Ракетоносцы-универсалы

Ракетоносцы-универсалы

Выпущенную аргентинским самолетом ракету на эсминце «Шеффилд» увидели, в то время, когда ничего уже не было возможности предпринять. Через пара секунд корабль встряхнуло от мощного удара. Попадание было нужно в район машинного отделения, и, не смотря на то, что боевая часть ракеты «Экзосет» не взорвалась, от трудящегося двигателя вспыхнуло вытекшее из перебитых трубопроводов горючее.

Пожар скоро перекинулся на соседние помещения; обширно употреблявшийся в конструкции эсминца алюминий начал плавиться и гореть. Через пять часов экипажу было нужно покинуть охваченный пламенем корабль. Аварийно-спасательные работы длились еще пять дней, но из-за сильного волнения и непогоды они не принесли успеха. В итоге «Шеффилд» затонул.

Так 10 мая 1982 года был открыт счет утратам Ройял Нэйви на протяжении англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов.

Смерть новейшего ракетного эсминца ввергла военно-морских экспертов в состояние шока. Никто из них ранее не думал, что достаточно большой и очень дорогостоящий современный корабль может пойти ко дну от единственного попадания невзорвавшейся (!) ракеты. Будь на месте «Шеффилда» подобный по водоизмещению бронепалубный крейсер финиша XIX века, он отделался бы пробоиной среднего размера и точно сохранил бы боеготовность.

Стало очевидным, что доведенные практически до совершенства ракетоносцы последнего поколения неуязвимы только на бумаге. Да и их оружие вовсе не так действенно, как хотелось бы. Уроки Фолклендской кампании не замедлили сказаться — боевые суда скоро значительно изменились.

Но, обо всем по порядку.

Как мы знаем, история по большому счету и история кораблестроения в частности начинается по спирали. К концу Второй мировой класс эскадренных миноносцев среди боевых единиц флота стал воистину самым универсальным, талантливым удачно бороться и с подводными лодками, и савиацией, и с надводными судами.

Но в 1950-е годы обстановка изменилась. Замечательные радиолокационные и гидроакустические станции, ракетные установки, средства автоматики плюс повышенные требования к мореходности привели с стремительному росту водоизмещения судов. Дабы хоть как-то затормозить данный процесс, конструкторы-судостроители вместе с адмиралами сделали ставку на специальные суда.

Так показались эсминцы и фрегаты, оптимизированные для ответа какой-либо одной задачи: противолодочной либо ПВО, дальнего радиолокационного дозора, патрульной работы… Отыщем в памяти хотя бы переделку британских дестройеров военных серий в противолодочные фрегаты (см. «Моделист-конструктор» № 8 за 2002 г.): не считая охоты за субмаринами, они ни на что больше не годились.

Очень характерен и французский опыт, в то время, когда на базе одних и тех же корпусов создавались эсминцы ПВО («Дюпти Туар») и ПЛО («Ла Галисоньер»).

Но увлечение «судами-экспертами» длилось недолго. Их водоизмещение и размеры так же, как и прежде росли, вместе с ними росла и цена. Весьма не так долго осталось ждать стало ясно, что значительно удачнее иметь в составе флота один, пускай более большой, но многоцелевой корабль, чем два узкоспециализированных.

И эсминцы 1970-х снова стали универсалами — собственного рода мастерами на все руки.

Пожалуй, первыми такими судами можно считать английские эсминцы типа «Каунти» — при всех их недочётах, они по концепции предвосхитили появление нового поколения универсалов-ракетоносцев.

Во второй половине 60-ых годов XX века британцы заложили на стапеле их прямого потомка — суперэсминец «Бристоль», призванный стать головным кораблем большой серии. «Бристоль» взял усовершенствованную комбинированную энергетическую установку, складывавшуюся из паровых и газовых турбин, и новое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Неудачный зенитный ракетный комплекс «Си Слаг» был заменен современным «Си Дарт», устаревшие тяжелые 114-мм пушки— новой автоматической установкой для того чтобы же калибра.

Корабль взял очень замечательное противолодочное оружие — австралийский противолодочный ракетоторпедный бомбомёт «и» комплекс Икара «Лимбо». Действительно, из-за перегрузки эсминца оборудованием и вооружением было нужно отказаться от вертолета — это был явный ход назад если сравнивать с «Каунти».

Столь необычное ответ разъяснялось в первую очередь тем, что «бристоли» вспоминали как океанские эскортные суда для сопровождения новых ударных авианосцев типа CVA-01 и должны были взаимодействовать с палубной вертолетной эскадрильей. Но пришедшее к власти правительство членов лейбористской партии от осуществления программы CVA-01 отказалось. Соответственно, пропала потребность и в эскортных судах. В следствии «Бристоль» так и остался в единственном числе.

Причем сразу же по окончании ввода в строй он стал жертвой пожара в машинном отделении, почему новейший корабль чуть было не послали на слом. Спасла его только необходимость завершения опробований установленных на нем совокупностей ракетного оружия, каковые проводились при двух работоспособных турбинах вместо четырех.

Но, не обращая внимания на явную ущербность концепции, «Белый слон» — так прозвали «Бристоль» британские моряки — довольно продолжительное время являлся флагманским кораблем и сейчас выполняет функции учебного судна в Портсмуте.

326. Эсминец «Дюран де ла Пенн», Италия. 1993 г.

Строился на верфи в Рива Тригозо. Водоизмещение стандартное 4500 т, полное 5400 т. Протяженность громаднейшая 147,7 м, ширина 16 м, осадка 5 м. Мощность двухвальной дизепь-газотурбинной установки 67 600 л.с., скорость 32 узла.

Оружие: одна ПУ ЗРК «Тартар» («Стандарт»), восьмиствольная ПУ ЗРК «Альбатрос», восемь ПКР «Тезео» («Отомат»), одно 127-мм и три 76-мм универсальных автоматических орудия, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета АВ-212. Всего выстроено две единицы: «Дюран де па Пенн» и «Франческо».

327. Эсминец «Бристоль», Англия. 1973 г.

Строился компанией «Суон Хантер».

Водоизмещение стандартное 6300 т, полное 7700 т. Протяженность громаднейшая 154,5 м, ширина 16,8 м, осадка 7 м. Мощность двухвальной парогазотурбинной установки 60 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: одна спаренная ПУ ЗРК «Си Дарт», одна ПУ ПЛРК «Икара», одно 114-мм универсальное автоматическое орудие, один противолодочный бомбомет «Лимбо». Выстроена одна единица.

328.

Эсминец «Шеффилд», Англия, 1975 г.

Строился компанией «Виккерс-Армстронг». Водоизмещение стандартное 3500 т, полное4100 т. Протяженность громаднейшая 125 м, ширина 14,3 м, осадка 5,8 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 58 000 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: одна спаренная ПУ ЗРК «Си Дарт», одно 114-мм универсальное автоматическое орудие, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет «Линке».

Всего для английского флота в 1975—1985 годах выстроено 14 единиц, включая четыре корабля типа «Манчестер» с увеличенными размерениями (протяженность 141,1 м, ширина 14,9 м, полное водоизмещение 4775 т). Еще два эсминца выстроены для аргентинских ВМС: «Геркулес» — в Англии и «Сантисима Тринидад» — по лицензии в Аргентине.

Отмена серийной постройки громадных эсминцев вынудила английское Адмиралтейство сделать ставку на более недорогой проект.

Так показался «Шеффилд» — компактный универсальный корабль с чисто газотурбинной энергетической установкой. Зенитное и артиллерийское оружие его было подобно установленномуна «Бристоле», но за счет отказа от бомбомёта комплекса «и» противолодочного Икара «Лимбо» новые суда оснастили ангаром и высокорасположенной ВПП для вертолета «Линке».

Помимо этого, на «Шеффилде» снова показалось провалившееся сквозь землю на его предшественниках торпедное оружие, действительно, сейчас оно было представлено только стандартной для государств НАТО парой трехтрубных 324-мм аппаратов для легких противолодочных торпед. Дальность плавания, если сравнивать с «Бристолем», сократилась приблизительно на 20 процентов и сейчас составляла 4000 миль 18-узловым ходом. А численность экипажа уменьшилась практически на 100 человек, в основном, благодаря широкому внедрению автоматики.

Как это в большинстве случаев не редкость, борьба за минимальные размеры корабля отрицательно сказалась на таких чертях, как мореходность, автономность, обитаемость и т.п. В штормовом море эсминцы типа «Шеффилд» очень сильно зарывались в волну, исходя из этого на последних четырех судах серии длину корпуса увеличили на 16,1 м, что стало причиной росту водоизмещения на 665 т. Ну, а легкие надстройки из алюминиевых сплавов были весьма непрочными и, самое основное, пожароопасными.

Живучесть эсминцев была низкой: кроме «Шеффилда», на протяжении Фолклендского конфликта от скинутых с аргентинских «скайхоков» бомб погиб однотипный «Ковентри». Его участь чуть не разделил и «Глазго», но, к счастью для британцев, угодившая в него бомба не взорвалась.

Сокращение английского флота и пересмотр военно-морской политики вынудил и британских судостроителей деятельно искать экспортные заказы.

На внешнем рынке оружий интенсивно рекламировался проект «Шеффилда», но, по иронии судьбы, единственной страной, взявшей суда этого типа, стала Аргентина.

В мае 1970 года правительство латиноамериканской республики заключило сделку с компанией «Виккерс-Армстронг», предусматривавший постройку одного корабля («Геркулес») в Англии и еще одного («Сантисима Тринидад») — по лицензии в Аргентине.

Практически сразу после вступления в строй оба эсминца участвовали в блокаде Фолклендских островов. Действительно, до их прямого боевого столкновения с английским флотом дело не дошло.

Любопытно подчернуть, что, уменьшив собственный «Шеффилд» практически до размеров фрегата, британцы стерли грань между этими двумя классами кораблей ВМФ. Так, «шеффилды» стали последними эсминцами Ройял Нэйви — все их последователи официально числились уже только фрегатами.

Но, такая обстановка характерна не только для Англии. Начиная с 1960-х годов многие государства сделали ставку на фрегаты, как раз они стали самыми большими надводными судами их флотов. Так, в Западной Европе, кроме Англии, постройку эскадренных миноносцев продолжали только Италия и Франция, причем последняя все равно именовала практически все собственные дестройеры фрегатами.

Первыми вправду универсальными эсминцами итальянского флота стали два корабля типа «Аудаче». Их проект воображал собой усовершенствованный «Импавидо» (см. «Моделист-конструктор» № 9 за 2002 г.). Конструкторы заново спроектировали корпус, увеличив высоту надводного борта и создав новые обводы, что значительно улучшило мореходность эсминца.

В кормовой части оборудовали вместительный ангар, разрешающий принимать два легких противолодочных вертолета «Аугуста-Белл» АВ-212 либо один тяжелый «Си Кинг». Вместо устаревшей американской «спарки» времен Второй мировой показались две новые 127-мм автоматические артустановки, созданные итальянской компанией «ОТО-Мелара».

Основной калибр дополняли четыре 76-мм автомата той же компании; все это делало «Аудаче» обладателем самого замечательного в собственном классе артиллерийского оружия (очевидно, среди судов Запада — о советских эсминцах разговор особенный). Действительно, на протяжении модернизации в 1988—1991 годах эсминцы лишились второй 127-мм башни — ее место занял зенитный ракетный комплекс «Альбатрос» (итальянский аналог американского «Си Спзроу»).

В один момент в средней части корпуса установили противокорабельный комплекс «Тезео», включавший четыре спаренные установки для ракет «Отомат» Мк-2 с дальностью действия около 180 км.

329. Эсминец «Аудаче», Италия, 1972 г.

Строился на верфи в Рива Тригозо. Водоизмещение стандартное 3600 т, полное 4550 т. Протяженность громаднейшая 140,7 м, ширина 14,7 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной наротурбинной установки 73 000 л.с., скорость 33 узла.

Оружие: одна ПУ ЗРК «Тартар» («Стандарт»), дна 127-мм и четыре 76-мм универсальных автоматических орудия, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета АВ-212. Всего выстроено две единицы: «Аудаче» и «Ардито».

330. Эсминец «Турвиль», Франция, 1974 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 4850 т, полное 5745 т. Протяженность громаднейшая 152,5 м, ширина 15,3 м, осадка 5,7 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 54 400 л.с.. скорость 31 узел. Оружие: одна ПУ ПЛРК «Мапафон», при 100-мм универсальных автоматических орудия, два 550-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета «Линке».

Всего выстроено три единицы: «Турвиль», «Дюгз-Труэн» и «Де Грасс».

331. Эсмиисц «Жорж Леги», Франция, 1979 г.

Строился на верфи в Бресте. Водоизмещение стандартное 3830 т, полное 4580 т. Протяженность громаднейшая 139,1 м, ширина 14 м, осадка 5,7 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 62 400 л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: одна восьмиствольная ПУ ЗРК «Наваль Кроталь». четыре ПУ ПКР «Экзосет», одно 100-мм универсальное автоматическое орудие, два 20-мм автомата, два 550-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета «Линке». Всего в 1979—1990 годах выстроено семь единиц: «Жорж Леги», «Дюплэ», «Монкальм», «Жан де Вьен», «Примоге», «Ла-Мотт Пике» и «Латуш-Тревиль».

В целом зарубежные эксперты оценивали «Аудаче» достаточно высоко, отмечая его как один из самых успешных для собственного времени проектов универсального эсминца. Единственное, что приводило к обоснованным сомнениям,— энергетическая установка. Итальянцы почему-то остановили собственный выбор на старомодных паровых турбинах, фактически не отличавшихся от установленных на «Импавидо» и уже не отвечавших современным требованиям.

В неспециализированном-то, итальянцы осознали собственный промах сходу, и следующая пара эскадренных миноносцев («Анимозо» и «Ардиментозо»), предназначавшаяся для замены судов типа «Импетуозо», должна была воображать собой вариант «Аудаче» с комбинированной дизель-газотурбинной силовой установкой. Но череда правительственных экономических проблем и кризисов вынудила отложить их закладку практически на десять лет.

В итоге эсминцы строились по основательно переработанному проекту и вошли в строй под новыми заглавиями в честь «храбрецов Второй мировой» — «Дюран де ла Пенн» и «Франческо Мимбелли». По составу и компоновке оружия они приблизительно соответствовали модернизированным судам типа «Аудаче» (кстати, на них перекочевали снятые с «Аудаче» и «Ардито» 127-мм артустановки), но отличались громадными размерениями и усовершенствованной электроникой, например, более замечательными гидроакустическими станциями.

Последние владели большей дальностью действия и теоретически разрешали стрелять из контейнеров совокупности «Тезео» новыми противолодочными ракетоторпедами «Милас».

В случае если современный итальянский флот сделал ставку на немногочисленные, но по-настоящему универсальные эсминцы, то ВМС Франции пошли пара иным методом.

Потому, что их океанские эскортные суда типа «Сюффрен» были через чур громадными и дорогими, французские адмиралы решили снова возвратиться к специальным «эскортерам» (отметим, что класс эскадренных миноносцев в современном французском флоте официально отсутствует). Во второй половине 60-ых годов XX века на верфи в Лорьяне был заложен «Акони». По национальной классификации он числился «противолодочным корветом», а практически являлся чем-то средним между фрегатом и эсминцем.

Сам по себе он не воображает особенного интереса, но как раз с него началась эволюция последнего поколения французских эсминцев. Суда типа «Турвиль», по существу, являлись увеличенным «Акони» с полноценной двухвальной паротурбинной установкой (вместо одновальной на прототипе) и громадным ангаром на два вертолета «Линке». Как и «Акони», они имели очевидно выраженную противолодочную специализацию.

Первоначально не сильный местом нового проекта было недостаточное противовоздушное и противокорабельное оружие, состоявшее только из 100-мм универсальных пушек. Но на протяжении модернизации данный недочёт удалось исправить: за счет демонтажа кормовой артустановки на эсминцах разместили зенитный ракетный комплекс «На-валь Кроталь» и шесть контейнеров с противокорабельными ракетами «Экзосет».

«Турвиль» и его собратья были хорошими «универсалами», но все же они владели, по крайней мере, двумя недочётами: морально высокой стоимостью и устаревшей энергетикой.

Особенно ответственным было второе: к началу 1980-х наступал черед заменять ветхие эсминцы типа «Сюркуф», а для серийной постройки «турвили» очевидно не годились. Исходя из этого на их базе был создан «Жорж Леги» — более компактный корабль с комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой.

За счет более легких механизмов, отказа от противолодочного ракетоторпедного комплекса «Малафон» и уменьшения числа 100-мм пушек водоизмещение удалось снизить более чем на 1000 т. Официально «Жорж Леги» отнесли к классу противолодочных фрегатов. В размещении его оружия направляться отметить любопытную подробность: противолодочные торпедные аппараты устанавливались в надстройке на верхней палубе перпендикулярно к борту наподобие траверзных минных аппаратов столетней давности.

Тем временем у французских моряков появилась новая неприятность — отсутствие зенитного оружия коллективной обороны. Срок работы эсминцев типа «Дюпти Туар», вооруженных американскими ракетами «Тартар», доходил к концу, установленный на двух судах типа «Сюффрен» комплекс «Масурка» безнадежно устарел, а обширно распространенная ракета «Кроталь» ввиду малой дальности полета (8,5 км) использовалась только для самообороны и не имела возможности обезопасисть эскортируемый авианосец либо транспорт.

И французы не придумали ничего лучше, как переставить ветхие американские зенитные комплексы «Тартар» на новые суда. В следствии в 1988 и 1991 годах вошли в строй два эсминца типа «Кассар», представлявшие собой необычную комбинацию корпуса «Жоржа Леги» (из которого провалились сквозь землю газовые турбины и остались лишь дизели) и зенитного ракетного оружия 30-летней давности, снятого со списанных эсминцев.

Всего планировалось выстроить четыре корабля типа «Кассар», но закладку двух из них потом разумно отменили. Страно, но адмиралы и французские конструкторы почему-то не задумались над тем фактом, что еще ни при каких обстоятельствах в истории подобная «экономия» не давала хороших результатов.

С. БАЛАКИН

МАЗ 500 | Мега автомобили – Автомобили и Грузовики СССР | Коммунистический автопром | Зенкевич Про машины

Статьи, которые будут Вам интересны: