Последние усилия империи

Последние усилия империи

Вступление Англии, во многом против воли и в довольно-таки неподготовленном состоянии, в войну с Германией ставило под сомнение большая часть перспективных проектов в области кораблестроения, которые связаны с громадными артиллерийскими судами. Основной жертвой, конечно же, стали линейные корабли, но досталось и крейсерам. Сначала всё шло ещё достаточно бодро, благо, ограничивавшие конструкторов договорные ограничения канули в Лету.

В начале 1940 года Адмиралтейство начало разработку нового тяжёлого крейсера с тремя трёхорудийными водоизмещением и башнями около 15 млн кг. Предполагалось, что таковой корабль возможно действенно обезопасисть от огня шестидюймовок, снабдив его 152-мм бронёй по бортам и 76 — 63-мм палубой.

Значительно более сильное внимание уделялось тщательному разделению на отсеки механической установки, имевшей солидную мощность и талантливую обеспечить скорость до 33 узлов. Так Англия имела возможность бы наконец взять в полной мере современный и сильный крейсер (не смотря на то, что ахиллесовой пятой так же, как и прежде оставались башни), но время и стоимость постройки скоро поставили на нём крест. Инженеры начали «ужимать» проект, неспешно сократив водоизмещение сперва до 12,5, а после этого и до 11 — 10 млн кг.

Для экономии в качестве базы сейчас употреблялся мало видоизменённый «Белфаст», считавшийся, не без оснований, самым современным и сильным на то время британским крейсером. Бортовая броня неспешно «усохла» до белфа-стовских же 114 мм, по окончании чего проект разонравился Адмиралтейству и погиб как-то сам по себе. Вместо него британцы решили строить гибрид «колоний» («Фиджи» с компанией) и того же «Белфаста» с «лёгким» оружием из двенадцати шестидюймовок.

Однако здесь случилось обратное: «гибридное дитя» выяснилось больше самого большого из «своих родителей», скоро разбухнув до 13 500 тысячь киллограм. И проект постигла та же будущее.

Дабы конструкторам не утратить навык, а адмиралам — требовательности, и тем, и вторым оставалось «играться в солдатики» уже только на бумаге. Но тут пределы фантазии терялись в сумрачной дали. Ещё в январе 1941 года по кабинетам Адмиралтейства бродили замыслы программы, включавшей, ни большое количество ни мало, как шесть 12-дюймовых супер-крейсеров в духе американской «Аляски», восемь «несложных» тяжёлых крейсеров с восьмидюймовками и водоизмещением около 15000 тысячь киллограм.

И это не считая целой толпы лёгких единиц класса — улучшенных «колоний» и «дидо»! Будущее таковой маниловщины понятна: таблицы и чертежи отправились сперва в пыльные папки, а после этого — «в топку».

Неудивительно, что реально на протяжении войны достраивались лишь уже прилично отработанные и непретенциозные «рядовые воины» — те самые «колонии» и «дидо». Действительно, тяжёлое положение, которое связано с нападением Японии на имперские владения на Дальнем Востоке, чуть не сказалось и на них. В первой половине 40-ых годов XX века в Адмиралтействе как-то внезапно узнали, что добрая половина мощности турбин «дидо» уходит на то, дабы разогнать корабль с 28 до 32 узлов.

В этот самый момент же показалась идея: из-за чего бы не урезать механическую установку сходу наполовину, сэкономив и на котлах и машинах, и на водоизмещении в целом? Так чуть не показался совсем «кургузый» крейсер, имевший лишь три либо четыре 133-мм спарки и скромную скорость, разрешавшую сопровождать разве что торговые суда и линкоры. Однако здравый суть побеждал: британцы осознали, что таковой «огрызок» не сможет закрывать 32 — 33-узловые авианосцы, каковые неспешно становились основной силой на море.

И данный проект «для нищих» отправился за собственными амбициозными предшественниками.

Несмотря на неприятную очевидность, конструкторов и фантазии адмиралов не угасали всё военное время. Созданный ещё в середине войны «Комитет по кораблестроению будущего» в первой половине 40-ых годов XX века разродился очень необычным «концептом»: маленьким лёгким крейсером в 6 — 7 млн кг со вооружением 32 и скоростью узла из трёх двухорудийных 133-мм башен и двух пятитрубных(!) торпедных аппаратов.

При очевидно «лидерской» направленности изначально предусматривалась приличная броневая защита и, дополнительно, «скрытный» низкий силуэт. Действительно, в этот самый момент без особенных промедлений стало известно, что броня никак не укладывается в отпущенное водоизмещение.

По большому счету, маленький универсальный крейсер ПВО в течении продолжительной шестилетней войны являлся для британцев всё время ускользающей идефикс. Дефицит судов для того чтобы рода понятна: они требовались на всех театрах. Исходя из этого британцы не только перекраивали имеющиеся чертежи, но ещё и старательно подбирали по сусекам все, что возможно было бы применять скоро и без лишних затрат.

Так, под руку попались турбины, предназначенные для поставки в СССР для установки на новых советских фаворитах ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века. По окончании заключения пакта Молотова-Риббентропа проектанты быстренько соорудили около них некое подобие крейсера ПВО водоизмещением около 5800 тысячь киллограм с вооружением и 29 сомнительной скоростью узлов из восьми 114-миллиметровок (по аналогии с «беззубыми чудищами», «Сциллой» и «Харибдис»), пары восьмиствольных «пом-помов» и для того чтобы же числа трёхтрубных торпедных аппаратов. От появления на свет для того чтобы «эрзаца» спасло отсутствие котлов, да и нежелание конфронтации с СССР, что неспешно всё более рассматривался в роли потенциального союзника.

По окончании продолжительных и скудных военных лет, наполненных бесплодными значительными потерями и кораблестроительными изысками, Англия встретила окончание Второй мировой в достаточно необычном состоянии. Формально всё ещё вторая морская держава мира, более того, лишившаяся всех собственных европейских соперников, империя отнюдь не испытывала бурной эйфории несомненного победителя.

экономика и Финансы пребывали практически что в коллапсе, стране ещё пара лет — продолжительнее чем СССР! — было нужно жить по карточкам. Сейчас предстояло вылезать из «военной ямы» всем, среди них и флоту, в его составе крейсерским силам, тогда всё ещё одному из наиболее значимых компонентов морской мощи.

На первый взгляд, дело с ними обстояло не так уж не хорошо. В строю на ходилось десять тяжёлых крейсеров, уже достаточно ветхих, но прошедших модернизацию, конечно остатки серий лёгких единиц времён 1930-х годов: пара мелких «аретьюс» и пяток «линдеров» и шести самые сильных «городов». Но базу мощи составляли две громадных серии, созданные перед войной и завершённые уже в её годы: по 11 единиц типа «дидо» и «фиджи».

Итого 45 крейсеров: громадная сила, талантливая без неприятностей иметь дело со всем тогдашним советским крейсерским флотом. Помимо этого, девять судов пребывали на стапелях в разной стадии постройки. Шесть из них, «Нептун» со товарищи, принадлежали к типу «улучшенный «фиджи»». Ещё три должны были стать предстоящим их развитием.

Они также взяли имена.

Но содержать всю эту армаду стало фактически нереально. У британцев не хватало моряков для экипажей (правильнее, денег, дабы оплачивать их содержание), а во второй половине пятидесятых годов многие крейсера просто не могли выйти в море из-за отсутствия запасов горючего. Помимо этого, яркой угрозы на море не наблюдалось. Первые годы «холодной войны» обеим противоборствующим сторонам «красивого нового мира» удалось проскочить без дополнительного глобального кровопролития.

В Англии во второй половине 40-ых годов XX века представительная рабочая группа на основании данных разведки сочла, что войны с СССР до 1957 года не будет. Помимо этого, считалось, что в будущем главную угрозу будут воображать советские подводные лодки. В связи с этими мыслями, как выяснилось, в полной мере разумными, началось сокращение флота, а также, если не в первую очередь, крейсерского.

Во второй половине 40-ых годов XX века предполагалось покинуть 20 единиц класса, в следующем — 18, а в 1950-м на активной работе реально оставалось всего 15, не смотря на то, что ещё дюжина всё-таки пребывала в резерве. По мере приближения момента самим себе назначенного «судного дня» — 1957 года — претензии ужимались как лоскуток шагреневой кожи. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века они равнялись всего восьми крейсерам.

Такие силы не могли обеспечить уверенную победу на одном театре, не говоря о классической защите имперских морских дорог. Потому, что армейские типы крейсеров уже мало соответствовали новым веяниям и требованиям, да и в большинстве собственном отправились в резерв либо на слом, предстоящая пауза становилась совсем неприличной. Усиление сейчас требовалось без промедлений.

И оно наконец-таки поспело.

За прошедшие годы техника оружий отнюдь не стояла на месте. Потому, что Британия не планировала до тех пор пока отказываться от роли великой державы, ей требовалось соответствовать собственному сейчас старшему союзнику, США, и быстро растущему сопернику, СССР. И британцы, не забывая об этом, исподволь приступили к созданию современного проекта крейсера ещё в начале 1950-х.

Гвоздём корабля должны были стать новое оборудование и вооружение. взглянуть на американского «старшего брата», деятельно внедрявшего всецело механизированные и автоматизированные артиллерийские установки среднего калибра, британцы решили сделать то же самое. Во второй половине 40-ых годов XX века было издано постановление о разработке двух «автоматов» — 152-мм для главного калибра и 76-мм — для зенитного.

Предполагалось, что новые шестидюймовки с водяным охлаждением стволов смогут давать 20 выстрелов в 60 секунд, а зенитки — аж 120! И — о, чудо! — по окончании нескольких лет усердных трудов и испытаний задачу удалось-таки выполнить. Практически: в действительности скорострельность чудо-трёхдюймовок не превышала 90 выстрелов в 60 секунд, что, но, кроме этого нельзя назвать недостаточным.

Казалось бы, падение числа артиллерийских стволов и удаление с новых крейсеров таких устаревших видов оружия, как бессчётные зенитные автоматы, торпедные аппараты и гидросамолёты, что, соответственно, лишало работы обслуживавших их моряков, должно было привести к повышению количества свободных помещений. Но на практике оказалось чуть ли не наоборот.

Экипаж составлял почти 900 человек, и всем людям, приборам и устройствам, не обращая внимания на широкие надстройки, приходилось тесниться. Обозреватель юмористического издания «Панч» так писал о собственном посещении «Тайгера»: «Его корпус спустили на воду в конце войны, и все прошедшие с того времени 13 лет специалисты в самых разных областях (артиллеристы, механики, эксперты по радарам, электротехнике, радио, противоатомной защите, приготовлению пищи, прачечному делу, уличным автоматам) без устали думали о том, как бы заполнить его. В следствии он сейчас заполнен: не только до основной палубы, но и во всех бессчётных надстройках, рубках, пристройках и башенках. Заполнен так, что многие помещения являются настоящую ловушку, откуда возможно выбраться лишь по трапу, ведущему к маленькому люку, протиснувшись через что попадаешь в узкий коридор, где над головой змеятся 350 электрокабелей.»


Вправду, наполнение «ветхих мехов» (все три перестраиваемых крейсера, «Тайгер», «Лайон» и «Блейк», были заложены в 1941 — 1942 годах) «новым вином» происходило уж весьма неспешно. Не смотря на то, что на воду первым сошёл «Лайон» (ещё в сентябре 1944 года), первым принялись «обрабатывать» «Тайгера». Но и тот простоял у стены девять продолжительных лет, перед тем как на нём начались работы по установке и достройке только что поспевшего оборудования и вооружения. В итоге вошёл в строй он лишь во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

А рекордсменом по длительности постройки стал «Блейк», находившийся в работе (с огромными перерывами «на войну» и «на раздумья») практически 19 лет!

В итоге, казалось, британцы взяли то, что желали. Они сумели создать современный крейсер с автоматическими орудиями, сравнимыми а также превосходящими американские. Лишь вот стоит подметить, что на свет они показались намного позднее «Уорче-стера» и «Роанока», а вес минутного залпа составлял менее половины от такового у «американцев». Да, английские суда имели весьма хорошие для собственного времени обнаружения и средства связи надводных и воздушных целей.

Их башни имели возможность наводиться и стрелять как из командного пункта, в который превратилась рубка, так и с управлением от независимых совокупностей. Но можно подчернуть, что по огневой мощи они только равнялись советским «Свердловым», пускай и не имевшим 6-дюймовых автоматов, но владевших в три раза солидным числом стволов. И, основное, в сущности новым «англичанам» оставалось не так много задач.

Отыскать себе подобного соперника было бы непросто: американцы чуть ли разрешили бы своим бывшим преподавателям сражаться против СССР в одиночку. Их замечательная скорострельная артиллерия, мечта любого адмирала и командира на протяжении войны, в эру реактивной авиации стала непопулярным атавизмом. Оставались только охота за прочей мелочью и «эсминцами», и обстрел береговых объектов — задача, для которой столь изощрённые военные машины являлись совсем излишними.

Положение смотрелось практически трагичным: создаваемые с затратами и таким трудом времени и денег суда ожидала незавидная участь — отправление в резерв и потом на слом чуть ли не сразу после вступления в строй.

Спасли их прекрасное оборудование и обширные помещения, такие нужные для комсостава (и столь любимые им). Крейсера решили применять в качестве флагманов своевременных соединений. Уже в первой половине 60-ых годов двадцатого века готовься проект модернизации, по окончании которой некогда гордые и достаточно прекрасные суда купили очень некрасивый вид.

Они лишились кормовой башни главного калибра и пары бортовых 76-мм установок, а всю заднюю часть заняло некое подобие полётной палубы и огромного коробчатого ангара. В нём предполагалось разместить четыре громадных вертолёта типа «Уэссекс» (реально в ангаре теснились лишь три, четвёртый всё время оставался на палубе).

Вся артиллерия осталась в носу: по одной 152-мм и 76-мм башне, к ней добавилась пара установок зенитных ракет ближнего действия «Си Кэт», что дало формально основание относить модернизированные «тайгеры» в советских справочниках к судам УРО. Не смотря на то, что думается, что в данной классификации опущена одна, последняя буква. Вправду, уродство полу-крейсера, полу-вертолётоносца в глаза.

Первым покалечили таким методом «Блейк», пробывший классическим артиллерийским крейсером всего три года. Его переоборудование начали в 1965 году и завершили в 1969-м. Вторым стал «Тайгер», которого «мучили» следующие четыре года.

На «Лайон» не хватило средств; но, британцы к тому времени уже убедились в том, что затраты на первые две единицы были нерентабельными. Через чур большие и дорогие в качестве носителей вертолётов и пересыщенные оружием для судов управления, «Блейк» и «Тайгер» стали последним поколением «белых слонов» в английском флоте.

А будущее «Лайона» может позвать лишь неприятную усмешку: крейсер вывели из состава флота, но не отправляли на разделку пара лет, в течение которых его старательно «раздевали», отправляя всё пригодное оборудование на модернизировавшийся в то время «Тайгер». (Могущие иронизировать над собой британцы прозвали данный «кошачий гибрид» «Лайгер»). Оставшаяся пара прослужила до середины 1980-х годов, радуя адмиралов и пара подсократившуюся команду собственными широкими помещениями, главным послевоенным кораблестроительным недостатком. Но как раз стали и команды основной обстоятельством того, что крейсера должны были отправиться на слом: наиболее дорогим в содержании судов к тому времени стали как раз люди с их высоком финансовым содержанием и возросшими стандартами судьбы, от которых не желали отказываться среди них и солдаты.

Любопытно, что именно неизмеримо возросшая со времён Второй мировой потребность в пространстве не разрешила британцам осуществить очень уникальный замысел обновления собственных крейсерских сил. Первоначально по примеру «тайгеров» предполагалось модернизировать остававшиеся в строю «фиджи» всех серий, включая послевоенные «сьюпербы». Все они должны были взять несколько 152-мм башен и три 76-мм в подобном тай-геровскому размещении.

С артиллерией неприятности смотрелись сложными, но преодолимыми, но с оборудованием, правильнее, местом для него, дело обстояло совсем худо. Нужные помещения для совокупностей управления огнём, связи, новой «электрики» (автоматические установки применяли переменный ток, а на ветхих судах все генераторы производили постоянный) приходилось практически втискивать в имеющиеся надстройки и корпуса.

И всё равняется, перегрузка была через чур большой, и программу модернизации крейсерского флота . Единственным, на ком успели начать работы, один из самые современных «крейсеров старого типа» — вошедший в строй по окончании войны «Свифтшур». За два года, с 1957-го по 1959-й, на нём успели перестроить широкую переднюю надстройку и установить решётчатую мачту, но недочёт денег сделал собственное дело.

Фактически, на том возможно и закончить историю английского крейсеро-строения. Вместе с империей отошёл в тот класс и прошлое судов, что в предшествующие времена возможно было, без преувеличения, назвать «визиткой» «державы, над которой ни при каких обстоятельствах не заходило солнце».

Британским конструкторам осталось постараться применить собственное умение хотя бы для зарабатывания денег. Но послевоенный зарубежный мир всё более катился к «Pax Americana», где места для соперника и давешнего союзника оставалось всё меньше. Англичане внесли предложение было переработанные для экспорта варианты охотно зарекомендовавших себя «дидо» и «свифтшуров» самым громадным государствам Латинской Америки, своим давешним клиентам: Аргентине, Чили и Бразилии.

Но наткнулись на обычный «демпинг» со стороны Соединённых Штатов, каковые раздали собственные «бруклины» практически бесплатно, по паре каждой из государств, дабы никому было не жалко. Британцы же остались в дураках. Коммивояжеры от судостроения проехались по всем государствам континента; наследник некогда страдавшего от избытка заказов «Армстронга», «Виккерс», готовься подстроиться практически под каждые требования потенциального клиента.

Такой помой-му нашёлся, наконец, в лице Венесуэлы, обычной латиноамериканской «державы второго ранга», испытывавшей и тогда, как и по сей день, определённые трения со своим сверх-могущественным северным соседом.

Конструкторам удалось потакнуть тщеславию потребителя: ему был предложен проект маленького (около 8000 т) крейсера, вооружённого тремя автоматическими 6-дюймовыми чудо-спарками, что снабжало вполовину более замечательный пламя если сравнивать с «тайгерами». Дополнялось оружие 100-мм автоматами в одноорудийных установках, созданных кроме этого на экспорт, для чилийских эсминцев, талантливых производить до 80 снарядов в 60 секунд, и всецело независимыми 40-мм «бофорсами» последней модели с радиолокационным управлением.

В общем, для того времени корабль, официально проходивший как учебный крейсер (на нём вправду предполагалось разместить пара десятков кадетов), смотрелся весьма и весьма внушительно. Пара портило картину то, что 152-мм их установки и автоматы ещё не готовься кроме того для собственных крейсеров.

Тогда британцы внесли предложение поставить корабль с временным оружием, складывающимся из трёх башен с 8-дюймовками, снятыми с вышедших в тираж тяжёлых крейсеров, а при первой же возможности заменить их новейшими шестидюймовками. Как говорится, предложение, от которого тяжело отказаться. Но и данный непостроенный корабль наткнулся на самую страшную в мире «гора»: у Венесуэлы не хватало денег ни на его сооружение, ни на предстоящее содержание.

Тем более, что кроме того в столь отдалённых районах земного шара всё отчётливее проступало познание того, что наступает новая эра — ракетная.

Это поменяет все что Вы знали… (2018-2019)

Статьи, которые будут Вам интересны: