Последний корабль космического флота: секретный проект ссср — «новости дня»
15.06.2017, ТРК «Звезда».
У одного из причалов калининградского Музея мирового океана пришвартовано необыкновенное судно. Его антенны в виде полусферы, цветка а также елки делают его похожим на плавучую обсерваторию. Так и имеется, посредством этих антенн научно-исследовательское судно (НИС) «Астронавт Виктор Пацаев» связывается с космосом. Правильнее, с Интернациональной нашими спутниками и космической станцией на орбите.
Данный корабль — единственный оставшийся на плаву представитель Морского космического флота, неповторимого, строго засекреченного соединения, без которого не имела возможности обойтись советская космонавтика. Ветераны флота бьют в набат: не так долго осталось ждать Российская Федерация может лишиться и этого «последнего из могикан».
Отследить Гагарина
Про суда с антеннами Анатолий Капитанов, президент клуба ветеранов Морского космического флота, говорит, как юная мама о собственном ребенке — увлеченно и взахлеб. Шутка ли, он выходил в море 20 раз, и любой рейс продолжался от 6 до 8 месяцев. В общем итоге 12 лет далеко от почвы.
«Космический флот появился в начале 60-х годов, — говорит он. — Сначала суда выходили в море под видом сухогрузов, доставляющих тару рыбакам. Но начались накладки. Так как в то время, когда в портах мы встречали настоящих рыбаков, те что-то задавали вопросы, а отечественные парни, не обладая, так сообщить, вопросом, не знали, что ответить. Проколоться имели возможность на любой мелочи, а этого не было возможности допустить. Исходя из этого позднее отечественный флот приписали к Академии наук».
Шла космическая гонка, Юрий Гагарин уже примерял скафандр. В этот самый момент стало известно, что наземные средства не могут обеспечить его надёжное возвращение.
«Наземные локационные станции размешались лишь на отечественной территории и имели возможность смотреть за «Востоком-1? только наограниченном участке орбиты, — растолковывает Анатолий Капитанов. — Все южное и большинство северного полушария были в мертвой территории. А телеметрическую данные со станции необходимо было принимать непрерывно. К примеру, тормозная двигательная установка включалась над Гвинейским заливом в Атлантике.
Включись она мгновением позднее, Гагарин приземлился бы не под Энгельсом, а где-нибудь за Уралом. Необходимы были суда, дабы принимать сигналы «Востока» в любой точке планеты».
Главному конструктору Сергею Королеву не отказывали: нужно суда — будут. Проектировать и строить их с нуля, к тому же создавать для них аппаратуру времени не было. 12 апреля 1961 года в Гвинейском заливе «Восток-1» ожидали три бывших корабля, в трюмах которых были запрятаны наземные мобильные радиотелеметрические станции «Трал» со снятыми колесами. Эти станции имели возможность в одном радиопучке принять до 50 параметров работы совокупностей первого космического корабля.
Еще четыре корабля ТОФ, ранее снабжавшие опробования баллистических ракет, дежурили в Тихом океане.
«Развернуть антенны на крыльях капитанского мостика разрешалось только за 10 мин. до пролета «Востока», — продолжает Капитанов. — Раньше запрещено из-за секретности. Так что от экипажа работы и чёткости техников в эти десять мин. зависело, как скоро удастся найти место приземления первого астронавта.
Моряки сработали на превосходно. Они совершенно верно зафиксировали продолжительность и старт работы тормозной двигательной установки, своевременные донесения были безотлагательно переданы в Москву, и в ЦУПе знали, что посадка «Востока» идет по заданной программе, корабль обязан совершить посадку в расчетной точке.
Черепахи-астронавты
По окончании полета Гагарина космическая программа СССР собрала невиданные обороты. в первых рядах, казалось, были полеты на Марс и Луну, для которых необходимо особенное наземное, правильнее, морское обеспечение. Так что синхронно развивался и Морской космический флот.
К 1963 году к первым трем судам прибавилось еще три. А в 1967-м — еще пять. К 1979 году в составе космического флота было уже 17 судов, оснащенных аппаратурой по окончательному слову науки.
Флагман, НИС «Астронавт Юрий Гагарин», построенный в первой половине 70-ых годов двадцатого века, был настоящим чудесным образом технической мысли: 232 метра в длину, водоизмещение практически как у «Титаника». Радиолучи его огромных антенн диаметром 25,5 метра добывали до самой Луны. Неменьшим чудесным образом представлялся еще один гигант — «Академик Сергей Королев» с двумя платформами антенн и четырьмя палубами.
Остальные суда были мельче, но каждое из них было способно приобретать и передавать все нужные ЦУПу эти.
Атлантика, Негромкий, Индийский океаны — дежурство судов в море не прекращалось ни на сутки. Любой космический аппарат, облетающий Почву, делает за день 16 витков, и лишь 10 из них возможно осуществлять контроль с территории СССР. Остальные имел возможность видеть лишь флот.
Общение астронавтов с Центром управления, параметры работы совокупностей, вывод на орбиту спутников и космических судов, посадки, расстыковки и стыковки — все сведенья передавались в Центр управления полетами через морские средства связи.
Анатолий Капитанов пришел на космический флот во второй половине 60-ых годов XX века. До того он служил на наземной станции под Ленинградом и о морской карьере не помышлял. Но Отчизна приказала, и Капитанов стал моряком.
Сейчас он кладезь информации об истории этого морского соединения.
«Бывали сложные обстановки, — говорит ветеран. — К примеру, в сентябре 1968 года для облета Луны был запущен космический корабль «Зонд-5» с двумя черепахами на борту. Опыт прошел удачно, черепахи живыми возвратились на Землю. Приводнение должно было пройти в Индийском океане, СССР направил в том направлении 20 судов. В том месте же дежурили американцы. Первым сигнал радиомаяка со спускаемого аппарата запеленговало судно отечественного космического флота «Боровичи».
Оно нашло спускаемый аппарат практически за 10 мин. до подхода американского фрегата. Опоздай они, и черепахи, и фотографии обратной стороны Луны могли быть утрачены: на случай попытки вскрыть его посторонними аппарат был оборудован совокупностью самоподрыва. Моряки «Боровичей» знали об этом и не стали поднимать аппарат на борт.
Прямо на воде накрыли брезентом и ожидали подхода армейского корабля.
В том же 1968 году в переплет попал корабль космического флота «Кегостров». 23 января КНДР задержала американское разведывательное судно «Пуэбло». А в мае, по всей видимости, в ответ на это, американцы инициировали арест отечественного НИС «Кегостров» в Бразилии. Власти данной страны по предлогу доставили НИС в порт Сантос и постарались его досмотреть. СССР заявил протест, примерно половину месяца шли дипломатические баталии.
Победа в итоге осталась за нами, на борт разрешили войти лишь бразильских журналистов и продемонстрировали им пара стоек с далеко не тайной аппаратурой. Кроме того от этого пресса пришла в восхищение: подписи под фотографиями гласили: «Это тайные устройства, о предопределении которых знают только в КГБ».
Моряки еще долго вспоминали те 14 дней. «Днем и ночью парни дежурили у аппаратуры с гантелями и гирями, — говорит Анатолий Капитанов. — При досмотра они должны были срочно стереть с лица земли очень тайные блоки. К счастью, этого не потребовалось».
Музей либо металлолом?
Морской космический флот не пережил распада СССР. Новым государствам каждой в одиночку было не под силу содержать это соединение. Суда друг за другом уходили на металлолом. Эта участь постигла и флагман — НИС «Астронавт Юрий Гагарин».
До середины 90-х корабль негромко ржавел у одного из дальних причалов Одессы, а позже Украина реализовала его. В собственный плавание флагман отправился называющиеся «Агар»: кому-то стало стыдно уничтожать судно с известным всему миру именем первого астронавта, покинули только пара букв.
Из 17 судов флота по сей день дожил лишь «Астронавт Виктор Пацаев». Он превратился в музей только частично: у причала в Калининграде «Пацаев» выполняет прямыефункции: принимает и ретранслирует радиосигнал и телеметрию с орбиты. Действительно, эту работу он будет делать лишь до августа, в то время, когда в строй должен быть введен Балтийский командно-измерительный пункт.
Тогда услуги последнего корабля потерянного флота станут не необходимы, и это событие — огромная головная боль для ветеранов. Так как, оставшись не у дел, «Астронавт Виктор Пацаев» может утратить финансирование и, так же как предшественники, отправиться на металлолом.
«Неясно, кто станет хозяином корабля, — говорит Анатолий Капитанов. — Мы, ветераны, на личные средства совершили экспертизу, по результатам которой Министерство культуры внесло судно в список объектов культурного наследия. Но в то время, когда сегодняшний обладатель — ОАО «НПО измерительной техники», входящее в Роскосмос, — внес предложение Минкульту принять его в гос собственность, в том месте не ответили.
Сейчас Роскосмос пробует через суд отменить статус объекта культурного наследия, и тогда участь судна будет предрешена. Мы уверены, что это будет громадная неточность. Из-за чего не сделать полноценный музей управления космическими полетами? Людям это будет очень весьма интересно, уже на данный момент на «Пацаев» идет хороший поток туристов, а будет еще больше.
Возможно оборудовать планетарий, учебно-просветительский центр по астрономии, мореплаванию и космонавтике. На этом неповторимом судне возможно проводить симпозиумы и научные конференции — в каютах может разместиться больше ста участников. В общем, идей масса. Отечественную просьбу поддержали и астронавт Алексей Леонов, и дочь Виктора Пацаева.
Но ответа, к сожалению, пока нет».
Создатель: Владимир Демченко