Реактивный миномет вермахта

Реактивный миномет вермахта

Сухопутное реактивное оружие, либо, применяя современную терминологию, реактивные системы залпового огня первыми во время второй мировой применили… немцы. Да, да, подобные совокупности поступили на вооружение вермахта задолго до первого залпа отечественных реактивных установок, прогремевшего под Оршей 14 июля 1941 года. Глава Генштаба сухопутных армий вермахта генерал Ф.Гальдер записал 4 сентября 1939 года в собственном ежедневнике: «Один дивизион реактивных минометов типа «Небельверфер» готовься к концу сентября».

Спустя полгода, 11 апреля 1940 года, он сделал следующую запись: «Шестиствольные минометы будут продемонстрированы главкому спустя семь дней по окончании 17 апреля. К 1 октября их будет выпущено для 10 дивизионов (по 3 батареи, по 8 минометов в каждой; итого — 240 шт.). К 1 октября будет произведено 100 тыс. осколочно-фугасных и 80 тыс. дымовых снарядов к ним (за 120 секунд дивизион производит 300 шт.)».

В этих записях фигурируют два самых распространенных заглавия этого оружия: «Небельверфер» (Nebelwerfer — метатель дыма) и «шестиствольный миномет». Наряду с этим в первом случае Гальдер, по-видимому, имел в виду так называемый Do-Gerat 38, созданный под управлением генерала Дорнбергера (из этого и «Do» в заглавии совокупности).

Его 15-см реактивный боеприпас массой 40 кг, запускавшийся со станка решетчатой формы, был неудачен: тёмный порох, употреблявшийся в качестве метательного заряда, имел склонность к детонации, что приводило к нередким взрывам на начальной позиции. Массовое производство снарядов и станков так и не было развернуто.

Что касается второго примера, то называющиеся Nebelwerfer-15 cm-41 (15-cm-Nb.W.41) он выпускался с марта 1940 года вплоть до конца войны (произведено 5769 шт.) и сталнаиболее массовым и популярным реактивным минометом вермахта. Шесть ровных стволов калибра 158,5 мм (не единственный случай у немцев, в то время, когда подлинный калибр артсистемы значительно не совпадал с заявленным) были смонтированы на усиленном лафете 37-мм противотанковой пушки Pak 35/36 с увеличенной колеей колесного хода.

За 15-cm-Nb.W.41 последовали и другие конструкции минометов и реактивных снарядов разных калибров впредь до 320 мм. Одна из них запускалась со стационарных пусковых рам, другие, к примеру, 30-cm-Nb.W.42, из особых пусковых контейнеров, размещенных по бортам полугусеничного БТР Sd.Kfz.251. У 1487 пятиствольных минометов 21-cm-Nb.W.42 в качестве станка кроме этого употреблялся лафет 37-мм орудия.

Отдавая должное мощи германского реактивного оружия, отечественные воины дали ему (независимо от конкретной марки, в которых мало кто разбирался) прозвище «Ванюша». Немцы же уважительно именовали его Stuka zu Fu? — «сухопутная «Вещь».

Наряду с этим под словом «Вещь» конкретно понимался «Штурмкампффлугцойг» (Sturmkampfflugzeug) — пикирующий бомбардировщик Ju 87, самый эффективный самолет яркой помощи сухопутных армий первой половины войны, ставший настоящим кошмаром для всех соперников Германии.

Самоходный миномет Panzerwerfer 42:

1 — кронштейн для установки пулемета; 2 — крышки встроенных коробок для снаряжения; 3 — пакет стволов; 4 — колесо направляющее; 5 — колесо ведушее; 6 — фара Notek; 7 — зеркало заднего вида; 8 — дверь для загрузки боеприпасов и посадки экипажа.

На виде сверху пакет стволов условно не продемонстрирован.

Но у «сухопутной «Штуки» имелся один значительный недочёт — все пусковые установки существовали либо в буксируемом, либо в стационарном варианте.

В маневренных качествах «Ванюша» заметно проигрывал «Катюше» — советскому гвардейскому миномету БМ-13. Реактивные боеприпасы и в Красной Армии довольно часто запускались со стационарных пусковых рам, но стандартным оружием частей реактивной артиллерии у нас все-таки была самоходная пусковая установка на шасси грузовика.

Стремясь повысить мобильность собственных реактивных минометов, немцы в первой половине 40-ых годов XX века решили установить Nebelwerfer-15 ст-41 на поворотном станке в кузове грузовика.

Хотя, по-видимому, превзойти в этом вопросе русских, в качестве базисной автомобили они применяли полугусеничный Opel-Maultier и, более того, защитили его броней. Прототип был изготовлен в начале 1943 года. В серийное производство запустили сходу два варианта: военную машину 15 cm Panzerwerfer 42 Sf (Sd.Kfz.4/1) и транспортер снарядов Munitionskraftwagen fur Nebelwerfer (Sd.Kfz.4), в котором размещалось от 20 до 30 реактивных мин.

До конца 1943 года заводские цеха покинули 248 (по другим сведеньям — 188) транспортёра и пусковых 232 установок, а в 1944-м — еще 52 транспортёров и 57 установки.

На Восточный фронт это оружие попало, вероятнее, весной 1943 года. Любой полк «небельверферов» взял по одной батарее из восьми самоходных «панцерверферов» и для того чтобы же числа транспортеров снарядов.

Летом пара боевых автомобилей этого типа стали трофеями Красной Армии, и скоро в издании «Вестник танковой индустрии» показалось их подробное описание: «Частями Красной Армии были захвачены вездеходные установки десятиствольного 158-мм миномета. Для ходовой части использовано полугусеничное шасси транспортера, состоящего на вооружении германской армии.

Установка забронирована 6—8-мм броней.

Броней закрыт мотор, боевое отделение и кабина водителя, расположенное в задней части установки, над гусеницами.

В задней стенке боевого отделения имеется люк для входа экипажа, закрывающийся створкой.

В крыше боевого отделения, в передней его части, прорезан люк, позади него установлен поворачивающийся бронекупол. К нему приварен вертлюг, в цапфенных гнездах которого подвешена качающаяся часть миномета.

Она складывается из десяти стволов, расположенных в два последовательности, соединенных в один блок двумя кожухом и обоймами.

В боевом отделении к вращающемуся бронекуполу прикреплено сиденье наводчика, что при горизонтальном наведении вращается вместе с бронекуполом и минометом. Вертикальное наведение осуществляется посредством механизма винтового типа.

Для стрельбы и самообороны по зенитным целям над кабиной водителя имеется кронштейн для установки 7,92-мм пулемета МГ-34. Экипаж складывается из четырех человек: начальник автомобили (он же радист), наводчик, заряжающий и шофер.

водитель и Командир машины находятся в кабине.

Заряжающий — в передней части боевого отделения, под люком, что при стрельбе из миномета закрыт. Боекомплект установки складывается из 20 мин, из которых 10 находятся в трубах миномета, а 10 закреплено в гнездах в боевом отделении. Заряжается миномет с казенной части вручную через люк в крыше. В задней части ствола имеется пружинный захват, удерживающий мину от выпадания.

Выстрел производится замыканием электрической цепи, контактное устройство которой находится под рукой у наводчика.

Для стрельбы из миномета используются снаряды простого 158-мм шестиствольного миномета примера 1941 г. В боекомплекте имеются мины осколочного и фугасного действия и с химическим и дымовым зарядом.

Для сообщения мине поступательного и обеспечения вращательного перемещения помогает реактивный пороховой заряд.

Пороховые газы вырываются через 26 сопел и информируют боеприпасу поступательное перемещение. Но так как сопла расположены под некоторым углом к оси мины, в горизонтальной плоскости, то мина приобретает и вращательное перемещение около собственной оси, чем и обеспечивается ее устойчивость в полете. Вес мины 34—27 кг, дальность 6100—6900 м».

Фугасная реактивная мина:

1 — колосник верхний; 2 — камора реактивная; 3 — заряд реактивный; 4— сопло; 5 — заряд разрывной; 6 — детонатор.

К этому описанию направляться добавить, что вертикальные углы наведения пакета стволов миномета колебались в пределах от — 12° до +80°. Горизонтальный угол наведения составлял 270°. В принципе, бронекупол имел возможность поворачиваться на 360°, но ведение прицельной стрельбы посредством прицел-дальномера RA-35 ограничивала кабина водителя. Машина оснащалась радиостанцией FuG Spr G1.

Полная боевая масса установки составляла 8450 кг.

Существовал еще один вариант самоходной реактивной пусковой установки, созданный в академии армий СС в Брюнне. На его конструкцию сильное влияние оказала советская установка БМ-8. Пакет направляющих рельсового типа для запуска 24 реактивных 80-мм снарядов был смонтирован на бронированном шасси трофейного французского полугусеничного тягача Somua S303(f).

Всего изготовили 13 автомобилей этого типа (как минимум, у одной в качестве базы употреблялся Opel-Maultier), 12 из которых поступили в 521-ю и 522-ю батареи. Их применение было менее успешным, чем у Panzerwerfer 42, как по обстоятельству мелкого калибра, так и из-за громадного рассеивания снарядов. Германские воины прозвали эсэсовские установки Himmler-Orgel — «Орган Гиммлера», по всей видимости, из-за некоего внешнего сходства с отечественными «катюшами», каковые, со своей стороны, немцы именовали Stalin-Orgel.

направляться подчернуть, что 10-ствольный «Панцерверфер» воображал собой достаточно успешную военную машину. Ее защищенность и проходимость были лучше, чем у советских установок. Меньшее количество мин в залпе компенсировалось большей точностью за счет применения турбореактивного результата. К числу преимуществ возможно отнести и второй боекомплект, возимый конкретно на военной машине, и наличие бронированного транспортера снарядов.

Но никакого заметного влияния на ход военных действий самоходные «ванюши», в отличие от «катюш», не оказали — их было через чур мало.

До наших дней сохранились две военные машины этого типа. Одна находится в танковом музее в Самюре (Франция), вторая — в военно-историческом музее бронетанкового оружия и техники в г. Кубинка под Москвой.

М. КНЯЗЕВ

Nebelwerfer Германский шестиствольный миномёт \

Статьи, которые будут Вам интересны: