Самая экономная монархия

Самая экономная монархия

Внушительная победа австрийского флота при Лиссе, казалось бы, случилась вопреки всем предпосылкам Вправду, итальянцы превосходили собственного соперника не только числом кораблей ВМФ и состоявшей на их оружии артиллерии, но, что куда более принципиально важно, — в качественном отношении. Большинство эскадры адмирала Тегетгофа складывалась из «деревяшек», несших гладкоствольные пушки, а противостояли им новые крейсера и железные броненосцы с нарезными орудиями. Однако успешный таранный удар флагманского броненосца «Фердинанд Макс», пославший на дно «итальянца» «Ре д’Италия», принес Австро-Венгерской империи победу на море — первую громадную победу в главном сражении во всем мире со времен великого Нельсона и достаточно нежданно вывел «лоскутную монархию» в число великих морских держав.

Положение обязывает. Главный герой Лиссы, командующий флотом Тегетгоф, был не только удачливым адмиралом, но и руководителем и прекрасным администратором в мирное время По окончании войны 1866 — 1867 годов он создал внушительную программу развития ВМС Но благие пожелания тут же натолкнулись на вечную проблему армейских всех народов и стран — дефицит денег.

При Австрии неприятность эта имела в полной мере настоящие обстоятельства Победа на море только пара скрасила трагедию на суше, где прусская армия всецело разгромила австрийскую Внешние неудачи стали причиной реакции в многонациональной страны. Вторая титульная нация империи, венгры, потребовала независимости, и лишь по окончании долгих переговоров удалось удержать их в составе единого страны Но наряду с этим Австрия превратилась в «двуединую монархию», Австро-Венгерскую империю, любая из двух частей которой имела собственный свой правительство и парламент Последствия войны и «двуединства» стали тяжелыми для всех компонентов армии, но особенно значительными как раз для ВМФ Дело в том, что Венгрия (в те времена регион, включавший солидную часть современной Румынии) фактически не имела выхода к морю, кромекрохотного участка побережья.

Исходя из этого неудивительно, что ее депутаты систематично противодействовали всем попыткам выделить дополнительные средства на суда, базы и содержание моряков А сделать это не воображало сложности достаточно было наложить veto на «морские» статьи затрат Машинально блокировался целый бюджет страны, и Австрии в большинстве случаев приходилось жертвовать частью во имя целого Однако адмиралы и морские министры и в таких условиях делали все, что имели возможность. С верфей в Поле и Триесте все же иногда сходили на воду новые боевые суда, а орудия и броня фабрик Шкода в Витковице к концу XIX столетия достигли высокого уровня, не уступая, а обычно и превосходя продукцию признанных мировых фаворитов того времени — Круппа и Армстронга.

Пара смягчало последствия «денежной диеты» расположение империи Австро-Венгерская империя не имела заморских владений, а вся ее береговая линия пребывала в пределах Адриатического моря, являвшегося, по сути, огромным заливом, на другом берегу которого обосновался бывший (и возможно будущий) соперник — Италия В таковой ситуации в полной мере разумным представлялось обойтись менее мореходными и менее дальними судами (На громадных ходах все море проходилось за день) На первый взгляд, крейсера по большому счету являлись не столь уж нужными им нечего было защищать в мировых океанах и практически ничего — у собственных берегов. В числе главных задач оставались сопровождение и разведка собственных линейных сил, и острые уколы более сильного соперника, все это — не выходя из Адриатики Но, помимо этого, на долю крейсеров выпала не столь броская с виду, но весьма необходимая роль — учебных судов и стационеров для «показа флага» во всех районах земного шара Моряки монархии Габсбургов совершили много дальних плаваний, покинув серьёзный след в географии, метеорологии, гидрографии и других смежных «морских» науках.

Но суда для тренировок и учёбы доставались флоту с великим трудом «Венгерское лобби» настойчиво противодействовало трате денег на «ненужные капризы». Морякам приходилось искать очень хитроумные лазейки Так, средства на содержание и ремонт боевых судов выделялись в случае если и не с радостью, то со намного меньшим сопротивлением. (Мотив несложной: «В случае если уж глупость сделана и суда уже в строю, имеет суть поддерживать их в порядке».) В следствии по статье «модернизация» флоту удалось закладывать новые единицы, под тем же заглавием, что и «ремонтируемые», корпуса которых разбирались и от которых употреблялись лишь кое-какие механизмы и материалы.

Как раз так поступили с корветом «Донау». Заложенный в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века и вошедший в строй двумя годами позднее, данный маленький крейсер с полным парусным оружием употреблялся сперва для обучения кадетов в родной Адриатике, а под закат карьеры совершил дальние плавания в Вест и Индийский океан-Индию. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века его поставили на пресловутую «полную модернизацию».

Реально же тогда заложили новый корвет, приблизительно для того чтобы же размера, на что установили автомобили и котлы ветхого (Оружие чуть изменилось и складывалось из десяти 120/35-мм орудий) Через шесть лет в море вышел снаружи похожий на предшественника «Донау», кроме этого предназначенный для дальних учебных плаваний За десять лет он обошел все океаны Почвы, по окончании чего в 1906 году уже полностью устаревший крейсер разоружили. Но работа его на том не закончилась.

По окончании распада «лоскутной империи» «Донау» достался новообразованной Югославии, переименован в «Шибеник» и еще пара лет был на плаву.

Похожими на «модернизированный» «Донау» чертями владел и корвет «Сайда» (2660 т, 12 узлов, одинадцать 150/25-мм орудий), выстроенный во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века, и не смотря на то, что безнадежно устаревший к Первой мировой, но ее благополучно переживший Пара более внушительными являлась пара однотипных фрегатов, «Радецкий» и «Лаудо», вошедшие в строй на пять лет раньше, в то время, когда «венгерская блокада» еще не собрала полной силы Они имели водоизмещение 3400 т и скорость больше 13 узлов Их артиллерия складывалась из пятнадцати 150-мм орудий Круппа, заряжаемых с дула (как, но, и на «Сайде»).

Эти самые громадные австрийские крейсера (впредь до начала 90-х годов XIX века), заложенные одним из двух фаворитов адриатического кораблестроения — компанией «Стабилименто Текнико Триестино» из Триеста (вторым являлся военно-морской арсенал в основной базе флота — Поле) на момент постройки еще как-то имели возможность соревноваться с зарубежными, но уже спустя пять-семь лет их боевая сокровище стала очень условной Но они оставались в полной мере пригодными для учебной и запасного работы Так, «Радецкий» (переименованный в 1908 году в «Адрию», потому, что известное имя пригодилось для нового линейного корабля) всю мировую войну являлся базой для германских моряков, оказывавших значительную помощь «братскому флоту». Его собрат по окончании окончания военных действий предназначался Югославии.

Но, переименованный в непревычного «Први», молодому флоту он так и не достался итальянские власти конфисковали ветерана в собственном порту и послали его на слом в первой половине 20-ых годов двадцатого века, как говорится, «ни себе, ни людям».

Ясно, что такая коллекция безнадежно отставших от мирового уровня по самой идее фрегатов и корветов никак не доходила под определение современных крейсерских сил.

Замечательно осознавали это и австрийские адмиралы, но отсутствие средств, казалось бы, не оставляло никакого выхода. «Модернизации» помогали заменять только весьма ветхие боевые единицы на похожие на них, другими словами морально устаревшие Однако выход все же нашелся — благодаря все той же Лиссе. Мастерский таранный удар «Фердинанда Макса» создавал чувство кроме того на далеких от заинтересованностей флота «сухопутных» парламентариев.

Исходя из этого морякам удалось «пробить» мало денег на развитие того, что они мудро и расплывчато назвали «торпедоносным тараном». Под таковой маркой, в сущности, строились все современные крейсера «двуединой монархии», начиная с середины 80-х годов позапрошлого века впредь до появления новейших скаутов Так среди «таранов» были сильные бронепалубные и броненосные единицы.

Но начало «лжетаранной серии» положила пара совсем маленьких судов, заказанных в Англии известному Армстронгу. «Леопард» и «Пантер» помогали хорошей иллюстрацией тому, каким может стать современный разведчик на ограниченном театре. Они уже совсем не имели парусов (непременного атрибута всех предшествующих австрийских корветов), владели приличной скоростью — около 18 узлов и несли хорошее для собственного размера оружие.

не сильный местом являлась защита, ограничивавшаяся только символической 12-мм палубой Однако эти «мини-эльсвики» сильно поразили австрийских моряков, и сразу после вступления их в строй последовал заказ на еще один похожий корабль, строившийся уже на отечественной верфи «Стабилименто Текнико Триестино» «Тигер» имел чуть больший размер (водоизмещение 1660 т) и нес более замечательное оружие из четырех 120-мм орудий Круппа, не считая скорострельных малокалиберных Красивый корпус с мачтами и наклонными трубами понравился высшим лицам страны по окончании того как крейсер изрядно устарел, в 1905 году его выбрали в качестве будущей императорской яхты Артиллерию (не считая скорострелок) убрали, внутренние помещения перестроили, оборудовав каюты и роскошный салон Переименованный в «Лакрома», бывший «таран» прослужил до конца империи. Так же «отказанный» по разделу трофеев Югославии, он был реквизирован Италией и также отправился на разделку.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Всесторонний успех «торпедоносных таранов» — и как кораблей ВМФ, и как маскировочного обозначения для крейсеров — подвиг морское министерство на повторение успешного трюка.

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века ему удалось выбить кредиты на следующую несколько, на этот раз более чем в два раза превышавших предшественников по водоизмещению «Императорская пара» «Кайзер Франц-Кай» и «Йозеф-зерин Элизабет», как говорится, уже близко не лежали рядом с каким-либо тараном либо торпедным кораблем. Они несли достаточно солидное оружие в стиле эльсвикских крейсеров, развитием которых они, в сущности, и являлись «Национальным вкладом» стала 240-мм артиллерия в барбетах, и калибр, и тип установки утвердились на всех последующих австрийских крейсерах, с учетом развития техники, само собой разумеется Возрос и калибр торпедных аппаратов (с 350 до 400 мм); в отличие от «таранной», «торпедная» часть обозначения класса воспринималась в Австро-Венгерской империи в полной мере без шуток.

Так как как раз тут, на заводе в Фиуме появились первые самодвижущиеся «рыбки», причинившие скоро столько проблем судам и кораблям.

В это же время таранная эпопея длилась «Кайзер Франц-Йозеф I» и «Кайзерин Элизабет» справедливо сочли очень успешными судами для собственного размера Но при сильном оружии чисто бронепалубные крейсера являлись не хватает защищенными Но Австро-Венгерская империя удачно направлялась русле главных тенденций мирового кораблестроения Исходя из этого в первой половине 90-ых годов XIX века последовала закладка следующего «торпедоносного тарана», в этом случае уже броненосного.

Заказ на достаточно большой новый корабль являлся лакомым кусочком, за что боролись лучшие английские компании, начиная с Армстронга Но имперское министерство мудро покинуло деньги в стране, выгадав на этом большую сумму и разрешив возможность развиваться ведущей личной компании страны. И не прогадало.

Практически 6-тысячетонная «Мария-Терезия» имела приличный движение (за 19 узлов), оружие уже в ходе постройки усилилось на несколько 150-миллиметровок (до тех пор пока еще крупповских), но, основное, в дополнение к броневой палубе на ней показался 100-мм бортовой пояс. Предполагалось, что при необходимости данный «таран» сможет оказать значительную помощь своим броненосцам, кроме того пребывав в линии баталии.

Проверить справедливость таких догадок на деле не удалось К Первой мировой «Терезия» основательно устарела и до 1917 года использовалась по большей части в качестве плавучей батареи в Себенико После этого крейсер разоружили и применяли как плавучую казарму для экипажей германских подводных лодок, перешедших с Северного моря на Адриатику. Ее 240-миллиметровки также пошли в дело.

Их послали на итальянский фронт, где господствовала позиционная война, и австрийские армии еле сдерживали соперника, все более усиливавшегося за счет союзников.

Развитие австрийских крейсеров не остановилось на «Марии-Терезии». Хронически худой военно-морской бюджет разрешал закладывать лишь одну новую боевую единицу раз в пять лет.

Но кроме того в условиях очень стремительного развития техники финиша XIX — начала XX века основной строитель флота 3 Поппер и его ассистенты делали все возможное чтобы сохранить преемственность идей. «Торпедный таран D», вошедший в строй называющиеся «Кайзер Карл IV», сохранил формально то же оружие, что и «Терезия», но все орудия сейчас были отечественными, созданными и выстроенными на фабриках Шкода, и имели весьма хорошие боевые характеристики Новый крейсер купил современный вид, подросла скорость, но «изюминка» проекта пребывала в только замечательном для для того чтобы маленького корабля бронировании При водоизмещении, приблизительно равном русскому «Варягу», удалось прикрыть 8-дюймовыми плитами борт по ватерлинии, 240-мм башни и боевую рубку В артиллерийском бою с ним было нужно бы тяжко не только океанским бронепалубникам, но и, например, таким прилично защищенным броненосным крейсерам, как «Баян» либо германские «Адальберты» Ясно, что бесплатно такая мощь не далась чисто крейсерские качества, такие, как мореходность и дальность, отошли для гладкопалубного «Карла» на второй план. Оказался собственного рода маленькой броненосец, мало уступавший по числу стволов своим линейным сотрудникам — типа «Габсбург», но фактически столь же защищенный и превосходивший «старших товарищей» по скорости всего на узел с маленьким.

Основное — он был в полной мере пригодным для совместных действий с линейным флотом.

Таким же, по сути собственной, маленьким скоростным броненосцем стал и последний австрийский броненосный крейсер, все так же официально проходивший как торпедоносный таран «Санкт-Георг» отличался сильным оружием, но страно пестрым по составу.

В его носовой башне разместилась пара грозных 240-миллиметровок, в то время как в кормовой для частичной разгрузки основательно закованного в броню 7300-тонного корабля — всего одно 190-мм орудие. Еще четыре такие пушки размешались в центральном каземате В бронированных казематах пребывало и четыре 150-мм скорострельных орудия Противоминная артиллерия была представлена новыми 66-миллиметровками, дополненными уже фактически ненужными 47-мм скорострелками В случае если посчитать еще несколько 37-мм, такое же число пулеметов и столько же десантных пушек, то получается, что на «Санкт-Георге» имелось восемь разных калибров артиллерии. (В 1916 году добавился еще и девятый — 66-мм зенитка.) Такая «мозаика» никак не содействовала увеличению удобства при ведении огня, но и основных калибров ему в полной мере хватало чтобы стать важным соперником для любых броненосных крейсеров, не считая разве что самых последних.

Но, «Святой Георгий» стал последним броненосным крейсером Австро-Венгерской империи. В 1904 году борьба за финансы достигла собственного апогея, и ВМС понесли в ней большое поражение. Предложенную командующим флотом адмиралом Шпауном в качестве ответа на подобную программу итальянцев отнюдь не чрезмерную кораблестроительную программу военное министерство, возглавляемое «сухопутчиками», урезало ровно в два раза! Шпаун тут же просил об увольнении.

Его место занял адмирал Р Монтекукколи, совсем сместивший выговор в сторону броненосцев, превратившихся скоро в дредноуты Но, перемещение было разумным: именно спустя два-три года во всем мире началось «умирание» броненосных крейсеров как класса.

Однако «Кайзер Карл», а в особенности «Санкт-Георг» сослужили хорошую работу в Первой мировой Появление на сцене последнего пара раз выручало австрийские легкие силы от более сильных союзнических отрядов.

Вправду, попасть под пламя 240-мм и 190-мм орудий для легких крейсеров было бы смерти подобно Для противодействия имперским «одиночкам» приходилось выводить в море уже целые эскадры итальянских и французских броненосных крейсеров, но, в случае если кроме того те и планировали в поход, «Санкт-Георг» и опекаемые им легкие крейсера, миноносцы и эсминцы успевали благополучно скрыться в одном из портов восточной части прибрежной полосы Адриатики.

Единственными крейсерами, выбивавшимися из достаточно стройной линии «торпедоносных таранов», являвшихся на деле прекрасно замаскированными от парламентариев быстроходными броненосцами, стала тройка маленьких бронепалубников. «Зента», «Асперн» и «Жигетвар».

Они были вооружены только скорострелками и предназначались для помощи собственных миноносцев, но для таковой задачи им очевидно не хватало скорости Это полностью проявилось в начале войны, 16 августа 1914 года «Зента» управлял маленькой отряд из шести миноносцев, занимавшийся блокадой побережья Черногории. Его застала за этим делом французская эскадра, включавшая дредноуты и замечательные броненосные крейсера Мелкий корабль, пребывавший к тому времени в строю уже 15 лет, не смог уйти от могущественного соперника Французские артиллеристы изрядно мешали друг другу, и на потопление ничтожного если сравнивать с бронированными гигантами с 12-дюймовой артиллерией крохи потребовалось около часа.

Но урок был выучен, и оставшаяся пара употреблялась лишь крайне осторожно, «на подхвате».

Эта нелепая «победа» стала причиной единственной жертве среди австрийских крейсеров в годы войны Австрийцам же с их более чем скромными по численности легкими силами удалось приковать к Адриатике многократно более бессчётные эскадры государств Антанты из судов того же класса В следствии возможно констатировать, что «лоскутная монархия», отношение к которой как к всемирной военной державе в большинстве случаев приводило к некоторой иронии («всевышний намерено создал австрийскую армию чтобы всем остальным было кого побеждать»), сумела очень удачно распорядиться скромными финансами, выделенными на постройку крейсерского флота в течении практически 20 лет число боевых единиц этого класса оставалось совсем маленьким, но постоянно имелось пара в полной мере современных, каковые имели возможность создать неприятности сопернику Наряду с этим отечественные верфи сумели строить не только сильные, но еще и недорогие суда По стоимости тонны водоизмещения «империя вальсов», довольно часто осуждаемая за чиновническое всевластие, ухитрилась состязаться кроме того с признанным мировым фаворитом — Англией, пропустив на большом растоянии вперед таких фаворитов дороговизны, как Российская Федерация и Франция Весьма вовремя австрийцы приступили и к постройке современных легких крейсеров, но об этом — в второй раз.

В. КОФМАН

Формы правления

Статьи, которые будут Вам интересны: