Самая массовая «самоходка» великой отечественной

Самая массовая «самоходка» великой отечественной

Серьёзной составляющей совокупности бронетанкового оружия Красной Армии в годы ВОВ была самоходная артиллерия. Как мы знаем, в части Красной Армии поступали тяжёлые (СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122), средние (СУ-122, СУ-85 и СУ-100) и лёгкие (СУ-76 и СУ-76М) самоходки. Процесс создания последних был запущен 3 марта 1942 года по окончании образования особого бюро самоходной артиллерии.

Оно было создано на базе 2-го отдела НКТП (техотдел), глава которого С.А. Гинзбург, на чиная с сентября 1941 года, выдвигал предложения о разработке штурмовых и зенитных САУ на базе устаревших и лёгких танков.

"Наверное," к весне 1942 года ему удалось достучаться до управления народного комиссариата. Спецбюро поручили создать единое шасси для САУ с применением автомобильных узлов и агрегатов танка Т-60. На базе этого шасси предполагалось создать 76-мм самоходное орудие помощи и 37-мм зенитную самоходную пушку. В мае — июне 1942 года опытные образцы штурмовой и зенитной САУ были изготовлены заводом № 37 НКТП и поступили на опробования.

Обе автомобили имели однообразное шасси, в котором употреблялись агрегаты танков Т-60 и Т-70. Опробования в целом прошли удачно, и в июне 1942 года ГКО дал распоряжение о скорейшей доводке автомобилей и изготовлении первой серийной партии для войсковых опробований. Но развернувшиеся скоро масштабные битвы на южном фланге советско-германского фронта "настойчиво попросили" от фабрик Наркомтанкопрома наращивания выпуска танков, и работы по САУ свернули.

Снова к разработке самоходноартиллерийских установок, либо, как их тогда именовали, артсамоходов, возвратились в осеннюю пору 1942 года. 19 октября ГКО решил о подготовке серийного производства штурмовых и зенитных артсамоходов с пушками калибра от 37 до 152 мм. Исполнителями по штурмовым САУ были выяснены завод № 38 им. Куйбышева (г. Киров) и ГАЗ.

Сроки работ устанавливались твёрдые — уже к 1 декабря 1942 года требовалось доложить в ГКО о итогах опробований новых боевых автомобилей.

В ноябре умелые экземпляры штурмовых САУ СУ-12 (завода № 38) и ГАЗ-71 Горьковского автомобильного завода вышли на опробования. Компоновка автомобилей в целом соответствовала предложенной спецбюро НКТП ещё летом 1942 года — два параллельно расположенных спаренных двигателя в передней части автомобили и боевое отделение в корме. Но имелись и кое-какие нюансы.

Так, на СУ-12 моторы находились по бортам автомобили, а механик-водитель размещался между ними. На ГАЗ-71 оба двигателя сместили к правому борту, посадив водителя ближе к левому. Помимо этого, горьковчане разместили ведущие колёса позади, к ним через всю машину был протянут долгий карданный вал, что значительно снизило надёжность трансмиссии.

Итог для того чтобы решения не вынудил себя ожидать — 19 ноября 1942 года рабочая группа, проводившая опробования, отвергла пример автомобильного завода и советовала к принятию на вооружение СУ-12 завода № 38 с учётом устранения распознанных на протяжении опробований недочётов. Но, предстоящие события развивались по обширно распространённому в годы войны печальному сценарию.

2 декабря 1942 года ГКО решил о развёртывании серийного производства СУ-12 и уже к 1 января 1943 года первая партия из 25 автомобилей СУ-76 (такое армейское обозначение взяла САУ) была направлена в только что организованный учебный центр самоходной артиллерии. Всё бы ничего, но национальные опробования новой автомобили начались лишь 9 декабря 1942 года, другими словами уже по окончании начала серийного производства.

Государственная комиссия советовала САУ к принятию на вооружение, но опять-таки по окончании устранения недочётов, что уже мало кого интересовало. За недоработанность конструкции военной машины, как это было неоднократно, собственной кровью расплачивались самоходчики.

Уже спустя 10 дней войсковой эксплуатации большая часть СУ-76 вышли из строя из-за поломок коробок главных и передач валов. Попытка исправить положение за счёт усиления валов ни к чему не привела. Более того, такие автомобили выходили из строя кроме того чаще.

Стало ясно, что трансмиссия СУ-76 имеет принципиальный конструктивный порок, которым была параллельная установка двух спаренных двигателей, трудившихся на неспециализированный вал. Такая схема трансмиссии приводила к происхождению на валах резонансных крутильных колебаний. Причём большое значение резонансной частоты приходилось на самый напряжённый режим работы двигателей (перемещение на 2-й передаче по распутью), что и приводило к их стремительному выходу из строя.

Ликвидация этого недостатка потребовала времени, исходя из этого 21 марта 1943 года производство СУ-76 было приостановлено.

На протяжении последовавшего разбора полётов рабочей группой под руководством И.М. Зальцмана главным виновником был обозначен глава ОГК НКТП С.А. Гинзбург, которого отстранили от должности и послали на фронт главой ремонтной работы одного из танковых корпусов.

Забегая вперед, скажем, что Сталин, определив об этом, не одобрил для того чтобы решения и приказал отозвать гениального конструктора с фронта, но было поздно — Гинзбург погиб.

Но ещё до отправки на фронт Гинзбург внес предложение ответ, разрешившее в значительной мере решить проблему. Между коробками и двигателями передач были установлены две упругие муфты, а между двумя главными передачами на неспециализированном валу — фрикционная проскальзывающая муфта. Благодаря такому ответу удалось снизить возможность аварий боевых автомобилей до приемлемого уровня.

Такие самоходки, взявшие заводской индекс СУ-12М, пошли в серию в мае 1943 года, в то время, когда возобновилось производство СУ-76.

Собственное боевое крещение СУ-76 взяли в феврале 1943 года на протяжении битв в районе Смердыни (Волховский фронт). В этих битвах учавствовали два самоходно-артиллерийских полка — 1433-й и 1434-й. Эти полки имели смешанный состав, на вооружении четырёх батарей полка состояли СУ-76 (всего 17 единиц, включая машину комполка), а двух — СУ-122 (8 единиц).

Но такая организация себя не оправдала, и, начиная с апреля 1943 года, самоходно-артиллерийские полки перешли на новую организацию. Сейчас полки комплектовались однотипными военными машинами — в полку СУ-76 имелась 21 САУ и 225 человек личного состава.

Нужно заявить, что СУ-76 не пользовались особенной популярностью у воинов. Кроме постоянных поломок трансмиссии сказывались и конструкции и другие недостатки компоновки. Сидя между двумя моторами, механик-водитель угорал от жары кроме того зимний период и глох от шума двух несинхронно трудившихся коробок передач, руководить которыми одной кулисой было достаточно тяжело.

Тяжело было и участникам экипажа в закрытой броневой рубке, поскольку СУ-76 не имела вытяжной вентиляции боевого отделения. Данный недочёт особенно очень сильно проявился жарким летом 1943 года. Намучившиеся самоходчики в сердцах обозвали СУ-76 душегубкой. Уже в начале Июля НКТП советовал конкретно в армиях демонтировать крышу боевой рубки впредь до фартука перископического прицела.

Это новшество было с удовольствием воспринято экипажами. Но, век СУ-76 был отмерен, ей на смену шла более надёжная и идеальная машина. Всего изготовили 560 СУ-76, каковые виделись в армиях впредь до середины 1944 года.

Что же касается более надёжной автомобили, то она показалась в следствии конкурса, заявленного управлением НКТП на создание лёгкой штурмовой САУ, вооружённой 76-мм дивизионной пушкой. В конкурсе участвовали завод и ГАЗ № 38.

Горьковчане внесли предложение проект САУ ГАЗ-74 на шасси лёгкого танка Т-70. Машина оснащалась одним двигателем ЗИС-80 либо американским SMS. В качестве оружия предполагалось применять 76-мм пушку С-1, созданную на базе танкового орудия Ф-34.

На заводе № 38 решили применять в качестве силовой установки двигательный агрегат ГАЭ-203 от танка Т-70, складывавшийся из двух моторов ГАЗ-202, соединённых последовательно. Ранее применение этого агрегата на САУ считалось неприемлемым из-за его громадной длины. Сейчас эту проблему постарались решить за счёт более тщательной компоновки боевого отделения, трансформацией конструкции последовательности узлов, в частности орудийной установки.

В отличие от СУ-12 на новой машине СУ-15 пушка ЗИС-З устанавливалась без нижнего станка. На СУ-12 орудие употреблялось с минимальными трансформациями, не только с нижним станком, но и с обрезанными станинами (на автомобилях поздних выпусков они были заменены особыми распорками), упиравшимися в борта. На СУ-15 от полевой пушки употреблялись лишь качающаяся верхний станок и часть, что устанавливался на поперечной П-образной балке, приклёпанной и приваренной к бортам боевого отделения.

Боевая рубка так же, как и прежде оставалась закрытой.

Не считая СУ-15 завод № 38 внес предложение ещё две автомобили СУ-38 и СУ-16. Обе они отличались применением штатной базы танка Т-70, а СУ-16, помимо этого, боевым отделением, открытым сверху.

Опробования новых артсамоходов проводились на Гороховецком полигоне в июле 1943 года в разгар Курской битвы. Громаднейшим успехом у военных пользовалась СУ-15, её и советовали к серийному производству по окончании некоторых доработок. Требовалось уменьшить машину, что и было сделано путём снятия крыши, что в один момент урегулировало все вопросы с вентиляцией, и облегчило посадку и высадку экипажа.

В июле 1943 года СУ-15 под военным обозначением СУ-76М была принята на вооружение Красной Армии.

По собственной компоновке СУ-76М относилась к типу полузакрытых самоходных установок. Механик-водитель размешался в носовой части корпуса по его продольной оси в отделении управления, которое пребывало за трансмиссионным отделением.

В кормовой части корпуса пребывала неподвижная открытая сверху и частично позади броневая рубка с боевым отделением. Корпус САУ и рубка сваривались либо склепывались из катаных броневых страниц толщиной 7-35 мм, устанавливавшихся под разными углами наклона. Бронировка противооткатных устройств пушки имела толщину 10 мм.

Для посадки механика-водителя в верхнем лобовом странице корпуса имелся люк, закрывавшийся литой броневой крышкой с перископическим прибором наблюдения, заимствованной у танка Т-70М. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик орудия, справа — начальник установки, заряжающий пребывал в левой задней части боевого отделения. Для посадки этих загрузки боекомплекта и членов экипажа предназначалась дверь в кормовом странице боевого отделения.

От осадков боевое отделение закрывалось брезентовым тентом.

В передней части боевого отделения была приварена поперечина коробчатой формы, в которой крепилась опора верхнего станка 76-мм пушки ЗИС-З обр. 1942 г. Пушка имела клиновой вертикальный затвор и по-луавтоматику копирного типа. Протяженность ствола пушки составляла 42 калибра.

Углы наведения орудия составляли от -5 до +15 по вертикали и по 15 влево и вправо по горизонтали. Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций употреблялся штатный перископический прицел орудия (панорама Герца). Скорострельность пушки с исправлением наводки составляла 10 выстр./мин., при ведении беглого огня — до 20 выстр./мин.

Большая дальность стрельбы составляла 12 100 м, дальность стрельбы прямой наводкой — 4000 м, дальность прямого выстрела — 600 м. Уравновешивание бронировки качающейся части пушки осуществлялось посредством установки 110-кг противовеса, крепившегося к люльке снизу позади.

Боекомплект пушки складывался из 60 унитарных выстрелов.

Бронебойно-трассирующий боеприпас массой 6,5 кг имел начальную скорость 680 м/с. На расстояниях 500 и 1000 м он пробивал по нормали броню толщиной 70 и 61 мм соответственно. Бронебойно-подкалиберный боеприпас массой 3 кг и начальной скоростью 960 м/с на расстояниях 300 и 500 м пробивал 105- и 90-мм броню.

Вспомогательное оружие СУ-76М складывалось из 7,62-мм пулемёта ДТ, что перевозился в боевом отделении. Для стрельбы из пулемёта употреблялись закрываемые броневыми заслонками амбразуры в бортах рубки и в её лобовом странице справа от пушки. Боекомплект пулемёта складывался из 945 патронов (15 дисков).

Помимо этого, в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемёта ППШ и 426 патронов к ним (6 дисков), и 10 ручных гранат Ф-1.

В средней части корпуса в моторном отделении ближе к правому борту был установлен силовой агрегат ГАЭ-203, складывавшийся из двух соединённых последовательно 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202, неспециализированной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Совокупность зажигания, система питания и система смазки (не считая баков) для каждого двигателя были свободны. В совокупности воздухоочистки двигателей употреблялись два сдвоенных воздухоочистителя инерционно-масляного типа. Ёмкость двух топливных баков, размещавшихся в отделении управления, составляла 412 л.

Трансмиссия САУ складывалась из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырёхступенчатой коробки передач ЗИС-5, основной передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов с плавающими ленточными тормозами и двух бортовых редукторов.

В ходовую часть автомобили применительно к одному борту входили шесть обрезиненных опорных катков, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего размещения со съёмным зубчатым венцом и направляющее колесо, подобное по устройству опорному катку. Подвеска — личная торсионная. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления включала в себя 93 трака шириной 300 мм.

Самоходная установка СУ-76М:

1 — 76-мм пушка ЗИС-З; 2 — бронировка качающейся части пушки; 3 — рубка; 4 — заслонка амбразуры для стрельбы из личного оружия; 5 — направляющее колесо; 6 — опорный каток; 7 — поддерживающий каток; 8 — ведущее колесо; 9 — глушитель; 10 — жалюзи; 11 — крышка трансмиссионного люка; 12- люк воздухопритока; 13 — крышка надмотор-ного люка; 14 — крышка люка для доступа к стопору пушки по-походному; 15 — крышка люка переднего бензобака, 16 — крышка люка заднего бензобака; 17-заслонка амбразуры начальника; 18 — сиденье начальника; 19 — сиденье наводчика и заряжающего (на марше); 20 — стопор пушки по-походному; 21 — заглушка амбразуры для стрельбы из револьвера; 22 — фара; 23 — крышка люка механика-водителя; 24 — заслонка отверстия для заводной рукоятки; 25 — казённик пушки; 26 — кормовая створка; 27 — задний фонарь; 28 — окно для выхода воздуха. На виде снизу элементы ходовой части условно не продемонстрированы.

Боевая масса автомобили составляла 10,5 т. Большая скорость ограничивалась 30 км/ч вместо расчётной 41 км/ч, поскольку при большей скорости начиналось биение левой полуоси основной передачи. Запас хода по горючему составлял 320 км по шоссе и 190 км по грунтовой дороге.

В осеннюю пору 1943 года, по окончании полного прекращения производства лёгких танков Т-70, к выпуску СУ-76М подключились завод и ГАЗ № 40 в подмосковных Мытищах. С 1 января 1944 года головным предприятием по СУ-76М стал Горьковский автомобильный завод, а главным конструктором САУ был назначен H.A. Астров. Под его управлением на ГАЗе уже с осени 1943-го велись работы по приспособлению и совершенствованию самоходки её конструкции к условиям массового производства. Трансформации вносились в конструкцию СУ-76М и в будущем.

Так, автомобили поздних выпусков взяли большой кормовой лист боевого отделения с двумя дверью и амбразурами большего размера, для крепления пулемёта в кормовой части рубки показалась труба, приваренная к её левому и правому бортам, стали использоваться амбразуры новой формы, более приспособленные для стрельбы из пулемёта и т.д.

Серийное производство СУ-76М длилось до 1946 года. Всего было выпущено 13 732 самоходные установки этого типа, из них в годы ВОВ -11 494 единицы.

Как и её предшественница СУ-76, САУ СУ-76М действовала на вооружение лёгких самоходно-артиллерийских полков, которых в годы войны было организовано пара десятков. В начале 1944 года началось формирование самоходно-артиллерийских дивизионов. По штату в дивизион входило 12 (позднее 16) СУ-76М. Такие дивизионы включались в состав нескольких десятков стрелковых дивизий вместо отдельных истребительнопротивотанковых дивизионов.

С января 1944 года началось формирование и лёгких самоходно-артиллерийских бригад (СУ-76) РВГК. В таковой бригаде насчитывалось 60 установок СУ-76М, пять танков Т-70 и три американских БТР скаут МЗА1.

Всего организовали четыре таких бригады.

Компоновка самоходной установки СУ-76М:

1 — крышка трансмиссионного люка; 2 — воздухоочистители; 3 — коробка передач; 4 — основная передача с тормозами и бортовыми фрикционами; 5 — рычаги управления; 6 — двигатели; 7 — ведущее колесо; 8 — бензобаки; 9 — коробки ЗИП; 10 — кормовая дверь; 11 — маховик поворотного механизма; 12 — маховик подъёмного механизма; 13 — панорамный прицел; 14 — накатник; 15 — тормоз отката; 16 — уравновешивающий механизм; 17 — поперечина

Говоря о боевом применении СУ-76М, направляться выделить, что на начальной стадии эти САУ, как но, и все остальные, употреблялись достаточно неправильно, в основном как танки. Большая часть начальников танковых и общевойсковых соединений не имело никакого представления о тактике действий самоходной артиллерии и довольно часто отправляло эти полки практически на убой. Неправильное использование, и тот факт, что сначала экипажи САУ комплектовались бывшими танкистами (сравнение между танком и легкобронированной САУ было очевидно не в пользу последней) привело к негативному отношению к СУ-76, что отыскало собственный выражение в солдатском фольклоре.

Но со временем отношение к данной машине изменилось.

Во-первых, изменилась тактика применения, во-вторых, экипажи, не имевшие танкового прошлого, совсем в противном случае наблюдали на собственные автомобили. Они не считали недочётом, к примеру, отсутствие крыши. Напротив, именно поэтому облегчалось наблюдение за местностью, имелась возможность нормально дышать (вентиляция, как мы знаем, была громадной проблемой на советских танках и закрытых САУ), возможно было вести долгую интенсивную стрельбу без риска задохнуться.

Наряду с этим, в отличие от полевой пушки ЗИС-З, расчёт СУ-76М был закрыт с бортов и частично позади от осколков и пуль. Помимо этого, отсутствие крыши давало возможность экипажу, по крайней мере, той его части, которая пребывала в боевом отделении, скоро покинуть машину при её выхода из строя. Заложником в таковой ситуации, увы, оставался механик-водитель.

Лучше всех защищённый, он и погибал чаще вторых самоходчиков.

К преимуществам СУ-76М возможно отнести хорошую манёвренность и малошумность хода, надёжность в эксплуатации (агрегат ГАЭ-203 с уверенностью отрабатывал 350 моточасов без важных поломок), а основное — широкую универсальность автомобили. Лёгкие самоходки привлекались к контрбатарейной борьбе, помощи пехоты в наступлении и обороне, борьбе с танками и т.д. Со всеми этими задачами самоходки справлялись.

Надёжность и хорошие ходовые качества СУ-76М были особенно пользуются спросом на завершающем этапе войны. Стремительные и вёрткие, ощетинившиеся трофейными пулеметами, СУ-76М довольно часто включали в состав передовых отрядов при преследовании отступавшего соперника.

СУ-76М поздних выпусков на протяжении парада в Риге, 7 ноября 1947 года

Вместе с отношением изменился и фольклор, отразившийся и в прозвищах и в заглавиях боевых автомобилей: Ласточка, Храбрый, Снежинка. СУ-76М нарекли сухариком и уже совсем высокоэстетично коломбиной.

СУ-76М стали второй по массовости советской боевой бронированной машиной периода ВОВ. Больше было выпущено лишь тридцатьчетвёрок!

Лёгкие самоходки состояли на вооружении Советской Армии до начала 1950-х годов. Последней же ареной их боевого применения стала Корея. Пара десятков СУ-76М состояло на вооружении Корейской народной армии к началу войны. Имелись эти автомобили и в частях китайских народных добровольцев.

Но, использование этих автомобилей в корейской войне не отличалось громадным успехом. Низкий уровень подготовки личного состава, превосходство соперника в танках, артиллерии и авиации стали причиной тому, что СУ-76М были скоро выбиты. Утраты, действительно, были восполнены за счет поставок из СССР, и к концу войны северокорейские армии располагали 127 самоходками этого типа.

Но век этих боевых автомобилей был в далеком прошлом отмерен, как и век дивизионной артиллерии 76-мм калибра.

Малоизвестная история артиллерии СССР.Всевышние войны.Документальный фильм.

Статьи, которые будут Вам интересны: