«Росомаха» и «ахиллес»

«Росомаха» и «ахиллес»

В один момент с проектированием, развёртыванием и испытаниями серийного производства легких противотанковых самоходных артиллерийских установок (САУ) на шасси бронетранспортёров и автомобилей (см. «Моделист-конструктор» № 1, 2002 г.) в Соединенных Штатах приступили к разработке аналогичных боевых автомобилей на танковых шасси. Уже в сентябре 1941 года Департаментом оружий был выдан заказ на установку в САУ 3-дюймовой зенитной пушки М3.

Спустя месяц проект автомобили был одобрен и взял обозначение Т24.

Самоходную установку изготовили в первых числах Ноября на заводе компании Baldwin Locomotive Works и передали для опробований на Абердинский полигон.

При создании данной самоходки ничего сверхвыдающегося американцы изобретать не стали. С корпуса танка убрали башню вместе с подбашенным страницей, ликвидировали бортовой курсовые пулемёты и спонсон. В следствии в появившейся открытой сверху бронированной рубке установили зенитную пушку на штатном станке.

Причем ствол орудия проходил над лобовым страницей рубки. Сектор горизонтального обстрела составлял 33°, вертикального — колебался в пределах от -2° до +15°. Опробования продемонстрировали, что САУ была устойчивой при стрельбе на всех углах наведения, как по вертикали, так и по горизонтали. Вместе с тем эксперты полигона отнесли к значительным недочётам громадную высоту автомобили и фактически незащищенный расчет. В январе 1942 года орудие демонтировали, а машину вернули на завод для переделки в САУ Т40.

На последней 3-дюймовую зенитку М1918 разместили уже в амбразуре лобового страницы рубки, понизив наряду с этим высоту линии огня и фактически сведя к нулю сектор горизонтального обстрела. Защита же участников орудийного расчета стала значительно лучше, не смотря на то, что рубка и осталась открытой сверху. Опробования САУначались в марте 1942 года, по их итогам машину рекомендовалось принять на вооружение.

В апреле 1942 года она была стандартизирована под индексом М9. Но серийное производство данной САУ так и не было развернуто. Стало известно, что в наличии на складах имеется всего 27 зенитных пушек М1918!

Выпуск же столь маленького числа истребителей танков совсем не решал проблему оснащения ими сухопутных армий.

В августе 1942 года проект закрыли, тем более, что работы по созданию другого истребителя танков завершились куда громадным успехом.

Речь заходит о противотанковой САУ Т35. Ее чертежи Департамент оружий дал 12 ноября 1941 года. Машина базировалась на шасси среднего танка М4А1.

3-дюймовая пушка Т12, заимствованная у тяжелого танка М6, устанавливалась в открытой сверху и позади башне. Военных особенно завлекали в этом проекте возможность ведения огня на 360° и применение стандартного башенного погона. В декабре базисное шасси заменили на М4А2 и изготовили древесный макет САУ в натуральную величину.

Скоро машину собрали в металле. Наряду с этим корпус танка М4А2 подвергся некоторым трансформациям. В частности, была ликвидирована установка курсового пулемета, а толщина бортов уменьшена до 25,4 мм (1 дюйм). Бронезащиту трансмиссии усилили накладкой из двух бронелистов, сваренных под углом 90°. Пушку установили в открытой сверху круглой сварной башне.

В разгар работ над Т35 штаб противотанковых частей армии США выдвинул новые требования к самоходке.

Сейчас она должна была иметь пониженный силуэт и наклонную броню бортов подбашенной коробки. По окончании внесения этих трансформаций машина взяла индекс Т35Е1. В январе 1942 года на заводе компании Fisher был изготовлен опытный образец, что весной передали на Абердинский полигон для совместных опробований с Т35. Опробования обстрелом продемонстрировали преимущество наклонной брони корпуса, а вот конструкцию башни признали неудовлетворительной.

Было решено заменить ее новой — шестигранной, сваренной из катаных бронелистов. В мае 1942 года по окончании успешных опробований Т35Е1 советовали к серийному производству. На протяжении подготовки к нему в конструкцию автомобили внесли кое-какие трансформации. В частности, в очередной раз уменьшили толщину бронелистов, снабдили посадочным люком ассистента механика-водителя и разместили на башни и броня корпуса бонки для крепления страниц дополнительной бронезащиты.

В таком виде в июне 1942 года машину стандартизировали под обозначением М10 либо, в случае если быть полностью правильным, 3 inch Gun Motor Carriadge M10 (практически — «моторная повозка для 3-дюймовой пушки»).

Истребитель танков М10.

С серийным же производством «моторной повозки» вышла задержка.

Связана она была с конструкцией шестигранной башни. Какого именно как раз рода трудности появились при ее создании, американские источники не информируют. Честно говоря, тяжело поверить, что они носили технический темперамент. Чтобы не откладывать начало серийного производства, была создана временная пятигранная башня. Но, как мы знаем, нет ничего более постоянного, чем временное. В то время, когда все неприятности с шестигранной башней разутрясли, ее производство не затевать.

В законченном виде истребитель танков М10 пара напоминал «Шерман» М4А2, на шасси которого он и был создан. Машина имела сварной корпус, отличавшийся от танкового наклонным расположением и меньшей высотой бортов. В открытой сверху вращающейся сварной пятигранной башне разместили 3-дюймовую пушку М7, созданную на базе зенитной. Протяженность ствола орудия составляла 50 калибров, начальная скорость бронебойного боеприпаса — 793 м/с.

В кормовой части башни на вертлюжном кронштейне смонтировали 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ. Боекомплект включал 54 артвыстрела и 1000 патронов.

САУ М10 оснащалась силовой установкой GMC 6046 модели 71 из двух 6-цилиндровых двухтактных бескомпрессорных рядных дизелей, расположенных параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 375 л.с. при 2100 об/мин.

Трансмиссия складывалась из двух однодисковых основных фрикционов сухого трения (по одному на двигатель), поперечной соединительной передачи, карданного вала, механической пятискоростной (5+1) коробки передач с синхронизаторами на всех передачах, не считая 1-й и заднего хода, двойного дифференциала типа «Клетрак», делавшего роль механизма поворота, и одноступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть, применительно к одному борту, складывалась из шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансировочные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах любая; трех поддерживающих катков, направляющего колеса, ведущего колеса переднего размещения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное).

В каждой гусенице имелось 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм, ход трака — 152 мм. Траки железные либо резинометаллические с сайлент-блоком.

Уровень бронезащиты САУ значительно понизили если сравнивать с базисным танком. Так, лобовая часть корпуса имела толщину 50,8 мм, борта и корма — 25,4, крыша — 9,5… 19, днище — 12,7 мм.

Толщина страниц башни — 25,4 мм. Американские армейские думали, что истребитель танков обязан владеть более высокими чертями подвижности, чем танк, хотя бы и в ущерб защищенности. Но массу удалось понизить приблизительно на 2,5 т, что фактически не сказалось на маневренности. САУ М10 при боевой массе 29,6 т развивала ту же большую скорость, что и танк М4А2 — 48 км/ч. Запас хода благодаря пара большей емкости топливных баков составлял 320 км (у танка — 290 км).

Экипаж САУ складывался из пяти человек.

В сентябре 1942 года на заводе Fisher началось серийное производство САУ М10. В течение этого месяца цеха покинули первые 105 автомобилей.

Выпуск М10 длился до декабря 1943 года и завершился изготовлением 4993 самоходок.

В октябре 1943 года к производству М10 подключилась и компания Ford Motor. Эта компания производила «шерманы» модификации М4АЗ, отличавшейся от М4А2 по большей части типом силовой установки. Фордовский вариант САУ, взявший обозначение М10А1, оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford GAA мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин.

Истребитель танков М36 в армейском музее на Абердинском полигоне в Соединенных Штатах.

Сборка М10А1 на производственной линии компании Ford осуществлялась с октября 1942 по сентябрь 1943 года и завершилась по окончании изготовления 1038 автомобилей. В сентябре того же года сборку М10А1 передали на завод Fisher, где она длилась параллельно с М10 до конца ноября 1943-го, а после этого еще и в январе 1944 года. Тут собрали 375 комплектных самоходок и 300 — без башен. Последние употреблялись позднее при изготовлении истребителей танков М36.

Включая эти 300 автомобилей, неспециализированный выпуск М10А1 составил 1713 единиц.

На протяжении серийного производства самоходка совершенствовалась очень незначительно. Стоит только отметить введение в прицельный комплекс автомобили, в дополнение к телескопическому прицелу, квадранта и панорамы, что разрешило САУ вести пламя с закрытых позиций.

Отдельной проблемой стала неуравновешенность башни, появившаяся из-за размещения в ее передней части тяжелой артсистемы (масса пушки составляла 911 кг).

Решить ее за счет размещения в корме башни части боекомплекта, установки навески и зенитного пулемёта запасных траков не удалось. Было нужно применить на двух кормовых страницах башни особый противовес. В следствии машине приходилось возить 1,6 т ненужного груза. На М10 употреблялись четыре варианта противовесов, отличавшихся друг от друга формой. В последнем варианте в верхней части противовеса были предусмотрены ниши для снаряжения предметов и размещения амуниции.

Боевое крещение М10 взяли в составе 2-го военного корпуса на протяжении боев в Тунисе в марте 1943 года. Вплоть до конца войны они употреблялись в военных действиях в Италии и на Западном фронте.

По программе ленд-лиза союзникам по антигитлеровской коалиции передали практически треть САУ М10 — 2143 автомобили. Из них Англия взяла 1648, Франция — 443 и СССР — 52.

В армии США эти САУ употреблялись до начала, а во французской армии до середины 1950-х годов.

Что касается Красной Армии, то установками М10 были оснащены два самоходно-артиллерийских полка. 1239-й самоходно-артиллерийский полк сражался в составе 16-го механизированного корпуса 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта. Он принимал участие в освобождении Польши и Белоруссии.

1223-й самоходно-артиллерийский полк в составе 29-го механизированного корпуса 5-й гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта принимал участие в операциях по освобождению Белоруссии, Восточной Пруссии и Прибалтики. На 1 мая 1945 года в полку имелось 10 САУ М10, из которых, действительно, только четыре были исправны.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Истребитель танков М10 стал самая массовой американской самоходкой в английской армии.

Но британцев не устраивали, в неспециализированном-то, плохие баллистические характеристики пушки М7. И это в то время, в то время, когда у них имелась хорошая 17-фунтовая (76,2-мм) противотанковая пушка, которой они в канун высадки на Европейский континент стремились оснастить как возможно большее количество боевых автомобилей.

Начиная с февраля 1944 года сходу на нескольких арсеналах началось перевооружение М10.

Работы шли скоро — 17-фунтовая пушка была прекрасно уравновешена, легкий ствол и компактный, но тяжелый казенник разрешили разместить ее в цапфах прошлого орудия. Боекомплект пушки складывался из 50 выстрелов. Бронебойные боеприпасы с бронебойным и баллистическим наконечником имели начальную скорость 908 м/с.

С дистанции 900 м таковой боеприпас пробивал броневую плиту толщиной 130 мм, расположенную под углом 30° к вертикали. С августа 1944 года в боекомплекты танков стали включать, правда в ограниченных количествах, новые подкалиберные боеприпасы SVDS либо APDS. Масса для того чтобы боеприпаса составляла 3,588 кг, масса вольфрамового сердечника — 2,495 кг.

Боеприпас покидал ствол со скоростью 1200 м/с и с дистанции 900 м пробивал 193-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали. В целом же 17-фунтовая пушка имела пара лучшие характеристики бронепробиваемости, чем германская 88-мм KwK 36 и американская калибра 90 мм, и заметно уступала лишь 88-мм пушке KwK 43 тяжелого танка «Королевский тигр».

Самоходные установки М10 имели в английской армии два обозначения: SP 3 inch М10 Mk I (без противовеса на башне) и SP 3 inch М10 Mk II (с противовесом на башне).

Но чаще употреблялось наименование Wolverine («Росомаха»). САУ, вооруженная 17-фунтовой пушкой, взяла индекс SP 17 pdr М10 и наименование Achilles («Ахиллес»).

В британской армии самоходные пушки М10 и «Ахиллес» поступали на вооружение противотанковых артиллерийских полков танковых дивизий, и корпусных и военных артполков.

В армиях 21-й группы армий генерал-фельдмаршала Монтгомери входе боевых действий в Нормандии насчитывалось 11 (8 английских, 2 канадских и 1 польский) полков самоходной противотанковой артиллерии, оснащенных САУ «Ахиллес», а в общем итоге — 270 боевых автомобилей. Солидная же часть самоходок этого типа поступила в британские армии, вести войну в Италии.

В составе польских сил на Западе во время с 1943 по 1945 год были организованы четыре полка самоходной артиллерии, вооруженные САУ М10 и «Ахиллес».

Два из них активно учавствовали в военных действиях.

На вооружении британской армии САУ «Ахиллес» пребывали до середины 1950-х годов. Большое количество самоходок было передано вторым государствам: Бельгии, Дании, Канаде, Израилю, ЮАР и Италии.

Истребитель танков «Ахиллес»:

1 — 17-фунтовая пушка; 2—дульный тормоз; 3—противовес пушки; 4—зенитный пулемет Browning М2НВ; 5—противовес башни; 6—люк механика-водителя; 7—прибор наблюдения амеханика-водителя; 8—люк ассистента механика-водителя; 9—сиденье начальника; 10—сиденье заряжающего; 11—укладки 17-фунтовых выстрелов; 12—сиденье наводчика; 13—рым; 14—запасные траки; 15—огнетушитель; 16—кронштейн крепления ствола пушки по-походному.

Слабость оружия собственной главной противотанковой самоходки сознавали и американцы. Они начали искать пути его усиления уже в первой половине 40-ых годов XX века. На базе 90-мм зенитной пушки была создана танковая, но все попытки разместить ее в штатной башне М10 закончились неудачей. В марте 1943 года компания Chevrolet представила деревянный макет и проектную документацию новой башни. Скоро компания Ford изготовила два прототипа новой САУ на шасси М10А1.

Под индексом Т71 они поступили для опробований на Абердинский полигон.

В июле 1944 года машину стандартизировали под обозначением М36. Первый же заказ на изготовление партии самоходок был выдан в конце 1943 года.

Фактически говоря, изготавливались лишь башни с оружием, а шасси заимствовалось у самоходок М10А1, а после этого и у М10. С ноября 1943-го по сентябрь 1945 года так изготовили 2324 автомобили трех модификаций.

Методом переделки шасси М10А1 было получено 1413 САУ М36. В открытой сверху башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей, переходящей в противовес, пребывала 90-мм пушка М3. Ее боекомплект складывался из 47 выстрелов.

Часть пушек снабжалась дульным тормозом.

На базе среднего танка М4АЗ изготовили 187 самоходок. Потому, что башенные погоны САУ М10 и танка «Шерман» были однообразны, то и башня с 90-мм пушкой устанавливалась на танк без каких-либо затруднений. Эта машина взяла обозначение М36В1. Но, ее можно считать скорее модификацией танка, а не самоходной установки.

Наконец, с марта по сентябрь 1945 года заводские цеха покинули 724 САУ М36В2.

Эти автомобили изготавливались на шасси М10 и имели навесную броневую крышу над боевым отделением.

В августе 1944 года первые самоходные установки М36 прибыли во Францию. Они употреблялись в основном для борьбы с германскими тяжелыми танками и активно учавствовали в отражении германского наступления в Арденнах в декабре 1944 г.

До начала 1950-х годов М36 и М36В2 состояли на вооружении американской армии и употреблялись на протяжении войны в Корее.

Эти же автомобили использовались французами в Индокитае впредь до середины 1950-х годов. В армиях таких государств, как Пакистан и югославия, они помогали существенно продолжительнее. Последние факты боевого применения самоходок М36 относятся ко времени гражданской войны в Югославии 1991—1995 годов.

Истребитель танков М10 на протяжении показа в танковом музее в Самюре, Франция. Фото Стивена Залоги (США)

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Отрывок из фильма \

Статьи, которые будут Вам интересны: