С именем испанских мореплавателей

С именем испанских мореплавателей

В чёрную ночь с 18 на 19 сентября 1895 г. крейсер «Санчес-Баркастеги» вышел в море. Незадолго до, на протяжении тайного заседания, его начальник капитан 2-го ранга Франсиско Ибаньес Варела получил приказ перехватить контрабандистов оружия в районе Кальясо. Операции придавалось так громадное значение, что на борту находился сам глава морских сил на Острове Свободы адмирал Мануэль Дельгадо Парехо.

Практически сразу после полуночи, выходя из Гаваны, на мостике крейсера увидели по правому борту идущий ему наперерез пароход «Конде де ла Мортера». Потому, что маяк из-за опасений провокаций инсургентов (повстанцев) на ночной период выключался, «Санчес Баркастеги» сливался с берегом, и на пароходе его не видели. Осознавая всю опасность обстановки, с крейсера начали подавать световые сигналы, каковые на «Конде де ла Мортера» увидели через чур поздно, в то время, когда не допустить удар стало уже нереально.

Агонию «Санчес-Баркастеги» возможно было продолжить, останься шнобель парохода в пробоине крейсера хотя бы на период спасения экипажа. Но, увы, фактически сразу же капитан «Конде де ла Мортеры» Винола отдал приказ «полный назад», и крейсер затонул практически в течение нескольких мин., увлекая за собой немногих уже спустившихся на воду моряков. Вместе с крейсером его судьбу поделили три десятка человек, а также адмирал и командир.

А в 1898 г. на дно отправился «Хорхе Хуан», укомплектованный и вооруженный заново в качестве плавучей батареи по обстоятельству начавшейся испано-американской войны. Его в середине июня из-за эвакуации гарнизона в Нипе начали готовить к затоплению, но обстановку ускорили подошедшие американцы. В то время, когда 21 июня в порт вошли канонерские лодки «Уосп», «Лейден», «Топека» и «Аннаполис», экипаж «Хорхе Хуана» спешно разрядил по неприятелю оба орудия и эвакуировался.

Не видя подвоха, американский отряд подверг собственного мнимого соперника обстрелу. Только по окончании того, как с плавбатареи удалось сбить грот и трубу-мачту, американцы осознали, что он прекратил сопротивление и тонет. Так в течение трех лет закончилась карьера первой серии крейсеров второго ранга испанского флота.

Нельзя сказать, что испанцы не осознавали значения маленьких судов для крейсерских операций.

Наоборот, в течение всего XIX века семейство парусных, вооружённых пароходов и винтовых корветов было обширно представлено в перечнях испанского флота. Традиционно на них ложились посыльные и дозорные задачи при эскадре, и множество небольших, но нужных поручений глав портов и военно-морских баз.

Но так уж оказалось, что в первый раз четко сформулировать задачи, стоящие перед судами нового типа, удалось, в то время, когда в строю показались пара «случайных» представителей этого класса.

29 октября 1863 г. узнаваемая шотландская компания Томпсона по заказу конфедератов спустила на воду новый крейсер «Техас», для сохранения тайны сделки строимый под фиктивным наименованием «Кантон».

Потому, что правительство Великобитании сделку с конфедератами все-таки сорвало, Томпсон, опять-таки в нарушение закона о нейтралитете, реализовал его в сентябре 1865 г. второй воюющей сейчас стране — Чили. Переименованный в «Торнадо», 22 августа 1866 г. недалеко от Мадеры крейсер под фальшивым флагом был задержан фрегатом «Херона».

По окончании продолжительных судебных слушаний, в 1869 г. интернациональный арбитраж признал корабль армейским трофеем, и он отправился в арсенал Карраки для приведения и вооружения в соответствие с требованиями испанского флота. В октябре 1870 г. «Торнадо», под этим же наименованием, включили в перечни испанского флота, без промедлений послав на Кубу.

Но так уж, видно, было написано на роду новоприобретенного крейсера — постоянно пребывать в центре скандалов!

31 октября 1873 г. «Торнадо» задержал пароход «Вирджиниус» с грузом оружия для кубинских незаконных вооруженных формирований и с несколькими полевыми начальниками на борту. Но по окончании выполнения ответа трибунала оказалось, что пара расстрелянных имеют американское гражданство. Это породило тяжелый политический кризис с Соединенными Штатами.

В случае если корпус «Торнадо», не обращая внимания на невиданно большой процент металлических конструкций, все-таки вернее именовать композитным, то следующие крейсера, кроме этого случайно появлявшиеся под красно-желтым флагом, были уже цельнометаллические.

В начавшейся в 1873 г. гражданской войне с карлистами правительство столкнулось с проблемой, о которой кроме того не подозревало.

Потому, что главная тяжесть военных действий переместилась в труднопроходимые горы Наварры и Астурии, флот был полностью не готов к смене традиционно решаемых задач. Не обращая внимания на могучий внешний вид, броненосцы и фрегаты, составлявшие «громадную дубинку» королевы Исабель, не могли ничего противопоставить сопернику, укрывающемуся в маленьких труднодоступных и сложных в навигационном отношении бухточках северной Испании.

Да и погоня за бессчётными контрабандистами оружиям солидным судам была как-то не к лицу.

В ситуации громаднейшую эффективность продемонстрировали вооруженные пароходы, численность которых еще с мирных времен была большой. Но, увы, кроме того при встрече с соперником, вооруженным только стрелковым оружием, совсем лишенные защиты пароходы несли тяжелые потери в личном составе.

Возможно, самой значительной утратой в подобного рода стычках стала смерть на пароходе «Колон» в мае 1875 г. легендарного Викториано Санчес-Беркастеги.

В итоге встал вопрос о скорейшем пополнении флота маленькими винтовыми судами особой постройки с металлическим корпусом. Но из-за отсутствия в испанском языке термина «крейсер» их именовали тогда в официальных документах «авизо».

Первая серия «авизо», с рекордной скоростью выстроенная во Франции («Маркес дель Фернандо» и «Дуэро эль Католико»), была, согласно точки зрения испанского Главного морского штаба, через чур слабовооруженной и немореходной, но вторая («Санчес-Баркастеги» и «Хорхе Хуан»), выстроенная меньше чем за год, уже в полной мере удовлетворяла привередливым требованиям моряков.

Кстати, с данной второй серией оказался маленькой конфуз.

Дело в том, что сразу же по вводу крейсеров в строй (ведущий французский справочник по флотам мира) «Эд Мемуар Л’офисьер де Марин» поместил в графе «материал корпуса» данные, что он сделан из дерева. Что весьма интересно, скоро эту неточность повторил испанский справочник «Эстадос Хенераль де Армада», и с того времени довольно часто, кроме того во в полной мере глубокоуважаемых трудах, всплывают информацию о древесном корпусе.

По окончании карлистских войн, кантонистского восстания и других небольших вооруженных «разборок» пришедший к власти король Альфонсо XII начал деятельно восстанавливать находящийся в упадке флот. Не забыл он в замыслах восстановления и тип «увеличенного авизо», отысканного с таким трудом.

Фактически сразу же тактико-технические характеристики «Хорхе Хуана» были переданы в качестве технического задания британцам.

Те, положив в базу проекта классический английский колониальный шлюп, достаточно скоро нашли консенсус с клиентом. Так что уже в 1882 г. испанский флот пополнился еще двумя крейсерами второго ранга: «Веласко» и «Гравина», продолжившими традицию наименований в честь великих моряков Испании.

85.

Крейсер 2-го ранга «Санчес-Баркастеги», Испания, 1875 г.

Строился в Ла Сене компанией «Форж э Шантье де ла Медитеране». Водоизмещение 935 т, протяженность по ватерлинии 62 м, ширина 7,2 м, осадка 4,72 м. Мощность одновальной машинной установки 1100 л.с., скорость 12 уз.

Оружие: три 160-мм совокупности Паррота, две 75-мм пушки компании Крупа и одно 80-мм медное орудие, два пулемета. Всего выстроено две единицы. В середине 1890-х гг. перевооружены на три 120-мм орудия совокупности Онтория с длиной ствола 25 калибров.

86. Крейсер 2-го ранга «Рио де ла Плата», Испания, 1898 г.

Строился в Гавре компанией «Форж э Шантье».

Водоизмещение 1715 т, протяженность по ватерлинии 75 м, ширина 10,6 м, осадка 4,35 м. Мощность двухвальной машинной установки 7100 л.с., скорость 20 уз. Бронирование: палуба 12 — 20 мм. Оружие: два 140-мм орудия Канэ с длиной ствола 45 калибров, четыре 105-мм орудия Круппа с длиной ствола 35 калибров, четыре 57-мм орудия, четыре пулемета, два торпедных аппарата.

87. Крейсер 2-го ранга «Эстремадура», Испания, 1900 г.

Строился в Кадисе компанией «Вея Мурхия». Водоизмещение 2030 т, протяженность по ватерлинии 88,39 м, ширина 10,97 м, осадка 4,26 м. Мощность двухвальной машинной установки 7000 л.с., скорость 20 уз. Бронирование: палуба 20 — 25 мм.

Оружие: восемь 102-мм орудий Виккерса с длиной ствола 50 калибров, четыре 57-мм орудия, четыре пулемета.

Критически осмыслив оба взятых типа крейсеров классических соперников, испанцы создали уже собственный проект, по сути дела повторив английскую разработку. Всего по нему выстроили шесть судов («Инфанта Исабель», «Дон Хуан де Аустрия», «Исабель II», «Колон», «Дон Антонио де Улья» и «Конде де Венадито»). Это была самая громадная серия крейсеров испанского флота за всю его историю.

Три орудия главного калибра были сочтены недостаточными, так что в проекте корабля водоизмещением чуть больше тысячи тысячь киллограм вписали сходу пять! Но весьма скоро стало известно, что из-за пятого орудия на баке корабль будет очень сильно зарываться носом. Так что совсем на всех судах покинули только четыре пушки.

А в остальном новые крейсера унаследовали максимум линия британского прототипа.

В случае если по поводу подлинной боевой сокровище выстроенных крейсеров возможно продолжительно дискутировать, то не будет преувеличением утверждение, что они практически реанимировали судостроительную отрасль. Причем в Испании сооружались не только корпуса, но и фактически вся «начинка», начиная от артиллерии и заканчивая котлами и машинами.

А при постройке «Инфанты Исабель» кроме того в первый раз применили клепальную машину, благодаря чему ей довелось стать первым железным крейсером испанской постройки.

Но, учитывая классический испанский долгострой, вся серия судов вступила в строй уже совсем устаревшей. Не смотря на то, что крейсера второго ранга достаточно органично вписались в существующие структуры флота, следовало отдавать отчет, что и сам данный флот уже устарел.

В 1890 г. в вышедших «Записках о составе флота» прямо указывалось, что «Инфанта Исабель» — ужасный тип крейсера и прекрасно известна вся его непривлекательность для эскадр.

Первой реакцией Главного морского штаба стало задание на корректировку проекта, в который с классическим усилением оружия при том же водоизмещении закладывалось необходимое условие наличия броневой палубы.

В заявленном в августе 1885 г. конкурсе участвовало 14 зарубежных компаний, а лучшим был признан проект Армстронга. С ним в марте следующего года подписали договор на постройку двух крейсеров — «Исла де Куба» и «Исла де Лусон», с последующей передачей набора заводских чертежей испанской стороне (но вместо предполагаемой серии по ним выстроили только один «Маркес де ла Энсенада»),

Не обращая внимания на стремительную и качественную сборку, и на в первый раз примененный в испанском флоте металлической корпус, одурачить технический прогресс не удалось. Шесть орудий были избыточными для для того чтобы мелкого кораблика, так что скоро пушки с полуюта и полубака отправились на арсеналы. Валкость корпуса удалось частично компенсировать установкой скуловых килей, но вот архаичность самого техзадания корабелы ликвидировать не смогли.

Но, к этому времени Основной морской штаб потерял интерес к крейсерам второго ранга, сосредоточившись на предполагаемом «становом хребте» флота, в испанской интерпретации — на броненосных и громадных бронепалубных крейсерах.

Так бы и остались «Исла де Куба» и «Исладе Луссон» самыми современными крейсерами второго ранга в испанском флоте, если бы не катастрофа.

В осеннюю пору 1895 г., в мирное время, практически в течение пары месяцев на дно отправились сходу три представителя класса крейсеров Испании! О трагедии «Санчес-Бар-кастеги» уже говорилось, за ним сел на мель и был полностью разрушен начавшимся тайфуном «Колон», а в довершение всех бед провалился сквозь землю с экипажем крейсер «Рейна Рехенте».

Потому, что Испания сейчас пребывала на пике судостроительной активности, всем трем утопленникам требовалась немедленная замена.

Наряду с этим сложилась полностью нетривиальная обстановка, в то время, когда, о чудо, под новое внеплановое строительство кроме того нашлись нужные суммы!

В стране началась невиданная за всю историю публичная кампания по сбору средств на постройку флота. В то время, когда в 1897 г. были приняты дополнения к существовавшей судостроительной программе, оказалось, что собранных средств хватит на целых четыре крейсера!

За ними закрепили имена спонсоров. Крейсер, сооружавшийся на средства испанских иммигрантов в Аргентине и Уругвае, взял наименование «Рио де ла Плата», Центральной Америки и Мексики — «Мехико», карибских колоний — «Пуэрто-Рико» и метрополии — «Патрия». Еще два однотипных — «Исабель ла Католика» и «Дон Фернандо де Арагон», каковые предполагалось выстроить на средства, собранные по подписке среди испанцев Перу, Боливии, Чили и Сальвадора, так и повисли в воздухе.

Требуемую сумму собрать не удалось, так что уже поступившие средства перераспределили в пользу вторых крейсеров.

Неприятность оставалась только в проекте. На этот раз на протяжении конкурса лучшим признали французский крейсер компании «Форжэ Шантье», предложившей испанцам модернизированный проект португальского «Сан Габриэль», с передачей испанской стороне набора чертежей.

Но последовавшие после этого события, прежде всего испано-всеобщее уныние и американская война от тяжелого поражения, самым фатальным образом сказались на замыслах строительства.

Головной «Рио де ла Плата», строимый в Гавре, в сентябре 1898 г. спустили на воду, так что отступать было уже некуда. Для покрытия долга по его достройке было нужно кроме того реализовать трансатлантические почтовые пароходы «Барселона» и «Кадис».

Второй крейсер, заложенный в январе 1898 г. в Ферроле, по окончании утраты «Пуэрто-Рико» переименовали в «Хенераль Линиерс».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Постройку обоих крейсеров, материалы для которых начали заготавливать в Карраке, предполагалось отменить. Но в дело вмешался «его величество случай».

Компания из Кадиса «Вея Мурхия», до этого уже строившая суда и корабли для Испании (самым большим из которых стал крейсер «Карлос V»), осуществив модернизацию собственных мощностей посредством компании «Виккерс», нежданно выступила с инициативой достроить «Мехико». Сделав предложение, от которого нереально было отказаться, она добилась перераспределения существовавших маленьких денежных потоков.

В итоге заказ на «Хенераля Линиерса» отменили 27 августа 1903 г., а элементы его конструкции, уже возведенные на стапеле, и заготовленные материалы пошли на строимую по соседству вторую «Рейну Рехенте».

Проект «Эстремадуры» (так переименовали «Мехико» из-за утраты колоний на Карибах) формально базировался на «Рио де ла Плате», но практически воображал собой принципиально новый тип, имеющий больше сходств с британскими «Пелорусами».

Изменилась кроме того святая святых — регламентная артиллерия.

К моменту заказа «Рио де ла Платы» стало ясно, что 120-мм орудие совокупности Онтория кроме этого устарело по всем статьям. В следствии для оружия крейсеров утвердили основной калибр в виде смеси 140-мм орудий Канэ (как на крейсерах типа «Каталунья») и 105-мм орудий Круп-па (как на крейсере «Карлос V»).

Французский крейсер взял, соответственно, два и четыре таких орудия. Возросшее на 300 тысячь киллограм водоизмещение «Эстремадуры» было использовано на размещение еще двух 140-мм орудий. Но в итоге для оружия крейсера пошли новейшие 102-мм орудия Виккерса, продемонстрировавшие себя так прекрасно, что их потом применили на многих испанских судах — от канонерок до дредноутов.

Так завершилась история испанских крейсеров второго ранга. Крейсерская стагнация, спровоцированная испано-американской войной, закончилась только в годы Первой Мировой, дав жизнь новому подклассу крейсеров Испании — скаутов. Но это уже отдельная история.

А как же сложилась будущее уже выстроенной армады крейсеров второго ранга? Из шестнадцати судов этого типа утонули девять — факт, наглядно показывающий ту нагрузку, которая легла на них, не обращая внимания на устарелость конструкции и врождённые дефекты!

О ужасной судьбе крейсеров первой серии уже говорилось.

Страно, но будущее судов второй серии всецело повторила первую: один погиб в мирное время, а второй не востребовали — в военное. Фактически сразу после ввода в строй оба крейсера перебросили на Филиппины. Как раз тут 10 июля 1884 г. у острова Фуга (к северу от Лусона) в тайфуне погиб «Гравина». Однотипный «Веласко» достаточно активно применялся для действий против инсургентов и пиратов.

С 1885 по 1890 г. из-за германских претензий к Каролинам он защищал суверенитет этих заморских территорий. К началу испано-американской войны ввиду собственной крайней ветхости он стоял разоруженный с демонтированными автомобилями у арсенала Кавите и при появлении американцев был стёрт с лица земли собственным экипажем.

Из шести крейсеров второй серии погибла ровно добрая половина. Первым на протяжении тайфуна на Острове Свободы затонул «Колон».

Кстати, не обращая внимания на собственную маленькую карьеру, ему удалось вписать собственный имя в историю подводных сил. Именно на него в первый раз в Испании была осуществлена, первая успешная, правда учебная, атака подлодки. Дело происходило в 1890 г. на протяжении опробований подлодки Исаака Пераля.

За «Колоном» в бою у Кавите 1 мая 1898 г. на дно отправились «Дон Антонио де Улья» и «Дон Хуан де Асустрия».

В то время, когда по окончании первой фазы битвы последовал приказ адмирала Монтехо эвакуировать персональный состав, а суда затопить, его смогли выполнить только на «Доне Хуане». А на «Антонио» еще в начале сражения взорвавшийся крупнокалиберный боеприпас убил его начальника.

Учитывая, что автомобили на нем были в ремонте, а артиллерия частично демонтирована, корабль был единственным, принявшим на себя удар во второй фазе боя. Потому, что на нем развевался флаг, а про эвакуацию экипажа американцы кроме того не поразмыслили, его « с почвой», потому, что корабль и без того уже сидел на мели.

По окончании войны оба крейсера подняли, но в случае если «Дон Хуан де Аустрия» повторно вошел в строй уже американского флота, то восстановление второго из-за сильных повреждений признали нецелесообразным.

По окончании капремонта в Гонконге и перевооружения (на четыре 102-мм скорострелки), «Дон Хуан де Аустрия» сумел отметиться и в «боксерском» восстании, и действиями против филиппинских инсургентов, но уже под американским флагом.

В итоге его в 1904 г. переводят в Портсмут, где спустя некое время он отправляется в состав военно-морской милиции штата Мичиган. По окончании исключения в 1919 г. из состава ВМС он был реализован частным лицам и, переделанный в простой пароход, эксплуатировался до середины 1930-х гг.

«Инфанта Исабель» и «Конде де Венадито» благополучно пережили войну в Гаване. «Исабель II», не обращая внимания на последовательность боев с американцами на Пуэрто-Рико, кроме этого осталась на плаву. Все три крейсера в 1899 г. репатриировали на родину.

А вот потом будущее их разделилась. Последние два в 1900 г. исключили из перечней флота. Наряду с этим оба еще достаточно прочных корпуса переделали в блокшивы: «Исабель II» — для потребностей Картахенской минной школы, а «Конде де Венадито» — как минно-торпедный склад для Феррольского арсенала. «Исабель», возможно, погибла под франкистскими бомбами на протяжении гражданской войны, а второй — потоплен как мишень в 1936 г. на протяжении учений крейсеров.

«Инфанта Исабель» 3 августа 1900 г. стала жертвой взрыва котла, благодаря чему отправилась на капремонт.

А потому, в то время, когда в 1901 г. встал вопрос о ее предстоящей судьбе, исключить из перечней флота только что отремонтированный корабль не посмели. «Принцессу» переклассифицировали в канонерскую лодку и демонтировали с нее основной калибр с торпедными аппаратами. В 1910—1911 гг. «Инфанту Исабель» кардинально перестроили с значительным трансформацией внешнего вида и перевооружили, установив 66-мм пушки «шкоды» и десять 57-мм орудий Норденфельта.

Затем до конца собственной карьеры она делала роль стационера в Гвинее, Фернандо-По и Рио-Муни, пока в 1926 г. ее не исключили из перечней флота.

«Исла де Куба» и «Исла де Лусон» кроме этого были затоплены собственными экипажами по окончании первой фазы сражения у Кавите. И оба, как «Дон Хуан де Аустрия», кроме этого были подняты, отремонтированы и введены в строй американского флота под прошлыми наименованиями, взяв наряду с этим четыре новых скорострельных 102-мм орудия.

По окончании больших операций против филиппинских инсургентов их перевели в метрополию и отдали в распоряжение военно-морской милиции штатов Луизиана и Мэриленд.

Но вот предстоящая карьера бывших испанских крейсеров разошлась самым кардинальным образом. «Исла де Лусон» по окончании исключения из перечней флота в 1920 г. был реализован маленькой компании с Багамских островов и до собственной сдачи на слом в 1931 г. трудился в качестве спасательного судна «Ревивьер».

А вот «Исла де Кубу» в 1912 г. приобрело правительство Венесуэлы. Хотя реформировать собственный флот, пришедший к власти в Венесуэле, генерал Гомес выделил маленькие суммы на приобретение судов. Как раз под эту программу и попала «Исла де Куба», по окончании переоборудования в учебный корабль переименованная в «Марискаль Сукре».

В новом обличье на бывшем крейсере осталось только две 102-мм и восемь малокалиберных скорострелок, но при необходимости он имел возможность перебросить в любую точку венесуэльского побережья до 300 десантников. В 1929 г. бывший крейсер исключили из перечней флота, но послать на слом чуть ли не наибольший корабль венесуэльского флота не решились. В следствии впредь до окончания Второй мировой он делал роль плавучей батареи и несамоходного учебно-артиллерийского судна.

Корабль-ветеран отправился на дно как мишень только 22 января 1952 г. на протяжении артиллерийских учений новейших венесуэльских корветов.

«Ислам» — единственный крейсер этого типа «Маркес де ла Энсенада» испанской постройки ничем очень смелым не отличился. Не смотря на то, что сразу после ввода в строй его перебросили в Гвинею, дабы обезопасисть заморские владения от территориальных претензий Франции, но уже в 1897 г. он, как большая часть его «одноклассников», отправился на Карибы.

Благополучно совершив в ремонте на Гаванском арсенале всю войну, он возвратился в метрополию, где в 1901 г. его исключили из перечней флота. Но впредь до собственной сдачи на слом в 1913 г. «Маркес де ла Энсенада» еще успел послужить в роли склада минно-торпедного оружия при Карракском арсенале.

Но «Рио де ла Плата» и «Эстремадура», появлявшись по окончании «громадной чистки» флота в начале века чуть ли не самыми современными единицами, употреблялись деятельно.

По большей части для экспериментов и различных опытов.

Так, «Рио де ла Плате» довелось стать первым испанским крейсером, совершившим кругосветное плавание. Позднее он побывал первым испанским минным заградителем, а под занавес собственной карьеры еще и в составе отряда морской авиации, но, увы, только в качестве плавучей школы и казармы.

«Эстремадура» одвременно с этим вписывала собственный имя в историю радио на испанском флоте, в первый раз в 1904 г. осуществив устойчивую связь с другим кораблем.

А по окончании ввода в строй флота первых подводных лодок она превратилась в корабль снабжения, заряжая от своих автомобилей аккумуляторная батареи, давая на своем борту приют усталым подводникам, и разместив в склады трюмах и своих мастерские нужного лодкам материалов.

Но, эта добропорядочная миссия не спасла оба крейсера от лямки воинской работы. Оба достаточно деятельно привлекались для операций в Марокко.

А «Рио де ла Плата», возможно, стала единственным крейсером испанского флота, потопившим подлодку. Но, особенного героизма в данной акции не было. 24 марта 1918 г. в Ферроле интернировалась германская субмарина иС-48. И в то время, когда 14 марта 1919 г. та постаралась выйти в море, в нарушение всех правил и международных норм, «Рио де ла Плата» без промедлений открыла огонь, принудив германский экипаж затопить собственный корабль.

Оба крейсера из-за скверного состояния в 1931 г. исключили из перечней флота и в будущем году сдали на слом.

Но как ни необычно, самая долгая карьера была у самого первого крейсера второго ранга — «Торнадо». По возвращении с Кубы в метрополию он был включен в состав Практической эскадры, пока в конце 1880-х гг., совсем устарев, его не переквалифицировали в понтон.

По окончании испано-американской войны в числе других ветхих судов «Торнадо» предполагали сдать на слом, но по иронии судьбы, достаточно прочный корпус крейсера был как запрещено более кстати, в то время, когда в конце 1898 г. показалась необходимость организовать школу-интернат для детей, чьи родители погибли на протяжении войны (собственного рода аналог нахимовского училища). В это

Золотой век испанского искусства

Статьи, которые будут Вам интересны: