Последний бой «страшного»

Последний бой «страшного»

Русско-японская война, начавшаяся с неожиданного нападения японцев на Порт-Артур в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года и фактически закончившаяся поражением царского флота в Цусимском проливе, с безжалостной ясностью продемонстрировала полный крах и отсталость русского самодержавия, продажность и бездарность его военной элиты. Но эта же война явила всему миру самоотверженности русских и непревзойдённые образцы доблести воинов, матросов и лучшей части офицерства.

Залпы, раздавшиеся на внешнем рейде Порт-Артура, были прелюдией к смелой драме в Чемульпо, где в неравном бою против эскадры адмирала Урну погибают крейсер «канонерская» лодка и Варяг «Кореец» — погибают с неспущенными знамёнами, затопленные и взорванные собственными командами, каковые предпочли смерть позорной сдаче неприятелю.

Сутки 26 февраля принес известие еще об одном подвиге: экипаж миноносца «Стерегущий» открыл кингстоны, в то время, когда по окончании боя не на жизнь а насмерть миноносцу угрожал плен.

Верные долгу и присяге, русские моряки умирали совместно со собственными судами, и ни камень, ни крест, как поется в песне, не отмечали места их смерти. Но признательная память народа хранит имена храбрецов. Сейчас подвиг «Стерегущего» увековечен в монументе на Кировском проспекте Ленинграда; смелые дела миноносца «Ужасный» еще ожидают собственного летописца.

Мы же поведаем только о последнем сражении этого славного корабля.

«Ужасный» — один из громадной серии миноносцев с прекрасно запоминающимся четырехтрубным силуэтом, выстроенный Невским заводом. При водоизмещении 240 т его протяженность составляла около 58, ширина чуть больше 5,5 и осадка 3,5 м. В двух кочегарках размещались восемь котлов. Две вертикальные автомобили тройного расширения имели возможность развивать неспециализированную мощность 3800 л. с., что разрешало развивать скорость до 26 узлов.

Артиллерийское оружие миноносца складывалось из одного 75-мм орудия, установленного на носу, и трех 47-мм пушек, поставленных по бортам и на корме. Минных аппаратов было два: носовой и кормовой — оба на поворотных щитах.

Начальником «Ужасного» был назначен только что произведенный в капитаны 2-го ранга сорокалетний Константин Константинович Юрасовский, что прибыл из Кронштадта в Порт-Артур в сутки начала войны, 9 февраля 1904 года.

Немногим раньше инженером-механиком миноносца стал Павел Михайлович Дмитриев. Это под его управлением планировали и испытывались автомобили, так безотказно трудившиеся в сражении. За 14 дней до начала войны штурманским офицером на «Ужасный» был переведен двадцатилетний мичман Андрей Михайлович Акинфиев.

Последним из офицеров на эсминец пришел лейтенант Ермий Александрович Малеев, что начал исполнять на корабле обязанности артиллерийского и минного офицера.

Он единственный из всех прослужил на Дальнем Востоке пара лет и владел боевым опытом.

…Вот уже пара дней эскадра адмирала Того не показывается у мрачных берегов Квантуна. Лишь по ночам японские миноносцы снуют по рейду Порт-Артура, забрасывая его минами. По городу ползут слухи о скорой высадке японцев.

В штаб адмирала Макарова поступают подобные агентурные сведения. Они подтверждаются весточкой отечественного консула из китайского порта Чифу, в которой говорится о скоплении японских транспортов с армиями в Корее.

В случае если интересуют лодки, рекомендуем обратится к, кроме этого тут имеете возможность взглянуть лодочные моторы.

Командующий флотом осознаёт, что, не обращая внимания на урон, что понесла русская эскадра, высадку японцев допустить запрещено. Взвесив все «за» и «против», Макаров решает произвести в направлении островов Эллиот ночной поиск миноносцев для уничтожения и неожиданной атаки неприятельских транспортов. В случае если поиск даст благоприятные результаты, тогда целый флот выйдет в море и навяжет японцам бой.

12 апреля 1904 года восемь отечественных миноносцев, среди которых был и «Ужасный», под брейд-вымпелами капитанов 2-го Бубнова и ранга Елисеева в сгущающихся сумерках растянулись в две кильватерные колонны и забрали курс на острова Сапшантау.

Погода стояла негромкая, ночь давала слово быть чёрной. Но к 22 часам небо начало заволакивать, отправился моросящий ливень, перешедший после этого в сильный.

При таковой видимости появилась угроза столкновения с соперником лоб в лоб.

На «Ужасном» приняты все меры безопастности. Прислуга находится у заряженных торпедных аппаратов и орудий.

Сигнальщики, штурман и рулевой мичман Акинфнев с напряженным вниманием всматриваются вперед.

К полуночи отряд вошел в группу островов. Мгла так сгустилась, а непрерывно ливший ливень образовал столь плотную завесу, что миноносцы чуть различали друг друга.

В начале первого часа ночи видимость совсем испортилась.

Появилась настоящая опасность заблудиться в островах. По окончании переговоров со навигатором Юрасовский решил повернуть обратно и забрал курс на Порт-Артур.

Примерно в два ночи сигнальщики со «Ужасного» увидели в море силуэты и отличительные огни шести судов. Это могли быть собственные, но с таким же успехом и чужие. Юрасовский решил выждать, не теряя суда из виду. Чуть только забрезжил восход солнца, на «Ужасном» подняли позывные.

В тот же миг с судов, обрисовавшихся в редеющем тумане, грянул залп. Сомнений не оставалось: в первых рядах были неприятели. Четыре японских миноносца и два двухтрубных крейсера, развернувшись веером, начали осыпать «Ужасный» градом снарядов.

Силы были неравны. Четко сознавая это, Юрасовский приказал развить самый полный движение и открыл огонь по японским кораблям. Оставалась не сильный надежда прорваться в Порт-Артур, и начальник «Ужасного» решил применять данный шанс.

Но на стороне соперника было и численное преимущество, и превосходство в мощи огня артиллерии, и громадная скорость хода.

Японцы настигали «Ужасный». Первым же шестидюймовым боеприпасом, попавшим в миноносец, был убит Юрасовский, стёрто с лица земли носовое орудие. Крупнокалиберные боеприпасы японских крейсеров скоро разрушали миноносец, но его автомобили, не обращая внимания на отдельные повреждения, работали на полную мощность. «Ужасный», не меняя курса, так же, как и прежде шел ка прорыв.

Комендоры вели пламя.

Чертежи выполнены по модели, хранящейся в Центральном Военно-морском музее, капитаном 2-го ранга В. И. ХУМЕНЦОВЫМ.

Лейтенант Малеев, принявший руководство миноносцем, энергично распоряжается действиями команды.

Его видят везде — то ка корме, то на косу. Напряжение боя заставляет его забыть о себе. Пораженный осколком, падает мичман Акинфиев; меньше и меньше остается боеспособных людей.

Малеев, улучив эргономичный момент, отправляет из носового аппарата торпеду в японский крейсер. На «Ужасном» раздается громкое «ура!». Цель поражена.

Крейсер осел на корму, запарил и отстал. На помощь к нему подошел второй. Положение существенно улучшилось.

Сейчас лишь четыре вражеских миноносца преследуют русский корабль.

Воодушевленный успехом, кидается к кормовому аппарату минер Черепанов, но сейчас торпеда взрывается в аппарате от попавшего в нее боеприпаса. Результаты взрыва страшны.

Палуба проломлена и испорчена. Убита практически вся прислуга торпедного аппарата и кормового 47-мм орудия. Разворотило цилиндры обеих автомобилей и перебило основную паровую магистраль. Взрывом убит инженер-механик Дмитриев.

Оставшиеся в живых кочегары и машинисты вышли наверх и участвовали в сражении, заменив у орудий убитых и раненых.

Истекающий кровью мичман Акинфиев укладывал в мешок сигнальные книги и секретные карты, дабы кинуть их за борт. Но неприятельский осколок попал мичману в голову. Работу закончил рулевой Баранович.

Японские суда подошли к стоящему миноносцу на расстояние 70—80 м и стали расстреливать его в упор.

Лейтенант Малеев, убедившись, что помощи и спасения ожидать неоткуда, что 60 секунд «Ужасного» сочтены, отдает последний приказ: «Погибнем, но не сдадимся!» Подбежав после этого к пятиствольной митральезе, снятой в свое время с японского брандера, Малеев открыл беглый пламя по неприятелю, разбив мостик одного японского миноносца и разворотив трубу другого.

Но спасения уже не было: «Ужасный» начал скоро погружаться и в 6 час. 15 мин. утра отправился ко дну. Бой длился почти полтора часа.

Неожиданно японские миноносцы прекратили пламя и начали спешно отходить: со стороны Ляотешаня шел полным ходом русский корабль. Это был крейсер «Баян», торопившийся на помощь. Но над «Ужасным» уже сомкнулись волны.

Удалось поднять из воды лишь пятерых матросов…

В память о смелой смерти миноносца и в честь доблестно погибших при выполнении офицеров корабля и долга командира их именами были названы четыре новых миноносца: «Ужасный», «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Дмитриев».

П.

ВЕСЕЛОВ

САМЫЙ УЖАСНЫЙ БОЙ В ИСТОРИИ БОКСА (Катастрофа В РИНГЕ)

Статьи, которые будут Вам интересны: