С оглядкой на «законодателей моды»

С оглядкой на «законодателей моды»

В государствах, каковые принято именовать «морскими державами второго эшелона», возможно подметить два диаметрально противоположных подхода к созданию собственных торпедных судов. Одни пробовали выстроить самые замечательные в мире суперэсминцы, остававшиеся, в большинстве случаев, в единственном экземпляре; к их числу принадлежали Польша и югославия (о чем мы уже говорили в прошлом номере издания). Другие страны, напротив, отдавали предпочтение недорогим дестройерам со скромными боевыми возможностями, но каковые возможно было строить пускай маленькими, но все же сериями.

В качестве исходного примера для копирования идеально смотрелись английские эсминцы «алфавитной» серии (см. «Моделист-конструктор» № 2 за 2001 г.). Не обращая внимания на собственные в полной мере обыкновенные характеристики, они отличались надежностью, неприхотливостью в эксплуатации, хорошей мореходностью и, что важно, низкой ценой. Не последнюю роль тут сыграл и все еще большой авторитет Англии как «владычицы морей».

Так или иначе, но в межвоенный период британские верфи были вне конкуренции. В 1928—1939 годах они выстроили на экспорт 20 дестройеров: десять для Аргентины (три типа «Мендоса» и семь типа «Буэнос-Айрес»), шесть для Чили (типа «Серрано»), два для Греции (типа «Василеос Георгиос») и два для Португалии (типа «Вога»).

Еще десять судов — шесть для Бразилии и четыре для Турции — были заказаны незадолго до войны; позднее их реквизировали для Ройял Нэйви (за исключением двух турецких типа «Де-мирхиссар», каковые в первой половине 40-ых годов XX века все же достались клиенту). Помимо этого, пять эсминцев строились по британским чертежам и с британской же помощью в Португалии, причем два из них уже на стапеле были реализованы Колумбии.

Все эти суда и снаружи, и по чертям по большей части повторяли британские эсминцы «алфавитной» серии. Полное водоизмещение большинства из них пребывало в диапазоне от 1600 до 2000 т, скорость составляла 35—36 узлов, оружие включало в себя четыре 120-мм пушки, одну-две зенитки и два трехтрубных (реже четырехтрубных) 533-мм торпедных аппарата.

Пара отличались только аргентинские типа «Мендоса» (они были больше и несли по пять 120-мм орудий) и чилийские типа «Серрано» (имевшие, наоборот, сниженные размеры и вооруженные только тремя 120-милли-метровками). Помимо этого, на греческих эсминцах устанавливались не британские, а германские 127-мм пушки.

Ближайшими родственниками английского «алфавита» были и все голландские эсминцы межвоенного периода.

Приступая в 20-е годы к модернизации собственного флота, морское руководство Нидерландов решило не «изобретать велосипед» и не пробовать создать личный проект, а обратиться к ведущему разработчику торпедных судов — компании «Ярроу». Четыре эсминца типа «Ван Гент» были заложены на голландских верфях в 1925 году. По конструкции они повторяли британский «Эмбаскейд», отличаясь только артиллерией (на них устанавливались 50-калиберные 120-миллиметровки «Бофорс») и совокупностью управления огнем.

Помимо этого, необыкновенной чертой этих судов стало наличие гидросамолета «Фоккер», установленного на особой площадке сзади грот-мачты. Согласно точки зрения голландских адмиралов, самолет-разведчик имел возможность появляться весьма полезным на морском театре в Ост-Индии, с его множеством островов и огромными акваториями.

За первой четверкой эсминцев последовала вторая — типа «Ван Гален».

Они практически в точности повторяли собственных предшественников, но оснащались более современными котлами с повышенными параметрами пара и увеличенным на 30 т запасом горючего. Снаружи голландские эсминцы отличались от «британцев» пара смещенной в корму носовой щитами и трубой 120-мм орудий (по причине того, что «бофорсовские» пушки были тяжелее английских, щиты было нужно сделать более легкими, и к тому же они монтировались лишь на двух без сомнений — первой и четвертой).

Последней серией голландских эскадренных миноносцев довоенной постройки стали четыре корабля типа «Герард Калленбург», заложенные в 1938—1939 годах. Их проект разрабатывался опять-таки посредством компании «Ярроу» и во многом повторял собственных предшественников. К тому же, новые суда были больше и несли второй состав оружия.

Торпедные аппараты стали четырехтрубными, число стволов 120-мм пушек увеличилось до пяти, причем две установки были спаренными, а третья — возвышенная — одноорудийной. Длину ствола пушек уменьшили до 40 калибров, но увеличили угол возвышения, что разрешало применять их в качестве зенитных. Ответственной новинкой стало и появление на корабле спаренных 40-мм автоматов «Бофорс» — самого действенного средства ПВО того времени.

Действительно, реально штатный состав оружия взял только головной эсминец «Герард Калленбург», что, так и не вступив в строй, был затоплен экипажем по окончании германского вторжения в Нидерланды. Позднее его подняли немцы и ввели в состав Кригсмарине под обозначением ZH-1. В июне 1944 года он был потоплен торпедами английских эсминцев «Тартар» и «Ашанти».

Второй однотипный корабль, «Исаак Свеерс», в мае 1940 года удалось отбуксировать в недостроенном виде в Англию.

Через год он вошел в строй, но с оружием из трех английских спаренных 102-мм зенитных установок и набором радаров. Эсминец деятельно действовал вместе c Ройял Нэйви и был потоплен в феврале 1942 года на Средиземном море германской подлодкой U-431. Остальные два корабля серии на стапелях достались немцам, но их так и не достроили.

Очень увлекательна «родословная» румынских эсминцев типа «Реджеле Фердинанд» — самых замечательных кораблей ВМФ флота данной страны.

В то время, когда в середине 20-х годов правительство Румынии выделило средства на постройку двух современных эскадренных миноносцев, договор заключили с давешним подрядчиком — итальянской компанией «Паттисон», потому, что в румынском флоте уже имелись два эсминца типа «Мэрэшти», выстроенные на данной верфи в годы Первой Мировой. Как личную компанию, «Паттисон» не через чур баловали заказами для итальянского флота, и потому эта компания разрабатывала проекты судов в кооперации с английскими сотрудниками (ведущие итальянские кораблестроители от для того чтобы партнерства уже давно отказались).

В этом случае в качестве прототипа румынского эсминца выбрали британский фаворит «Шекспир», выстроенный в 1918 году. Действительно, в проект внесли последовательность значительных трансформаций; перекомпоновали машинно-котельные отделения, среднюю 120-мм пушку перенесли за вторую трубу, установили треногие мачты. Артиллерию приняли такую же, что и на голландских эсминцах — шведские 120-мм орудия «Бофорс» с длиной ствола в 50 калибров.

Дальномеры и совокупность управления огнем поставила германская компания «Сименс». В целом для собственного времени «Реджеле Фердинанд» смотрелся в полной мере современной боевой единицей и за счет «интернациональной» доработки значительно превосходил собственный британский прототип.

274. Эскадренный миноносец «Чуррука», Испания, 1932 г.

Второй корабль с таким заглавием, заложенный вместо реализованного Аргентине.

Строился в Испании на верфи в Картахене. Водоизмещение стандартное 1536 т, полное 2087 т. Протяженность громаднейшая 101,5 м, ширина 9,68 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 42 000 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: пять 120-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, четыре пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1927—1951 годах выстроено 18 пара различающихся судов, а также два для Аргентины.

275.

Эскадренный миноносец «Ван Гален», Голландия, 1929 г.

Головной корабль второй серии эсминцев типа «Ван Гент». Строился в Голландии на верфи «Фиенорд». Водоизмещение стандартное 1316 т, полнее 1650 т. Протяженность громаднейшая 98,15 м, ширина 9,53 м, осадка 2,97 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 31 000 л.с., скорость 36 узлов.

Оружие: четыре 120-мм орудия, одна 75-мм зенитная пушка, четыре 40-мм автомата, четыре пулемета, два трехтурбинных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1928—1931 годах выстроено восемь единиц в двух пара различающихся сериях.

276. Эскадренный миноносец «Реджеле Фердинанд», Румыния, 1930 г.

Строился в Италии на верфи «Паттисон».

Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 1850 т. Протяженность громаднейшая 101,9 м, ширина 9,6 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 52 000 л.с., скорость 37 узлов. Оружие: пять 120-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, два 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего выстроено две единицы.

277.

Эскадренный миноносец «Кондуриотис», Греция, 1932 г.

Строился в Италии на верфи «Одеро». Водоизмещение стандартное 1389 г, полное 2050 т. Протяженность громаднейшая 96 м, ширина 9,75 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 44 000 л.с., скорость 38 узлов. Оружие: четыре 120-мм орудия, три 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1932—1933 годах выстроено четыре единицы.

Английские корни легко угадываются и в конструкции всех эсминцев испанского флота, строившихся на Пиренейском полуострове впредь до начала 50-х годов. Эскадренные миноносцы типа «Чуррука» представляли собой фактически копию британского фаворита «Скотт» — современника и аналога «Шекспира».

Первые две серии испанских потомков отличались от собственного «предка» только некоторыми подробностями — увеличенной на 5 процентов мощностью да повышенным запасом горючего. Любопытно, что строившиеся на верфи в Картахене первые два корабля — «Чуррука» и «Алькала Гальяно» — сразу же по окончании спуска на воду были перекуплены Аргентиной, и для их замены заложили новую несколько под теми же заглавиями.

За первой серией из семи эсминцев типа «Чуррука» последовала вторая, кроме этого из семи единиц.

Суда зарекомендовали себя как очень успешные, и во второй половине 30-ых годов двадцатого века решили строить третью серию, но осуществить эти замыслы помешала гражданская война. Постройка последних двух судов семейства затянулась, и в итоге «Алава» и «Линьерс» вошли в строй лишь в первой половине 50-ых годов XX века!

Внесенные в их конструкцию трансформации смотрелись очень малыми; треногая мачта и легко усиленное зенитное оружие, установленное вместо одного из 120-мм орудий, не могли скрыть очевидной древности проекта. Практически суда представляли собой все тот же британский «Скотт» периода Первой Мировой и к моменту вступления в строй смотрелись так архаично, что практически сразу же были снова посланы на верфь для капитального переоборудования в противолодочные фрегаты.

Вторым по окончании Англии европейским «законодателем мод» в классе эскадренных миноносцев в межвоенные годы считалась Италия, и исходя из этого неудивительно, что продукция кораблестроения данной страны на внешнем рынке пользовалась определенной популярностью. Кроме Румынии, эсминцы на итальянских верфях заказывали Турция и Греция. Договор на постройку четырех судов типа «Кондуриотис» был заключен с Грецией в октябре 1929 года.

Проект разрабатывался на базе новейшего итальянского эсминца «Фречча», но по пожеланию клиента артиллерийское оружие складывалось из четырех 120-мм пушек в одиночных, а не спаренных установках (вследствие этого по силуэту «Кондуриотис» сильно напоминает советские «семерки»). Действительно, за счет большего веса артиллерии было нужно отказаться от тяжелых командно-дальномерных постов, ограничившись легким открытым дальномером на носовой надстройке.

Две пары турецких эсминцев строились в один момент с греческими, а их проект базировался на том же прототипе. Два корабля типа «Зафер» несли 120-мм артиллерию подобно «итальянцам» — в двух спаренных установках, а эсминцы типа «Коджатепе» — в четырех одноорудийных. Суда оснащались в полной мере современной совокупностью управления огнем, но отличались от «Фреччи» пара меньшей мощностью механизмов.

Помимо этого, они владели более классическим двухтрубным силуэтом — однотрубный эсминец в то время смотрелся через чур экстравагантно.

Кроме постройки эсминцев на заказ, итальянцы реализовали еще шесть судов из состава собственного флота. Два эсминца постройки 20-х годов типа «Квинтино Селла» в первой половине 40-ых годов двадцатого века купила Швеция, а четыре еще более ветхих «эсплоратори» во второй половине 30-ых годов XX века перешли под флаг Испании.

Но, это был «сэконд хэнд», уже не воображавший особенной ценности.

Будущее многих эсминцев государств третьего мира сложилась трагично. Испанские суда типа «Чуррука» приняли активное участие в гражданской войне.

Сначала все они были на стороне республиканцев, но неспешно друг за другом — значительно чаще в поврежденном виде — попадали в руки франкистов. «Альмиранте Феррандис» в сентябре 1936 года был стёрт с лица земли артиллерией тяжелого крейсера «Канариас». Но полтора года спустя республиканский флот сполна отомстил своим соперникам: эсминцы «Санчес Баркайстеги», «Альмиранте Антекера» и «Лепанто» сумели выйти в хорошую торпедную атаку и послать на дно тяжелый крейсер «Балеареас».

В марте 1939-го «Санчес Баркайстеги» был потоплен в гавани Картахены франкистской авиацией, но потом его подняли и вернули.

Самые тяжелые потери понес голландский флот: все десять входивших в его состав эсминцев погибли на протяжении Второй мировой. По большей части они стали жертвами японского флота входе боевых действий в голландской Ост-Индии.

Реализовать собственные наступательные возможности в качестве торпедных судов им не удалось, но «Кор-тенаер» сам был потоплен торпедой с тяжелого крейсера «Хагуро». Один затопленный эсминец, «Банкерт», японцы смогли поднять и формально включить в состав собственного флота, но капитуляция застала его во все еще небоеспособном состоянии. Его возвратили Голландии, но единственное использование, которое ему нашлось, — послужить пара лет в роли плавучей мишени…

Пожалуй, не меньше драматичным было участие в войне и греческих ВМС. Из четырех эсминцев типа «Кондуриотис» два — «Гидра» и «Псара» — погибли в апреле 1941 года под бомбами германских «юнкерсов». Остальные по окончании оккупации Греции прорвались в Александрию и до осени 1943 года несли работу вместе с английским флотом в восточном Средиземноморье. Но после этого из-за отсутствия запчастей и сильного износа механизмов их поставили на прикол, а сразу после окончания войны сдали на слом.

Два греческих эсминца британской постройки волею судеб были «по различные стороны баррикад». Поврежденный самолетами Люфтваффе «Василеос Георгиос» был захвачен в Саламисе германскими армиями. Его отремонтировали и включили в состав Кригсмарине под обозначением гЭ-З, а в августе 1942 года переименовали в «Гермес».

Артиллерия германского производства облегчала снабжение снарядами, и корабль употреблялся в битвах очень интенсивно. Он потопил британскую подлодку «Сплендид» 21 апреля 1943 года, но через десять дней сам взял тяжелейшие повреждения в следствии воздушной бомбандировки. Восстанавливать его не стали и скоро затопили.

Однотипная «Василисса Ольга» в апреле 1941 года эвакуировала из Афин греческое правительство и военно-морское руководство. Эсминец действовал совместно с английским флотом на Средиземном море и в Индийском океане, но в сентябре 1943-го его потопила германская авиация.

А вот румынские эсминцы благополучно пережили войну, и в первой половине 40-ых годов XX века они были включены в состав советского Черноморского флота. «Реджеле Фердинанд» стал «Лихим», «Реджина Мария» — «Летучим».

В первой половине 50-ых годов XX века их вернули Румынии, где они еще пара лет проходили службу в роли учебных судов.

С. БАЛАКИН

Шуба из прекраснейшего шоколадного каракуля. Сшито с оглядкой на моду 20-х годов прошлого века.

Статьи, которые будут Вам интересны: