Разбор полетов — «военные действия»

Разбор полетов - «военные действия»
Концепт ITS (Interplanetary Transport System)

Смена администрации аммериканского президента по времени совпала с формированием новых контуров рынка коммерческих космических одолжений. Главные ожидания тут связаны с американскими компаниями SpaceX, Blue Origin, ULA (United Launch Alliance, совместное предприятие космических гигантов Lockheed Martin и Boeing) и, в меньшей степени, Orbital ATK, и Sierra Nevada. Они предлагают новые корабли и носители, и борьба обещает заметно удешевить как запуск спутников, так и космический туризм.

ЕС и Япония интенсивно обмениваются разработками с США, Индия и Китай пробуют как возможно стремительнее пройти путь советской и американской космонавтики, а Российская Федерация — утрачивает разработке и экономит на космосе. О том, на чем собирается зарабатывать SpaceX, — в материале «Ленты.ру».

В SpaceX заявляют, что располагают пакетом контрактов на запуск в ближайшие пара лет более 70 миссий. Их общая сумма оценивается в десять млд дол — собственное состояние главы компании Илона Маска приблизительно такое же. Это в первую очередь коммерческие пуски, и заказы НАСА и Пентагона.

Не смотря на то, что в SpaceX не именуют конкретных сумм, выяснить доходы компании, исходя из открытых источников, не воображает трудностей.
Во-первых, заказы НАСА в рамках CRS (Commercial Resupply Services) на отправку к Интернациональной космической станции (МКС) грузовиков Dragon. В рамках первого этапа программы SpaceX получила, не учитывая дополнительных миссий, 1,6 миллиарда долларов. В 2016 году НАСА заявило победителей второго этапа CRS, реализация которого намечена на 2019-2024 годы (до завершения работы МКС).

Не считая SpaceX, в пролонгированной программе участвуют Orbital ATK и Sierra Nevada, всего НАСА заплатит 14 млд дол.

Во-вторых, компания Маска вместе с Boeing в 2014 году победила тендер НАСА по доставке космонавтов к МКС. Сумма договора — 2,6 миллиарда долларов. Предусматривалось, что к 2017 году американские космонавты будут отправляться на МКС только с территории США без помощи России. До тех пор пока тестовый пуск корабля Dragon V2 перенесен на ноябрь 2017 года, а первый пилотируемый пуск — на май 2018 года.

Быть может, что SpaceX не выдержит и эти сроки, но то, что пилотируемый полет Dragon V2 пройдёт в ближайшие два года, сомнений практически не вызывает.

В-третьих, компания Маска увела солидные деньги у космических гигантов Lockheed Martin и Boeing. В 2014 году SpaceX оспорила в суде монополию ULA на армейские пуски. Суд согласился с доводами Маска, и в апреле 2016-го SpaceX заключила сделку ценой 82,7 миллиона долларов на запуск в 2018 году армейского спутника GPS 3. Тогда же стало ясно, что при существующей ценовой политике преимущества ULA перед SpaceX совсем неочевидны.

Так, цена коммерческого пуска Falcon 9 оценивается в 60 миллионов американских долларов, а ракеты Atlas V (на первой ступени которой к тому же установлен российский двигатель РД-180) — минимум в 164 миллиона.

Корабль Dragon V2 на орбите (в представлении живописца)

Не обращая внимания на различие в выводимой на орбиту массе у ракет Falcon 9 и Atlas V, цена одолжений у SpaceX оказывается более чем вдвое ниже, чем у ULA. Это заставило Lockheed Martin и Boeing скорректировать цены, и признать в SpaceX прямого соперника. Каждый год Минобороны США выделяло ULA около 800 миллионов долларов лишь в виде договора на «вероятный запуск» и для «поддержания потенциала».

Сенатор Джон Маккейн назвал это деньгами «на ничего не делать». Сейчас, возможно, SpaceX возьмёт кусок и этого пирога.

В марте 2017 года компании Маска удалось во второй раз заключить сделку на запуск спутника GPS 3. В случае если в апреле 2016-го ULA не принимала участие в тендере Пентагона, то сейчас SpaceX соперничала с СП Lockheed Martin и Boeing. Сумма договора — 96,5 миллиона американских долларов, запуск спутника GEO 3 совокупности обнаружения пусков баллистических ракет SBIRS (Space-Based Infrared System) обязан состояться не позднее апреля 2019 года.

И все же (это в-четвертых) главный доход — это коммерческие запуски. С 2012 по 2015 год компания выполнила 20 успешных стартов. В 2016-м планировали провести 20 запусков, но помешала авария, и оказалось всего восемь.

Часть стартов перенесли на 2017 год, на что запланировано 27 пусков. В 2018 году Маск желает довести данный показатель до 44-х.

Старт Falcon 9 со спутниками Iridium-1

Кто заказывает запуски? Один из клиентов SpaceX — Iridium, наибольший оператор спутниковой телефонной связи. Десять аппаратов Iridium-1, каковые отправились в космос 14 января, положили начало модернизации орбитальной группировки компании, насчитывающей сейчас 72 спутника.

За полное обновление группировки SpaceX возьмёт 492 миллиона американских долларов, модернизация обязана завершиться в 2018 году. Не считая Iridium, среди основных партнеров SpaceX — операторы Eutelsat и Inmarsat, чьи аппараты неоднократно запускались на русских ракетах.

SpaceX деятельно переманивает клиентов у соперников. В первых числах Марта поступила информация, что испанский оператор Hisdesat отказался в пользу SpaceX от одолжений российско-украинско-казахстанского предприятия «Космотрас», снабжающего запуски российско-украинской конверсионной ракеты «Днепр». Сейчас Hisdesat через Интернациональный арбитражный суд в Париже требует от «Космотраса» возмещения ущерба от неоднократного переноса запусков «Днепра» в размере 16 миллионов долларов.

У SpaceX имеются и другие коммерческие проекты. Не считая облета парой туристов Луны в 2018 году, Маск собирается в первой половине 20-ых годов XXI века приступить к реализации масштабной программы по обеспечению планеты спутниковым скоростным интернетом. Предполагается вывод на орбиту 4425 аппаратов, что втрое больше количества действующих сейчас спутников.

Масса каждого аппарата — 386 килограммов, лишь для США пригодится приблизительно 800 таких спутников. Ожидается, что пропускная свойство канала связи составит один гигабит в секунду на одного пользователя. В проект один миллиард долларов инвестировали Гугл и Fidelity Investments. Тяжело сообщить, как все это осуществимо.

Похожие идеи сейчас имеется у OneWeb, но подобный проект 1990-х годов компании Teledesic был через чур затратным.

Илон Маск

По данным, приводимым отделом коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США, неспециализированный доход от коммерческих пусковых одолжений в 2016 году составил 2,5 миллиарда американских долларов, что на 300 миллионов больше, чем в 2015 году. США осуществили 11 коммерческих пусков, ЕС — восемь, Российская Федерация — всего два. Больше всего получили США (1,185 миллиарда долларов) и Европа (1,152 миллиарда).

России в прошедшем сезоне коммерческие пуски принесли всего 130 миллионов долларов. SpaceX досталось шесть коммерческих пусков, на которых компания получила втрое больше, чем Роскосмос. Учитывая, что в 2017 году ожидается старт ракеты Falcon Heavy, а к 2020 году — носителя New Glenn компании Blue Origin, уже располагающей договорами на шесть пусков, борьба между перевозчиками обещает лишь обостряться.

Разбор полетов. Commandos Strike Force

Статьи, которые будут Вам интересны: