Приманки и охотники

Приманки и охотники

Спустя всего полгода по окончании начала Первой Мировой Британия, сильнейшая морская держава, казалось, не имевшая соперников на океанских просторах, попала в тяжелейшее положение. Новое, не принимаемое действительно оружие — подводные лодки — сейчас угрожало «туманному Альбиону» лишениями и голодом.

С каждым месяцем подводная война получала все громадные масштабы. Кризис разразился в апреле 1915 года. В данный месяц жертвами германских субмарин стали 155 английских судов неспециализированным водоизмещением 516 394 т. На них погибло более чем 1100 человек. Помимо этого, в течение того же времени «у-боты» потопили 336 ООО т нейтрального и союзнического тоннажа. Из всех торговых судов, покинувших Англию в апреле, четверть не возвратилась назад.

Причем утраты были не только материальными, но и моральными: большая часть скандинавских и голландских судовладельцев, ранее исправно снабжавших Британию, стали отказываться от рейсов. Наконец-то немцы имели возможность торжествовать: их замысел поставить «владычицу морей» на колени очень был близок к осуществлению. Минус около миллиона тоннажа ежемесячно, и через год у британцев не осталось бы выбора — лишь полная капитуляция на милость победителя.

Требовалось безотлагательно принимать меры. Первое из вероятных ответов пребывало в оружии торговых судов артиллерией. В те времена, в то время, когда субмарины нападали «купцов» преимущественно из надводного положения, расстреливая их из орудий либо подрывая по окончании захвата, такая мера являлась в полной мере действенной.

В случае если из каждых четырех невооруженных судов в течение войны в среднем уничтожались три, то при наличии пушек пропорция становилась обратной — три из четырех выживали. Но таковой путь защиты имел значительные недочёты. Моря бороздили пара тысяч транспортов, и вооружить все хотя бы одним орудием не представлялось вероятным.

Пушек не хватало; приходилось переставлять их с пароходов, пришедших в порт, на суда, готовые покинуть его и отправиться в смертельно страшный путь. Процесс растянулся на годы, и лишь к осени 1918-го — времени окончания войны — четыре с лишним тысячи торговых судов взяли долгожданные пушки. Помимо этого, для обслуживания одного орудия требовался расчет из 5—7 человек, и в большинстве случаев хотя бы часть его складывалась из армейских моряков.

Тем самым отвлекались люди, такие нужные на боевых судах.

Второй путь был более рациональным. Раз нереально вооружить все торговые суда, значит, направляться снабдить их конвоирами. Пользы тут несомненны: значительно несложнее вместо перестановки пушек отправлять корабль охранения от одной группы судов к второй.

Не столь большим становился недостаток в кадрах, а любой, кроме того довольно не сильный армейский корабль все же имел намного больше шансов на успех в сражении с субмариной, чем вооруженный «торговец». подготовка и Манёвренность экипажа из опытных армейских моряков не только делали его страшнейшим неприятелем германских подводников, но и разрешали при необходимости применять для исполнения самых разнообразных заданий.

Во времена парусного флота необходимость в отдельном классе судов охранения не появлялась: их роль имели возможность делать каждые суда, талантливые по своим боевым возможностям сражаться с каперами — такими же вооруженными судами. Только появление принципиально нового соперника — подлодки — привело к потребности в специальных боевых судах, основной задачей которых становились конвоирование, охрана, а при случае и охота за субмаринами.

С того времени новый класс—эскортные суда — не только сохранил собственные позиции, но и стал одним из самые многочисленных в современных ВМС.

Но возвратимся к Первой мировой.

Практически сразу после ее начала и еще до кризиса 1915 года британцы создали проект корабля, первоначально предназначавшегося по большей части для траления мин, вместе с тем и для других повседневных потребностей флота: буксировки, перевозки маленьких ответственных эскортной службы и грузов Конструкция предусматривалась максимально простой для того, чтобы эти суда имели возможность строить фактически каждые гражданские верфи. Адмиралтейство только снабжало поставку стандартного оборудования, что разрешало сократить срок от закладки до ввода в строй до пяти месяцев.

на данный момент такая цифра никого не удивляет, но в начале XX века для провинциальных судостроительных фирм, не имевших никакого понятия о конвейерной сборке, сварке и других современных технологических приемах, подобные темпы смотрелись громадным достижением. Заказ на первые 12 судов, официально отнесенных к классу шлюпов-тральщиков, поступил в первоначальный сутки 1915 года; а уже через несколько недель последовал повторный заказ — потребность в эскортных судах ощущалась все острее.

Все шлюпы взяли имена цветущих растений, почему их в большинстве случаев именуют типом «Флауэр» («Цветок»),

Головная «Экейша» («Акация») вступила в строй к лету 1915 года. Ее обычное водоизмещение составило 1200 т, скорость хода 16,5 узла, оружие включало две 76-мм пушки и несколько малокалиберных зениток.

Само собой разумеется, это был далеко не совершенный корабль.

Единственный винт снабжал ему радиус циркуляции как у большого крейсера, а чтобы удерживаться на курсе по ветру, в штатное оборудование входил особый парус! Однако, «цветы» были крайне полезными единицами флота. Их боезапас защищал бронированный «ящик», из-за большей возможности подрыва на мине носом смещенный на большом растоянии в корму.

Нужно заявить, что мера была действенной: на некоторых из шлюпов взрывами погреба практически разносило на куски, но боеприпасы наряду с этим не детонировали. Помимо этого, назначение судов выдавали мощные носовые и усиленный форштевень переборки, талантливые выдержать таранный удар по корпусу лодки.

Следующие 12 шлюпов типа «Азалия», заказанные в мае 1915 года, вместо 76-мм пушек взяли по два 120-мм орудия.

Их предполагалось применять для охраны противолодочных заграждений в Ла-Манше, на каковые немцы много раз организовывали набеги легких сил, и усиленное оружие им было нужно. За ними последовали еще 36 единиц типа «Арабис» с чуть более замечательными автомобилями и улучшенной живучестью. У шлюпов в течении 15 м в носовой части отсеки заполнялись пробкой, дабы иметь возможность оставаться на плаву кроме того по окончании взрыва мины либо торпеды.

Часть судов последней серии имела по две 102-миллиметровки вместо 120-мм пушек. Более легкий боеприпас разрешал развивать громадную скорострельность, а попадание из четырехдюймовки ломало подлодку не хуже, чем из более крупнокалиберного орудия. Как раз так вооружили и следующую серию шлюпов, конвойно-противолодочное назначение которых стало главным.

«Обретия» отличалась от предшествующих «флауэров» в первую очередь внешним видом.

Дело в том, что двухтрубные «цветы» имели такой характерный силуэт, одинаково непохожий ни на армейский корабль, ни на торговое судно, что германские подводники обучились их скоро распознавать. Исходя из этого в январе 1916 года Адмиралтейство решило всецело поменять вид конвоиров, сделав их похожими снаружи на маленькие каботажники в надежде на то, что «у-боты» не сумеют сориентироваться и будут подставлять себя под английские боеприпасы.

Итог был вызывающим большие сомнения, и в первую очередь, из-за обитаемости. Около сотни человек экипажа вынуждены были тесниться в крохотных надстройках и неудобных кубриках. Помимо этого, потому, что «внешнее оформление» поручили верфям-строителям, любой из корабликов был некрасив по-своему, и скоро опять-таки легко распознавался германскими подводниками.

1. Патрульный корабль Р-14, Англия, 1914 г.

Выстроен компанией «Коннел». Водоизмещение обычное 615 т. Протяженность громаднейшая 74,5 м, ширина 7,2 м, осадка 2,4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3500 л.с., скорость 20 узлов. Оружие: одно 102-мм орудие, один 40-мм автомат, два 356-мм торпедных аппарата.

Всего в 1915—1918 гг. выстроено 43 единицы. Большая часть реализовано с торгов в начале 1920-х гг. Р-12 погиб в следствии столкновения в 1918 г., Р-57 в 1920 г. реализован Египту, Р-38 в 1925 г. переименован в «Спей» и употреблялся для охраны рыболовства до 1938 г.

2. Патрульный корабль-ловушка РС-51, Англия, 1917 г.

Выстроен компанией «Тайн Айрон Шипбилдинг». Водоизмещение обычное 690 т. Протяженность громаднейшая 75,3 м, ширина 7,8 м, осадка 2,4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3500 л.с., скорость 20 узлов.

Оружие: одно 102-мм и два 76-мм орудия. Всего в 1916—1918 гг. выстроено 20 единиц. РС-55 и РС-69 в 1921—1922 гг. переданы индийскому флоту. РС-73 и РС-74 дослужили до 1939 г. и 1948 г. соответственно, остальные реализованы на торгах в 1921—1925 гг.

3. Шлюп «Хризантемум», Англия, 1918 г.

Водоизмещение обычное 1290 т. Протяженность громаднейшая 80,0 м, ширина 10,7 м, осадка 3,5 м. Мощность одновальной паросиловой установки 2500 л.с., скорость 17,5 узла.

Оружие: два 102-мм и два 76-мм орудия. В 1917—1918 гг. выстроено 28 единиц типа «флауэр-конвойный» второй серии. Пять судов были потоппены торпедами подводных лодок до конца войны («Бергамот», «Анчуза», «Коуслип», «Кэндитафт» и «Рододендрон»). Большая часть остальных реализованы с торгов в 1921—1923 гг.

Но «Саксифрейдж» (переименованный в «Президент» и служивший в качестве учебного корабля военно-морского резерва) и «Хризантемум» находятся на плаву до сих пор.

4. Патрульная канонерская лодка «Килмун», Англия, 1919 г.

Выстроена компанией «Смите Док». Водоизмещение обычное 895 т. Протяженность громаднейшая 55,5 м, ширина 9,1 м, осадка 3,2 м. Мощность одновальной паросиловой установки тройного расширения 1400 п.с., скорость 13 узлов. Оружие: одно 102-мм орудие. Предполагалось выстроить 85 единиц, но заказ на 30 из них был отменен практически сходу, в марте 1918 г., а большинство остальных реализована в частные руки в 1919—1920 гг. «Килмун» стал единственным кораблем серии, оставшимся в составе ВМС.

В 1920 г. его переоборудовали в кабелеукладчик. Он был сдан на слом в 1950 г.

Однако, история взяла продолжение. До конца войны британцы заложили еще практически 30 единиц. Снова заказ выдавался разным компаниям, каковые полностью попользовались предоставленной им свободой. Известный Армстронг ухитрился выстроить шесть собственных шлюпов по трем разным проектам!

Оружие «Анчусы» и ее систершипов возросло на два 76-мм орудия; помимо этого, показались сбрасыватели и бомбомёты глубинных бомб. Это сделало их очень грозными соперниками кайзеровских субмарин. Маскировке так же, как и прежде уделялось громадное внимание. Так, в то время, когда большая часть торговых судов взяло, наконец, собственный оборонительное оружие, в большинстве случаев складывавшееся из одной пушки на корме, на шлюпах-конвоирах кроме этого показалось фальшивое древесное орудие на том же месте.

В принципе, «цветочная» серия в полной мере удовлетворительно делала собственные задачи. Главным недочётом оставался только большой размер — более чем 1200 т, замедлявший и удорожавший постройку. Параллельно с их развитием Адмиралтейство создало пара других проектов менее больших патрульных судов.

самые оригинальными из них, без сомнений, являлись «Пи-боты» (P-boats). Буква P первая от британского Patrol, светло свидетельствовала об их главном предопределении. Англичане полностью показали тут собственную оригинальность.

Кроме того, что всего лишь 600-тонные кораблики имели двухвальную турбинную установку (!), разрешавшую развивать до 20 узлов, наряду с этим они отличались низкими надводными бортами и маленькими дымовыми трубами, фактически незаметными на фоне единственной надстройки в середине корпуса. В общем, все делалось чтобы охотник напоминал собственную жертву — громадную подлодку, которую он должен был топить своим 102-мм орудием либо автоматическим 40-мм «пом-помом».

Но этим «многоцелевым истребителям», как первоначально классифицировало их Адмиралтейство, было чем «поболтать» и с более большими неприятелями. У них в корме размешалась пара без движений закрепленных торпедных аппаратов. Мысль пребывала в том, что, уходя от сильного надводного соперника, «Пи-бот» разворачивался к нему кормой и отправлял прощальный торпедный залп, перед тем как воспользоваться собственной скоростью.

Все они нашли использование именно там, где предполагалось, прослужив всю войну в Ла-Манше, кишевшем германскими подводными лодками, катерами и миноносцами.

Второй задумкой Адмиралтейства стали конвоиры-ловушки. «Цветы» и «Пи-боты» имели только весьма ограниченные элементы маскировки, талантливые одурачить лишь очень невнимательного подводника. В это же время управление флота настойчиво верило в то, что прекрасно замаскированные приманки способны стать главным средством борьбы с субмаринами.

Исходя из этого в конце 1916 года последовало распоряжение перестроить десять «Пи-ботов», большей частью уже заложенных, в суда-ловушки. Первоначально серия взяла литеры PQ (буквой Q британцы именовали собственные «тайные» противолодочные суда), но в итоге было принято обозначение PC. Исходный проект изменился неузнаваемо: готовые PC вправду напоминали маленькие торговые пароходики с средней надстройкой и возвышенным полубаком.

За скрытность было нужно уплатить большую цену. Фальшивые надстройки добавили около 15 процентов дополнительного веса, и остойчивость судов стала очень низкой. Нельзя сказать, что они имели успех, но Адмиралтейство заказало еще дюжина в 1917. Примечательно, что один из них, РС-74, дожил до Второй мировой, пробыл в течение двух месяцев в ветхой роли ловушки, но в октябре 1939 года был переклассифицирован в простой конвойник и прослужил до 1948 года.

Так обстояли дела со специальными сторожевыми судами. Но главную массу судов охранения составляли мобилизованные траулеры, китобойцы и дрифтеры. Исходя из этого неудивительно, что в течение четырех лет Великой войны много раз предпринимались попытки поставить на поток производство судов как раз этих классов, организовав их постройку под контролем Адмиралтейства.

Так, к примеру, китобойцы владели рядом привлекательных качеств, одним из которых являлась хорошая маневренность, вторым — малая осадка, надёжная для прохода минных заграждений, а третьим — низкая цена. Адмиралтейство предложило компании «Смите Док» из Миддлсбро поставить дюжина таких судов за очень сжатый срок — три месяца по окончании предоставления чертежей. Завод дал согласие и взял заказ еще на пять единиц. Все они вступили в строй в 1915 году и взяли литерное обозначение Z.

Сторожевики китобойного типа кроме этого, в сущности, являлись обычными ловушками. Тяжело придумать более безобидный с виду кораблик, чем всего 40-метровый снаружи неуклюжий Z, на носу которого красовался макет гарпунной пушки, чуть ли талантливый устрашить начальника «у-бота». Но в корме под парусиновым укрытием таилась 76-мм пушка, которую возможно было легко ввести в дело, потому, что «приманка» имела возможность поворачиваться практически на месте.

Для ночных действий имелся прожектор — вещь достаточно необычная для китобойного судна, но в этот самый момент изобретательные британцы нашли выход. Прожектор кроме этого укрыли парусиной, на которой нарисовали громадной штурвал! Из вторых чисто боевых особенностей необходимо отметить приличное разделение и усиленный форштевень на влагонепроницаемые отсеки.

Но не обращая внимания на хорошую маневренность, армейские китобойцы, как и их мирные прототипы, отличались нехорошей мореходностью и очень сильно заливались волнами. Конечно, что в таком состоянии они не воображали громадной опасности для подводных лодок. Исходя из этого было решено прекратить постройку 2. и сосредоточиться на траулерах, признанных оптимальными в качестве массовых и недорогих сторожевых судов.

Адмиралтейство наладило производство траулеров нескольких типов по гражданским чертежам, но все они оставались, в сущности, невоенными судами со через чур малой скоростью, дальностью и мореходностью плавания, и потому мало годились для постоянной конвойной работы. Только в середине 1917 года последовал заказ на специальный «быстроходный траулер», выданный нескольким признанным строителям судов данного класса, в первых последовательностях которых был все тот же «Смите Док».

Кстати, данный завод стал единственным, реально выстроившим всю серию (остальные заказы были отменены). Классификация в очередной раз изменилась, и суда типа «Кил» (как раз с этих букв начинались их заглавия) стали канлодками, не смотря на то, что и состав оружия, и внешний вид выдавал их типично «рыбацкую» сущность. Как в большинстве случаев, не обошлось и без маскировки. В этом случае сохраняли надежду запутать германских подводников симметричным корпусом с практически однообразными высоко немного поднятыми кормой и носом.

В итоге «Кил» очень сильно напоминал игрушечный бумажный кораблик. При стоимости около 40 тысяч фунтов вместо одного линейного корабля возможно было выстроить приблизительно 50 таких конвоиров. На деле было нужно обойтись всего 37 единицами из 85 заказанных — война закончилась.

Солидная их часть кроме того не взяла оружия и поступила на торги. Британия, наконец, возвращалась к мирной судьбе.

В.

КОФМАН

Охота на куницу с капканами. ПРИМАНКИ

Статьи, которые будут Вам интересны: