Садовые паровозики: мужское хобби

Садовые паровозики: мужское хобби

    Значительно чаще изготавливают модели ранних паровозов, отличающихся несложными и достаточно примитивными паровыми машинами
    Помимо этого, на ранних паровозах котлы, механические тяги и трубопроводы не закрывались обтекателями, что придает трудящимся моделям особенную привлекательность
    Особый вентилятор-нагнетатель употребляется для постановки и растопки паровоза его под пары. Когда давление достигнет 2 атм., вентилятор убирается
    Паровозик Big Boy — пожалуй, самый броский представитель американского паровозостроения. Модель весом около 180 кг выполнена в самом громадном масштабе 1:11,3. Цена таких локомотивов доходит до $70 000. Выпускается разовыми сериями по предварительным заказам.
    Действующая модель-копия локомотива Rocket, созданного компанией Rainhill Trials в Англии во второй половине 20-ых годов XIX века. Один из самых громадных масштабов моделей паровозов — 1:11,3. Лишь данный масштаб разрешает пассажирам и машинисту путешествовать вместе с миниатюрным локомотивом. Паровоз может трудиться как на газу, так и на каменном угле.

    Эта модель производства японской компании O. S. Engine может тащить за собой вагончики с пятнадцатью пассажирами. Локомотив ценой 230 000 рублей поставляется в разобранном виде. Сборка таковой модели может занять несколько месяц.

Действующие модели паровозов показались на свет как минимум на шесть лет раньше самих паровозов! Этим парадоксом мы обязаны британскому изобретателю паровоза Ричарду Тревитику, что перед постройкой полноразмерной «огнедышащей автомобили» в 1802 году пара лет отрабатывал собственные решения на действующих моделях паровозов собственной постройки. ЖД моделизм в Англии в текущем году может отмечать собственную 211-ю годовщину.

Британцы, кстати, в очередной раз показали приверженность традициям: среди разнообразных хобби модели железных дорог прочно держат у них второе место по окончании рыбной ловли.

Дорогие игрушки

В десятнадцатом веке паровоз, непременно, был чудесным образом. И вызывал не меньший интерес, чем в следующем веке космические ракеты и самолёты. А игрушечный паровоз был пределом мечтаний не только детей, но и взрослых.

Фактически в один момент с возникновением первых железных дорог в Европе началось производство и их игрушечных аналогов. Паровозы-модели были достаточно правильными копиями собственных взрослых прототипов, применяли в качестве двигателя настоящие паровые машины и стоили фантастических денег.

В конце XIX века в качестве привода игрушечных локомотивов стали применять заводные пружинные механизмы, каковые в следующем веке были вытеснены микроэлектродвигателями. Но паровые машины совсем не провалились сквозь землю, переместившись в самую верхнюю, но и самую дорогую нишу ЖД моделизма — настоящих паровозов.

Настоящие автомобили

Любой человек, который связан с ЖД транспортом, при упоминании паровозов начинает сказать с придыханием. Одна лишь постановка и растопка паровоза его под пары — это целый ритуал, занимающий пара часов. Люди готовы ехать куда макар телят не гонял и платить большие деньги, дабы лишь поучаствовать в нем.

Исходя из этого, в то время, когда «паровых» моделистов задают вопросы, для чего им эти архаичные автомобили и в чем прелесть паровых моделей если сравнивать с электрическими, они отвечают: «Во-первых, это настоящие паровозы». Их так же растапливают и ставят под пары. Процесс, кстати, сверхсложный. К примеру, Владимир Симоненко обучался этому в Японии, на заводе «O.S. Engine».

На этом заводе изготавливают одни из самых больших серийных моделей паровозов с пятидюймовой (127 мм) колеей. Как уверяет Виктор, постановка под пар для того чтобы паровоза занимает около 20 мин.. В котел необходимо залить воду, наполнить масленку маслом-«веретенкой» и включить особый вентилятор, создающий принудительную тягу. После этого открыть газ, поджечь его и ожидать, в то время, когда вода в котле вскипит и давление начнет расти.

Когда давление достигает 2 воздухов, вентилятор возможно убирать, дальше тягу будет снабжать пар, стравливаемый из котла.

Так как в таком паровозе процесс в полной мере «взрослый», он снабжен всеми нужными и полноразмерному паровозу устройствами: манометром, указателем уровня воды в котле и термометром. Имеется и клапан-регулятор для стравливания излишнего давления.

Не обходится паровоз и без классического гудка. Умелые машинисты по его тону смогут выяснить давление в котле — чем выше и замечательнее гудок, чем больше давление. Но злоупотреблять гудком не следует — так как при нем стравливается пар.

Погудел — бесплатно стравил в воздух горючее.

Настоящие кочегары

Но и газ, грубо говоря, есть имитацией. На самых громадных паровозах с 5-дюймовой колеей топка изначально изготавливается с расчетом на каменный уголь. Причем самый настоящий уголь, куски которого нужно измельчать молотком и загружать в тендер.

Растопка каменным углем — это уже настоящее мастерство, недоступное новичкам. И в полноразмерном паровозе не каждый может поддержать пламя в топке, что уже сказать о модели, в топку которой измельченный уголь подбрасывается миниатюрной лопатой!

Появляется вопрос — а как подбрасывать уголь на ходу? Да весьма легко — лишь данный масштаб подразумевает, что за паровозом на особом вагоне-скамеечке едет машинист, что вполне возможно есть и обладателем модели. За ним смогут крепиться как копии настоящих вагонов, так и вагоны со скамеечками для пассажиров — такие паровозы смогут тащить до 15 человек!

Растопка углем — наслаждение достаточно экстремальное. Раз в год в феврале обладатели таких моделей собираются на съезд в Мюнхен, где в огромном ангаре с хорошей вентиляцией выстраивается самая громадная в Европе 5-дюймовая железная дорога. Непосвященному, в первый раз посмотревшему в данный ангар, может показаться, что он попал на съезд шахтеров — лица участников, в большинстве случаев, темны от въевшегося в них угольного дыма, поскольку дым из трубы при перемещении попадает прямехонько в лицо машинисту.

Но это никого не тревожит — все чумазые лица светятся от счастья.

Пустынные локомотивы

Паровозы с живыми машинистами стоят на самой вершине в иерархии паровых моделей. В Российской Федерации представлен всего один производитель данной забавы — японская компания «O.S. Engine», которую у нас продвигает компания «Хобби-центр». Стоят японские локомотивы от $6000 до $30 000 и поставляются в 70% случаев в разобранном виде.

Умелому мастеру для сборки готового паровоза требуется как минимум несколько недель. Но в магазинах второй российской компании, Eurotrain, возможно отыскать и всех остальных представителей настоящих паровичков.

Самые мелкие паровозы делает британская компания Hornby — в так именуемом масштабе HO (1:87) с шириной колеи 16 мм. Действительно, это не чистые паровозы, а паро-электрические. По рельсам к локомотиву поступают как команды управления, так и электропитание — 2-амперный 16-вольтовый переменный ток.

В самом локомотиве миниатюрный электрический обогреватель испаряет воду, а появившийся пар приводит модель в перемещение. Набор из круга рельс, локомотива с тендером и двумя внешними блоками управления и питания обойдутся приблизительно в 32 000 рублей.

По саду на паровозе

Потом идут модели класса I (1:32), уже самые настоящие паровозы. В Европе они относятся к так называемым садовым железным дорогам — Garden Live Steam Railroad — пускать в зданиях такие паровозы небезопасно и некомфортно. В Российской Федерации возможно отыскать локомотивы двух производителей: ветшайшей германской компании Marklin и снова же японской Aster Hobby.

Японцы делают самые сложные модели, каковые всецело повторяют настоящие паровозы: ставятся пароперегреватели, в котла проходят жаровые трубы и другие сложные элементы. Единственное отличие — они трудятся не на угле, а на спирту, что вместе с водой размещается в тендере. Полной заправки хватает на час работы. Никакого электричества — приводимые в перемещение паром насосы качают и воду для котлов, и спирт для топки.

Любой локомотив складывается из 1000−5000 подробностей, ювелирно изготовленных из стали, бериллиевой бронзы и латуни, и может тащить состав до 30 вагонов. Сборка для того чтобы локомотива — само по себе долгосрочное хобби. У директора Eurotrain а Александра Прилепского сборка паровоза Aster заняла месяц — ежедневно по шесть часов.

В случае если же собирать свободными от дел вечерами, то процесс займет не меньше полугода.

Цена моделей начинается от $3000 и доходит до $10 000. Не смотря на то, что, в случае если попытаться, возможно отыскать паровичок и за $25 000. Но не в Российской Федерации. Паровозы от Marklin в этом же классе, в случае если возможно так выразиться, более демократичные: от Є1500 до Є3500.

Но они пара несложнее и трудятся на газе, а не спирте. Иначе, эти модели идут уже полностью собранными, готовыми к работе, с установленным радиоуправлением и в качественной подарочной упаковке.

Узкоколейка

Но самые настоящие труженики садов — локомотивы класса G, так называемой узкоколейки (в масштабе 1:22,5). В этих моделях в целом значительно меньше подробностей, не столь совершенно верно выдерживается масштаб, как у локомотивов вторых классов, металлы, где это быть может, заменяются на пластмассу. Но самое основное отличие пребывает в том, что эти модели копируют, в большинстве случаев, прототипы начала XIX века, технологически менее сложные.

Тендер в таких моделях в большинстве случаев декоративный, вода заливается напрямую в котел, чего в полной мере достаточно минут на двадцать работы.

Делают подобные локомотивы все те же производители — Marklin и Aster Hobby. В большинстве случаев, в большинстве европейских садов бегают как раз такие узкоколейные бюджетные братья. И, поверьте, радуют собственных хозяев никак не меньше, чем более дорогие паровички.

Как стать машинистом

Мало обзавестись моделью локомотива — нужно обучиться им управлять. Но это, пожалуй, самое занимательное!

На миниатюрных локомотивах стоят те же элементы и приборы управления, что и на более старших «товарищах»: манометры, термометры, указатели уровня воды в котле, вентили подачи спирта, пара и воды. Так что таким паровозом возможно руководить лишь вручную. Для этого локомотив ставится на роликовый стенд, где колеса вращают ролики, а сам паровоз остается на месте.

Дело в том, что не меньше половины таких паровозов обладатели разглядывают только как стендовые модели, необычные произведения искусства правильной механики (коими они, непременно, и являются). Иногда они запускают их на роликовых стендах, приобретая удовольствие легко от наблюдения за работой этого сложнейшего механизма. В случае если же локомотив употребляется по назначению, то на него приходится ставить сервомашинки и другие элементы радиоуправления.

Модель 1941 года. Модель паровоза Astor BR 52

Время работы — 40 мин.. Цена 266 000 рублей. Масштаб 1:32. Вес паровоза 12 кг.

Минимальный радиус прохождения 3 м. Протяженность локомотива 90 см.

Локомотивчик на спирту. Правильная копия настоящего паровоза. В тендер наливается вода, а в резервуар для горючего — спирт.

На центральной оси установлен насос, качающий воду из тендера в котел. В локомотиве установлен паронагреватель, повышающий температуру пара до 2000С.

Модель 1905 года. Модель паровоза Nevada Short Line

Время работы — 40 мин.. Цена 77 000 рублей. Масштаб 1:22,5. Вес паровоза 9,5 кг. Минимальный радиус прохождения 1100 мм.

Протяженность локомотива 75 см.

Nevada Short Line — паровоз с полной паровой машиной и с паронагревателем. Поставляется в древесном коробке в наборе с маслом-веретенкой. Требуется радиоуправление с тремя сервомашинками.

В качестве горючего употребляется газ.

Модель 1890 года. Модель паровоза Jenny

Время работы — не ограничено. Цена 10 000 рублей. Масштаб 1:32. Вес паровоза 2,5 кг. Минимальный радиус прохождения 400 мм.

Протяженность локомотива 25 см.

Не всегда на садовых железных дорогах возможно встретить паровые локомотивы. Чаще используются более бюджетные электрические аналоги, такие, к примеру, как модель американского маневрового локомотива Jenny. Такие локомотивы разрешают строить управляемые электроникой всецело пустынные модели железных дорог.

Модель 1925 года. Модель паровоза Mallard

Время работы — 40−50 мин.. Цена 32 000 рублей. Масштаб 1:87. Вес паровоза 1 кг.

Минимальный радиус прохождения 440 мм. Протяженность с тендером 25 см.

Занимателен принцип работы данной модели. В тендере находится необычный «чайник», что трудится от электричества, подаваемого по рельсам. По армированным трубопроводам пар подается в паровую машину, управляемую электроникой.

Миниатюрные размеры паровоза не разрешают реализовать всецело механическое управление паровой машиной.

Модель 1832 года. Модель паровоза Baltimore & Ohio R.R.

Время работы — 30 мин.. Цена 105 000 рублей. Масштаб 1:32. Вес паровоза 2,5 кг. Вес вагона 1 кг.

Минимальный радиус прохождения 600 мм. Протяженность локомотива 20 см.

Модель первого американского паровоза. Паровая машина является копией автомобили с колесного парохода. Поставляется в картонной коробке.

Трудится на спирту.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№56, июнь 2007).

<

h4>

Хобби: фестиваль мужских хобби «Мужские игрушки» 17-19 мая, Киев

Статьи, которые будут Вам интересны: