Птицы над огнем: самолеты против пожара

Птицы над огнем: самолеты против пожара

    В октябре 2007 года, в то время, когда бескрайние пожары охватили Южную Калифорнию, в бой вступили армейские тяжеловозы С-130. На фото — заправка на воздушной базе Национальной гвардии на островах Чэннел
    В критических обстановках Работа охраны лесов призывает на борьбу с пожарами различные самолеты
    В то время, когда обстановка в Калифорнии накалилась до предела, вертолеты и маленькие маневренные самолеты — «Тракеры» и «Бронко» — не могли совладать с пожаром.
    В итоге были приглашены тяжеловесы: D-10 и еще один редчайший музейный экспонат — четырехмоторный поршневой Martin Mars. Эта 60-летняя «летающая лодка», способная нести на борту 25 т раствора, прибыла из Ванкувера
    Самолеты С-130Н из резерва ВВС оборудованы модульной совокупностью борьбы с огнем.
    Это устройство через два громадных сопла в задних грузовых люках выбрасывает на лес приблизительно 10 тысячь киллограм особого противопожарного раствора всего за пять секунд
    На борту каждого из С-130 по пять цистерн с противопожарной смесью Phos-Chek — их неспециализированная емкость около 10 т

Национальный парк в Кливленде, лес на склонах горы Паломар, чуть перевалило за полдень. Всего сотня километров к северо-востоку от Сан-Диего, но эта часть Калифорнии на армейском положении. Крутые склоны покрыты толстым слоем горючего — а для пожарных это как раз горючее: чащоба из деревьев, валежника, хвороста, травы, причем все такое сухое, что под ногами. Одна искра — и все загорится, как намоченная в бензине тряпка.

Пожар в Пумаче уже поглотил 138 коттеджей и мобильных туристических домиков, выгорело 20 000 га по нижним склонам горы. Огромные оранжевые языки пламени выбрасывают в ясное голубое небо злобно клубящийся желто-серо-зеленый дым. Пламя, как говорят пожарные, «кипит».

в первых рядах на пути у пожара стоит обсерватория Паломар.

Вверху кружит спешно поднятая в атмосферу эскадрилья летающих самолётов и танкеров-разведчиков. Чего лишь не заметишь в воздушном пространстве, которое начинается в полукилометре над пожаром, а в ширину раскинулось километров на двадцать: тут и тяжеловесы C-130 Hercules, и работяги Grumman S-2 Tracker, огромная летающая лодка Martin Mars и приблудный DC-10, а в 300 м над всей эскадрильей, на заднем сиденье двухместного OV-10 Bronco времен вьетнамской войны, — дирижер всей данной воздушной симфонии Скотт Аптон, начальник Воздушной тактической группы из Калифорнийского отдела пожарной охраны и лесного хозяйства.

В борьбе с этими пожарами, как в Пумаче, из всего арсенала калифорнийских пожарных по-настоящему действенны лишь летающие танкеры. Дабы остановить распространение огня, они на пути пожара полосами выливают противопожарный раствор. Пилоты действуют дерзко, но рискованно. С 1958 года перечень утрат среди экипажей летающих танкеров достиг 130 человек.

До самого недавнего времени пожарная авиация была последним прибежищем для особенной авиационной культуры, где «пилоты на все руки» в течение 50 лет вели отчаянную борьбу с огнем. Целый данный мирок кончился в 2004 году.

В американском министерстве сельского и лесного хозяйства сделали вывод, что большинство этих стареющих самолетов уже не хватает надёжна, и приостановили воздействие соглашений с тремя четвертями из всего национального парка больших воздушных танкеров. «В следствии сложилась страшная дефицит самолетов», — говорит Рик Хаттон, управляющий компанией 10 Tanker Air Carrier, которая обладает уникальным оборудованным для противодействия огню McDonnell Douglas DC-10. В то время, когда в Южной Калифорнии пламя вырвалось из-под контроля, калифорнийская служба и пожарная охрана лесного хозяйства были вынуждены искать ассистентов везде — они позвали авиатанкеры из воздушных подразделений Национальной гвардии, из резерва ВВС, пригласили кроме того какую-то личную компанию из Канады. «Калифорния вследствие этого утратила много времени», — говорит Джин Пауэрс, начальник компании Hawkins & Powers Aviation из Грейбулла, Вайоминг. В деле борьбы с огнем в течение десятилетий эта компания была на первых ролях.

Пожары начались неожиданно. Еще в субботу, 20 октября 2007 года нигде в штате не было отмечено ни одного очага. Скотт Аптон занимался бумажной работой у себя в Чико, в Северной Калифорнии; пилот «Тракера» Джо Сатрапа по кличке «Хосер» («Жулик») именно планировал в Монтану на лосиную охоту.

И сейчас — искорка тут, искорка в том месте — показались первые очаги, каковые мгновенно раздувал ветер ураганной силы. Скорость ветра достигала 160 км/ч, температура увеличилась до 350С, влажность упала до 20%. И все это в лесных местах, каковые уже пара месяцев не видели приличного дождя.

За одну ночь с различных сторон в штате вспыхнуло четыре ужасных пожара, да в придачу дюжина небольших. К примеру, очагом пожара в Пумаче послужил простой домашний пожар в индейской резервации Ла-Джолла. Калифорнийская пожарная охрана заявила тревогу, Аптон и Сатрапа рванули в Южную Калифорнию, на воздушные базы в Рамоне и Хемете — к западу и востоку от Сан-Диего.

Пять дней спустя чуть ли не 200 000 га превратились в горелые пустоши, а воздушное пространство над горой Паломар выглядит как небо над Перл Харбором.

Пожарные стараются обуздать пламя. Для этого его необходимо окружить и изолировать, перекрыть пути предстоящего перемещения. На склоне горы вырубают противопожарные просеки. В небе над ними, в кокпите Bronco, говоря сходу по шести передатчикам, Аптон руководит воздушными ударами, согласуя собственные действия с наземным руководством. Пожарный-ветеран с 20-летним стажем, Аптон отвоевал 14 лет в наземных пожарных командах. Это его первый год в должности начальника Воздушной тактической группы.

Он уверен в том, что во всем пожарном деле это самая хлопотливая работа.

В первую очередь он отпускает на волю еще один Bronco, летящий чуть в первых рядах. Тот ныряет вниз, ложится в крутой вираж к востоку, с ревом вытягивает против ветра и переваливает через хребет практически в нескольких сотнях метров от огня. Дабы пометить место, он производит облако дыма, по окончании чего свечкой уходит вверх. Отставая от Bronco метров на 300, Сатрапа на своем «Тракере» быстро двигает ручку вперед, всецело выдвигает закрылки и понижается до 50 м — куда ниже, чем окружающие его с обеих сторон горы.

У него на борту 4 т красноватой флюоресцентной жидкости, талантливой останавливать пламя. Сатрапа знает что делает — он был одним из лучших стрелков на флоте, за его плечами 162 боевых вылета над Вьетнамом и практически 500 посадок на авианосец. Сатрапа прикидывает путь отступления — вниз по склону бугра, а дальше на восток по дну равнины — и сбрасывает собственный груз. Красноватая туча из-под его самолета падает дождем на подлесок и деревья.

Сатрапа возвращается в Хемет, дабы опять заполнить баки, а позади по его маршруту на цель заходят друг за другом остальные самолеты, строя на пути огня стенке из красноватой жижи. И без того до самого заката

Маленькие вертолёты и манёвренные самолёты нашли собственный место во главе атаки на пламя. Хирургическое действие, умеренные дозы воды либо спецраствора — не больше 4 т — по очагам, каковые еще не успели разгореться. Но настоящей боевой мощью владели самолеты, взявшие класс «танкер типа I», — это были бомбардировщики и тяжёлые грузовики, талантливые сбрасывать десятки тысячь киллограм жидкости за один заход.

На пути пожара практически строили стенке — льющийся с неба ливень повышал эффективность просек, каковые вырубали наземные команды. Оптимальная скорость для таких действий — 220−250 км/ч. Это не через чур медлительно, и самолету не угрожает уход в штопор, но и не через чур скоро, так что жидкость не распыляется, а прицельно ложится на пожароопасный валежник. Оптимальная высота — сотня-вторая метров.

Достаточно низко, дабы целый раствор лег на землю, и достаточно высоко, дабы самолет не цеплялся за деревья. Такая работа — дело страшное, но возбуждающее, что и принесло пилотам-пожарным репутацию лихих ковбоев гражданской авиации. «Эти полеты, — говорит Сатрапа, — неизменно как прогулки по лезвию ножа».

Лет через десять по окончании того, как в небо встали первые воздушные танкеры, случилось два события. Множество федеральных агентств — от Бюро по управлению почвой до Работы охраны лесов — объединились в единый межведомственный национальный противопожарный центр (NIFC). Расположен он в городе Буаз, штат Айдахо, а заправляют в нем, как говорит Пауэрс, «не летчики, а лесники». Тем временем ветхие самолеты становились все старше и все изношенней.

Лесникам хотелось бы иметь более современное оборудование, дабы самолеты были не поршневые, а турбовинтовые, но для этого требовалось значительно больше денег. В 1980-х Пауэрс и другие подрядчики разжились у страны горсткой тяжеловесов C-130 и P-3 Orion, успевших накрутить за годы национальной работы многие тысячи летных часов.

17 июня 2002 года крылья 45-летнего С-130А не выдержали нагрузки и сложились. Погибли все три члена экипажа. Данный несчастный случай привёл к особому резонансу, потому, что трагедия была заснята телевизионщиками. Еще через месяц у 57-летнего PB4Y-2 на протяжении пожара в Колорадо не выдержала конструкция крыла. Погибло два человека. Эти трагедии были на первых полосах всех газет. Оба самолета принадлежали компании Hawkins & Powers.

Через два года компания закрыла собственный бизнес. И по сей день сообщество противопожарной авиации продолжает дискуссии о том, какими автомобилями лучше заменить ветхих военных ветеранов.

Пожар в Пумаче свирепствует уже четвертый сутки. Еще мало, и база CalFire в Хемете в разнос. Каждые пара мин. в тупик, что тут на гоночный манер прозвали «пит», с ревом закатывают очередной «Тракер» под «тёплую загрузку» — это в то время, когда заливают новую порцию противопожарного раствора, не глуша двигатели.

Самолет тут же идет на взлет, бомбит и опять назад — и без того раз по 20 в сутки. «Тракеры» ведут операции в острых углах строящейся противопожарной стенки, тяжеловозы поливают будущее заграждение на прямых прогонах. Самолеты крутятся в темпераментном и смертельно страшном воздушном танце.

В воскресенье, 28 октября, ближе к вечеру, по окончании пяти дней огненной бури и двух дней постоянной бомбежки пожар в Пумаче, последний из больших очагов, на 95% ограничен и забран под контроль. Самолеты друг за другом возвращаются в Хемет, пилоты планируют в тени каменной галереи, посматривают на взлетно-посадочную полосу. Аптон и Сатрапа устало плюхаются в шезлонги.

У обоих радостные лица, не смотря на то, что сзади семь дней постоянных трудов. «Глаза бы не видели этих пожаров, — говорит Аптон, затягиваясь сигаретой, — но в то время, когда доходит до дела, весьма приятно быть среди тех, кто их тушит».

Аптон только что отлетал две смены по три с половиной часа. Два раза он выводил на цель «Марс», два раза DC-10, шесть раз C-130H, по разу Р-2, Р-3, два раза DC-7, и это не считая всех имеющихся «Тракеров». «Тут нельзя расслабляться, пока не сменится погода, — говорит он. — Строишь линии заграждения по флангам, отсекаешь у пожара голову и присматриваешь за хвостом. Мы разрешили войти в дело все самолеты, какие конкретно лишь имели возможность летать.

За сейчас мы вылили 500 т раствора».

Кстати, власти Калифорнии уже практически собрались прикупить пара тяжелых танкеров. В следующем пожаре понадобятся.

Вторая жизнь ветхих бомбардировщиков

В 1930-е первые пилоты, каковые боролись с наземными пожарами, на них древесные бочки с водой. Летали тогда на автомобилях Ford Trimotor — известных «Жестяных гусях» (Tin Goose). К концу Второй мировой войны использование противопожарных самолетов стало привычным делом.

С 1940 по 1945 год в Соединенных Штатах было выстроено 300 000 военных самолетов, по большей части большие бомбардировщики. По окончании войны десятки тысяч этих автомобилей стали никому не необходимы — В-17 либо РВ4Y возможно было приобрести за гроши. Ветхие бомбардировщики были совершенными автомобилями для переделки под пожарные танкеры — так как их рассчитывали под сбрасывание и транспортировку тяжелых грузов, причем на экстремальных режимах полета.

Ветераны установили цистерны в те места, где раньше размешались торпеды и бомбы, и приступили к делу. В 1980-е удалось разжиться горсткой тяжеловесов С-130 и Р-3 Orion, но и у этих автомобилей потрепанные фюзеляжи за годы госслужбы вынесли многие тысячи летных часов.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№65, март 2008).

<

h4>

ЧТО БУДЕТ В случае если В ДВИГАТЕЛЬ САМОЛЕТА ПОПАДЕТ ПТИЦА

Статьи, которые будут Вам интересны: