Самая первая армия в истории

Около 4000 года до н. э. развитие городов-стран Старого Шумера стало причиной началу вооруженных конфликтов между ними. Сражения велись за контроль над торговыми и транспортными дорогами по Евфрату и Тигру, месторождения нужных ископаемых, главные оросительные каналы. Силой разрешались пограничные и династические споры.

Много лет постоянных войн стимулировали развитие армейского дела — как раз шумерская цивилизация создала первую регулярную армию в истории .

Самая первая армия в истории

Комплекс оружия шумерского солдата раннединастического периода (примерно 2750–2315 годы до н. э.) известен современным историкам по очень ограниченному комплекту косвенных археологических источников. При их изучении запрещено с полной уверенностью выяснить степень художественного выдумки либо стилизации. В частности, нет возможности выяснить материал и экипировки и окраску оружия.

Однако комплексный анализ разрешает в общем обрисовать внешний вид солдат старейшей армии: копейщиков, щитоносцев, секироносцев и других бойцов из войска обычного шумерского города-страны.

Оружие и части снаряжения шумерских солдат обозначены значками-маркерами. Дабы ознакомиться с описанием и историей интересующего элемента, наведите курсор на соответствующий маркер и щёлкните по нему.

Шлемы

Голову шумерского солдата защищал глубочайший шлем с открытым лицом и полусферической либо куполовидной тульей. В одно да и то же время в различных частях Шумера существовало пара разновидностей одного типа шлема. Как минимум выделяется две разновидности наголовья.

Первую из них мы видим на «Штандарте из Ура», вторую — на так называемой Стеле коршунов. Для крепления подшлемника шлем имел последовательность отверстий по нижнему краю. Подшлемник воображал собой шапочку из толстой кожи либо войлока и предназначался для дополнительной защиты головы от деформации шлема при ударе по нему.

Шлемы рядовых бойцов отливались либо выковывались из меди, фигурные наголовья представителей военной аристократии — из золота либо серебра и природного сплава золота, известного называющиеся электрум.

1/5

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Золотой шлем-корона правителя города Ур по имени Мескаламдуг. Бывший экспонат музея в Багдаде. Сейчас утерян

«Каменный шлем» малоизвестного шумерского правителя (лугаля). Английский музей

Изображения армейских предводителей из городов Мари (слева) и Ура (справа) в боевых шлемах.
sumerianshakespeare.com

Шлемы на головах мёртвых солдат у входа в гробницу Пу-аби из Ура. Из книги Л. Вулли «Ур халдеев», 1934 год

Раздавленная голова «вечного стража» из гробницы Пу-аби в Уре. Английский музей

Под подбородком шлем фиксировался кожаным ремешком, что проводился в шлема и крепился бронзовыми заклёпками либо узлами на ремне в него. Кое-какие историки вычисляют вероятным вариант крепления в виде наружной протяжки кожаного ремешка либо верёвки.

Все узнаваемые шумерские источники показывают нам сражающихся либо вооружённых людей лишь в шлемах. Быть может, любой солдат снабжался дорогостоящим бронзовым либо медным шлемом. Кроме этого нельзя исключать, что не считая железных шлемов у шумеров имелись и намного более недорогие кожаные.

Но, возможно и без того, что необходимый на изображениях шлем не более чем явный визуальный атрибут солдата, а в конечном итоге распространённость шлемов (особенно из металлов) была куда меньшей.

Одежда — простая и защитная

Источники показывают существование у шумеров разных видов туник — от несложных набедренных повязок из ткани либо шкуры до шитых юбок сложного кроя. Лёгкая пехота, в большинстве случаев, носила маленькие набедренные повязки (до середины бедра) из прямоугольного куска шерстяной либо льняной ткани. Помимо этого, в качестве материала была распространена обработанная овечья шкура шерстью наружу.

Вероятнее, юбки и повязки не окрашивались и имели грязно-белый цвет.

офицеры и Копьеносцы изображены в более долгих (приблизительно закрывавших колени), возможно, кроёных и сшитых юбках. Время от времени юбка имела поддерживающий ремень наискось через плечо, сделанный из того же материала, что и она сама. Для долгих юбок кроме этого применяли шерстяную либо льняную ткань, равно как и овечью шкуру мехом наружу.

Меховые юбки, вероятнее, имели натуральный цвет, а тканевые могли быть без окраски либо выкрашены одним из дешёвых натуральных красителей.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Мужские юбки из овчины и ткани (вероятна имитиция овчины). Панель мира «Штандарта из Ура». Английский музей

Мужчины в юбках с рельефа правителя города Лагаш по имени Ур-Нанше.

Музей Лувра

Статуэтка правителя города Лагаш Эаннатума в долгой меховой юбке жреца. Музей Лувра

Туники, больше закрывавшие тело, на бёдрах фиксировались при помощи канатов, кушаков из ткани либо широких кожаных поясов. Нижний край тканевой юбки либо туники довольно часто имел вырезы в виде треугольных зубцов, имитируя пряди на овечьей шкуре.

Запрещено исключать применения наровне с кожаными плащами и кожаных защитных юбок. Наверное, их носили опытные солдаты из постоянных царских и храмовых дружин, а не большая часть бойцов ополчения.

Солдаты первых последовательностей шумерской пехотной фаланги нуждались в лучшем защитном снаряжении, чем все другие: при сближении с войском соперника они пребывали под обстрелом вражеских лучников и пращников. В рукопашном бою основной заботой копьеносцев первых последовательностей было сохранение строя. Стеснённый с обеих сторон соседями по боевому строю, солдат первых последовательностей был ограничен в возможности маневрировать и отражать удары неприятеля.

Выход нашли в прообразе всех тяжёлых доспехов более поздних времён — защитном плаще из толстой ткани (быть может, войлока) либо кожи. Тканевые либо войлочные плащи, вероятнее, были естественного грязно-белого цвета. Кожаные плащи сохраняли естественный цвет либо окрашивались какой-либо краской.

В текстах Уруинимгины (правителя города Лагаш) при описании защитного снаряжения упоминается «кожа блестящая», что говорит о большом уровне разработки выделки кожи. Для дополнительной защиты на плащах крепились круглые бронзовые диски либо бессчётные более небольшие заклёпки.

Защитные боевые плащи. Панель войны «Штандарта из Ура». Английский музей

Застёжка плаща, по всей видимости, представляла собой кожаную полосу, которая каким-то образом фиксировалась на ткани либо коже. Защита строилась на эффекте вольно висящей ткани, которая тормозит попавшие в неё метательные боеприпасы, и частично защищает в ближнем бою. Бронзовые диски по всей поверхности плаща кроме этого усиливали защитный эффект (как напрямую, так и косвенно).

Под весом заклёпок и медных бляшек плащ провисал — и защитный эффект вольно висящей ткани усиливался.

В качестве дополнительного элемента доспеха, а быть может, и альтернативы боевому плащу для защиты туловища шумерские солдаты применяли широкие перекрещённые на груди ленты из кожи либо толстой ткани (быть может, и войлока). Ленты усиливались бронзовыми элементами.

Защитные ленты на шумерских солдатах с так именуемого Штандарта из Мари. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Нам неизвестно, окрашивались ли предметы защитной одежды и в случае если да, то в какие конкретно цвета. Письменные шумерские источники фиксируют окраску тканей, шкур, нитей и пряжи натуральными красителями. Документально доказано применение таких красителей:

  • алканна — даёт прекрасную голубую окраску, но очень непрочную;
  • вайда (синильник) — светло синий окраску;
  • куркума — окрашивает в жёлтый цвет;
  • сафлор — окрашивает в жёлтый либо оранжевый цвет;
  • кермес — даёт кроваво-красный цвет.

самые доступными и распространёнными, наверное, были красные и оливково-зелёные цвета.

Щиты

Самый спорный момент в изучении шумерского военного дела — форма, тактическое использование и материал щитов. Из всех дешёвых экспертам источников только «Стела коршунов» показывает строй тяжеловооружённой пехоты, что с громадной долей условности именуют «шумерской фалангой».

Шумерские щитоносцы, изображённые на так называемой Стеле коршунов. Лувр, Париж

Мы можем лишь догадываться о том, как необходимым было присутствие щитоносцев на поле боя. Логика развития армейского дела подсказывает, что по-настоящему нужное оружие скоро перенимается всеми, кто имеет данные о нём. Трудно предположить, что кто-то сможет продолжительно противостоять войску неприятеля, не имея адекватного комплекса оружий. Шумерские города-страны имели возможность вести войну между собой в течении многих поколений, как, к примеру, Умма и Лагаш.

Наверное, солдаты со щитами были частью любого шумерского войска, а тот факт, что они зафиксированы не всеми дешёвыми нам источниками, разъясняется как скудностью таковых, так и художественным планом древних живописцев. Быть может, существовал некоторый канон описания различных сцены торжества и моментов «сражения над поверженным неприятелем», не предусматривавший наличия в них тяжёлой щитоносной пехоты.

Как бы то ни было, сильная стилизация образов солдат разрешает существовать нескольким трактовкам изображения щитов. Первоначально считалось, что в первом ряду «фаланги» любой из солдат держал двумя руками громадной тяжёлый древесный щит, обтянутый кожей и усиленный бронзовыми дисками либо заклёпками. Но кроме того среди приверженцев данной теории нет единого мнения о том, сколько как раз человек держало один щит.

Предположительно подробность щита из гробницы правителя Мескаламдуга из города Ур. Английский музей, Лондон

Позднее показалась вторая теория, которая трактует рельеф на «Стеле коршунов» как изображение боевой формации «шумерской фаланги», развёрнутой и в ширину, и в длину строя. В первом либо первых последовательностях стоят щитоносцы, причём форма и размеры щита разрешают держать его одной рукой. Тут кроме этого имеется две точки зрения. Первая содержится в том, что щитоносец держал в одной руке щит, а в второй копьё.

Вторая же показывает на сохранившийся в массе других источников и распространённый от Междуречья до Греции метод ношения щита с закреплением его на ремне на груди. Во втором случае солдат держит копьё двумя руками и наряду с этим его туловище защищено щитом. Такая защита возможно действенной лишь в плотном пешем построении.

Если судить по дешёвым шумерам разработкам, щиты имели возможность изготавливаться из скреплённых между собой древесных досок или из базы, плетённой из прутьев, и нескольких слоев твёрдой кожи. Большая часть историков сходятся во мнении, что снаружи был слой кожи. Сам щит был усилен либо скреплён при помощи нескольких вертикальных последовательностей бронзовых дисков малоизвестного нам размера.

Копья

Копьё было главным оружием межплеменных и раннегосударственных распрей начиная с эры палеолита. Мужчину, вооружённого только им одним, уже возможно было расценивать как снаряжённого солдата. Сама формация построения шумерских солдат на поле боя, и их тактика исходят из главенствующей роли копья в бою.

Имеющиеся источники показывают нам маленькие боевые копья, складывающиеся из трёх частей: древесного древка длиной чуть выше людской роста (приблизительно на 30 см), бронзовой кольцевой втулки крепления наконечника и самого медного либо бронзового наконечника.

дротик и Копьё из гробницы правителя Мескаламдуга из города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад. sumerianshakespeare.com

На верхнюю часть древка надевалось бронзовое кольцо, по окончании чего наконечник с острой нижней частью вбивался в торец верхней части копья. Кое-какие копья имели в нижней части наконечника отверстия, через каковые (по окончании того как наконечник забивался в торец) в древко забивались бронзовые гвозди. Вероятен и второй вариант, в то время, когда в заблаговременно определённых местах древка сверлили сквозные отверстия, а по окончании их совпадения с отверстиями в наконечнике в них (другими словами сквозные совпавшие отверстия) вбивались древесные штифты.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Бронзовый наконечник копья из гробницы правителя Мескаламдуга из города Ур. Лувр, Париж

Пара бронзовых наконечников копий солдат, погребённых у входа в гробницу Пуаби в Уре. Английский музей, Лондон. sumerianshakespeare.com

Бронзовый наконечник копья из гробницы правителя Мескаламдуга из города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад.
sumerianshakespeare.com

Кое-какие эксперты уверены в том, что изображение копий с маленьким древком возможно условностью, поскольку на некоторых из них светло видно, что солдаты держат собственные копья обеими руками. Согласно этой точки зрения, речь заходит кроме того не о копье, а о пике длиной около трех метров.

Но, без сомнений, употреблялись и маленькие копья, поскольку солдаты на «Штандарте из Ура» держат копьё и боевой топорик в один момент, что было бы затруднительно при через чур большой длине копья. Помимо этого, длину копий «вечных стражей» из так называемых Царских гробниц города Ура легко выяснить по скрепляющим древко бронзовым и золотым кольцам.

Шумерские копьеносцы шествуют за их предводителем на боевой повозке. Фрагмент «Стелы коршунов». Лувр, Париж

Считается более возможным, что довольно маленькие копья были самым распространённым вариантом этого типа оружия. Не смотря на то, что безлесный Шумер был должен выторговывать либо отнимать у соседей практически любой кусок дерева, вряд ли самое распространённое и серьёзное оружие пехоты обходилось шумерским общинам через чур дорого. В среднем город-государство имел возможность экипировать и содержать около 600 солдат, на долю копьеносцев в большинстве случаев приходилось около трети от этого числа.

Пара сот долгих и прочных копий были дорогим удовольствием для маленьких экономик шумерских городов-стран. Иначе, эти люди ни при каких обстоятельствах не экономили на войне, исходя из этого очень возможным представляется наличие в шумерских армиях подразделений наподобие македонских сариссофоров либо швейцарских пикинеров.

Кинжалы и мечи

Бронзовые либо медные кинжалы с обычной листовидной формой лезвия были оружием для добивания неприятеля либо прямой рукопашной схватки. Рукоять простых кинжалов массового производства выполнялась из дерева, у военной аристократии — из лазурита или других поделочных камней.

Вместе с серповидным клинком кинжал возможно причислить к оружию опытного солдата. «Штандарт из Ура» показывает нам солдата, стоящего в первых последовательностях и вооружённого лишь кинжалом, а знатного солдата либо полководца — с серповидным мечом и кинжалом в обеих руках. Само наличие боевого ножа либо кинжала говорит об устойчивой традиции фехтования подобным оружием.

1/4

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Кинжал из «Царских гробниц» из города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Кинжал из «Царских гробниц» из города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Пара кинжалов из «Царских гробниц» из города Ур.

Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Кинжал из «Царских гробниц» из города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Самое раннее изображение обширно распространённого в Междуречье серповидного меча мы видим на всё том же «Штандарте из Ура», где он передан очень условно. Изображение не разрешает делать однозначных выводов о форме меча, к тому же до нас не дошёл ни один пример. Как и у другого аналогичного оружия, рукоять имела возможность изготавливаться из камня, дерева и обтягиваться кожей.

Формы и размеры мечей и кинжалов диктовались особенностями материала (меди либо латуни).

Шумерские солдаты с серповидным мечом и кинжалами. Панель войны «Штандарта из Ура». Английский музей, Лондон

В более позднем вавилонском и ассирийском мастерстве серповидный клинок изображался как знак власти, став неизменным атрибутом правителей и божеств. Возможно ли переносить эту традицию на шумерские реалии, неясно.

Считается, что известный египетский клинок хопеш не что иное, как одна из разновидностей классического месопотамского серповидного меча, что восходит к некоему шумерскому прародителю.

Медный серповидный клинок царя Ассирии Ададнирари I. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Топоры, молоты, булавы и секиры

Боевой топор был самым несложным и дешёвым, а потому самый распространённым оружием ближнего боя в Шумере. Головка топора, отлитая из меди либо латуни, варьировала разновидности одной типовой формы и насаживалась на прямую либо фигурную рукоять. Нельзя исключать, что при изготовлении боевых топоров для знати употреблялись электрум и золото.

Для фиксации головки на рукояти употреблялся клин, что забивали с верхнего торца. Рукоять имела возможность украшаться и в один момент усиливаться кольцами из золота либо серебра.

1/4

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Боевой топор правителя города Ур Мескаламдуга. Английский музей, Лондон.
penn.museum/collections/

Головка медного шумерского боевого топора, ок. 2500 до н.э. Гарвардский музей изобразительного исскуства, Кембридж. harvardartmuseums.org

Головка медного аккадского боевого топора, ок. 2340–2200 до н. э. Калифорнийский музей старого мастерства, Лос-Анджелес.
cmaa-museum.org

Шумерские солдаты с боевыми топорами. Панель войны «Штандарта из Ура». Английский музей, Лондон. penn.museum/collections/

Ещё одним ударным типом оружия в арсенале шумерского солдата были боевые молоты с ударной частью в форме плоского в сечении клюва. Ни размерами, ни назначением, ни разработкой изготовления они не отличались от боевых топоров. Быть может, как раз теслообразные шумерские молоты были самые эффективными в борьбе против хорошо защищённых тяжёлых пехотинцев.

Головки шумерских медного и золотого боевых молотов из Царских гробниц Ура. Английский музей, Лондон. penn.museum/collections/

Не считая молотов и топоров шумеры применяли и более большие по размеру серповидные секиры, две из которых были отысканы в Царских гробницах города Ура. В военных отчётах более позднего периода, в то время, когда в Шумере существовало единое государство под властью III династии правителей Ура, секироносцы упоминаются частенько. В частности, как мы знаем, что они составляли до трети от общего числа солдат, и их количество в большинстве случаев равнялось численности копейщиков.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Медная секира стражника из гробницы Пуаби в Уре. Английский музей, Лондон. penn.museum/collections/

Солдат из города Киш с секирой в руках. Гарвардский музей изобразительного исскуства, Кембридж. harvardartmuseums.org

Медная секира «сирийского типа» из шумерского города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Булава — первое оружие, которое человек придумал для борьбы с себе подобными. Как мы знаем, булава несложна в изготовлении, высокоэффективна и представляет собой шарообразную каменную либо бронзовую головку, насаженную на древесную рукоять. Бронзовые шлемы шумерских солдат предназначались в первую очередь для защиты от булавы и боевого каменного топора.

Распространение бронзовых шлемов практически вытеснило булаву из арсенала шумерской пехоты, поскольку она предназначалась прежде всего для нанесения ударов по голове.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Шумерское божество с булавой, изображённое на так называемой Стеле коршунов. Лувр, Париж.
louvre.fr

Наконечники каменных булав из шумерских городов Сиппар (слева) и Лагаш (справа). Английский музей, Лондон. penn.museum/collections/

Дротики, луки и пращи

Из всего комплекса метательного оружия Старого Шумера самые популярными были дротики. Это связано с тем, что более дальнобойные средства (лук либо праща) не хорошо доходили для условий Междуречья. праща и Лук — оружие охотничьих и скотоводческих обществ, требующее долгой постоянной подготовки солдат, а большая часть населения Шумера составляли земледельцы.

В условиях большей профессионализации армейского дела обстановка имела возможность измениться в сторону пращников численности и увеличения лучников, но в раннединастический период она была как раз таковой.

Если судить по находкам наконечников, дротик воображал собой миниатюрное метательное копьё. Дротиками вооружались лёгкие пехотинцы-застрельщики, задачи которых, по всей видимости, в полной мере соответствовали более поздней военной традиции: атака в рассыпном строю флангов соперника, уничтожение вражеских застрельщиков, предварительная атака строя тяжёлой вражеской пехоты, и преследование отступающего неприятеля и захват военнопленных. Подобно боевому копью кольцевые втулки и наконечники дротиков отливались из меди либо латуни.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Уникальный бронзовый наконечник дротика (вверху) и его современная реконструкция, около 2600 года до н. э. Английский музей, Лондон.
penn.museum/collections/

крюки и Наконечники дротиков малоизвестного назначения из города Ур. Английский музей, Лондон.
penn.museum/collections/

крюки и Наконечники дротиков малоизвестного назначения из города Ур. Английский музей, Лондон.
penn.museum/collections/

Стоит раздельно подчернуть, что дротиками были вооружены солдаты на боевых повозках. Сочетание мобильности и большого запаса дротиков боевой повозки разрешало её экипажу наносить неприятелю больший урон, чем тот, что наносили одиночные солдаты с дротиками.

По всей территории Шумера археологи нашли множество прочных глиняных шариков (обожжённых либо высушенных на солнце), каковые большая часть экспертов расценивают как боеприпасы для пращи. Не смотря на то, что применение пращи требует натренированности и большой ловкости, само это оружие весьма простое в изготовлении. При массовом участии в сражении пращников эффект мог быть достаточным для применения их в качестве застрельщиков.

Вероятнее, пращниками становились либо самые бедные, либо юные бойцы сельских ополчений.

Шумерские керамические боеприпасы к праще. Из личной коллекции

До завоевания Шумера воинством аккадского царя Саргона Старого источники не зафиксировали ни одного изображения массового применения лука в сражении . С одной стороны, это связано с дефицитом в Шумере качественной древесины, с другой — с тем фактом, что пробивной силы и дальности простого шумерского лука было не хватает чтобы наконечник стрелы пробрался через кожаные либо войлочные плащи или перекрёстные ленты нагрудной защиты.

Одновременно с этим зафиксировано применение шумерами лука как охотничьего оружия. Земледельческая либо нехватка древесины большинства и городская жизнь шумеров не разрешили создать замечательный лук, пригодный к массовому применению в армейском деле. Однако отрицать наличие лучников в шумерском войске мы не можем.

Вероятнее, опытные охотники с луками были частью ополчения.

Сцена битвы с изображением лучника из царства Мари. Гарвардский музей изобразительного исскуства, Кембридж. harvardartmuseums.org

Не обращая внимания на ограниченное участие шумерских лучников в военных конфликтах, они не игрались таковой большой роли, как аккадские стрелки Саргона Старого. Массированное использование последним лучников разрешило ему так скоро стереть с лица земли закалённые в междоусобных битвах шумерские дружины, что те опоздали ничего противопоставить новой военной тактике.

Стела с изображением «королевской охоты на львов». Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Боевые повозки

Шумерское изобретение колесницы направляться отнести к числу основных армейских новшеств в истории. Шумерская колесница в большинстве случаев была четырёхколесной, не смотря на то, что существовали и двухколёсные экземпляры. Более совершенно верно это транспортное средство именуют боевой повозкой из-за отсутствия многих усовершенствований, каковые потом сделали его действенным в сражении.

Возница не имел возможности всецело осуществлять контроль четвёрку запряжённых в колесницу онагров. Громадный вес, слабая манёвренность и нестабильность ограничивали наступательные возможности шумерских боевых повозок.

1/7

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Сцена атакующих шумерский боевых повозок. «Штандарт из Ура», Панель войны. Английский музей, Лондон.
penn.museum/collections/

Бронзовая модель четырёхколесной боевой повозки из Ура. Английский музей, Лондон.
penn.museum/collections/

Современная художественная реконструкция шумерской четырёхколесной боевой повозки. Живописец — Ангус МакБрайд.
art.com

Медная модель двухколёсной шумерской повозки. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Малая боевая повозка на каменной палетке из города Ур. Коллекция Национального музея Ирака, Багдад

Современная художественная реконструкция шумерской двухколёсной боевой повозки. Живописец — Джонни Шумат.
johnnyshumate.com

Войско правителя шумерского города Лагаш. Живописец — Ангус МакБрайд.
art.com

Конкретно в кузове пребывало два человека: воин и возница. Дабы повозка вольно маневрировала и имела возможность преодолевать препятствия, требовались упрочнения ещё четырёх человек, каковые были к ней «прикреплены» и передвигались пешком. Шумерские колесничие были вооружены дротиками, топорами и, наверное, употреблялись для нанесения изматывающих ударов по пехотным отрядам соперника, преследования и уничтожения застрельщиков разгромленного неприятеля.

Кое-какие историки не исключают возможности применения боевых повозок в качестве транспорта для тяжёлой пехоты.

Один из источников показывает, что у правителя страны Умма был элитный отряд, складывавшийся из 60 боевых повозок. Это единственное указание на их количество, которое имело возможность состоять на вооружении одного города-страны. Тогда как каждое государство имело возможность содержать только пара десятков этих орудий войны, могущественный правитель Лугальзагеси, завоевавший целый южный Шумер, имел возможность применять около 600 боевых повозок.

Для этого ему необходимы были ресурсы всех зависимых от него городов-стран.

Сильнейшие армии в истории

Статьи, которые будут Вам интересны: