Сау по-трансильвански: собранные из трофеев

Во Вторую мировую войну Румыния вступила, располагая скромными по боевым возможностям и численности танковыми армиями. Первые же битвы на Восточном фронте продемонстрировали, что имеющаяся военная техника в большинстве собственном неспособна противостоять советским средним танкам, не говоря уже о тяжёлых. Румынской армии безотлагательно требовались новые, более замечательные противотанковые средства. В столь сжатые сроки создать их возможно было только на базе трофейной техники…

Летом 1941 года в сухопутных армиях Румынии имелось только одно бронетанковое соединение – 1-я танковая дивизия. Её костяк составляли 1-й и 2-й танковые полки, усиленные двумя моторизованными пехотными полками, моторизованным артполком, и разведывательным и сапёрным батальонами. 1-й танковый полк комплектовался автомобилями чехословацкого производства «Шкода» S-II-aR (экспортная модификация известного танка LT vz.

35), купленными в 1938–1939 годах числом 126 единиц и принятыми на вооружение румынской армии под обозначением R-2. Во 2-м танковом полку помогали автомобили французского производства «Рено» R-35 – в августе-сентябре 1939 года Румыния взяла 41 единицу из Франции. Ещё 34 такие автомобили поступили из Польши – это были танки польского 21-го батальона, перешедшие румынскую границу 18–19 сентября 1939 года и после этого интернированные.

В случае если R-2 ещё имели возможность бороться с советскими лёгкими танками, то R-35 с их короткоствольными пушками были фактически бессильны против бронированных целей.

В первых же битвах под Одессой румынские танкисты понесли ощутимые утраты. Управление страны осознало – нужно что-то делать, в противном случае в скором будущем королевство может остаться без танковых армий. Глава правительства и фактический диктатор Ион Антонеску сгоряча распорядился начать производство собственного аналога Т-34, но эта мысль была совсем несовместимой с возможностями румынской индустрии.

Значительно более реалистичным был вариант импровизации по типу германских истребителей танков «Мардер» – установка пушек, подходящих по бронебойным качествам, на шасси устаревших лёгких танков.

Трофейная пушка на трофейном шасси

Во второй половине 1941 и начале 1942 годов румынские армии захватили более полутора сотен советских 76,2-мм пушек примера 1936 года (Ф-22). Не обращая внимания на статус полевого, это орудие имело хорошие бронебойные характеристики – и в таковом качестве употреблялось вермахтом. При создании САУ с советскими пушками немцы применяли танки Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw.

38(t), румыны же остановились на втором варианте – трофейном советском танке Т-60. Эта машина была дешева в больших количествах и владела хорошей проходимостью. К тому же установленный на Т-60 двигатель ГАЗ-202 воображал собой копию американского мотора «Америкен Додж-Деротто-Фарго» F.H.2, обширно распространённого в Европе.

Запчасти к нему были дешёвы как в Румынии, так и в Германии.

Проектирование истребителя танков возглавил инженер-полковник Константин Гиулаи, уже имевший "стаж работы" в бронетанковой отрасли (принимал участие в разработке проекта модернизации танков R-35). Работы осуществлялись заводом «Леонида» в Бухаресте. В первой половине 40-ых годов XX века на предприятие поступило для переделки 23 танка Т-60, в начале следующего года – ещё 11.

В январе 1943 года готовься прототип истребителя танков, взявшего обозначение Tun Anti Car cu Afet Mobil T-60 («Противотанковое орудие на самоходном шасси Т-60»), сокращённо – Т.А.С.А.М. Т-60. В общем итоге изготовили 34 такие самоходки: 17 из них сдали до июня 1943 года, а ещё 17 – во второй половине года.

Конструкция

Для переделки в истребители танков употреблялись шасси двух модификаций Т-60 – ранней и поздней, отличавшейся усиленным бронированием (в западных публикациях время от времени обозначалась как Т-60А). Сварной корпус имел дифференцированную толщину брони. В лобовой проекции она составляла 15–20 мм (у Т-60А – до 35 мм), по бортам – 15 мм, в корме – 13 мм (у Т-60А – 25 мм). днище и Крыша имели толщину 10 мм.

В передней части пребывало совмещённое отделение (трансмиссионное и управления). Рабочее место механика-водителя было смещено влево от продольной оси, а его верхняя часть и голова туловища были закрыты бронированной «будкой»-эркером. При переделке в САУ эту будку модифицировали – заварили люк в крыше.

Сау по-трансильвански: собранные из трофеев
Самоходка Т.А.С.А.М. Т-60 имела боевую рубку, открытую сверху и позади
Источник: tanks-encyclopedia.com

За отделением управления и трансмиссии в базисном танке пребывало ещё одно совмещённое отделение – моторное и боевое (справа устанавливался двигатель, слева – одноместная башня с оружием). При переделке подбашенный лист и башня (он же – крыша моторного отсека) демонтировались. Вместо них установили неподвижную рубку, открытую сверху и позади.

Изготавливали её также из «сырья» – бронелистов толщиной 15 мм, взятых при разборке захваченных либо подбитых танков БТ-7. Для экипажа и защиты вооружения от осадков над рубкой возможно было натянуть брезент (на особом каркасе).

В рубке устанавливались оружие самоходки (76,2-мм пушка Ф-22) и сиденья для двух членов экипажа (начальника, делавшего кроме этого функции наводчика, и заряжающего). При монтаже в САУ нижний станок Ф-22 был заменён металлической плитой. Её отливали на заводе «Конкордия» в Плоешти, а механическую обработку осуществляли компании «Астра» в Брашове и «Леметр» в Бухаресте. Переделке подверглись кроме этого механизмы наводки.

Румыны перенесли их на одну сторону орудия – так же, как немцы при конверсии трофейных Ф-22 в противотанковые пушки Pak 36 ®. Именно поэтому для орудия требовался лишь один наводчик, а не двое. Угол вертикальной наводки пушки составлял от ?5° до +8°, горизонтальной – по 32° вправо и влево. Запасным оружием являлся 7,92-мм пулемёт ZB vz.

37 (ZB53), транспортируемый в рубки.

Боекомплект пушки складывался из 44 унитарных выстрелов. Наровне с трофейными снарядами употреблялись бронебойные боеприпасы «Костинеску», производство которых было налажено в Румынии. При массе 6,6 кг и начальной скорости 751 м/с таковой боеприпас на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 72 мм при угле встречи 30° – так, Т.А.С.А.М.

Т-60 воображал настоящую опасность для «тридцатьчетвёрок».

Силовая установка (двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л. с.) и трансмиссия трансформаций не претерпели. Переделке подвергся только радиатор – с целью повышения пространства для размещения боекомплекта. Помимо этого, плита с воздухозаборником, закрывавшая двигатель, была заменена железной сеткой.

А вот ходовую часть было нужно основательно усилить – масса автомобили возросла с 6,5 до 9 т, к тому же на ходовую часть сейчас влияла замечательная отдача трёхдюймовой пушки. Были применены усиленные торсионы и новые опорные катки, изготавливавшиеся в Румынии по советскому примеру. Изготовлением последних, не обращая внимания на ограниченное количество выпущенных самоходок, занимались сходу три предприятия: «Индустриа Сирмеи» в Торда, IAR в Брашове и «Конкордия» в Плоешти.

Помимо этого, машина взяла тормоз, блокировавший опорные катки в момент выстрела.

Боевое использование

10 мая 1943 года самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 были в первый раз представлены публике на протяжении парада в Бухаресте. В июне 1943 года такие САУ попали в Учебный механизированный центр (Centrului de instructie Mecanizat) и 1-й танковый полк, где употреблялись для подготовки экипажей.

К концу 1943 года новыми автомобилями укомплектовали две роты истребителей танков (Compania de Vanatori de tancuri): 61-ю в составе 1-го танкового полка (16 единиц) и 62-ю в составе 2-го танкового полка (18 единиц).

Самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 на параде в Бухаресте 10 мая 1943 года
Источник: tanks-encyclopedia.com

Боевой дебют Т.А.С.А.М. Т-60 прошёл в феврале 1944 года, в то время, когда 14 самоходок, сведённых в две батареи, включили в состав бронегруппы «Кантемир» – импровизированного соединения, организованного из подразделений 1-й танковой дивизии для обороны Северной Транснистрии. Кроме истребителей танков, несколько включала 30 танков Т-4, два Т-3, 10 штурмовых орудий ТА (под этими обозначениями прятались поставленные из Германии танки Pz.Kpfw. IV, Pz.Kpfw.

III и штурмовые орудия StuG III соответственно), и по роте лёгких танков R-2 и R-35. Подробности участия Т.А.С.А.М. Т-60 в этих битвах малоизвестны, но, возможно, им было тяжело: в то время, когда 28 марта 1944 года бронегруппа «Кантемир» была выведена с фронта в Северную Бессарабию, в её составе оставалось лишь семь таких автомобилей.

Подбитая самоходка Т.А.С.А.М. Т-60
Источник: beutepanzer.ru

В апреле 1944 года остатки бронегруппы «Кантемир» влили в состав 1-й танковой дивизии. По окончании реструкуризации в её противотанковом батальоне организовали батарею Т.А.С.А.М. Т-60, по организации подобную батареям германских штурмовых орудий.

Батарея насчитывала 10 самоходок (три взвода по три САУ и одна самоходка в управлении батареи), один разведывательный бронеавтомобиль и один автомобиль в управлении, и 14 грузовиков в колонне снабжения.

Союзники – самоходка Т.А.С.А.М. Т-60 на марше вместе с венгерским танком «Туран»
Источник: tanks-encyclopedia.com

7 апреля 1944 года из подразделений 8-й моторизованной кавалерийской дивизии, проходившей переформирование во 2-ю танковую дивизию, организовали боевую группу «Кожокару». В состав группы вошли 12-й моторизованный полк, 3-й полк моторизованной артиллерии и три отдельных пехотных батальона, и три самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 из состава 62-й роты.

На фронте это подразделение действовало до 30 июня 1944 года, по окончании чего возвратилось в собственную «родную» дивизию.

О предстоящей судьбе самоходок Т.А.С.А.М. Т-60 известно мало. Румынские источники поверхностно упоминают об их участии в обороне Бессарабии в августе 1944 года. По окончании перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции 23 августа 1944 года всякие упоминания о работе Т.А.С.А.М. Т-60 в румынской армии отсутствуют. Возможно, эти автомобили были переданы СССР, потому, что и шасси, и установленные на них орудия были произведены именно там.

По крайней мере, как минимум одна САУ Т.А.С.А.М. Т-60 проходила опробования на полигоне в Кубинке.

Т.А.С.А.М. Т-60 на протяжении опробований на полигоне в Кубинке
Источник: drawingstanks.blogspot.com

Как и германские прототипы (истребители танков серии «Мардер»), самоходки Т.А.С.А.М. Т-60 представляли собой обычную импровизацию. Главными их недочётами были большой силуэт, открытая рубка и слабое бронирование.

К тому же, появление этих «гибридов» на фронте очень сильно запоздало – будучи в полной мере уместными в первой половине 40-ых годов XX века, к 1944-му они стали анахронизмом.

Тактико-технические характеристики истребителя танков Т.А.С.А.М. Т-60

Экипаж, чел.

Боевая масса, кг

Протяженность полная/по корпусу, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Главное оружие

Боекомплект

Мощность двигателя, л. с.

Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч

Запас хода по шоссе/по пересечённой местности

Толщина брони корпуса/рубки, мм

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град.

ширина рва, см

глубина брода, см

высота стены, см

3

9000

5510/4240

2350

1750

330

76,2-мм пушка Ф-22

44 боеприпаса

70

32/15–20

200/150

10–35/15

32

130

60

55

литература и Источники:

  1. Kuchciak M. Niszczyciele czolgow spod znaku kryza Sw. Michala // Techika wojskowa historia. – 2013. – №3
  2. Коломиец М. Танки-«смертники» Великой Отечественной. Т-30, Т-60, Т-70. – М.: Яуза, Эксмо, 2010
  3. Мощанский И. Военная техника Румынии во Второй мировой // ТанкоМастер. – 1998. – № 2–3
  4. http://www.worldwar2.ro

Clash-A-Rama! The Series: A Knight To Remember

Статьи, которые будут Вам интересны: