Русская народная борьба (среднее зауралье) (1 часть) — «военные действия»

В то время, когда заходит обращение о народной боевой традиции, сходу представляется кулачный бой. Так было и в девятнадцатом веке — Песня о торговце Калашникове М. Лермонтова, так остается и по сей день — узнаваемая сцена из "Сибирского цирюльника" Н. Михалкова. Но была в народе достаточно обширно распространена и борьба.

Упоминается, что в дипломной работе А. Харлампиева обрисовано около 20 видов народной средств и борьбы самозащиты. Где они? Как смотрелись?

Из-за чего мы о них мало что знаем? На данный и другие вопросы отвечает Андрей Александров — историк, изучающий русскую народную борьбу, и специализирующийся на народной боевой традиции Среднего Зауралья.
Русская народная борьба (среднее зауралье) (1 часть) - «военные действия»
АКВАРЕЛИ Ф.Г. СОЛНЦЕВА. ОДЕЖДЫ РУССКОГО СТРАНЫ. 1869 г. Ч.3

— Представьтесь, пожалуйста — поведайте о себе, как давно и из-за чего вы заинтересовались народной борьбой.
— Я появился на Украине, в семье офицера советской армии, но исторические корни из Поволжья и Сибири. По профессии я историк-этнограф, занимаюсь полевой этнографией с 2001 года. Любовь к истории проявилась рано в 5 лет: в первый раз в издании "Мурзилка" в 1980 г. определил про Куликовскую битву, — "заболел" историей. Да и папа прививал любовь к физическим упражнениям и истории. Позже начал листать книжки сестры по истории, а в четвёртом классе сделал вывод, что стану археологом.

По окончании окончания школы поступил в Тюменский Национальный университет на факультет истории. Интерес к отечественным единоборствам начался с книг Лукашова М.Н., потом занятия по "Бузе", и собственный личный поиск чтобы критически подойти к работам сотрудников по цеху в данной области и докопаться до истины. Этнографией занялся через шесть лет по окончании окончания университета.

Первая экспедиция была в родное село моего деда по матери, в с. Молчаново Тюменского района Тюменской области, и близлежащие села в 10-30 км. от Тюмени. Первый опыт был весьма успешным: материал отправился достаточно легко, старики с радостью делились информацией о собственной жизни, о борьбе на опоясках, играх, силовых состязаниях, кулачных битвах.

— Кстати, большое количество еще стариков осталось, каковые смогут поделиться знаниями о народной традиции?
— Ещё остались, но последняя попытка продемонстрировала, что материал тяжело отправился: старики умирают, болеют, ослабляется память, устают на протяжении общения. Но бывают неожиданные открытия, упорство вознаграждается… От одного респондента всю полноту информации уже не взять…
— Традицию какого именно региона вы изучаете? В процентном отношении какое количество вам удалось определить о боевой традиции этих мест? По вашим прикидкам.
— По большей части — Среднее Зауралье, правильнее с/х юг Тюменской области, где живёт "старожилы" и "новопоселенцы" приехавшие на протяжении Столыпинской реформы. Также собирал материалы в Лысогорском районе Саратовской области, на родине моего отца, конечно в Свердловской, Омской, Новосибирской области, Кургане… Думаю удалось определить о местной традиции на 80- 90%.

За долгие годы могу сообщить что значительно чаще информация однотипная, но часто "выстреливает" новая терминология, приёмы, другие факты, так что этнографический вопросник всегда приходится совершенствовать, расширять возможности изучения. Я разглядываю состязательно-прикладную культуру через призму всей жизни человека — это так называемый "биографический способ изучения". Сходу осознаёшь — "рукопашка" вплеталась в канву судьбы отдельных всей общины и людей, кроме того региона.
— Были ли попытки собрать народную боевую традицию в советское время? Кроме общеизвестный рассказ о создании самбо и попытки журналиста Б. Чеснокова. Так как проводились бессчётные этнографические экспедиции.
— Нет, я в то время получал образование школе…. А в советской этнографии данной темой занимались единицы. Н.П. Новосёлов, Б.В.

Горбунов, Б. Чесноков, и, пожалуй, всё… В собственных изучениях я опираюсь не только на личный этнографический материал, но и на материалы собственных предшественников и коллег, на архивные материалы, материалы периодической печати до советского и советского периода, воспоминания, ежедневники, и другое, и использую целый комплекс источников, дабы вернуть из кусочков "исторического пазла" неспециализированную и правильную картину.

Всё остальные советские этнографы лишь только касались данной темы в последовательности вторых тем изучения, глубоко не погружаясь в эту отрасль. Обширно стали изучать эту тему лишь в конце 1980-х — 1990-е гг.
— Из-за чего?
— Вопрос увлекательный, могу лишь предполагать. Б.В. Горбунов защитил первую собственную диссертацию (кандидатскую) в 1989 г. До него данный материал никто так шепетильно не обобщал.

Иначе существовал строгий запрет на каратэ, и на другие единоборства каковые имели возможность спутать с каратэ, помимо этого шла жёсткая борьба советской власти с хулиганством, так что многих тем этнографы кроме того не касались, да и народ до развала СССР на кое-какие темы не весьма был разговорчив, в особенности те, кто принимал участие в групповых драках, ходил с оружием. Ну а в 1990-х гг. на волне интереса к восточным единоборствам начался всплеск интереса к собственной родной культуре…
— Кстати, не понимаете, Н.П. Новоселов занимался практической реализацией собственной диссертации, либо все осталось на уровне теории?
— Как мне известно, Н.П. Новосёлов не занимался практической реализацией собственной работы, написанной в 1946 г. Но написание его работы по времени совпало с реализацией коллективного бокса (по сути коллективного кулачного боя) среди рядового состава СА и ВМФ на Дальнем Востоке в канун войны с Японией. Но это было воплощением идеи советского боксёра К.В. Градополова, что в 1930-е гг. объединил русский и бокс стеночный бой…
— В чем отличия русской народной борьбы от борьбы вторых народов?
У русских было пара разновидностей и видов:
1) борьба на поясах, завязанных около талии;
2) борьба на поясах, повязанных через плечо и около талии;
3) борьба на поясах, повязанных крест-накрест через плечо и около талии;
4) борьба с обоюдным фиксированным захватом одной рукой ворота;
5) борьба с обоюдным захватом двумя руками за плечи либо ремни, пропущенные под плечи как лямки у ранца;
6) борьба с обоюдным захватом одной рукой за руку недалеко от локтя;
7) борьба с произвольным захватом за корпус либо одежду соперника;
8) борьба в обхват, и пр.
Точно имеется такие разновидности, каковые мы не зафиксировали вовсе, на данный счёт имеется информация, но сейчас ее не хватает. У большинства народов были похожие виды борьбы, но у всех имеется отличия в технике. Для примера заберём похожие виды борьбы на поясах у казанских татар и русских.

Русские пояс завязывают узлом спереди, используют приёмы ногами и седом с перекатом на пояснице, ведут борьбу в партере до удержания, в любом положении либо на одной либо двух лопатках, либо на «четырех лопатках» — в то время, когда к почва прижаты и ягодицы и другое. Исходя из этого комплект технических предпочтений и приёмов различный. Татары пояс значительно чаще не завязывают узлом, в большинстве борются без подножки, до броска либо касания почвы третьей точкой.

Татары — мусульмане, традиция мусульман не допускает узлов в одежде (в противном случае Аллах не услышит молитву), исходя из этого кроме того ткани ткали так, дабы не было ни одной нитки с узелком. Помимо этого по шариату запрещено намеренно портить одежду, пачкать другими выделениями и кровью человека одежду (в таковой одежде аллах не слышит), и наносить человеку травмы с деформацией органов и членов тела, в особенности наносить удары в лицо (лицо — образ ангела). Исходя из этого пехлеваны в борьбе пробуют соблюсти правила шариата.

Ислам не поощрял кулачные битвы, а вот борьбу, скачки, воинские упражнения с мечом, и особенно стрельбу поощряют (последнее есть уважительной обстоятельством отсутствия на молитве). А вот у русских борьба не была так регламентирована православной верой.

— Народная борьба скорее силовая либо техничная?
Борьба, для могущих бороться — техническая, а для тех, кто не может, либо не приспособился к захвату, к примеру, за пояс двумя руками, либо за ворот одной рукой, борьба будет больше силовой. К тому же громадную роль играется вес соперника — в традиции не было весовых категорий, проигравший уходил, победитель оставался бороться со следующим соперником, до тех пор до тех пор пока сам не уйдёт, либо на него никто уже не выйдет. Для утомившегося борца, кроме того техничного, борьба будет уже силовой.
— Что известно о древнерусской борьбе? Сходится ли с тем, что вы нашли в экспедициях?
— О древнерусской борьбе мы можем делать выводы лишь по кратким упоминания в летописях, к примеру, «Повести временных лет» в сюжете борьбы Яна Усмаря с печенегом, и князя Мстислава Удалого с адыгом Редедей, и по миниатюрам из летописей, фрескам Софийского собора в Киеве, барельефам Дмитровского собора во Владимире, иконописным клеймам борьбы Св. Нестора Солунского с гладиатором Лием, Св. Андрея Цареградского с бесом, Св.

Иоакова с ангелом… В общем это похоже на то что мы находим в экспедициях, но с уверенностью сказать на 100% не могу, похожее — не всегда тождественное.
— Поведайте о видах борьбы славянских народов.
— У восточных славян, тех, кого сейчас именуют украинцами, белорусами, русскими, различий в единоборствах фактически не было. В Среднее Зауралье при Столыпине приехало большое количество «новопоселенцев» каковые приехали из Малороссийских и Западнорусских губерний России.

Кстати белорусами и украинцами они себя не называли, в Сибири они именовали себя русские, либо по месту выхода в Сибирь — «могилёвские», «черниговские», "витебские», «волынские», либо по местному прозвищу, данному сибиряками — «хохлы», «самоходы». По сходству говора «старожилы» так именовали и «курских», «смоленских» и других представителей переходных широких диалектных территорий.

Термин «белорусы» и «украинцы» были навязаны на протяжении переписи 1926 г. и политики коренизации 1920-30-ых гг., и позже подхвачены советской этнографией ставшей заложницей политики. Это было политическое разделение, обоснованное деятелями науки, и в то время, когда мы это понимаем, то делается ясным, из-за чего у «отдельных» населений украины, силовые состязания и рукопашные у восточных славян однообразны на 90-95%. «Новопоселенцы» избежали украинизации и белоруссофикации и опоздали слиться со «старожилами» в т.ч. культурно, потому, что скоро началась «великая война», революции и гражданская, а позже — прикрепление и коллективизация к колхозам. Так что их образ судьбы был на эйфорию этнографам законсервирован определёнными жизненными рамками.
Что касается сибирских казаков, то комплект состязаний и игр у них тот же что и у крестьян, по причине того, что казаки на 95% складывались из сибирских крестьян «старожилов», переведённых в воинское сословие, и таких больших перевода за 19-ый век было 3. В случае если сравнивать рукопашные состязания сибирских казаков с уральскими, донскими и кубанскими по научным работам В.А. Печняка, В.В. Реммлера, А.В. Ярового, А.С.

Александрова (мой однофамилец), сходство также разумеется, не обращая внимания на местные региональные и сословные отличия. Мы находились в рамках громадного единого этнокультурного пространства.
— А что по поводу видов борьбы славянских народов в целом?
Первое описание приёмов у славян датируется VI веком. Византийский историк Прокопий Кесарийский дал описание пленения гота славянином, что в засаде схватил его руками и принёс в византийский лагерь. По всей видимости, обращение шла о захвате поперёк корпуса с прижатием и захватом к телу обеих рук, и сдавливанием живота для лишения дыхания, и, вероятнее, позади — так надёжнее для нападающего.

Похожий захват совершил русский поединщик Ян Усмарь в Х в. (ПВЛ), что сначала удавил печенега руками, предварительно оторвав его от почвы, а после этого убил ударом о почву. Возможно, из для того чтобы захвата и появилась борьба в обхват поперёк корпуса и борьба на поясах. В западнославянских языках термин «борьба» дословно переводится «за пояс».

К примеру, «вольная борьба» будет звучать как «вольная за пояс», а «самбо» — «самбо за пояс». Из борьбы в обхват за талию, возможно, показалась борьба в охапку с захватом через плечо потому, что рука на протяжении для того чтобы захвата может гулять и довольно часто уходит наверх, а позже – борьба за ворот, и на опоясках, с захватом повязанных через крест и плечо-накрест. Отечественные этнографические материалы говорят о том, что борьба с произвольным захватом появляется в том месте, где исчезает пояс для фиксированного захвата, что направлял и ограничивал лишнюю свободу, что лучше для начального обучения.
— Так получается, что борьба не поясах не заимствована у кочевых народов? Если она имеется у западных славян, каковые с монголами фактически не контактировали. Считается, что у кочевников ясно происхождение — дабы соперника с седла стащить.
— Такая борьба имеется в Северной и Южной Америке, известна в Англии, во Франции, финнам, эстонцам, латышам, литовцам. Опыт говорит, что захват за пояс на лошади страшен для хватающего: во-первых, в пешей борьбе весьма сложно просунуть руки под пояс, а уж что сказать об этом на протяжении скачки, а в то время, когда хватаешь на коне за пояс, приходится переваливаться, в связи с чем нападающего самого легко стянуть с лошади. Скорее, они сами применяли захват для захвата отступающего — со поясницы.

Во 2-ой части: народные ОФП и СФП, методика обучения, правила состязаний, "прикладной раздел" народной боевой традиции и другое

«Зауралье» Курган — «Динамо» СПб. 1/2 финала. Игра #3