Сау 10.5 cm lefh18/3 (sf) auf geschutzwagen b2(f). французский танк и немецкая гаубица — «военные действия»

К концу июня 1940 года нацистская Германия завершила захват Франции. Одним из результатов этого стал захват солидного числа трофейных оружий и техники. Известные своей бережливостью немцы решили продолжить эксплуатацию взятых автомобилей, и предпринять кое-какие попытки их развития. Французскую технику предполагалось использовать как в исходном виде, так и в качестве базы для перспективных автомобилей.

К примеру, на базе танков Char B1 решили строить автомобили нескольких типов, а также самоходную артиллерийскую установку, в будущем взявшую обозначение 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B2(f).

До окончания военных действий французская индустрия успела выстроить чуть более 400 тяжелых пехотных танков B1 трех модификаций. В битвах употреблялись не более 350 автомобилей, около двух сотен которых были стёрты с лица земли. По итогам войны в распоряжении германских армий был 161 тяжелый танк французского производства. Поменяв хозяина, танки приобрели новое обозначение Pz.Kpfw B2 740(f). Помимо этого, по мере возможности они подвергались маленьким модернизациям.

В частности, заменялись устаревшие радиостанции. Кроме этого скоро показалась мысль о переделке имеющихся трофейных танков в технику новых классов.

Сау 10.5 cm lefh18/3 (sf) auf geschutzwagen b2(f). французский танк и немецкая гаубица - «военные действия»
Неспециализированный вид САУ 105 leFH18B2. Фото Warspot.ru

Методом замены тех либо иных комплектующих автомобили B1 предлагалось превращать в самоходные артиллерийские установки либо огнеметные танки. Помимо этого, предусматривался упрощенный вариант модернизации, целью которого было изготовление тягачей, лишенных вооружения и башни. Ответ о начале разработки САУ на базе тяжелого танка было принято весной 1941 года.

28 марта 4-й департамент управления оружий сухопутных сил, нёсший ответственность за развитие артиллерии, выдал компании Rheinmetall-Borsig техническое задание и заказ на разработку новой самоходки.

В соответствии с распоряжением 4-го департамента, компания-подрядчик должна была создать на базе танка Pz.Kpfw B2 740(f) новую военную машину иного назначения. С базисного танка следовало демонтировать все имеющееся оружие, вместо которого требовалось установить рубку с 105-мм полевой гаубицей leFH18. Проект взял классическое для германской номенклатуры сложное наименование, отражающее все главные элементы автомобили: 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B2(f).

Кроме этого использовалось сокращенное обозначение 105 leFH18B2, так же показывавшее, на базе чего изготовлена машина. Первый заказ армейских подразумевал изготовление 16 новых САУ.

Танк Char B1 имел основной внешний вид, но с позиций главных изюминок конструкции практически не отличался от подобной военной техники того времени. К примеру, корпус был выстроен по классической компоновке и имел переднее отделение управления с частью оружия, центральное боевое отделение с башней и моторный отсек в корме. Корпус при заклёпок и помощи болтов планировал из страниц толщиной от 20 (днище) до 60 (лоб) мм.

направляться отметить, что именно относительно высокий уровень и толстая броня защиты заинтересовали немцев и поспособствовали продолжению эксплуатации трофейной техники.

В кормовой части корпуса танков B1 различных модификаций устанавливались бензиновые двигатель Renault мощностью 250 либо 307 л.с. Использовалась гидравлическая трансмиссия компании Naeder с пятискоростной коробкой передач. Танк взял уникальную ходовую часть с гусеницей, охватывающей корпус.

В составе ходовой использовалось по 14 опорных катков на любой борт. Катки были сблокированы в тележки с упругими элементами подвески.

Танк B1 имел необыкновенный по современным меркам состав оружия. Главным оружием автомобили была 75-мм пушка, установленная в амбразуре лобовой части корпуса. Дополнительная 47-мм пушка помещалась во вращающейся башне.

Кроме этого имелось два пулемета винтовочного калибра. Предполагалось, что при помощи пулеметов экипаж сможет нападать живую силу соперника, башенное орудие будет использоваться для атаки танков соперника, а 75-мм пушка станет средством для разрушения полевых упрочнений.

Танк Char B1 французского производства. Фото Panzerw.narod.ru

Боевая масса французского танка модели B1-bis составляла 32 т. Машина управлялась экипажем из четырех человек. Примененный 307-сильный двигатель разрешал развивать скорость до 28 км/ч. Запас хода определялся на уровне 150 км.

Экспертам компании «Рейнметалл-Борзиг» досталась относительно хорошая база для перспективной военной техники. Трофейный танк имел как хорошие, так и отрицательные изюминки, но при верном подходе в полной мере имел возможность использоваться в роли базы для артиллерийской самоходки. Для получения максимального результата было решено покинуть солидную часть узлов имеющегося танка без трансформаций.

Одновременно с этим новый проект 105 leFH18B2 подразумевал демонтаж одного оборудования и установку другого.

В соответствии с новым проектом, танк B1 должен был лишаться орудия и башни в лобовом странице корпуса. Удаление 75-мм орудия стало причиной освобождению лобовой амбразуры, что вынудило инженеров принять соответствующие меры. На изогнутый элемент лобовой брони установили броневой лист соответствующей формы.

Такая переделка стала причиной высвобождению больших количеств в отделении управления, каковые возможно было занять новым оборудованием либо частью боекомплекта.

С танка предлагалось снимать башню с прицельными приборами и вооружением. Вместо башни на подбашенной коробке планировалось монтировать многоугольную рубку сложной формы. При постройке рубки следовало использовать бронелисты толщиной 20 мм. Страницы имели размеры и разную форму и устанавливались с наклоном вовнутрь. Готовая рубка имела расходящиеся в сторону передние части бортов и сходящиеся задние.

Крыша не предусматривалась.

В передней части рубки, на крыше базисного танка, смонтировали тумбу для монтажа совокупностей крепления орудия. Совокупности крепления орудия разрешали осуществлять горизонтальную наводку в секторе шириной 30° и устанавливать углы возвышения от -5° до +20°.

Гаубица leFH18 на фронте. Фото Wikimedia Commons

Главным оружием перспективной САУ должна была стать 105-мм легкая полевая гаубица обр. 1918 г. 10,5 cm leFH18. Это орудие имело ствол длиной 25 калибров (2,6 м) и оснащалось горизонтальным скользящим затвором. Кроме дульного тормоза для понижения импульса отдачи употреблялось гидропневматическое противооткатное устройство. Гаубица имела раздельно-гильзовое заряжание и имела возможность делать до 4-6 выстрелов в 60 секунд.

Начальная скорость боеприпаса достигала 470 м/с. В базисной конфигурации орудие монтировалось на лафете с колёсным ходом и раздвижными станинами. Кроме этого предусматривался броневой щит.

При создании новой самоходки гаубицу leFH18 вместе с противооткатными устройствами и некоторыми вторыми агрегатами установили на тумбе в новой рубки. С целью снижения нагрузки импульса и дополнительного сокращения отдачи на корпус орудие оснастили новым дульным тормозом. Для определенного упрощения конструкции рубки в ее лобовом странице предусматривалась вертикальная прорезь для движения ствола гаубицы.

Спереди прорезь прикрывалась относительно узким броневым щитком-маской, установленным на орудии. Независимо от положения ствола маска закрывала прорезь рубки и защищала экипаж от пуль либо осколков.

Для стрельбы по видимым целям прямой наводкой предлагалось использовать телескопический прицел Z.E.34. На закрытых позициях следовало применять панораму типа Rblf-36. При наведении использовались ручные приводы.

За счет высвобождения места в корпуса, связанного с демонтажем вооружения и исходного оборудования, в рубки и боевого отделения удалось разместить боекомплект из 42 снарядов раздельного заряжания.

Кроме установки нового и доработок корпуса оружия проект подразумевал использование нового оборудования связи. Вместо устаревших радиостанций французского производства, часть которых разрешала передавать сообщения лишь морзянкой, САУ 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B2(f) должна была приобретать современные системы FuG5, снабжающие полноценную голосовую сообщение.

Схема самоходки. Рисунок Warspot.ru

Не обращая внимания на все трансформации, вес и размеры военной машины не изменялись . Так, протяженность САУ осталась на уровне 6,5 м, ширина не превышала 2,5 м. Высота автомобили возросла на пара дециметров и перевалила через отметку 3 м. Из-за демонтажа башни и старого вооружения с последующей установкой гаубицы и рубки боевая масса автомобили выросла до 32,5 т.

Техническое задание на разработку новой САУ 105 leFH18B2 поступило в последних числах Марта 1941 года. Через пара месяцев инженеры Rheinmetall-Borsig завершили разработку проекта и начали подготовку к постройке умелой автомобили. На этом этапе им на некое время было нужно приостановить работу.

Дело в том, что все трофейные тяжелые танки французского производства были переданы 6-му департаменту управления оружий, занимавшемуся танками. Технику послали на ремонт, что стало причиной некоему затягиванию работ по новому проекту.

В мае «Рейнметалл-Борзиг» все же взял танк B1-bis для постройки умелой самоходки. С предоставленной бронемашины сняли имевшееся оружие и демонтировали башню. На освободившиеся места установили новые агрегаты. Ввиду умелого назначения автомобили первый прототип не приобрел новые броневые страницы.

заглушку и Рубку лобовой амбразуры изготовили из простой конструкционной стали с требуемыми параметрами веса и прочности.

Первый прототип самоходки 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B2(f) вышел на опробования в июне 1941 года. Пара следующих недель машина преодолевала разные препятствия на полигоне, и вела пламя по учебным целям. На протяжении недолгих опробований были распознаны все хорошие и отрицательные стороны проекта, и совершена исправление и доводка некоторых недочётов.

Сохранение французского двигателя и незначительный рост боевой массы стал причиной тому, что подвижность самоходки осталась на уровне базисного танка. Скорость на шоссе не поднималась выше 28 км/ч, а запас хода не превышал 150 км. В некоторых случаях проблемой имело возможность стать некое повышение высоты автомобили, но это не сочли важным минусом.

В целом, перспективная самоходка соответствовала предъявляемым требованиям и имела возможность употребляться в армиях.

Один из образцов военной машины. Фото Panzerw.narod.ru

По итогам опробований 4-й департамент дал развернуть серийное строительство новой техники. В соответствии с показавшимся скоро замыслом, до конца 1941 года компания-подрядчик должна была выстроить и передать клиенту две партии по пять самоходок (включая прототип), а на 42-й запланировали сдачу еще шести автомобилей. На этом этапе работ индустрии снова было нужно столкнуться с дефицитом техники.

Только к Январю на производство поступили первые трофейные шасси, прошедшие ремонт, по окончании чего стало возмможно собрать первые серийные 105 leFH18B2.

Однако, не обращая внимания на все неприятности, скоро на завод Rheinmetall-Borsig прибыла вся нужная техника. С конца 1941 до марта 1942 года предприятие собрало все заказанные самоходки. Армиям передали 15 автомобилей (по другой информации, все 16, среди них и умелую).

Стремительному исполнению заказа, среди другого, поспособствовало предельное число трансформаций, внесенных в конструкцию базисной бронемашины.

Новые артиллерийские самоходки изначально решили послать на защиту северной части береговой полосы оккупированной Бельгии. Все 15 серийных автомобилей 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B2(f) взял 93-й артполк 26-й танковой дивизии. В составе полка показались три батареи, в каждую из которой ввели по три самоходки.

Оставшиеся значились в резерве. Передача техники состоялась весной 1942 года, по окончании чего 93-й полк приступил к ее освоению.

Опробования самоходки нового типа продемонстрировали, что по окончании всех доработок главные характеристики остались на уровне базисного танка. Однако, B1 не отличался высокими чертями, что соответствующим образом сказалось на эксплуатации новых САУ. Артиллеристов 93-го полка не устроила низкая подвижность автомобилей, и их недостаточная надежность.

Как выяснилось, 105 leFH18B2 имеет склонность к нередким поломкам, каковые затрудняли эксплуатацию немногочисленной техники.

Из-за аналогичных неприятностей со временем было решено отказаться от эксплуатации имеющихся самоходок на базе французского танка. В будущем 93-й артполк взял самоходки типа Wespe, отличавшиеся более большей надёжностью и высокими характеристиками. 105 leFH18B2, со своей стороны, послали в одно из учебно-тренировочных подразделений для применения при подготовке артиллеристов-и механиков водителей. Примечательно, что из 15 автомобилей в учебный центр отправилось лишь 14.

Еще одна самоходка на протяжении эксплуатации взяла важные повреждения и не подлежала восстановлению.

САУ с другого ракурса. Дульный тормоз зачехлен. Фото Warspot.ru

САУ на базе танка B1 употреблялись в качестве учебных автомобилей до середины 1944 года. Сведения о предстоящей судьбе данной техники разнятся. По одним данным, самоходки учавствовали в битвах в Нормандии, по вторым, были переброшены на юг Европы.

направляться подчернуть, что вторая версия отличается громадным числом подробностей и исходя из этого выглядит более правдоподобной.

В соответствии с имеющимся сведениям, в августе либо начале осени 1944 годе все имевшиеся 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B2(f) отправились проходить службу в 90-й танково-гренадерской дивизии, которая сейчас подготавливалась оборонять о. Сардиния. В связи с наступлением антигитлеровской коалиции 90-я дивизия в середине сентября пара раз передислоцировалась: сперва ее отвели с Сардинии на Корсику, а после этого послали на материк. Успела ли дивизия к этому времени взять полтора десятка самоходок – неизвестно.

Правильные сведения о применении данной техники в битвах и о ее предстоящей судьбе отсутствуют.

В начале 1942 года на компании Rheinmetall-Borsig было выстроено 16 самоходок 105 leFH18B2, включая один прототип без полноценного бронирования. Скоро эту технику передали армиям, применявшим ее, как минимум, до осени 44-го. Что именно случилось с самоходками в будущем – неизвестно, но до отечественного времени эта техника не дожила.

Все собранные экземпляры или были стёрты с лица земли в битвах, или отправились в переплавку на том либо другом этапе работы.

На протяжении Второй мировой нацистская Германия продемонстрировала очень увлекательный подход к распоряжению трофейной техникой. Отбитые у соперника автомобили проходили ремонт и эксплуатировались собственными армиями. Помимо этого, кое-какие автомобили модернизировались, а также с переходом в второй класс и трансформацией тактической роли.

Одним из примеров для того чтобы подхода к трофейным автомобилям стал проект строительства самоходок на базе французского танка Char B1 и германской гаубицы leFH18. За этими автомобилями не числится никаких особенных достижений, но они воображают громадной интерес с исторический и технической точки зрения.
По данным сайтов:
http://all-tanks.ru/
http://warspot.ru/
http://axishistory.com/
http://ww2history.ru/
http://panzerw.narod.ru/

Самые необычные военные машины мира. Мортира \

Статьи, которые будут Вам интересны: