Римское фехтование

Внешний вид римских солдат, их доспехи и оружие возможно реконструировать согласно данным археологических источников. Но, не ограничиваясь взятой статичной картиной, историки стремятся узнать, как именно это военное снаряжение употреблялось. Информация из исторических источников и опыты с современными репликами старого снаряжения разрешили с высокой долей возможности представить римскую технику боя.

Какой же она была?

военное обучение и Боевое снаряжение

Римский легионер эры хорошей и поздней Республики в сражении вооружался клинком, щитом и двумя дротиками. При сближении с соперником легионеры вначале метали в него дротики, а после этого нападали с клинком в руках. Римский клинок (gladius hispaniensis) имел долгий, от 68 до 76 см, и узкий (4 см шириной), легко сужающийся в середине меч с вытянутым узким остриём, одинаково прекрасно приспособленный как для нанесения укола, так и для рубки.

Такая форма меча стала широко распространена по окончании II Пунической войны.

Римское фехтование
Римские мечи начала II века до н. э. — второй половины I века н. э.

В рукопашной схватке, которой в большинстве случаев заканчивалось сражение, мечи были ужасным оружием в руках римских легионеров. Психотерапевтический эффект, что создавало это оружие и наносимые им раны, красочно обрисован Ливием в одном из эпизодов, приуроченных к началу II Македонской войны:

«…тела, покалеченные испанскими клинками, руки, отсечённые одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и другое, столь же ужасное и ужасное, македоняне ужаснулись тому, с какими людьми и против какого именно оружия будет необходимо им иметь дело».

Обучение фехтованию на клинках входило в подготовку римских легионеров. О том, как оно велось, известно со слов позднеантичного автора Вегеция Рената:

«Древние следующим образом вели упражнения с новобранцами. Они сплетали из прутьев, наподобие плетня, закруглённые щиты, с тем дабы данный “плетень” весил в два раза больше, чем обычный, страной установленный щит. Равным образом вместо клинков новобранцам давались древесные дубины также двойного веса.

И вот так не только утром, но и по окончании полудня они упражнялись на древесных чучелах… Любой отдельный новобранец должен был вбить для себя в почву такое отдельное древесное чучело, так дабы оно не качалось и имело 6 футов в высоту. Против этого чучела, как бы против собственного настоящего неприятеля, упражняется новобранец со своим “плетнём” и с дубиной, как словно бы с щитом и мечом; он то старается поразить его в лицо и голову, то угрожает его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему подколенки, отступает, наскакивает, кидается на него, как на настоящего неприятеля; так он проделывает на этом чучеле все виды нападения, всё мастерство боевых действий».

Вегеций намерено оговаривает, что при упражнениях особенное внимание уделялось тому, дабы боец, нанося удар, не отводил в сторону руку со щитом и не открывал тем самым себя для удара соперника. С целью этого, он утвержает, что римляне стремились учить новобранцев колоть, а не рубить:

«Удар рубящий, с какой бы силой он ни падал, не часто бывает смертельным, поскольку крайне важные части тела защищены и оружием, и костями; напротив, при колющем ударе достаточно вонзить клинок на два дюйма, дабы рана была смертельной, но наряду с этим нужно, дабы то, чем пронзают, вошло в крайне важные органы. После этого, в то время, когда наносится рубящий удар, обнажаются правый и правая рука бок; колющий удар наносится при прикрытом теле и ранит неприятеля раньше, чем тот успеет подметить. Вот из-за чего в сражениях римляне пользовались в основном этим методом».

Рисунок Питера Коннолли с реконструкцией процесса обучения римских воинов фехтованию

Та же техника, по словам Вегеция, употреблялась при обучении бойцов в гладиаторских школах. Боец, прошедший в том месте выучку, умел с однообразной ловкостью сражаться как левой, так и правой рукой и обладал самыми изощрёнными приёмами фехтования. Римский оратор Квинтилиан сравнивал с поединком гладиаторов реплики, которыми обменивались юристы в суде:

«…вторые позиции их становятся третьими, в случае если первая была выполнена чтобы вызвать соперника на удар, и четвёртыми, в случае если уловка двойная, так что нужно два раза парировать и два раза наносить удар».

Подготовка рядовых солдат не была столь изощрённой. Но в 105 году до н. э. консул Публий Рутилий, отправляясь на войну против кимвров, поручил преподавателям фехтования из гладиаторской школы Аврелия Скавра преподать легионерам более отражения ударов и сложные приёмы нанесения.

Фехтование гладиаторов. Терракотовая статуэтка I века н. э.
Римская техника боя

О технике и способе римского фехтования имеется последовательность прямых указаний в повествовательных источниках. Одно из самые подробных описаний в собственности Дионисию Галикарнасскому. Говоря о войнах, каковые римляне вели против галлов в четвертом веке до н. э., греческий историк сравнивает характерную манеру сражаться обоих соперников:

«Принятый у дикарей метод сражаться… был хаотичным и непричастным к армейскому мастерству. Так как они то поднимали мечи вверх и наносили удары, наваливаясь всем своим телом подобно каким-то дровосекам либо землекопам, то направляли неприцельные удары сбоку, как будто бы собираясь разрубить вместе с самими доспехами всё тело соперника. После этого острия собственных клинков они отводили в сторону.

У римлян же боевые приёмы и защита против дикарей были прекрасно отработаны и снабжали большую безопасность. Так как в то время, когда варвары ещё лишь заносили собственные мечи, они, поднырнув под их руки и поднимая вверх щиты, а после этого ссутулившись и пригнувшись, делали их удары ненужными и напрасными, потому, что направлялись те через чур высоко. Сами же они, держа мечи прямо, били неприятелей в пах, пронзали бока и поражали внутренние органы ударами в грудь.

А у кого видели эти части тела защищёнными, тем подрезали сухожилии под коленями либо на лодыжках и опрокидывали их на землю — скрежещущих зубами, кусающих щиты и издающих крик, похожий на рёв, как дикие животные».

Терракотовая статуэтка II века до н. э., изображающая обрисованную у Дионисия Галикарнасского низкую стойку. Древнее собрание, Берлин

Очень схожее описание поединка между галльским зачинщиком и ответившим на его вызов римским солдатом мы встречаем у Тита Ливия:

«В то время, когда бойцы стали друг против друга между последовательностями соперников и столько народу взирало на них испуганно и надеждою, галл, возвышаясь как гора над собственным соперником, выставил против его нападения левую руку со щитом и обрушил собственный клинок с оглушительным звоном, но бесполезно; тогда римлянин, держа меч остриём вверх, с силой поддел снизу вражеский щит своим щитом и, обезопасив так всего себя от удара, протиснулся между его щитом и телом врага; двумя ударами подряд он поразил его в пузо и в пах и поверг неприятеля, упавшего во целый собственный громадный рост».

Наиболее значимый элемент обоих описаний — низкая стойка римских солдат. Пригнувшись, солдат полностью прячется за громадным ростовым щитом, на что он принимает замечательные рубящие удары галльского меча. С целью этого, как говорит Полибий, верхняя и нижняя кромка римского щита обивалась железом. Скрываясь за щитом и улучив удобный момент, римлянин колол собственного соперника остриём меча.

Удар наносился снизу вверх, в качестве цели выбирались грудь, бока и пузо, каковые у галлов не были защищены доспехом.

Реконструкция сражения римлян с галлами Ангуса Макбрайта. На переднем замысле живописец изобразил характерную низкую стойку легионера, что пробует поразить собственного высокого соперника остриём меча в бок
военное техника снаряжение и Римская боя

археолог и Британский историк Питер Коннолли постарался воссоздать применяемую римлянами технику фехтования, исходя из анализа римского армейского снаряжения второй половины I века до н. э. — начала I века н. э. Римские легионеры сейчас носили кольчугу с дополнительными усилениями наплечников, голова солдата была защищена высоким куполообразным шлемом с широким назатыльником и громадными нащёчниками, полностью закрывавшими лицо.

В начале I века н. э. купол шлема приобрёл более округлую форму, спереди в лобной части его стали украшать рельефными бровями и узким, выступающим вперёд козырьком. Назатыльник шлема увеличился в размерах, задняя часть купола начала снабжаться несколькими рёбрами жёсткости. Нащёчники кроме этого увеличились и купили широкие боковые поля, разрешающие закрыть верхнюю часть шеи.

В нижней части обода шлема стали делать полукруглый вырез для ушей, сверху закрытый широкой изогнутой пластиной.

Римские шлемы I века н. э.

Разумеется, появление рельефных бровей и козырька в лобной части купола, широких нащёчников и наушей имело целью повысить предохранительную функцию шлема и обезопасить верхнюю часть и голову плеч солдата от ударов клинков. Но, думает английский исследователь потом, из-за чего римляне применяли столь сложный дизайн формы шлема, а не снабдили легко собственные шлемы широкими полями, как до них это делали оружейники на эллинистическом Востоке? Ответ, что он находит, пребывает в том, что таковой формы шлема потребовал римский метод боя.

«Шлем данной формы рекомендован чтобы защищать бойца, привыкшего сражаться согнувшись, в нижней стойке. Таковой боец обязан наблюдать снизу вверх и защищаться от ударов в голову, каковые, скользя по шлему, смогут поразить его в лицо либо в верхнюю часть и плечи поясницы. Это тактика бойцов маленького роста, в сражении колющих собственных более высоких соперников в пузо.

При таковой тактике глубочайший назатыльник на шлеме должен был сократить возможность наклона головы, а широкий козырёк на уровне глаз стал бы ограничивать сектор видимости».

Поздние трансформации

Трансформации римского армейского снаряжения, каковые происходили в течение второй половины I — начале II века н. э., неминуемо отражались на технике боя. Римский легионер этого времени, вид которого известен, в первую очередь, по рельефам колонны Траяна, облачен в наборный пластинчатый панцирь, защищён щитом прямоугольной формы. Его клинок имеет значительно более долгий меч с маленьким остриём и, следовательно, лучше приспособлен для нанесения рубящего удара, чем для укола.

Легионеры Траяна в сражении с неприятелями должны были применять значительно более прямую стойку с опорой корпуса на обширно расставленные ноги. Солдат стоял к сопернику левым плечом вперёд, щит в опущенной книзу левой руке надёжно защищал его от направленных на него ударов. Центр тяжести переносился на выставленную вперёд левую ногу, которая защищалась поножей. В данной характерной позе римские легионеры изображены на рельефах колонн Траяна и Марка Аврелия, и вторых победных монументов II века н. э.

Реконструкция Ангуса Макбрайта сражения римлян с даками начала II века н. э. В базе лежит рельеф, изображённый на следующей иллюстрации

Говоря о сражении римлян с бриттами у Граупийских гор, Корнелий Тацит следующим образом обрисовывал применяемую ими технику боя:

«Агрикола обратился к четырём когортам батавов и двум тунгров, призвав их разрешить войти в движение мечи и вступить в рукопашную схватку, в чём благодаря долгой работе в войске они были умелы и искусны, и что давало им перевес над неприятелями, потому что лишённый острия клинок англичан негоден для боя, в котором неприятели, столкнувшись грудь с грудью, вступают в единоборство. И вот батавы стали обрушивать удары собственных клинков на англичан, разить их выпуклостями щитов, колоть в ничем не прикрытые лица и, сокрушив тех, кто стоял на равнине, подниматься, сражаясь, по склону бугра, а остальные когорты, соревнуясь с ними и поддержанные их натиском, стали рубить всех попадавшихся им навстречу».

На одном из рельефов Трофея Траяна из Адамиклисси мы видим, как римский солдат применяет собственный щит для нанесения удара собственному сопернику. С целью этого он упирается в его плоскость плечом, после этого делает стремительный ход вперёд и обрушивается на собственного неприятеля всей массой тела, стремясь опрокинуть его навзничь либо вывести из равновесия. В то время, когда соперник, ошеломлённый ударом, раскрывается, римлянин причиняет ему укол остриём меча в левый бок.

Таким-то образом, в соответствии с описанию Валерия Максима, «…то отталкивая неприятелей щитом, то пронзая их лезвием», римские легионеры действовали на поле боя.

Рельеф с Трофея Траяна из Адамиклисси, поставленного в ознаменование победы над даками

Позднее ту же технику боя обрисовывал Аммиан Марцеллин, упоминая кроме этого о её гладиаторском происхождении:

«Отечественные воины укрепили строй… и с громадным энтузиазмом возобновили бой; уклоняясь от ударов и прикрываясь по методу мирмиллонов, они кололи неприятеля в бок, в случае если тот в бешенстве раскрывался».

Литература:

  1. Connolly P. The Reconstruction and Use of Roman Weaponry in the Second Century BC. — Journal of Roman Military Equipment Studies 11, 2000. — Pp. 43–46.
  2. Connolly P. The Roman Fighting Technique Deduced from Armour and Weaponry. Roman Frontier Studies 1989: Proceedings of the XVth International Congress of Roman Frontier Studies, eds. Valerie A. Maxfield and Michael J. Dobson. — Exeter, 1991. Pp. 358–363.
  3. Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. — Mainz am Rhein, 2003. — 342 S.
  4. Junkelmann M. Das Spiel mit dem Tod. So kampften Roms Gladiatoren. — Verlag Philipp von Zabern, Mainz, 2000. — 270 S.
  5. Sumner G. Roman Army. Wars of Empire. — London, 1997.
  6. Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. — М., 1992. — 270 с.

атаки и — Техника Римское фехтование защиты

Статьи, которые будут Вам интересны: