Расстрелянные сау. год 1938-й

Расстрелянные сау. год 1938-й

Кначалу ВОВ Рабоче-крестьянская Красная армия пришла без замечательных самоходных артиллерийских установок (САУ), не смотря на то, что Финская война продемонстрировала их насущную необходимость. Отсутствие таких САУ в рядах подразделений, наступавших на позиции «линии Маннергейма», чрезвычайным образом сдерживало отечественное наступление.

Особенно сказывалисьбольшие проблемы с подавлением долгосрочных упрочнений — этих цементных сооружений, перевоплощённых в неприступные огневые точки, обычно с несколькими пулемётами а также пушками. С фронта подавить такие очаги сопротивления было фактически нереально, уничтожить — лишь по окончании долгого артиллерийского обстрела либо бомбардировок с воздуха. Нужны были замечательные орудия разрушения.

Тогда военное руководство отыскало в памяти о самоходных установках СУ-14, созданных годами ранее по программе подготовки «Тяжёлой артиллерии Особенного Назначения (ТАОН)» в Красную армию.

Программа ТАОН разрабатывалась ещё в начале 1930-х гг. и обосновывала использование крупнокалиберных артсистем: 305-мм мортир, 203-мм гаубиц обр. 1929/31 гг. и 152,4-мм пушки громадной мощности, установленных на едином лафете. Ещё в то время, по всей видимости, пришли к необходимости создания унифицированных моделей, в этом случае на базе размещения нескольких совокупностей на едином лафете.

Очень оправданно считалось, что таковой подход обязан значительно удешевить и упростить разработку, производство и эксплуатацию орудий.

Разработку совокупностей поручили ленинградскому Умелому заводу Спецмаштреста (позднее — Ленинградский завод умелого машиностроения № 185 имени С.М. Кирова), на котором под управлением инженера П. Сячинтова началось проектирование самоходной артиллерийской установки. Боевая рубка на ней отсутствовала и орудие должно было размещаться прямо в корпусе.

САУ взяла индекс Су-14.

Конструктор П. Сячинтов уже был известен в танкостроении, к примеру, как создатель самой замечательной в мире в то время 76,2-мм танковой пушки ПС-3. Она была принята на вооружение РККА «для установки на средние, тяжёлые танки, а также в артиллерийские танки под индексом «танковая пушка обр. 1933 г.». П. Сячинтов один из редких тогда орденоносцев — имел правительственную приз — орден Ленина.

Под его управлением умелое шасси установки было произведено в середине мая 1934 г. Но к тому времени существовал только один пример из требуемых по программе ТАОН пушек — это 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. Два другие примера — 305-мм гаубица Бр-18 и 152,4-мм пушка громадной мощности Бр-2 будут изготовлены только через пара лет.

Самоходная артиллерийская установка СУ-14

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

САУ СУ-14.

На открытой платформе установлена артиллерийская часть 203-мм пушки Б-4 обр. 1931 г.

СУ-14-1 с 152,4-мм пушкой Бр-2:

1 — 152,4-мм пушка Бр-2; 2 — гидроцилиндры противооткатника; 3 — бортовой кран-лебёдка; 4 — броневой фальш-борт; 5 — гидроцилиндр сошника; 6 — сошник; 7 — ведомое колесо; 8 — защитный экран ходовой части; 9 — двухкатковые тележки; 10 — ведущее колесо

Корпус установки складывается из броневых страниц толщиной 10-20 мм. Защитная рубка отсутствует, по бортам только 10 мм броневые фальш-борты. Ходовая часть закрыта металлическими экранами

В конструкции шасси в качестве ходовой части был принят аналог тяжёлого танка Т-35А, в то время ещё считавшегося кроме этого умелым, заимствованы её узлы. В ней пребывало по восемь опорных обрезиненных катков и по шесть поддерживающих роликов с резиновыми шинами — с каждого борта; ведущее колесо переднего размещения и направляющее — заднее с механизмом натяжения. Все они имели наружную амортизацию.

Подвеска — тележечная на два катка, под-рессоривание — двумя спиральными пружинами, крепившимися к бортам корпуса. При стрельбе — для разгрузки — она выключалась особым механизмом.

Трансмиссию поставили от танка Т-28.

В неё входили основной фрикцион, трудившийся по принципу сухого трения «сталь по феродо», два многодисковых бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами, два бортовых редуктора. Коробку передач поставили пятиступенчатую с четырьмя скоростями вперёд.

Корпус установки имел сложную коробчатую форму; его выполнили из катаных броневых страниц, соединённых заклёпками и сваркой толщиной 10-20 мм.

Носовую часть корпуса без трансформаций заимствовали кроме этого у Т-35. Защита автомобили выполнялась противопульной, вместо рубки на открытой платформе имелись только 10-мм фальш-борты, ходовая часть прикрывалась экранами такой же толщины. Отделение управления пребывало в первых рядах, за ним следовало боевое и после этого — моторнотрансмиссионное — в корме.

Экипаж складывался из семи человек: начальник, три заряжающих, наводчик, механик-его помощник и водитель.

Механик-водитель автомобили пребывал в передней её части, остальные — на съёмных скамейках в корме.

Гаубица Б-4 устанавливалась в средней части корпуса. Её верхний станок, подъёмный и поворотный механизмы не претерпели для этого никаких переделок.

Для облегчения заряжания выстрелы подавались на борт посредством двух кранов, расположенных по бортам, грузоподъёмностью 200 кг. Боекомплект складывался из восьми выстрелов, каковые должны были перевозиться под полом платформы.

Стрельба имела возможность вестись лишь на остановках, причём корпус должен был опираться на грунт посредством двух сошников, опускаемых с кормы, снабжая устойчивость всей установки.

Сошники имели гидроцилиндры и управлялись посредством ручного либо электрического привода.

Пушка установки повышена на большой угол вертикального наведения, равный 60°

Носовая часть корпуса Су-14 заимствована от тяжёлого танка Т-35. По левому борту на верхнем странице — наблюдательная механика-башенка и люк водителя

Самоходная установка СУ-14Бр-2 с 152,4-мм пушкой Бр-2 обр. 1937 г. Установка закрыта броневой защитной рубкой, масса автомобили наряду с этим возросла до 64 т. Из экспозиции Военноисторического музея на Кубинке

СУ-14Бр-2 с бронированной рубкой

СУ-14Бр-2.

Вид с кормы

СУ-14 вместе с гаубицей была очень тяжёлой машиной. Её масса составила более 47,5 т. Для сравнения напомним, что масса пятибашенного танка Т-35 обр. 1936 г. равнялась 50 т, танка Т-34 обр. 1940 г. доходила до 32 т, а танка Т-28 и того менее — всего 25,4 т.

Дабы обеспечить установке достаточную подвижность, было нужно поставить тот же двигатель, что и на танке Т-35, — переоборудованный летный 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный карбюраторный М-17Т, жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с. При 860 л топлива в баках установка имела запас хода более 100- 120 км.

Не считая орудия Б-4, СУ-14 вооружалась тремя 7,62-мм пулемётами ДТ, один из них имел возможность употребляться в качестве зенитного; для этого в передней части корпуса имелась зенитная турель.

Боезапас для пулемётов исчислялся 2268-ми патронами, заряженными в 36 дисков.

Первый пример 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен в 1931 г., а серийное её производство началось только в следующем. Орудие для того чтобы калибра по плану армейских экспертов должно было употребляться для «разрушения очень прочных сооружений соперника из броневой и железобетона стали, и для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта».

Тяжёлый лафет самой гаубицы имел гусеничный движение; исходя из этого она владела хорошей проходимостью. Но на марше предпочитали снимать ствол с лафета и транспортировать обе части на двух повозках гусеничными тягачами.

Конструкторы без особенного труда установили пушку на платформе СУ-14 на её собственном лафете.

Б-4, с длиной ствола 25 кал., имела возможность поражать цели на дальности18 км.

Её боекомплект складывался из выстрелов раздельного картузного заряжания с полным и ещё одиннадцатью разными переменными зарядами от 15 кг пороха до 3,24 кг.

Стрельба велась бетонобойными боеприпасами Г-620 и фугасными Ф-625 массой около 100 кг. Начальная скорость бетонобойных составляла 607 м/с, у фугасных изменялась от 280 до кроме этого 607 м/с, в зависимости от заряда — от расстояния до цели.

Такова была конструкция умелой СУ-14, владевшей замечательным оружием.

В последних числах Июля 1934 г. установку доставили на Ржевский Научно-исследовательский артиллерийский полигон (НИАП) под Ленинградом с целью проведения стрельб и ходовых испытаний. Стало известно, что при выстрелах она раскачивалась так очень сильно, что удержаться на платформе возможно было лишь, держась за поручни.

Через чур низкой была скорострельность из-за кранов-лебёдок, очевидно не приспособленных для поднятия тяжёлых снарядов к пушке.

Испытательный пробег кроме этого распознал последовательность значительных недочётов. Особенно сказались шумы и перегрев двигателя в коробке передач.

По окончании долгого ремонта на заводе, усиления узлов ходовой части, модернизации совокупности охлаждения двигателя установку в осеннюю пору того же года опять перевезли на полигон для продолжения опробований.

Снова стрельбы при разных углах наведения — и вертикальных, и горизонтальных. Снова долгая обкатка.

И в этом случае приёмочная рабочая группа составила громадной перечень недоработок, как технических, так и конструктивных, и не решилась советовать СУ-14 для принятия на вооружение.

В последних числах Января 1935 г. военное управление отправило на Умелый завод новое задание, требующее совершить сейчас капитальную модернизацию СУ-14, касающуюся ходовой части, двигателя, трансмиссии.

И не смотря на то, что на очередных прогонах установка продемонстрировала хорошие ходовые качества, опять обнаружился множество недочётов. Тогда конструкторы завода, применяя накопленный "стаж работы" и испытаний, создали второй пример установки. Они применили главный фрикцион и трансмиссию сейчас от танка Т-35А, улучшенные коробку передач, бортовые фрикционы, тормоза, перенесли вперёд ведущие колёса. Словом, «перебрали» всю ходовую часть.

Помимо этого, установили двигатель М-17Ф мощностью 680 л.с., что разрешило расширить скорость автомобили до 31 км/ч.

Модернизированный так новый вариант, переименованный в СУ-14-1, но с той же с 203-мм пушкой Б-4, летом и в осеннюю пору 1936 г. опять проходил всевозможные опробования.

Одвременно с этим на сталинградском заводе «Баррикады» (до 1923 г. — Царицынский орудийный завод) трудились над доводкой опытных образцов длинноствольной 152,4-мм пушки Бр-2.

Потом она стала широко известна как «152,4-мм пушка обр. 1937 г.». Ствол её с поршневым затвором был установлен на гусеничном лафете. Протяженность ствола равнялась 7170 мм, либо 41,2 клб.

Боекомплект складывался из выстрелов раздельного картузного заряжания. Стрельба велась боеприпасами массой около 50 кг, имевшими дульную скорость 880 м/с, — осколочно-фугасными 53-ОФ и бетонобойными 53-Г. Дальность по тому времени была весьма большая — около 26 км.

В конце 1936 г. одну из умелых Бр-2 перевезли в Ленинград и сходу начали перевооружение СУ-14-1 на новый ствол.

Опробования, совершённые весной следующего года, дали очень обнадёживающие результаты и в плане завода на 1937 г. был утверждён выпуск пяти единиц установочной серии называющиеся СУ-14Бр-2, а в 1938 г. планировали перейти к серийному выпуску, приняв машину на вооружение. Намечалось кроме этого проектирование установки СУ-14Бр-5 с 280-мм мортирой; она должна была заменить 305-мм Бр-18, как ранее требовалось программой ТАОН.

Но над страной нависли ужасные события 1937 — 1938 гг.

Они не обошли и завод Спецмаштреста. В новогоднюю ночь 31 декабря 1936 г. основной конструктор установок П. Сячинтов был арестован и обвинён в саботаже, подрыве и шпионаже национальной индустрии. 5 мая следующего года состоялся суд, приговоривший его к «высшей мере наказания». Решение суда был выполнен на другой сутки.

Нечего сказать и о том, что самоходные установки СУ-14, СУ-14-1, СУ-14Бр-2, и ещё проектируемую СУ-Бр-5 постигла та же участь.

Их «расстреляли» совместно со своим конструктором. РККА не взяла в армии ни одной из них.

Характеристики ПУШЕК ПРОЕКТА СУ-14

Характеристики САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК СУ-14

На этом возможно было бы и закончить представление проектов одних из самых перспективных и затребованных в армиях автомобилей.

Если бы не НО.., о котором говорилось в начале статьи.

НО… — это произошедшая через пара лет Финская война, затребовавшая замечательные самоходные орудия. 17 ноября 1940 г. вышло Распоряжение Комитета Обороны СССР, в соответствии с которому Завод № 185 им. С.М. Кирова обязали «отремонтировать и экранировать броневыми страницами две установки СУ-14», добавим, находившиеся все эти долгие годы на консервации.

Распоряжение произошло, но требуемая броня, изготовлявшаяся на Ижорском заводе, запоздала с прибытием.

Лишь в марте на автомобилях соорудили рубки из броневых страниц толщиной 30 — 50 мм, закрывших пушки. Масса наряду с этим нежданно возросла до 65 т.

Требуемую экранировку закончили в конце месяца — война к тому времени была закончена. В сентябре 1940 г. обе автомобили передали в подмосковную Кубинку в НИИБТ.

Но (снова НО…) Су-14 опять потребовались, в то время, когда неприятель доходил к столице в 1941 г. Установки включили в состав Отдельного тяжёлого дивизиона особенного назначения и вместе с СУ-100У выдвинули к станции Кубинка для стрельбы с закрытых позиций. Информации об открытии ими огня по сопернику не отыскано.

В.

ТАЛАНОВ

Сталинские репрессии в армии 1937-1938 год

Статьи, которые будут Вам интересны: