«Разорители» и «уничтожители»

«Разорители» и «уничтожители»

Завершение Первой Мировой и последовавшее после этого Вашингтонское соглашение заметно поменяли обстановку в мировом кораблестроении. Запрет на создание новых «капитальных» судов стал причиной тому, что в иерархии армейских флотов место линейных кораблей в какой-то мере заняли тяжелые крейсера, а место крейсеров — эсминцы. Этому способствовавал и объективный процесс эволюции класса торпедных судов.

Эскадренные миноносцы и особенно фавориты к тому времени в полной мере доросли — и по размерам, и по кругу решаемых задач — до бронепалубных крейсеров двадцатилетней давности. И для многих государств «второго эшелона» как раз эсминцы стали самыми громадными и замечательными боевыми единицами их флотов.

Очевидно, тактическое использование торпедных судов адмиралам второстепенных морских держав виделось в противном случае, нежели их сотрудникам из Англии либо, скажем, США. О массированных атаках эскадр неприятеля не могло быть и речи. Эсминец рассматривался ими как универсальный артиллерийско-торпедный корабль, талантливый настичь и стереть с лица земли более не сильный соперника и уйти от более сильного.

Мысль эта была отнюдь не нова, но для многих она так же, как и прежде смотрелась привлекательной. И исходя из этого неудивительно, что самые мощными эскадренными миноносцами обычно владели страны, чьи флоты традиционно числились чуть ли не на последних местах…

В начале 20-х годов у британского слова destroyer показались еще два аналога, на этот раз славянских.

Только что созданные свободные страны — югославия и Польша (сначала она официально именовалась Королевством сербов, словенцев и хорватов)— взялись за создание собственных ВМС. Особенное место в их составе должны были занять эсминцы. Последних поляки именовали «уничтожителями» (niszczycieli), а югославы — «разорителями» (razaraci).

Причем, не обращая внимания на удаленность этих государств друг от друга и совсем различные морские театры, их кораблестроительные программы причудливым образом переплелись, по крайней мере, в отношении эскадренных миноносцев.

Первым эсминцы для собственного флота заказало правительство Польши.

Не мудрствуя лукаво, поляки остановили собственный выбор на французских судах типа «Бурраск» (см. «Моделист-конструктор» №3 за 2001 год): для собственного времени эти «торпийеры» со 130-мм артиллерией смотрелись чуть ли не крейсерами. В проект внесли только незначительные трансформации — французские 37-мм зениткизаменили 40-мм шведскими «бофорсами», палубу оснастили минными рельсами.

Но по некоторым мотивам (в первую очередь, политическим) договор заключили с неизвестной верфью в Блэнвиле, не имевшей достаточного опыта в постройке судов данного класса. В следствии сроки строительства очень сильно затянулись. Особенно не повезло головному эсминцу «Бужа» («Буря»): он вошел в строй практически через шесть лет по окончании закладки — в августе 1932 года.

Работы на однотипном «Вихере» («Вихре») удалось завершить в два раза стремительнее, и он был принят флотом на два года раньше — в июле 1930-го.

270. Эскадренный миноносец «Београд», Югослааия, 1939 г.

Строился во Франции компанией «Ателье э Шантье де ла Луар». Водоизмещение стандартное 1210 т, полное 1655 т. Протяженность громаднейшая 98 м, ширина 9,45 м, осадка 3,18 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40 000 п.с., скорость 38 узлов. Оружие: четыре 120-мм орудия, четыре 40-мм зенитных автомата, два 15-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего выстроено три единицы: «Београд», «Любляна» и «Загреб» (последние две — на верфи в Сплите, Югославия).

271.

Фаворит «Дубровник», Югославия, 1932 г.

Строился в Англии компанией «Ярроу». Водоизмещение стандартное 1880 т. полное 2884 т. Протяженность громаднейшая 113,2 м, ширина 10,66 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 42000 л.с., скорость 37 узлов.

Оружие: четыре 140-мм орудия, две 83-мм зенитные пушки, шесть 40-мм зенитных автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

272. Эскадренный миноносец «Гром», Польша, 1937 г.

Строился в Англии компанией «Уайт».

Водоизмещение стандартное 2144 т, полное 3383 т. Протяженность громаднейшая 114 м, ширина 11,3 м, осадка 3,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 54 000 л.с., скорость 39 узлов. Оружие: семь 120-мм орудий, четыре 40-мм зенитных автомата, восемь 13,2-мм пулеметов, два трехтурбинных 533-мм торпедных аппарата. Всего выстроено две единицы: «Гром» и «Блискавица».

Стремительный прогресс в развитии класса быстроходных судов-носителей торпедного оружия стал причиной тому, что спроектированные в начале 20-х «бурраски», претендовавшие на звание «суперэсминцев», через десятилетие (другими словами к моменту ввода в строй их польских «сородичей») уже смотрелись в полной мере обыкновенными судами. Исходя из этого, предвидя таковой финал, югославы пошли вторым методом: они решили создать «разоритель» заведомо более замечательный, чем любой из существовавших в то время его собратьев.

Артиллерию для корабля предлагала поставить Чехословакия, считавшаяся ответственным политическим союзником Белграда. К тому же завод «Шкода» был давешним партнером австро-венгерского флота — прародителя флота югославского.

В конкурсе на проектирование эсминца приняло участие пара британских и французских компаний, из которых в финал вышли английские «Уайт» и «Ярроу». В итоге, югославы остановили собственный выбор на последней.

В августе 1929 года произошло подписание договора на постройку эсминца, взявшего имя «Дубровник». Так было положено начало традиции именовать эскадренные миноносцы югославского флота в честь больших городов; ранее подобные наименования надеялись судам рангом не ниже крейсера.

Основная изюминка «Дубровника» — очень замечательная артиллерия.

Данный корабль был первым и единственным эсминцем, вооруженным 140-мм «шкодовскими» пушками с длиной ствола в 56 калибров, талантливыми стрелять боеприпасами массой 39,9 кг на дальность 23,4 км. В течение последующего десятилетия он нес самую крупнокалиберную артиллерию в собственном классе — впредь до появления германских «церштёреров» со 150-мм пушками.

Вследствие этого, и иэ-за собственного статуса флагмана югославского флота «Дубровник» в большинстве случаев именуют фаворитом, не смотря на то, что формально он числился «раэарачем», другими словами простым эсминцем.

В целом эксперты оценивали «Дубровник» как очень успешный корабль. Кроме замечательной артиллерии он имел идеальную энергетическую установку, обеспечившую на опробованиях движение в 40,3 узла — на 3,3 узла больше, чем предусматривалось по проекту.

Дальность плавания была воистину рекордной: 15-узловым ходом фаворит имел возможность пройти 7000 миль. Это достигалось за счет внушительной емкости топливных цистерн (590 т) и особого новшества — низкооборотной турбины экономического хода.

По количеству внедренных образцов передовой техники «Дубровник» воображал собой пример настоящего «интернационализма»: механизмы, вспомогательное оборудование и торпедные аппараты на нем были британскими, системы и дальномеры управления огнем — голландскими, средства связи — бельгийскими, артиллерия (среди них и зенитная) — чешской. Любопытно, что по проекту фаворит должен был нести и гидросамолет, но от его установки отказались уже в стадии постройки.

«Дубровник» сильно поразил военно-морских экспертов различных государств.

И в то время, когда польское правительство профинансировало постройку следующей пары эсминцев, их характеристики выбирались с оглядкой на югославский «разоритель». В этот самый момент подсуетилась английская компания «Уайт», предложив полякам тот самый проект, от которого отказался Белград. По окончании недолгих переговоров договор на постройку эсминцев «Гром» и «Блискавица» («Молния» и «Гром») был подписан.

Еще два корабля позднее планировалось выстроить на верфи в Гдыне, но по денежным обстоятельствам их закладка много раз откладывалась и в итоге так и не состоялась.

273. Эскадренный миноносец «Сплит», Югославии, 1958 г.

Строился в Югославии на верфи в Сплите.

Водоизмещение стандартное 2400 г, полное 3000 т. Протяженность громаднейшая 114,8 м, ширина 11,1 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 50 000 л.с., скорость 38 узлов. Оружие: четыре 127-мм орудия, двенадцать 40-мм зенитных автоматов, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат. Выстроена одна единица.

По размерениям и водоизмещению «Гром» был самым громадным эсминцем английской постройки 30-х годов — он превосходил и «Дубровник», и строившиеся позднее суда типа «Трайбл».

Основная артиллерия польского «уничтожителя» — семь 120-мм пушек шведской компании «Бофорс», расположенных в четырех установках. Три из них были спаренными; носовую в целях недопущения перевеса корабля на шнобель было нужно сделать одноорудийной. Эти пушки с длиной ствола в 50 калибров имели возможность стрелять 24-кг боеприпасами на дальность 19,5 км.

В целом артиллерийская мощь «Грома» и «Блискавицы» приблизительно соответствовала «трайблам», но, в отличие от последних, «поляки» несли и полноценое торпедное оружие. Да и скоростью они превосходили всех собственных британских собратьев. Наконец, эти суда отличались необыкновенной для собственного времени архитектурой, став первыми однотрубными эсминцами английской постройки.

Польские и югославские суперзсмин-цы при всех их преимуществах владели одним ответственным недочётом — они были через чур дорогими и потому не могли быть бессчётными. В то время, когда югославы осознали, что развернуть серийную постройку судов по чертежам «Дубровника» на собственных верфях им не удастся, они приступили к поиску более недорогого проекта.

Причем в качестве прототипа они выбрали… все тот же «Бурраск», что при собственных скромных для 30-х годов чертях завлекал простотой, невысокой стоимостью и надёжностью.

Головной эсминец новой серии, взявший имя «Београд», был заказан компании «Ателье э Шантье де ла Луар» в Нанте; два вторых — «Любляна» и «Загреб» — строились по французской документации на верфи в Сплите.

Проект этих судов воображал собой уменьшенный, но существенно усовершенствованный вариант «Бурраска». Если сравнивать с прототипом «Београд» владел рядом принципиальных отличий. Во-первых, он, как и «Дубровник», имел типично британскую котлотурбинную установку, поставленную компанией «Ярроу».

Во-вторых, артиллерия эсминца опять-таки была чешского производства: 120-мм пушка компании «Шкода» с длиной ствола в 46 калибров имела возможность стрелять 24-кг боеприпасами на большую дальность 20,8 км. Не смотря на то, что она, само собой разумеется, была не сильный, чем основной калибр «Дубровника», масса одной палубной установки составляла всего 9 т если сравнивать с 15,6 т на фаворите.

Торпедное оружие «Београда» — типично французское, подобное установленному на «Бурраске».

Интересный, не смотря на то, что и югославия и: труднообъяснимый факт, и Польша не унифицировали калибр собственных торпед и, имея к началу Второй мировой по четыре эсминца, располагали двумя типами самодвижущихся мин — 533-мм британскими и 550-мм французскими.

На ходовых опробованиях «Београд» продемонстрировал движение в 39 узлов — на узел больше проектного. Отметим, что «Бурраск» (равно как и «Вихер» с «Бужей») имел возможность развивать только 33 узла — в этом отношении замена энергетики на более современную отправилась очевидно на пользу.

Действительно, запас горючего, если сравнивать с «Дубровником», было нужно быстро уменьшить (до 120 т), и дальность плавания составила только 1200 миль. Но, для Адриатики такую величину посчитали приемлемой.

Практически незадолго до войны, в июле 1939-го, на верфи в Сплите состоялась закладка последнего боевого корабля королевской Югославии.

По проекту, созданному совместно с французами, фаворит «Сплит» воображал собой увеличенный «Дубровник» с пятью 140-мм орудиями, десятью 40-мм автоматами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Но последовавшие события спутали все замыслы.

Наступление Германии застало руководство польских ВМС неожиданно. Уже на третий сутки войны «юнкерсы» потопили пребывавший в Хеле «Вихер».

Три оставшихся эсминца сумели уйти с Балтики в Англию и в будущем действовали совместно с английским флотом. У берегов Норвегии 3 мая 1940 года погиб «Гром» — прямое попадание германской авиабомбы разломило корабль на две части. В том же месяце чуть было не поделила его участь и «Бужа», попав под воздушная бомбандировка в Кале. Действительно, эсминец все же удалось спасти и отремонтировать, и он до конца войны принимал участие в сопровождении атлантических конвоев.

Еще более деятельно действовала «Блискавица». В декабре 1941 года ее перевооружили, установив четыре спаренных 102-мм универсальных артустановки и пара «эрликонов»; позднее на ней показались современные радары. «Блискавица» сражалась на всех европейских театрах — от Средиземного моря до Арктики. На протяжении высадки союзников в Нормандии она вместе с британскими судами принимала участие в сражении, завершившемся уничтожением германских эсминцев Z-32 и ZH-1.

По окончании войны «Бужа» и «Блискавица» довольно продолжительное время находились на приколе в Англии, но после этого были возвращены Польше. Из них «Блискавица» сохраняется сейчас в качестве корабля-музея в Гдыне.

Будущее югославских эсминцев была более печальной.

Белграду недолго получалось сохранять нейтралитет в войне. В начале 1940 года в стране разразился глубочайший политический кризис; скоро Хорватия заявила о собственной независимости. Германия, воспользовавшись расколом в обществе, вторглась в Сербию.

Флот был между двух огней, не зная, какому из кабинетов министров направляться подчиняться. В итоге практически все югославские суда без боя были сданы итальянцам. Избежал позорной участи только эсминец «Загреб» — его взорвали в Которе офицеры собственного экипажа, отказавшись делать приказ о сдаче.

В итальянском флоте «Дубровник», «Београд» и «Любляна» приобрели новые имена — соответственно «Премуда», «Себенико» и «Любиана». Они были перевооружены и употреблялись в основном для охраны конвоев. В апреле 1943 года «Любиана» потерпела крушение у берегов Туниса. Два вторых корабля в том же году достались немцам. Новые хозяева снова перевооружили их, переклассифицировали в миноносцы и переименовали в ТА-32 и ТА-43.

Любопытно, что в роли ТА-32 бывший «Дубровник» в качестве главного калибра нес всего четыре 105-мм зенитки, что в какой-то степени оправдывало его новый статус миноносца. Перед капитуляцией Германии оба бывших «югослава» были затоплены экипажами.

Недостроенный фаворит «Сплит» также попал в руки итальянцев, а после этого — немцев.

В конце войны его затопили, но, однако, югославам удалось поднять собственный корабль. В итоге «Сплит» был достроен по совсем иному проекту. Его артиллерийское оружие складывалось из четырех американских 127-мм универсальных орудий, американским было и радиолокационное оборудование. Все это делало «Сплит» очень похожим на модернизированный в 50-е годы «Флетчер».

Но, к моменту собственного вступления в строй (1958 год) «Сплит» безнадежно устарел и по техническим средствам, и по концепции, исходя из этого в течение собственной недолгой работы в составе флота СФРЮ он употреблялся в роли учебного корабля.

С. БАЛАКИН

Разрушители мифов 160