Сбит над союзом: какие самолеты сша не вернулись домой — «новости дня»

Сбит над союзом: какие самолеты сша не вернулись домой - «новости дня»

Задание было стандартным для таких полетов: фотосъемка военно-промышленных объектов СССР, закрытых городов, запись сигналов радиолокаторов. Затягивая лямки парашюта, пилот ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс был уверен, что тот ему не потребуется. Он знал потолок собственного самолета Lockheed U-2 — 21 километр над уровнем моря, как и знал то, что ПВО страны Советов до таких высот до тех пор пока еще не «дотянулась».

Исходя из этого удар зенитной ракеты в хвост стал для него полной неожиданностью.

Согласно данным Минобороны, лишь за прошлую неделю воздушную разведку у границ России вели 18 летательных аппаратов, а истребители дежурных сил ПВО восемь раз поднимались в атмосферу для перехвата.

Приказано стереть с лица земли

Холодная война еще лишь разгоралась, в то время, когда 29 июля 1953-го в небо по тревоге ушла пара истребителей МиГ-17 ВВС Тихоокеанского флота. Задача предельно ясна — перехват неопознанного самолета, вторгшегося в советское воздушное пространство над Уссурийским заливом. Подлетев ближе, морские летчики рассмотрели огромную четырехмоторную машину, идущую к острову Аскольд на эшелоне 10 тысяч метров над уровнем моря.

Американский стратегический разведчик RB-50G, наследник известных «Суперкрепостей» B-29, не стал дожидаться, пока его принудят к посадке, и встретил советские самолеты кинжальным пушечным огнем из бортовых установок. На одну из очередей «напоролся» ведущий самолет капитана Рыбакова, взявший пара пробоин.К счастью, не обращая внимания на повреждения, машина удержалась в воздухе.

Осознав, что диалога не выйдет, истребители открыли огонь на поражение, и спустя пара мин. Boeing, разваливаясь на куски, упал в море. В трагедии из 18 членов экипажа сохранился и позднее был выловлен американцами лишь один — второй пилот Джон Роуг.

Спустя два года, в апреле 1955-го, в небе рядом от Камчатки разыгрался скоротечный бой между разведывательным самолетом RB-47E «Стратоджет» из 4-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС Соеденненых Штатов и парой советских истребителей МиГ-15.

Финал схватки очевиден — переделанный из дальнего бомбардировщика самолет-шпион стёрли с лица земли в воздухе. Трое пребывавших на борту членов экипажа погибли.

Дело Пауэрса

Первого мая 1960-го на всю землю прогремел скандал с пилотом ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, что на разведывательном самолете U-2C на две тысячи километров углубился в воздушное пространство СССР и был неприветливо встречен зенитной ракетой ПВО.

Самое занимательное, что за месяц до этого, 9 апреля 1960-го, Френсис уже посещал СССР с «неофициальным визитом» а также сумел в высоком качестве отснять тайные объекты на ядерном полигоне под Семипалатинском. Перехватить стратосферный разведчик не смогли, так на Северном Казахстане тогда не было ракет и истребителей, талантливых его «дотянуться». Под Свердловском такие ракеты были, исходя из этого во второй раз увеселительной прогулки у Пауэрса не получилось.

Первая ракета комплекса С-75 с ревом ушла в небо примерно в девять часов утра и оторвала «Леди Дракону» (за неуязвимость от средств ПВО U-2 в Соединенных Штатах именовали Dragon Lady. Прим. ред.) хвост. Шепетильно спланированная ЦРУ операция «Оверфлайт» (Overflight — «Перелет») бесславно закончилась.

Нужно дать должное Пауэрсу, что в кабине рассыпающейся на глазах автомобили хладнокровно дождался надёжной высоты и катапультировался.

Тёмным пятном на блестящую операцию советских зенитчиков легла смерть Сергея Сафронова, пилота истребителя МиГ-19, случайно сбитого одной из ракет. Второй самолет из вылетевшей на перехват пары также попал под дружественный залп, но в последний момент сумел увернуться.

Американцы сначала пробовали оспорить факт намеренного нарушения воздушного пространства СССР своим армейским самолетом, но скрупулезно собранные и представленные советской стороной обломки U-2 с маркировками «Made in U.S.A.» и на данный момент в итоге заставили их во всем сознаться.

Дело имело важные политические последствия, быстро обострив и без того непростые отношения двух сверхдержав: были отменены серьёзный саммит в Париже по оружиям и визит аммериканского президента Дуайта Эйзенхауэра в Москву.

Верховный суд СССР приговорил Пауэрса к десяти годам заключения по статье «шпионаж», но отсидеть их ему было не суждено. В феврале 1962 летчика обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Таран на сверхзвуке

Ровно через два месяца по окончании истории с Пауэрсом, первого июля 1960-го, воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолетERB-47H «Стратоджет»из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС Соеденненых Штатов. Взлетевшую с английского аэропорта машину над Баренцевым морем перехватил и стёр с лица земли истребитель МиГ-19, пилотируемыйВасилием Поляковым.

Из шести человек экипажа выжили двое — второй пилот Брюс Ольстед и навигатор Джон Маккоун. Оба летчика попали в плен, пара месяцев провели в тюрьме и были высвобождены в январе 1961-го. Помимо этого, советская сторона через месяц по окончании инцидента возвратила в Соединенных Штатах отысканные останки одного из четырех погибших членов экипажа ERB-47H.

Отдельного внимания заслуживает ужасный эпизод с иранским самолетом RF-4C «Фантом II», вторгшимся в воздушное пространство СССР в ноябре 1973 года. И не смотря на то, что истребитель не принадлежал ВВС Соеденненых Штатов, в его кабине вместе с иранским летчиком был американец. В небе над Закавказьем тогда разыгралась настоящая драма.

Поднятый по тревоге истребитель МиГ-21СМ догнал нарушителя и открыл по нему пламя на поражение, но ни одна из ракет не попала в цель. Тогда пилот Геннадий Елисеев отправился на беспрецедентный в истории реактивной авиации сверхзвуковой воздушный таран. Покинуть собственный гибнущий самолет он опоздал, в отличие от экипажа «фантома», что удачно катапультировался, был арестован советской стороной и практически сразу после этого высвобожден.

Сбит над Альянсом какие конкретно самолеты-шпионы США не возвратились к себе