Самоходные гаубицы второй мировой войны. часть 8. hummel — «военные действия»

Венцом германских самоходных гаубиц периода Второй мировой была самоходная установка Hummel (с германского — «Шмель»). Полное наименование САУ — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Hummel. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 700 самоходок данного типа.

Они вооружались достаточно замечательной германской 150-мм гаубицей 15 cm sFH 18, отличающейся хорошей баллистикой, и прекрасно зарекомендовали себя на полях сражений.

В первых числах Сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все доводы в пользу создания в Германии единого танка на базе автомобилей PzKpfw III и PzKpfw IV. В следствии в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Действительно, уже в марте 1942 года, по окончании установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf.

F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено применять в будущем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить замечательной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались эксперты компании Alkett. В июле созданный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не меньше 200 самоходок данного типа.

Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.
Самоходные гаубицы второй мировой войны. часть 8. hummel - «военные действия»

Созданная конструкторами компании Alkett машина Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Hummel предусматривала применение предельного количества уже имеющихся агрегатов и узлов, отбирались лучшие совокупности серийных германских танков. Внешний вид ходовой части в основном соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, а вот внутренняя начинка большей частью повторяла второй германский средний танк PzKpfw.

III Ausf.J.

От танка PzKpfw. IV германские конструкторы забрали пара поменянный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw.

III машине достались силовая установка — карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, и механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, и зимнее оборудование.

Самоходная гаубица Hummel была конструктивно подобна противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), но вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение пребывало в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления — спереди.

Расположенная в центральной и кормовых частях военной машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, и погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь.

Для защиты от осадков и непогоды экипаж самоходной гаубицы имел возможность установить над рубкой брезентовый тент.

150-мм гаубица 15 cm sFH 18

Главным оружием самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Главным преимуществом данного орудия была хорошая баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа.

Эта модель являлась главной германской гаубицей дивизионного уровня, и первенствовала примером германского артиллерийского оружия, в котором для повышения дальности стрельбы имели возможность употребляться боеприпасы с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки — 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.
Для стрельбы из орудия значительно чаще употреблялись осколочно-фугасные боеприпасы, реже дымовые, кроме этого имелись бронебойные и бетонобойные боеприпасы. Масса осколочно-фугасного боеприпаса составляла 43,5 кг, большая дальность стрельбы — 12 250 метров. В качестве запасного оружия на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет — это мог быть либо MG 34, либо MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel складывался из 18 патронов и 600 выстрелов к пулемету.

В связи с тем, что употреблялись выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была относительно небольшой.
Ходовая часть складывалась из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве автомобилей обрезиненных), и ведущего ленивца и колеса применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

Самоходчики 12-й танковой дивизии вермахта загорают на броне САУ «Хуммель» в Курляндии, фото: waralbum.ru

Ограниченный возимый боекомплект, что состоял всего из 18 выстрелов, вызвал постройку особых транспортеров снарядов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были выстроены как раз в этом варианте. Наряду с этим конструкция транспортеров снарядов практически не отличалась от конструкции САУ, сохранялась кроме того возможность установки на них гаубицы конкретно в поле.

Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров снарядов. Другими словами на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер снарядов, что перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было очевидно не хватает, но германская индустрия не имела возможности себе позволить громадных количеств выпуска аналогичной запасном техники, не хватало танковых шасси.
Для ведения огня из самоходки употреблялись те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любую секунду открыть огонь, владела высокой хорошей проходимостью и манёвренностью, другими словами владела всеми теми качествами, каковые были нужны для помощи танков в сражении.

Самоходная установка Hummel имела возможность уничтожать каждые типы целей, среди них и огнем прямой наводкой, исходя из этого спрос на нее в армиях, как на дополнительное средство огневой помощи, был велик. Но германская индустрия не имела возможности удовлетворить потребность армий полностью, исходя из этого довольно часто эти САУ поступили на вооружение лишь элитных подразделений, к каким относили танковые и панцергренадерские дивизии армий СС.
Артполк германской танковой дивизии в соответствии с штатному расписанию складывался из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались простыми буксируемыми орудиями, третий был самоходным. В большинстве случаев он складывался из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук).

Любая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта снарядов, выстроенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без оружия и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.

Германская 150-мм самоходная гаубица «Хуммель», стёртая с лица земли войсками СССР в германском городе Бриг, фото: waralbum.ru

Первые самоходные установки Hummel были поставлены в армии в мае 1943 года. Они массово употреблялись немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В будущем они деятельно вести войну на всех фронтах Второй мировой впредь до ее окончания. Согласно данным на 10 апреля 1945 года германская армия все еще располагала 168 самоходками данного типа.

Не смотря на то, что главным назначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, применение их для яркой помощи пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки в первый раз употреблялись уже на протяжении сражения на Курской дуге.
В целом эта самоходная гаубица была очень замечательным и действенным оружием. Экипажи восхваляли машину как раз за мощность орудия, и надежность. Наряду с этим отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей автомобили уже время от времени не достаточно, но для САУ это было не столь критично.

Главным же недочётом являлся маленькой возимый боекомплект, что состоял всего из 18 выстрелов.

По окончании завершения Второй мировой большинство сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была послана на переплавку и слом. До наших дней сохранилось 5 боевых автомобилей данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной возможно встретить в Соединенных Штатах и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.

Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: неспециализированная протяженность (с орудием) — 8440 мм, ширина — 2950 мм, высота — 2940 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 23,5 т.
Бронирование — от 10 до 30 мм.
Оружие — 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект — 18 патронов и 600 выстрелов к пулемету.
Силовая установка — 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Большая скорость — 42 км/ч (по шоссе), средняя — 25 км/ч.
Запас горючего — 470 л.
Запас хода — 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 7 человек.
Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/История
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников

Артиллерия Второй мировой. Всевышний войны ( Серия 1).

Статьи, которые будут Вам интересны: