Проект корабля супер-класса обойдется в з50 миллиардов рублей — «новости дня»
У ВМФ СССР было 7 тяжелых авианесущих судов, по окончании смерти Альянса у России остался один «Адмирал Кузнецов». Остальные реализованы либо ушли на переплавку. Много лет Минобороны России каждый год заговаривало о жажде создать «полноценный» авианосец для отечественного ВМФ.
Но дальше бесед дело не шло. И вот наконец вопрос поставлен на «практическую ногу» — существует проект Авианосец «Шторм».
Проектирование нового русского авианосца заложили в государственную программу оружий до 2025 года. Об этом на недавнем Интернациональном военно-морском салоне в Питере заявил замглавкома ВМФ России по оружию адмирал Виктор Бурсук.
КТО ПРОЕКТИРУЕТ КОРАБЛЬ?
Проект авианосца «Шторм» разрабатывает Крыловский национальный НИЦ (Петербург). Это ведущая научно-исследовательская организация судостроительной отрасли. В советское время Центр проектировал «знаковые» суда супер-класса (авианосцы, ядерные подлодки, ледоколы).
В разработке нынешнего проекта принимали участие и эксперты Невского проектно-конструкторского бюро.
КАКИМ БУДЕТ «ШТОРМ»?
Крыловцы дали проекту наименование — «Шторм» (проекту, но не кораблю). Разработчики же уверены в том, что у авианосца должно быть громкое имя — «Маршал Жуков».
В случае если проект не изменится, он войдет в тройку самых больших авианосцев мира (по окончании американских «Нимица» и «Джеральда Форда»).
Палуба сравнится с тремя футбольными полями. Водоизмещение — около 100 тыс. т. Протяженность — 330 м, ширина — 40 м, скорость хода — 30 узлов. У него будет комбинированная энергоустановка — ядерная и газотурбинная.
В чем фишка? Начотдела планирования перспективных проектов надводных судов Крыловского центра Валентин Беланенко отвечает:
— Это разрешит кораблю оперативно покидать точку собственного нахождения со скоростью катера, потом по ходу возможно запускать ядерную силовую установку. Срок независимого хода — 120 дней. Боезапас — много бомб, крылатых ракет и противоторпед.
Экипаж — 4000 (!) человек.
На полетной палубе две стартовые совокупности: две классические трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Состав авиагруппы (истребителей, самолётов и вертолётов-разведчиков — не меньше 90 единиц). ПВО — четыре зенитных боевых модуля (ожидаются перспективные корабельные предположения ЗРК С-500).
Для защиты под водой продумана и антиторпедная защита.
ПОЧЕМ ПЛАВАЮЩИЙ АЭРОПОРТ?
Эксперты говорят: если бы отечественный авианосец начали строить сейчас, то его создание и разработка
(плюс самолёты и оружие) обошлись бы госказне приблизительно в 350-360 млрд руб. Другими словами $6 млрд. Но пока совершенно верно неизвестно, в то время, когда как раз «Шторм» начнут строить (а строительство займет 8-9 лет).
Ядерный авианосец США класса «Нимиц» также потянул на $5 млрд. Это, как говорят спецы, среднестатистическая мировая цена. А вот за новейший авианосец USS Gerald R. Ford Пентагон отвалил аж $13 млрд.
Он считается наиболее ценным армейским кораблём в мире. А злоязыкие британские СМИ уже прикидывают, что отечественный «Шторм» будет еще дороже — порядка $17,5 млрд.
Учитывая громадную цена создания полноразмерного авианосца с указанными ТТХ, Крыловским центром начата инициативная проработка техоблика более несложного «легкого» авианосца, с боевыми возможностями ненамного уступающими «Шторму», но с ценою ниже.
ГДЕ БУДУТ СТРОИТЬ?
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов уверен в том, что самоё вероятное место — Балтийский завод. Второй вариант — ОАО «Севмаш» в Северодвинске. Не исключается и крымская Керчь.
АРКТИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ
В соответствии с проекту, отечественный многоцелевой авианосец будет относиться к ледовому классу. Планируется обеспечить приспособленность судна для исполнения боевых задач как в теплых, так и в холодных широтах. А появление «Шторма» вАрктике будет веским доводом в спорах с оппонентами…
Вывод СПЕЦИАЛИСТА
Об авианосцах я поболтал с первенствовавшим зам.начальника Главного штаба ВМФ России, адмиралом Олегом БУРЦЕВЫМ.
— Из-за чего мы по окончании падения СССР отказались от авианосцев?
— Формально отказа не было, но экономическая обстановка в стране не разрешала строить новые суда и содержать ветхие. Вы понимаете ужасную судьбу «Минска», «Новороссийска» — отечественных первых авианосцев.
— Что с ними стало?
— Они сделали по паре боевых работ, и были выведены из боевого состава из-за отсутствия финансирования.
— А как сложилась будущее «Ленинграда» и «Москвы»?
— Это были отечественные первые вертолетоносцы. Они отслужили целый срок и ушли на слом.
— Из-за чего мы «провалились» с авианосцами?
— Обстоятельство не только экономическая. Провал в таких судах начался по окончании ответов Хрущева. В то время, когда мы всё перестроили на производство ракет, сделав вывод, что они — панацея от всех неприятностей, среди них и на море.
Выяснилось, нет. Авианосец выдвинулся во время второй мировой и быстро продемонстрировал, кто в море хозяин. И уже линкоры защищали авианосцы в конце войны, а не наоборот.
Но мы в конце 50-х, в 60-х годах поменяли доктринальные позиции, сделав упор на крылатой ракете. В следствии громадные суда были посланы на слом.
— Из-за чего как раз на данный момент показались проекты нового авианосца?
— Запрещено, дабы флот складывался из одних линкоров либо лишь из ядерных подлодок. Флот должен быть сбалансированной единицей. Флот — это мини-вооруженные силы.
И авианосцы должны быть, и авиация — она на данный момент одна из главных ударных сил на море.
— Чем сейчас возможно поразить чужой авианосец?
— Авианосец не обязательно топить, — ему возможно нанести такие повреждения, в то время, когда он не сможет применять авиацию. Для этого у нас имеется крылатая ракета. на данный момент пишут о «Цирконе». В то время, когда я руководил флотилией подлодок, у меня были «Граниты». Весьма важное оружие. И цель у этих ракет была — как раз громадные суда, не меньше эскадренного миноносца. Да и против авианосцев считалось, что возможно использовать «Гранит» действенно.
А имеется так как еще и торпеды. Офицеры США признавали, что на отечественные так называемыетолстые торпеды 65-76, каковые так очень сильно раздались в момент смерти подлодки К-141 «Курск», наблюдали с громадной опаской. У дальность и нея, и заряд, и скорость разрешали действенно применить ее и по авианосцу.
— Другими словами при грамотном применении отечественного оружия любой зарубежный авианосец возможно поразить?
— Само собой разумеется. Дело в том, что военно-морская наука предусматривает такую форму ведения военных действий, как морская операция. Другими словами она ведется во сотрудничестве всех родов и видов, кроме ракетные войска. Я имею в виду подлодки, надводные суда и авиацию.
Они в состоянии действенно функционировать против авианосцев.
— А с берега их возможно дотянуться?
— У оружия должна быть хорошая дальность. Соперник не подойдет на такое расстояние, которое будет для него страшным. Он же знает отечественную дальность стрельбы.
на данный момент у нас территориальные воды. А было пушечное право – докуда пушка может дострелить — это и мое.
— Имеется проект нового авианосца «Шторм». И именуются сроки его появления — между 25-м и 30-м годом. Эти расчеты настоящи?
— Пологаю, что да. Довольно много внимания этому уделял Главком ВМФ адмиралВысоцкий. Всё идет оттуда, эти проработки, технические ответы.
— Сравнительно не так давно отечественные эксперты оценивали новейший американский авианосец и говорили, что у него катапульты иные.
— Электромагнитные катапульты.
— В чем их преимущества ?
— Имеется паровые катапульты, — это в то время, когда самолет цепляется за крюк, скажем так. Паровая катапульта его разгоняет до скорости, в то время, когда у него появляется подъемная сила плюс скорость. Тут то же самое, легко вместо паровой совокупности употребляется электромагнит.
— Российской оборонке по зубам такое же решение вопроса?
— Пологаю, что да.
— Где будем строить новый авианосец?
— Все прошлые отечественные авианосцы строили в Николаеве. Пологаю, что Северодвинск и Питер – вот два центра, где вероятно выстроить суда размера и соответствующего водоизмещения.
— Как появление авианосца может поднять статус отечественного ВМФ?
— Наличие авианосца быстро повышает боевую устойчивость группировки, действующей на отдельном направлении, на удаленных направлениях. Авианосец нужно защищать. Для этого существуют особые суда охранения. Но и он, конечно, собственной авиацией защищает всю группировку, которая в состоянии наносить соответствующий удар. Имеется в ордере судов, такое понятие – ядро.
К примеру, это крейсер, вооруженный ракетами, и плюс авианосец. Это защищаемый центр, что воздействует на соперника самый действенно.
— на данный момент везде ходят американские авианосцы. Они громадный выводок судов охранения за собой таскают?
— 8-10 судов. Около авианосца идут суда охранения, допустим, эскадренные миноносцы, фрегаты. Кроме того в ядре крейсер возможно, подводная лодка, и вдобавок особые группы поисковые, каковые выдвигаются на угрожаемое направление, допустим, с задачей своевременного обнаружения отечественных подлодок.
— Адмиралу Бурцеву, в то время, когда он руководил флотилией подводных лодок, приходилось гоняться за авианосцами?
— Любой авианосец – носитель атомного оружия плюс 90 летательных аппаратов. Это дивизия авиационная. Неизменно осуществлялось слежение за судами соперника. Дабы была возможность упредить соперника.
Мы с таких «объектов» глаза не спускали. И на воде, и под водой…