Реактивные установки на восточном фронте

Реактивные установки на восточном фронте

Германская армия во время второй мировой обширно применяла реактивные боеприпасы, В Вермахте они именовались «минами», а трубчатые пусковые установки для них — «миномётами». Кое-какие источники утверждают, что создателем германских пороховых ракет калибров 100, 150 и 210 мм являлся инженер Небель. Исходя из этого они обозначались неспециализированным термином -Nebelwerfergranate, что означает — «мина Небеля». Действительно, такое выражение возможно было бы ещё истолковать и как «дымовую мину» (Nebel — туман, дым).

Второе предположение представляется самые вероятным: данный термин немцы применяли ещё в Первую мировую для обозначения мины с дымообразующим или отравляющим веществом.

В 1930 — 1940-х гг. обозначение «Небельферфер» использовалось как по отношению к одноствольным реактивным миномётам 10 cm Nebelwerfer 35 и 40, так и к показавшимся позднее 15 cm Nebelwerfer 41 и вторым.

По прошествии времени начального недоверия главного руководства Вермахта к новому оружию, продолжавшегося до самого финиша 1930-х гг, участие в его разработке, производстве и испытаниях приняло много организаций. Ведущую роль в разработке игрался созданный армией исследовательский центр в Пенемюнде, которому вменялось в обязанность апробирование образцов оружия, представленных вторыми фирмами.

Не смотря на то, что количество разрабатываемых проектов было громадно (более чем 100), развитие взяли только единичные. Тогда считалось, что реактивные системы залпового огня (РСЗО) предназначены, в первую очередь, для применения боевых отравляющих веществ, исходя из этого осколочной боевой частью мины оснащались только в качестве дополнения.

На первых порах немцы трудились над созданием одноствольных 105-мм реактивных «дымовых» миномётов 10 cm Nebelwerfer 35 обр.

1935 г., либо сокращённо Nb.Wrf 35. Данный пример имел ствол длиной 13 калибров, заряжался с дульной части. Боевая масса его составляла 105 кг, а в походном положении -111 кг, масса мины — 7,36 кг. Дальность его действия достигала 3000 м при скорострельности 10-15 выстр./мин.

10-см «дымовой» миномёт обр. 1940 г. 10 cm Nb.Wrf 40

Производство шестиствольных миномётов 15 cm Nb.W.

41 и снарядов к ним

Шестиствольный миномёт 15 сm Nb.Wrf 41 обр. 1941 г. Масса миномёта в походном положении — 540 кг, протяженность ствола — 1300 мм, время залпа — 5 с

Заряжание шестиствольного миномёта ракетами. Калибр ракет — 159,5 мм, масса — 34 кг, дальность полёта — 6800 м

Миномёт 10 cm Nebelwerfer 40 обр. 1940 г. (Nb.Wrf 40) был значительно более тяжёлым (масса 893 кг), но и более дальнобойным — с дальностью поражения до 6350 м. Помимо этого, он отличался заряжанием с казённой части.

Масса дымовой мины составляла 8,9 кг, осколочной — 8,95 кг, Ствол длиной 17,7 калибра снабжал снаряду начальную скорость 310 м/с. Боевая скорострельность — 8 — 10 выстр./мин.

Миномёты поступали в армии в Nebeltruppe — «части дымовой завесы»,

В будущем немцы больше не возвращались к таким проектам, а сосредоточили свои силы на создании реактивных совокупностей. В следствии были созданы две более замечательные пусковые установки («дымовые миномёты») на колёсных лафетах.

Это пятиствольный миномёт 21 cm Nb.W.42 и шестиствольный 30 cm Nb.AV.42. Масса первого составляла 550 кг, второго — 1100 кг.

В первый раз во Второй мировой германские системы залпового огня были применены 22 июня 1941 г. под Брестом.

Первой германской реактивной ракетной установкой стал шестиствольный миномёт, поступивший на вооружение химических полков Вермахта.

Опробования миномёта происходили в 1937 г. Совокупность взяла наименование «15-см дымовой миномёт типа D». В 1941 г. её переименовали в 15 cm Nb.W. 41 (Nebelwerfer) -15-см дымовой миномёт обр.41.

15 cm Panzerwerfer 42 auf Sfс рельсовыми направляющими

15 cm Panzerwerfer 42 auf Sfс трубчатыми направляющими

Одним из первых типов снарядов стала 150-мм ротационная ракета (фактический калибр — 159,5 мм), принятая на вооружение сухопутных армий в 1936 г. и неспешно усовершенствованная: её доработанные варианты обозначались как 15 cm Wurfgranete 41 Spreg (150-мм мина примера 1941 г., фугасная) или 15 cm Nebelgranate 4955 (150-мм дымовая мина).

Изюминкой её конструкции была боевая часть, расположенная в хвостовой части; в передней — разместили реактивный двигатель, снабжённый перфорированным дном с 26-ю наклонными соплами. Отличием химических мин от фугасных помогали кольца зелёного или жёлтого цвета.

Пороховой заряд был нескольких конструкций.

Сначала он имел вид бруска тёмного пороха, спрессованного при большой температуре. Он имел низкую прочность из-за наличия большого количества вакуумов, что вело к образованию трещин и, как следствие, к нередким авариям при запуске.

В 1935 — 1940 гг. единый заряд заменили на трубчатые шашки из бездымного диглеколевого пороха.

Формировали заряд кроме этого из четырёх трубок большего диаметра, между которыми укладывали пять меньших по размерам пороховых шашек. Заряд Digl R, к примеру, состоял кроме того из 24 громадных трубок длиной 132 мм с четырьмя цилиндрическими шашечками, положенными между ними. Из-за резкого ухудшения черт пороха в экстремальных температурных условиях употреблялись наполнители типа Тр для тропических условий (от — 5°С до +50°С) и типа Аrkt — для крайнего севера (от — 45° до 0°С).

Большая дальность полёта данной ракеты 15 cm Wurfgranete 41 Spreg, массой 34,15 кг, составляла 6700 -6800 м при громаднейшей скорости полёта 340 м/с. Пороховой заряд ракетного двигателя горел в течение 0,7 с.

Реактивная совокупность 15 cm Panzenverfer 42 auf sWS.

Пусковая установка с десятью направляющими размещалась на трёхгонном тягаче sWS обр. 1944 г.

Ракеты 8 cm R.Spreug — аналоги советского реактивного боеприпаса М-8

Но, в соответствии с инструкции, вести пламя возможно было лишь на расстояние, не превышающую 3000 м. Это ограничение было вызвано громадным числом преждевременных разрывов и недолётов сложных в устройстве турбореактивных снарядов.

Разлёт осколков 150-мм реактивной осколочно-фугасной мины осыпал площадь 13×40 м. Потому, что мина была тонкостенной, её осколочное воздействие выяснилось не сильный, а главным поражающим причиной являлась замечательная ударная волна, что являлось малоэффективным для ведения огня по точечным целям. Но при прямом попадании боеприпас «небельверферов» всё-таки имел возможность поразить лёгкий танк и вывести из строя средний. Вести пламя прямой наводкой миномёт не имел возможности.

Дымовая мина образовывала облако диаметром 80 — 100 м, которое сохраняло требуемую плотность в течение 40 с.

Шесть стволов миномёта длиной 1,3 м объединялись в блок посредством задней обойм и передней. Вся совокупность монтировалась на лёгком буксируемом колёсном лафете, что снабжался подъёмным механизмом с большим поворотным механизмом 45° и углом возвышения, снабжавшим угол горизонтального обстрела до 24°. Лафет был заимствован у 37-мм противотанковой пушки.

Ось лафета была коленчатой: в боевом положении она поворачивалась, колёса вывешивались, лафет опирался на сошки раздвижных станин и откидной передний упор. Боевая масса миномёта в снаряжённом положении достигала 770 кг, в походном положении — 540 кг.

Пламя вёлся залпами: в течение пяти секунд выпускались все шесть снарядов. Время перезарядки составляло 1,5 мин.

С апреля 1943 г. на вооружении германской армии показался самоходный вариант 150-мм реактивного миномёта, взявший официальное наименование «бронированная пусковая установка» 15 cm Panzerwerfer 42 (Zehuling) auf Sf (PzWrf 42).

Это была пусковая однозалповая десятиствольная установка с двумя параллельными блоками по пять направляющих в каждом. Поворотный станок размещался на бронекуполе особого транспортёра и имел круговой горизонтальный обстрел при угле возвышения направляющих до 45°.

Возимый боекомплект составлял 10 ракет (не считая имевшихся на направляющих) и укладывался в закрытый бронированный отсек в кормовой части автомобили. Запуск реактивных снарядов осуществлялся посредством электрического воспламенения наводчиком, чей пост размещался в боевого отделения под пусковой установкой. Расчёт — четыре человека.

15 cm Panzerwerfer 42 auf sWS

SPW S307(f)

Первым транспортёром данной пусковой установки стала «особая машина 4/1» (Sd.Kfz.4/1) на шасси Опель Blitz, названную Maultier («Мул»). Она имела колёсно-гусеничное шасси.

Боевая масса «Мула» составляла 7,25 т; габаритные размеры: протяженность -5,8 м, ширина — 2,09 м, высота — 2,6 м. За бронерубкой на закрытом бронированном куполе из 10-мм стали на массивном вилочном кронштейне размещалась пусковая установка.

Броневая защита лобовой части, кормы и бортов транспортёра достигала 8 мм, крыши корпуса — 6 мм. Страницы брони — катаные, соединённые заклёпками и сваркой.

Лобовой лист двигательного отсека устанавливался вертикально, борта капота — из двух броневых подробностей имели громадные углы наклона. На крыше рубки на турели крепился 7,92-мм пулемёт MG42 с боекомплектом 1500 патронов. Все автомобили оснащались радиостанцией Fug Spf G «f».

Карбюраторный 6-цилиндровый 4-тактный двигатель Опель жидкостного охлаждения имел рабочий количество 3,626 л. и мощность 75 л.с. при 3000 об/мин.

В трансмиссию входила четырёхскоростная коробка передач, тормоза — гидравлические и механические.

Ходовая часть включала в себя по четыре опорных катка с каждого борта. Подвеска пружинная, блокированная по два катка в двух балансировочных тележках. Поддерживающие катки размешались по одному на каждой тележке. Ведущее колесо переднего размещения, направляющее — заднее. Передние колёса автомобильного типа, управляемые.

Полугусеничная схема снабжала машине удовлетворительную проходимость и хорошую подвижность по распутью. Большая скорость по шоссе равнялась 40 км/ч, запас хода — 130 км.

Подбитая в сражении шестнадцатиствольная реактивная совокупность SPW S307(f). Блок направляющих установлен на трофейном французском тягаче SOMUA

Самоходная установка SPW S307(f) готова к ведению огня. Шестнадцать стволов заряжены 80-мм ракетами

Самоходные установки этого типа выпускались до марта 1944 г. Всего выпущено 296 единиц.

На базе Maultier была создана кроме этого бронемашина для перевозки снарядов -Munitionskraftwagen Sd.Kfc.4; изготовлена 251 единица.

В 1944 г. на базе трёхтонного тягача sWS (3-ton schwerer Wehrmachtschlepper) была создана ещё одна успешная самоходная ракетная установка 15 cm Panzerwerfer 42 (Zehiling) auf sWS. Ha закрытой транспортной площадке бронированного тягача в башне с 15-мм бронированием расположили пакет из десяти пусковых направляющих типа Nebelwerfer 42.

Башня имела возможность разворачиваться по горизонту в пределах 270° при углах вертикального наведения в пределах от — 5° до +45°. Возимый боекомплект складывался из 50 реактивных снарядов. В вооружение входил кроме этого 7,92-мм пулемёт MG42 с боекомплектом 2000 патронов.

Это кроме этого была колёсно-гусеничная машина. Гусеничная часть имела на один борт пять опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения.

Мелкозвенчатые гусеницы с шириной трака 500 мм были заимствованы у танка Panther.

Колёсная часть установки представляла собой передний мост автомобильного типа с двумя управляемыми односкатными колёсами на пневматических шинах с подвеской на поперечной листовой рессоре, ширина колеи — 2100 мм.

В трансмиссию входили двухдисковое сухое сцепление, четырёхскоростная планетарная коробка передач, демультипликатор, пневматические тормоза и двойной дифференциал.

командир и Водитель из бронированной кабины вели обзор через два передних и два бортовых люка, закрывавшиеся броневыми крышками. Бронированный моторный отсек имел маленькие жалюзи на верхнем бронелисте.

Вермахт удачно применял эту совокупность до завершения войны.

Пара РСЗО sWS были захвачены советскими войсками и союзниками, но нет сведений, что хоть одна из трофейных автомобилей была восстановлена.

Ещё одной базисной машиной для самоходной пусковой установки Panzerwerfer 42 стал трофейный французский полугусеничный тягач SOMUA MCG/MCL. В 1943 г. многие из них оборудовались броневым корпусом для применения в качестве бронированных тягачей SPW S307(f)).

На их шасси создавались многоствольные самоходные миномёты Leichter Reihenwerfer (16 Rohre) auf SOMUA MCG/MCL S 307 (f). Для этого в кормовой части автомобили на особой раме был смонтирован двухрядный пакет из 16-ти стволов французских 81-мм миномётов.

Ставили на эти шасси и германские пакеты из 10-ти стволов Nebelwerfer 41.

Такие миномёты имели индекс 15-сm Panzerwerfer 42 auf m.gep Zgkw.

В осеннюю пору 1941 r. немцам удалось захватить пара советских реактивных пусковых установок и к ним много снарядов — 82-мм М-8 и 132-мм М-13. В то время руководство Вермахта вычисляло, что их реактивные миномёты с трубчатыми направляющими лучше советских с крыльевой стабилизацией.

Но управление СС заинтересовалось этими боеприпасами, поручив проработку чертежей заводу Waffenfabrik Brunn в Брюнне (бывшие фабрики Ceska Zbrojovka в Брно), на котором к концу 1943 г. создали модифицированный пример оперённого реактивного боеприпаса (PC) калибром 80 мм.

Последовательность документов армейских лет свидетельствует, что завод в Брюнне был лишь местом умелого производства PC — за их разработку и опробования отвечало конструкторское бюро фабрик Skoda в Пршибраме.

В 1943 — 1945 гг. данный центр возглавлял Рудольф Энгель, что по распоряжению рейхсминистра военной промышленности и вооружения А. Шпеера принял управление всем комплексом. До этого у Энгеля было собственное предприятие VA Grossendorf в Гроссендорфе по конструированию реактивных двигателей.

В Пршибраме Энгелем велись работы над проектом ракеты 8 cm R.Spreng, аналогом советского PC М-8.

В отличие от него перья стабилизатора немцы установили косо, под углом 1,5° к продольной оси, за счёт чего происходило вращение ракеты в полёте. Это вращение ликвидировало эксцентриситет тяги односоплового ракетного двигателя, что было главной причиной низкой кучности советских ракет М-8 и М-13. Подверглась трансформациям и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен вперёд, что благоприятно отразилось на её надёжности.

В целом германская 80-мм ракета была более успешной, чем её коммунистический прототип.

8 cm R-Vielfachwerfer S303(f)

Ракета имела длину 705 мм, массу 6,6 кг, взрывчатого вещества в её головной части — 0,68 кг.

Пороховой заряд массой 1 кг снабжал ракете большую дальность 6000 м при скорости полёта 335 м/с.

Пусковая установка для неё практически была легко скопирована с трофейной советской совокупности с направляющими непривычного для немцев рельсового типа. Ввиду громадной массы ПУ, имевшей 48 балочных направляющих в четыре яруса, её монтировали на трофейном французском среднем танке SOMUA S35 (в Вермахте — обозначение PzKpfw 35s либо 739(f), сняв для этого с него башню.

В армиях совокупность обозначалась как Sd.Kfe.303, неспециализированное наименование — 8 cm R-Vielfachwerfer auf m.gep. Zgkw. S303(f).

Пакет направляющих имел массу 1290 кг. Запуск снарядов производился посредством электрического запального элемента.

Залп из 48 снарядов снабжал поражение техники и живой силы на участке местности 162 м по фронту и 265 м в глубину обороны соперника.

Облегчённый вариант совокупности с 24-ю направляющими, размещёнными в два яруса, устанавливался на базе полугусеничных БТР Опель Maultier либо французских полугусеничных тягачей SOMUA MCG/MCL (Zugkraftwagen S303 (f).

Велись на компании Skoda проработки и по захваченным советским PC М-13, подвергшимся важным трансформациям.

Так, их калибр со 130 мм увеличили до 150 мм. Для усиления осколочного действия заряд взрывчатки, размещённый ранее в изолированном контейнере, был удлинён и «втянут» конкретно в камеру сгорания. Особенное внимание было уделено ракетному двигателю, в особенности стабилизации горения, для чего стали использовать прогрессивно сгорающий зернистый порох Krantzpulver, и предстоящему уменьшению эксцентричности тяги. Большая часть винтовых соединений заменили сваркой.

80-мм самоходная пусковая установка R-V S303(f) на базе полугусеничного бронеавтомобиля SOMUA MCL

Отечественные войска в битвах захватили пара образцов германских 8-см снарядов, и на их базе советские конструкторы модифицировали личные РС. Ракеты М-13 и М-31 с косопоставленным оперением были приняты на вооружение Красной Армии в 1944 г., им присвоили индексы ТС-46 и ТС-47.

Напомним, что применение реактивных пусковых установок было нетипично для Вермахта, чаще использовались они в армиях СС. Возможно, пара десятков бронированных РСЗО затерялись бы среди тысяч единиц германской военной техники. Но они поступили на вооружение 21-й танковой дивизии, которая по окончании капитуляции и разгрома в Северной Африке была реорганизована во Франции. Техники для дивизии не хватало, потому её пополнили и этими самоходными установками.

В последних числах Мая 1944 г., приблизительно за чемь дней до высадки союзников, Э. Роммель инспектировал 21-ю дивизию, находился на учениях, в то время, когда дивизион 8 cm R-Vielfachwerfer auf m.gep.Zgkw. S303(f) делал боевые стрельбы.

В сутки высадки союзников в Нормандии этой дивизии было нужно нанести встречный удар по англо-американским армиям, так что уже 6 июня 1944 г. союзники на себе почувствовали, что такое пребывать под огнём РСЗО.

Впечатления были такими сильными, что попали во множество послевоенных изданий и описаний.

\

Статьи, которые будут Вам интересны: