«С этой лодки можно ставить мины…»

«С этой лодки можно ставить мины...»

(Продолжение. Начало см. в № 10, 1973 г.). Большая часть морских держав по окончании русско-японской войны максимум средств выделило на постройку сверхдредноутов и дредноутов. Формированию минного оружия было уделено не смотря на то, что и меньшее, но достаточно важное внимание.

Что же касается подводных лодок, то в этом вопросе в промежутке между русско-японской и империалистической войнами царил полный разброд.

Первые лодки, каковые показались в Российской Федерации по окончании войны, своим происхождением были обязаны лихорадочной и не совсем осмысленной деятельности, охватившей морское ведомство в связи с началом военных действий.

Крупп ухитрился составить договор так искусно, что, не платя никаких неустоек, смог сдать заказанные ему в марте 1904 года три лодки — «Карп» (31), «Камбала» и «Карась» — только в осеннюю пору 1907 года.

На этих лодках были установлены двигатели Кертинга, трудившиеся на тяжелом нефтяном горючем.

Не смотря на то, что они и развивали заданную мощность в 200 л. с., в работе они были не хватает надежны и эргономичны.

Так, в надводном положении нужно было устанавливать тяжелую и высокую выхлопную трубу, из которой днем извергались клубы белого дыма, а ночью — снопы искр а также пламя. Перед погружением

стопорили двигатели и убирали трубу, что существенно увеличивало время, нужное для погружения.

В 1908 году эти лодки были перевезены по железной дороге в Севастополь, где вместе с двумя лодками Голланда — «Судаком» и «Лососем» — составили первый на Черном море «отдельный дивизион подводных лодок».

В 1906 году морское министерство заказало Железному заводу экспериментальную лодку, спроектированную С. Джевецким. Зачисленная в перечни флота в 1908 году, эта лодка «Почтовый» (32) вошла в историю как первый в двадцатом веке подводный корабль с единым двигателем.

Джевецкий отказался от электродвижителя. Вместо аккумуляторных батарей он установил на лодке 45 баллонов со сжатым до 200 атм. воздухом, что приводил в воздействие двигатель. Не смотря на то, что лодка продемонстрировала хорошие результаты, ее главный недочёт — пузырчатый след при перемещении под водой — был неустранимым, и в 1913 году она была исключена из перечней флота.

Увлекательной изюминкой русских лодок этого периода было очень замечательное торпедное оружие.

Тогда как на зарубежных лодках устанавливалось 1—2 трубчатых торпедных аппарата, на русских лодках число торпедных аппаратов составляло 4—8. Такое повышение достигалось за счет поворотных решетчатых аппаратов конструкции С. Джевецкого, установленных в надстройке. Данный тип оружия продолжительно сохранялся на отечественных лодках, сконструированных И. Бубновым.

Среди зачинателей подводного кораблестроения Бубнов занимает место рядом с Голландом и Лобефом, потому что эти три конструктора создали три главных типа подводных лодок, каковые позже разрабатывались вторыми экспертами.

Бубнов внес предложение разместить легкие, сообщающиеся с забортной водой цистерны в носу и в корме, чем достигалось большое облегчение прочного корпуса.

Но на «Касатках» и «Дельфине» из-за разноса цистерн появлялись продольные колебания корпуса при подводном ходе и погружении. Первой бубновский лодкой, на которой данный недочёт был устранен, стала «Минога» (33).

К работе над «Миногой» Бубнова побудили низкие мореходные качества первых подводных лодок.

Не ставя перед собой цели спроектировать серийную лодку, он в конструкцию «Миноги» ввел пара радикальных новшеств. Так, «Минога» стала первой в мире подлодкой с дизель-электрической установкой. В первый раз в практике кораблестроения Бубнов применил концевые сферические переборки.

Запас плавучести у «Миноги» был втрое больше, чем у «Дельфина». Будучи предстоящим развитием бубновсксго типа лодки, «Минога» одновременно с этим в первый раз имела не решетчатые, а трубчатые носовые торпедные аппараты — выносной пулемет на ходовом мостике.

Практически в один момент с «Миногой» Бубнов приступил к проектированию «Акулы» (34) — лодки с в три раза громадным водоизмещением, талантливой выполнять дальние переходы и наносить удары сопернику в его базах и портах.

Зачисленная в перечни флота в 1911 году, «Акула» с ее 8 торпедными аппаратами впредь до начала Первой Мировой оставалась самой мореходной и самой замечательной по оружию лодкой в мире. Трехвальная дизель-большой запас и электрическая установка плавучести разрешали ей плавать на Балтике кроме того в штормовую погоду.

Созданная как замечательная торпедная лодка, «Акула» в 1915 году была безотлагательно снабжена устройством для скрытой постановки мин заграждения.

Боевая практика подтвердила то, что Бубнов предвидел еще в 1907 году, в то время, когда писал минеру Н. Шрейберу: «Я заключил о возможности постановки с данной лодки 20 мин заграждения…» Но идея о особом подводном минном заградителе не принадлежала Бубнову, ее продолжительно и настойчиво разрабатывал русский изобретатель М. Налетов.

Он служил в Порт-Артуре на протяжении русско-японской войны. «Первая идея вооружить минами заграждения подлодку, — писал Налетов, — пришла мне в голову в сутки смерти броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был».

Созданная Налетовым лодка для защиты портартурской гавани не была достроена, и изобретатель был должен ее взорвать, дабы она не досталась японцам. И только через десятилетие по окончании волокиты и долгих мытарств созданный изобретателем минный заградитель «Краб» вышел на первое боевое задание — минирование Босфорского пролива.

На минах, поставленных «Крабом», скоро подорвался германский крейсер «Бреслау».

«Краб», вооруженный 60 минами, двумя носовыми и двумя решетчатыми торпедными аппаратами, двумя пулемётом и пушками, был полезным боевым кораблем. Потребность в подводных минных заградителях была столь острой, что уже на протяжении войны было нужно безотлагательно приспосабливать торпедные лодки для минных постановок, а также заново разрабатывать новые проекты.

Г. СМИРНОВ

-14 миной warface / Секрет читерской мины / XM8 Compact ИМБА / Плохая катка на РМ

Статьи, которые будут Вам интересны: