лета 1942-го по весну 1943 года на заводе компании Nuffield в Бирмингеме было произведено 500 танков этого типа.

Из-за большей массы — 26,9 т — Cavalier имел нехорошие динамические характеристики, чем Crusader. Трудившиеся с перенапряжением и без того ненадежные двигатели Liberty беспрерывно выходили из строя.

По данной причине «кавалиры» в боевые части не попали, а употреблялись лишь в учебных целях. Во второй половине 1943 года около 200 таких танков переоборудовали в автомобили управления для артиллерийских частей танковых дивизий. Они деятельно принимали участие в военных действиях на Западном фронте в 1944—1945 годах.

Маленькая их часть была переделана в БРЭМ.

Временной альтернативой А27 стал кроме этого предложенный компанией English Electrik танк так именуемого промежуточного варианта опять-таки с производившимся много мотором Liberty. Но в отличие от А24 последний имел возможность использоваться в комплексе с новой трансмиссией Merritt-Brown, которая пришла на смену ветхой планетарной трансмиссии типа Wilson, употреблявшейся на британских танках еще на протяжении Первой Мировой.

Танк стал называться Centaur, армейское обозначение Cruiser Tank Mk VIII и индекс Армейского департамента A27L (L-Liberty). Вариант с двигателем Meteor стали обозначать индексом А27М.

В производстве Centaur приняло участие пара компаний: Leyland, LMS, Harland, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Так, данный танк стал самым массовым «тяжелым крейсером» британской армии во время Второй мировой.

Первый вариант танка — Centaur I, вооруженный 6-фунтовой пушкой, по сути ничем не считая ряда и трансмиссии небольших подробностей не отличался от Cavalier. На Centaur II постарались установить более широкую гусеницу и ведущее колесо с солидным числом зубьев. Но в серийное производство эта модификация не отправилась.

На Centaur III стали устанавливать 75-мм пушки Мк V либо Мк VA. Причем большая часть автомобилей данной модификации была взята методом переделки из Centaur I. Последняя версия — Centaur IV — представляла собой танк помощи, вооруженный 95-мм гаубицей, стрелявшей осколочно-фугасными и дымовыми боеприпасами.

С конца 1943 года, в то время, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor, началось массовое переоборудование «сенторов» до стандарта «Кромвеля».

Отличить эти танки друг от друга возможно было лишь по малым подробностям. К примеру, различными были механизмы натяжения гусениц.

«Сенторы», в которых не были заменены двигатели, переоборудовались в автомобили артиллерийских наблюдателей, БРЭМы, бульдозеры, а также в бронетранспортеры Centaur Kangaroo («Сентор-Кенгуру») и зенитные самоходные установки Centaur АА.

В собственном уникальном виде «сенторы» в военных действиях не принимали участие.

Исключение составляют лишь танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group — «Танковая группа помощи Королевской морской пехоты»). Вошедшие в нее около 100 танков «Сентор IV» поддерживали действия английской морской пехоты при высадке в Нормандии в июне 1944 года.

Крейсерский танк Cromwell I:

1 — 6-футовая пушка, 2— 7,92-мм спаренный пулемет BESA; 3 — лючок для стрельбы из личного оружия; 4— ящик для снаряжения: 5 — перископические устройства наблюдения механика-водителя; 6 — люк механика-водителя; 7 — вентилятор боевого отделения; 8 — амбразура дымового гранатомета; 9 — перископ; 10 — люк заряжающего; 11 — бронировка окна воз-духопритока; 12 — откидная крышка моторного люка; 13 — откидная крышка люка доступа к главному и радиатору фрикциону; 14— откидная крышка люка доступа к коробке передач; 15 — командирская башенка; 16 — вентилятор отделения управления; 17 — люк пулеметчика; 18 — фара-искатель; 19 — смотровой лючок механика-водителя; 20 — установка курсового пулемета BESA

Из-за проблем с двигателями Meteor первые танки Cromwell покинули заводские цеха лишь во второй половине 1943 года.

Главным подрядчиком по их производству была компания Leyland. Но к выпуску этого самого популярного английского крейсерского танка Второй мировой привлекались и другие компании: Metro, BRCW и Fowler. Танк пребывал в серийном производстве с 1943 по 1945 год. За это время выпустили 1070 единиц.

Но, как уже упоминалось, намного большее количество автомобилей этого типа взяли методом установки двигателя Meteor в танках Centaur A27L. направляться выделить, что и сами «кромвели» всегда модернизировались за счет дополнительной нового броневой и установки вооружения защиты. Так что в собственном уникальном виде до конца войны дошли считанные единицы.

Первый серийный вариант — Cromwell I, как и его предшественники, вооружался 6-фунтовой пушкой.

На модели Cromwell II, так и не запущенной в производство, ликвидировали курсовой пулемет, сократили экипаж до четырех человек, установили более новое и широкие гусеницы ведущее колесо. Cromwell III воображал собой Centaur I, на котором двигатель Liberty был заменен на Meteor. Самой массовой модификацией стал Cromwell IV (Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой и Cromwell III с 75-мм пушкой).

Боевая масса танков данной модели не превышала 27,9 т. Экипаж складывался из пяти человек.

Оружие включало в себя 75-мм пушку Mk V либо Мк VA, спаренный и курсовой 7,92-мм пулеметы BESA, 7,7-мм зенитный пулемет Bren, перевозившийся в танка, и 2-дюймовый миномет для стрельбы дымовыми минами. Боекомплект складывался из 64 артвыстрелов, 4950 патронов к пулеметам BESA, 600 патронов к пулемету Bren и 30 дымовых мин. Лобовая броня башни достигала 76 мм, корпуса — 64 мм.

На танке Cromwell IV, как, но, и на всех других модификациях, уста-наливался 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с. при 2550 об/мин. Крутящий момент от двигателя посредством двухдискового главного фрикциона сухого трения передавался на трансмиссию Merritt-Brown Z5, включавшую в себя пятискоростную несинхронизированную коробку передач, планетарные колодочные тормоза и механизмы поворота.

Ходовая часть применительно к одному борту складывалась из пяти обрезиненных опорных катков громадного диаметра, ведущего колеса заднего размещения и направляющего колеса. Подвеска — личная пружинная. На 1-, 2-, 4- и 5-м узлах подвески устанавливались гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.

В каждую гусеницу входило 125 траков шириной 356 мм. Танк развивал большую скорость 64 км/ч. Запас хода — 280 км.

Подобные характеристики имела и следующая модификация — Cromwell V, представлявшая собой Cromwell I, перевооруженный 75-мм пушкой. Модель Cromwell VW имела сварной корпус (W — welded — сварной).

Лобовая броня башни и корпуса была доведена до 101 мм.

Вариант Cromwell VI — это танк Centaur IV с двигателем Meteor, и Cromwell III и Cromwell V с 95-мм гаубицей.

Cromwell VII — это также , Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной башни и брони корпуса (лоб — 101, борт корпуса — 35, борт башни — 75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Была усилена подвеска, введены целые резиновые бандажи опорных катков. Танк оснастили гусеницей шириной 394 мм.

За счет трансформации передаточного отношения коробки передач большая скорость снизилась до 51 км/ч.

Танк помощи Cromwell VIII — Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой броней, Cromwell I с увеличенной толщиной брони и 95-мм гаубицей.

Кроме линейных модификаций, на базе танка «Кромвель» выстроили большое количество особых автомобилей: командирских и командно-штабных, передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.

В осеннюю пору 1943 года танки «Кромвель» начали поступать в армии, в первую очередь в те части, каковые должны были принимать участие во вторжении на Европейский континент(операция Owerlord, начатая в июне 1944 года).

В первом эшелоне британских армий, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковых дивизии. Больше всего «кромвелей» имелось в составе 7-й танковой дивизии Desert Rats («Пустынные крысы»).

В 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й Королевские танковые полки, 4-й полк йоменов графства Лондон (County of London Yeomanry). В них в общем итоге насчитывалось 130 танков «Кромвель III» и «Кромвель IV» и 15 — «Кромвель VI». Этими автомобилями укомплектовали и разведывательный полк дивизии — 8-й Королевский Ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irisn Hussars).

Рабочее место механика-водителя:

1 — створка крышки посадочного люка механика-водителя; 2,4 — перископические устройства наблюдения; 3 — стеклоблок в крышке смотрового люка; 5 — панель устройств; 6 — рычаг управления дроссельной заслонкой; 7— кнопка регулировки воздушной заслонки; 8 — рычаг управления воздушной заслонкой; 9—рычаг стартера; 10,19— рычаги управления; 11 — педаль акселератора; 12— цилиндр сервомеханизма тормозов; 13—педаль тормоза; 14— сиденье механика-водителя; 15— механизм управления левой гусеницей; 16 — механизм управления правой гусеницей; 17 — сервомеханизм управления главным фрикционом; 18 — педаль главного фрикциона; 20 — рычаг коробки передач; 21 — компас; 22 — контрольная лампа стояночного тормоза; 23 — рукоятка открывания крышки смотрового люка

В Гвардейской и 11-й танковых дивизиях «кромвели» имелись лишь в разведывательных частях: во 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и во 2-м полку Нортхемптонширских йоменов (Northamptonshire Yeomanry).

Не считая этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в бригадах и дивизиях. Наконец, практически сразу после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно-десантной дивизии легкие танки «Тетрарх» заменили 12-ю «Кромвелями».

В составе этих и некоторых вторых частей британской армии «кромвели» принимали участие в военных действиях в Европе вплоть до конца войны. На вторых театрах они фактически не использовались.

Кроме британской армии, этими автомобилями были укомплектованы кое-какие танковые части Польских армии на Западе, по большей части 1-го польского военного корпуса.

Первым взял их 10-й полк конных стрелков 1-й польской танковой дивизии Всего же с 1943 по 1947 год в польские части на Западе поступило 250—300 танков «Сентор»/« Кромвель».

Сто девяносто танков «Кромвель IV» и «Кромвель VI» были включены в состав Чехословацкой танковой бригады, кроме этого вести войну на Западе. По окончании окончания Второй мировой эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии впредь до начала 50-х годов.

Что касается самой Англии, то маленькое количество танков «Кромвель» приняло участие в войне в Корее. В первой половине 50-ых годов XX века их передали из кадровых военных частей в территориальные армии.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века национальные арсеналы в кооперации с компанией Robinson and Kershaw ЛТД. переоборудовали 200 танков в версию Charioteer Mk 7 (FV 4101).

Автомобили взяли массивную сварную двухместную башню с 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой, подобной примененной на танке Centurion Mk 3, и спаренным пулеметом Диаметр башенного погона в свету был увеличен до 1632 мм. Устройства прицеливания кроме этого позаимствовали у танка Centurion. Корпус, моторнотрансмиссионная ходовая часть и группа комплектно заимствованы у танка Cromwell VII, за исключением установки курсового пулемета, амбразура которого была заварена.

У танков поздних выпусков пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола.

Танки «Чариотер» (солдат на боевой колеснице) состояли на вооружении английской армии до 1956 года и употреблялись, в основном, как противотанковое средство. Позднее их передали в территориальные армии и начали реализовывать вторым государствам.

Пятьдесят танков закупила Иордания, где они состояли на вооружении двух эскадронов 3-го танкового полка.

Потом некое количество «чариотеров» иорданцы передали Организации освобождения Палестины, которая применяла их в Ливане во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Десять автомобилей этого типа захватила Израильская армия. Британцы 56 танков поставили в Австрию, а во второй половине 50-ых годов двадцатого века договор на приобретение «чариотеров» заключила Финляндия. Партия из 35 танков прибыла в эту страну в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Они достаточно интенсивно эксплуатировались до 1973 года, в то время, когда началось их списание.

Последним местом работы этих автомобилей стала школа младшего офицерского состава. В том месте «чариотеры» прослужили до января 1980 года.

Предстоящим развитием крейсерского танка Cromwell с применением большого числа (до 40 процентов) его агрегатов и узлов стал крейсерский танк Comet (А34) — лучший и сильнейший британский танк периода Второй мировой, принимавший участие в военных действиях.

Он производился компанией Leyland с сентября 1944 года.

башня и Корпус данной военной машины — всецело сварной конструкции. Лобовой лист корпуса — такой же, как у Cromwell. Башня имела громадные размеры и развитую кормовую нишу. Пушка с начальной скоростью бронебойного боеприпаса 787 м/с представляла собой укороченный вариант 17-фунтового орудия.

Обе пушки стреляли однообразными боеприпасами, но гильзы нового орудия были меньше и большего диаметра. Дабы несложнее различать боеприпасы орудий, укороченная пушка именовалась 77-мм, не смотря на то, что практически имела калибр 76,2 мм. Ходовая часть танка по большей части заимствована у Cromwell.

Первые серийные танки поступили в армии в декабре 1944 года. В составе 11-й танковой дивизии «кометы» участвовали в отражении германского наступления в Арденнах в январе 1945 года.

Освоение танка в армиях облегчалось его конструктивной близостью к «Кромвелю». По своим боевым чертям «Комета» уступала германской «Пантере», но превосходила Pz.IV.

В начале 1945 года 11-я танковая дивизия была единственным соединением британской армии, всецело вооруженным этими автомобилями. Другие части приобрели новые танки позднее, многие — уже по окончании окончания военных действий в Европе.

В начале 1949 года «кометы» всецело заменили в армиях танками «Центурион», но в танковых частях, дислоцированных в Гонконге и Западном Берлине, они эксплуатировались впредь до 1958 года.

«Кометы» поставлялись в Бирму, Ирландию, ЮАР и Финляндию. Так, на вооружении финской армии с 1960 по 1970 год состояла 41 военная машина этого типа.

М.

КНЯЗЕВ

Военная приемка «Армата» Терра Инкогнита Часть 2

Статьи, которые будут Вам интересны: