«Серые» годы британских подводных сил

«Серые» годы британских подводных сил

Кроме достаточно экзотических проектов, таких, как, к примеру, огромные паротурбинные субмарины для действий с флотом типа «К», либо подводные мониторы типа «М», английский флот продолжал и «верную» линию развития универсальных подводных «адмиралтейских» лодок дальнего действия, начатую ещё в 1908 году типом «D». Мы не забываем, что самые удачными лодками, вынесшими по большей части тяжесть Первой мировой, стали три серии типа «Е», строившиеся В первую очередь войны до её финиша. Но конструкторы отнюдь не планировали останавливаться на достигнутом.

Модифицированный вариант, заказанный в 1916 году (первые единицы первоначально имели обозначения «Е-56» и «Е-57»), сохранил многие главные черты собственных предшественниц, но и трансформаций выяснилось так большое количество, что в следствии он взял собственное обозначение — именно к этому времени подоспела очередь литеры «L». Как раз этим лодкам выпала участь стать мостиком от английских субмарин времени Первой Мировой к единицам, с которыми империя через 2 десятилетия вступила в войну следующую.

Инженерам в первую очередь предстояло выбрать тип конструкции.

Непременно, вариант с двумя корпусами, прочным внутренним и лёгким внешним, являлся самый перспективным и — по идее — более живучим. Но опыт с постройкой двухкорпусных типов «G» и «J», о которых мы уже говорили, был не самым успешным. Англичане много намучились со сложными по поперечному сечению формами и решили пойти дальше проверенным путём, как на типе «Е», другими словами строить полуторакорпусную лодку.

Данный путь имел собственные преимущества. В первую очередь, прочный корпус, что вынужденно принимал на себя всё возросшее давление толщи воды (так как рабочая глубина погружения неуклонно приближалась к сотне метров), чуть ли не обязательно должен иметь круглое поперечное сечение. Но без излишних конструкторских изысков и максимально недорогой и стремительный в постройке.

Безопасность обеспечивалась разделением корпуса по длине шестью прочными влагонепроницаемыми переборками.

Они имели возможность выдержать давление воды кроме того при затоплении на громадной глубине и давали шанс на спасение тех членов экипажа, каковые были бы в сохранивших герметичность отсеках. Это в значительной степени компенсировало отсутствие внешнего корпуса, от которого остались лишь «половинки» — були с цистернами для погружения.

Подлодка «L-5» (тип «L», серия I), Англия, 1917 г.

Строилась на верфи компании «Виккерс» в Барроу.

Тип конструкции — полуторакорпусный, с внешними балластными цистернами. Водоизмещение подводное/надводное — 890/1075 т. Размеры: протяженность — 70,64 м, ширина — 7,16 м, осадка — 4,11 м. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатели: два дизеля мощностью 2400 л.с. и два электромотора мощностью 1600 л.с., скорость надводная/подводная — 17,5/10,5 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов: четыре в носу и два — по траверзам (10 торпед), одно 76-мм орудие (потом заменено на 102-мм). Экипаж — 36 чел.

В 1917- 1918 гг. выстроено 8 единиц; от «L-1» до «L-8», (первые две заложены как «Е-57» и «Е-58»). Все принимали участие в войне, базируясь на Фалмут. Сданы на слом в 1930 — 1931 гг., не считая «L-4» и «L-6», сданных на слом в 1934 и 1935 гг. соответственно

Субмарина «L-7».

Над ходовым мостиком рубки натянут силами экипажа временный брезентовый тент от солнца либо дождя

Подлодка «L-12» (тип «L», серия II), Англия, 1918 г.

Строилась на верфи компании «Виккерс» в Барроу.

характеристики и Тип конструкции как у серии I, не считая: водоизмещение подводное/надводное 890/1075 т. Размеры: протяженность — 70,64 м. Оружие: четыре 533-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед), два 450-мм — по траверзам (2 торпеды), одно 102-мм орудие. Экипаж — 39 чел. Заказаны 40 единиц с номерами от «L-9» до «L-49» (не считая «L-13»), в связи с окончанием войны заказы на «L-28» — «L-31» и «L-34» — «L-49» отменены.

Оставшиеся 17 достроены, из них: «L-14», «L-17» и «L-24» — «L-27» — в качестве подводных минных заградителей. «L-10» потоплена в октябре 1918 г. Остальные сданы на слом, начиная с «L-9» в 1927 г. (первая единица типа «L», сданная на металл) до «L-23», посланной на разборку в 1946 г.

самоё важным трансформацией стало торпедное оружие. Отметим, что оружие типа «Е» образовывало из лодки необычного «ежа», «иголки» которого торчали во все стороны.

Но опыт войны продемонстрировал, что самыми нужными являются аппараты, стреляющие по носу: в этом случае наведение субмарины становилось наиболее простым. А вот стрелять из траверзных аппаратов было весьма сложно: вместо довольно несложного торпедного треугольника приходилось решать сложную геометрическую задачу; плюс к тому, выпуск металлических «рыбок» на скорости становился страшным. Они имели возможность от потока обтекающей корпус воды в момент выхода из аппарата.

Промежуточной сокровищем владели кормовые аппараты, целиться из которых было большое количество несложнее, чем из траверзных, но при том развёрнутая «спиной» к сопернику лодка не имела права на неточность в выборе позиции, исправить которую последующим манёвром было бы фактически нереально, в отличие от варианта со стрельбой носом.

Исходя из этого на новых единицах решили обеспечить выпуск предельного количества торпед по самоё предпочтительному направлению. Но шли к этому достаточно «кривым» путём.

На 1-й серии типа «L» имелось всего шесть 450-мм торпедных аппаратов, только четыре из которых размешались в носу. А вот ещё два сохранили ту самую малополезную позицию, что и на «Е» — по траверзам в средней части корабля. Что и неудивительно: так как изначально новый тип и был модификацией прошлого, и первые 2 лодки кроме того взяли то же буквенное наименование — «Е», лишь на протяжении постройки поменянное на «L».

С таким вариантом оружия строилась первая серия: 8 единиц, от «L-1» до «L-8».

Но начиная с «L-9» у четырёх носовых труб увеличили калибр до нового стандарта, 533 мм. Данный ход стал крайне важным, потому, что новые торпеды несли намного больший заряд взрывчатого вещества (ВВ), имевший к тому же потенциал к предстоящему повышению ВВ. По окончании войны он скоро достиг 227 кг — если сравнивать с 91 кг в ветхой 450-мм торпеде.

В следствии мощность залпа по неспециализированному весу ВВ в самом предпочтительном направлении, по носу, увеличился во 2-й серии «L» в 2,5 раза! Причём цена была малом: только маленькое повышение длины корпуса, дабы вместить более долгие трубы и находящиеся в них торпеды. Действительно, оставалась ещё пара нелепых траверзных аппаратов, попасть из которых на ходу в движущуюся же цель было очень проблематично.

И, наконец, на 3-й серии, начиная с «L-50», «отрезание хвоста по частям» завершилось. У единиц данной серии так же формально было 6 аппаратов, но все они имели 533-мм калибр и размешались в носовой части корпуса. Это увеличило разрушительную мощность залпа (по содержанию ВВ в торпедах) по носу ещё в полтора раза, либо практически в четыре раза, если сравнивать с лодками первой группы.

Одной мощностью залпа преимущества нового оружия не исчерпывались.

533-мм торпеды имели громадную дальность действия, да ещё при более высокой скорости хода. Так, шанс попасть в цель залпом, в особенности в случае если стрельба велась с громадной дистанции, и к тому же потопить либо хотя бы очень сильно повредить её, многократно увеличивалась. (Отметим, что в войну линейным кораблям и германским линкорам получалось достаточно легко отделаться кроме того при успешных атаках субмарин типа «Е», имевших всего несколько 450-мм аппаратов в носу.)

не меньше серьёзные трансформации претерпело и артиллерийское оружие единиц этого типа. Пара самых ранних лодок 1-й серии первоначально вступили в строй по большому счету без орудия, либо с 76-мм зенитным орудием на убирающейся установке, расположенной на низкой носовой надстройке.

Но тот же боевой опыт продемонстрировал, что успеть привести зенитку в воздействие при всплытии до атаки самолёта фактически нереально, а при преследовании судов в надводном положении стрелять из неё на громадном ходу становилось весьма непросто: сильные брызги мешали расчёту наводить пушку и подавать к ней боеприпасы. Улучшить обстановку возможно было бы, подняв орудие больше над уровнем воды и защитив её от потока брызг.

Конструкторы внесли предложение создать над настройкой закрытый мостик и установить на него пушку в особом кольцевом щите, за которым имел возможность укрыться расчёт -пусть не от вражеских снарядов, но хотя бы от мешающего стрелять «душа». Так и сделали на большинстве единиц 2-й серии типа «L». Ответ выяснилось достаточно успешным: прислуга имела возможность появляться у собственного орудия раньше, чем на лодках с «артиллерией» на палубе.

Пускай на десяток-второй секунд: время от времени и такое маленькое время имело возможность решить финал, к примеру, дуэли с вооружённым пароходом либо маленьким сторожевиком: так как как раз в момент всплытия субмарина оставалась самая беззащитной, уже утратив возможность стрелять по цели из торпедных аппаратов и ещё не купив свойство осыпать цель градом снарядов.

Непременно, таковой вариант размещения лодочной артиллерии владел не только преимуществами.

В первую очередь, поднимался центр тяжести и понижалась остойчивость подводного судна, и без того не отличавшаяся хорошими показателями. Помимо этого, на тесном мостике не было возможности достигнуть столь же громадных углов обстрела, как на более просторной палубе; к тому же собственную отрицательную лепту в возможность разворота пушки вносил и сам громоздкий щит.

Вследствие этого на единицах 3-й серии показалось сходу два высокорасположенных орудия, одно из которых вело пламя по носу, а второе — по корме, снабжая круговой обстрел. Да и калибр возрос до 102 мм: достаточно, дабы скоро потопить торговое судно средних размеров либо побороться со слабовооружённым сторожевым кораблём. Так пушка на высоком мостике с закрывающим её и прислугу кольцевым щитом на долгое время явилась отличительной визуальным признаком и особенностью английских лодок.

Вторым характерным показателем стала очень сильно поднятая над поверхностью в надводном положении носовая часть, собственного рода «субмаринный полубак», предназначенный для повышения мореходности.

Трансформации не исчерпывались прекрасно заметными внешними показателями. В корпуса тип «L» заключал все принятые к тому времени новшества и нужные технические ответы, а команда взяла более комфортные условия для повседневной судьбы.

Оборудование на этих лодках заметно улучшилось и включало особую совокупность охлаждения аккумуляторных батарей, гирокомпас с репитерами, гидрофоны направленного действия и три перископа, один из которых предназначался для применения ночью.

В общем, от серии к серии этот тип становился всё более и более отработанным а также «эталонным». Нельзя сказать, что удалось обойтись совсем без неприятностей.

При всплытии лодкам не хватало остойчивости (эффект большого «орудийного» мостика), а лодки 3-й серии дополнительно страдали от образования потока «взбудораженной» воды, набегающего на гребные винты. Результат был очень неприятным: при попытках расширить скорость хода более чем 12 узлов развивалась кавитация, «съедавшая» всё приращение мощности.

Но, пожалуй, самым серьёзным «недочётом» нового типа стало через чур позднее время их вступления и закладки в строй.

Всего за два года и два месяца, с февраля 1916-го по апрель 1918-го, было заказано аж 60 единиц, с «L-1» по «L-74» («номера» и 13 несчастливый номер с 37 по 49 не употреблялись).

По окончании окончания войны от заказов многих лодок, ещё не начатых постройкой, Адмиралтейство отказалось. Шесть единиц (под номерами 14, 17 и 24 — 27) достроили в качестве минных заградителей.

А незаконченные «L-23», «L-26», «L-27», «L-53», «L-54» и «L-69» передали на национальные верфи, где их постройку весьма неспешно завершили уже в устоявшееся мирное время, между 1923 и 1926 годами. В итоге, вместо шести десятков в строй вошло лишь 36 единиц.

Минный заградитель, достроенный из субмарины «L-26»

Подлодка «Н-33», Англия, 1919 г.

Строилась компанией «Кэммел Лэйрд» в Биркенхеде.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 410/500 т. Размеры: протяженность — 52,12 м, ширина — 4,8 м, осадка — 3,43 м. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатели: два дизеля мощностью 960 л.с. и два электромотора мощностью 640 л.с., скорость надводная/подводная проектная — 13,5/10,5 уз., фактическая — 12/10 уз.

Оружие: четыре 533-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед), один пулемёт (ещё один добавлен на сохранившихся в 1941 г.) В 1917 г. заказано 34 единицы, но в 1918 — 1920 гг. выстроено лишь 24 единицы: «Н-21» — «Н-34», «Н-41» — «Н-44», «Н-47» — «Н-52», заказы на остальные отменены. «Н-29» затонула в доке в 1927 г., поднята и сдана на слом, «Н-47» и «Н-42» затонули в следствии аварий со столкновениями в 1929 и 1922 гг. соответственно, «Н-31» и «Н-49» погибли в начале Второй мировой (1941 г. и 1940 г. соответственно), остальные сданы на слом: «Н-28, «Н-32» — «Н-34», «Н-43» — «Н-44» и «Н-50» — на протяжении Второй мировой, в 1944 — 1945 гг., остальные — до её начала, начиная с «Н-41», которую разобрали на металл, не вводя в строй

Подводные лодки типа «H»

Из них только приблизительно половину удалось завершить до окончания войны, причём первые из «L» (напомним: далеко не самые лучшие) были включены в состав флота лишь в самые последние месяцы 1917 года, а главная их часть — в последний год войны. Однако, кое-кому из представительниц данной серии удалось побывать под огнём. Причём не всегда неприятельским: в феврале 1918 года прибывшие «на усиление» в Европу американские эсминцы по неточности нападали и чуть не потопили «L-2».

Громаднейших удач достигли «L-10» и «L-12». Первая из них в октябре 1918 года разрешила войти на дно германский эскадренный миноносец «S-33», но и сама была потоплена эсминцами соперника. Вторая в том же месяце утопила германскую подлодку «UB-90».

На том мировая война закончилась, но боевые действия британцы продолжали, сейчас против собственного бывшего союзника — России (сейчас уже РСФСР). Три новейших субмарины, «L-12», «L-16» и представительница 3-й серии «L-55» в 1918 — 1920 годах были на Балтике и участвовали в действиях флота «Владычицы морей», поддержавшей эстонцев и белогвардейцев в наступлении на Петроград.

Именно там, в Финском заливе, завершила 4 июня 1919 года собственную сверхкороткую карьеру «L-55». «Англичанка» постаралась нападать торпедами советские эскадренные миноносцы, но выскочила на поверхность. Её тут же обстреляли в ответ, и при попытке уйти под воду «L-55» угодила на собственное (выставленное англичанами) минное заграждение.

Итог известен: мгновенная смерть со всем экипажем, а спустя десятилетие — подъём спасательной работой и применение в качестве «сравнительного примера» для совсем юного подводного флота СССР.

Что до остальных, то в 1920-х годах прошлого века новейшие тогда субмарины типа «L» стали базой подводных сил империи.

Не смотря на то, что изначально они проектировались в основном для действий против немцев в Северном море, из-за отсутствия в то время каких-либо принципиально более подходящих подводных лодок им было нужно поработать на большом растоянии от данной «сельдяной лужи». Приблизительно добрая половина «L» базировалась на втором финише света в зоне ответственности Китайской военно-морской станции, а остальные были включены в состав подводных сил английского Атлантического флота, понеся наряду с этим утраты: в августе 1923 года на протяжении тайфуна в Гонконге затонула со всем экипажем «L-9».

Через год лодку подняли, отремонтировали и опять ввели в строй. В принципе же, подводные лодки этого типа были через чур мелкими для огромного Тихого океана: они имели недостаточную дальность плавания, а их экипажам приходилось совсем несладко в «жестянках» в условиях тропической жары. Но, стоит подметить, с этими проблемами сталкивались и куда более большие английские суда, включая линейные корабли.

В 1930-х годах ввод и износ механизмов в строй единиц новых серий заметно проредили замечательный массив типа «L». Однако, до Второй мировой дожили три лодки этого типа, за номерами 23, 26 и 27. Но, поучаствовать в военных действиях им фактически не удалось. Лишь начинаеться они выходили в походы; к тому времени у Британии хватало более современных субмарин, и «старух» разжаловали до учебных.

А в первой половине 40-ых годов XX века вся тройка пересекла Атлантику и обосновалась в Канаде, где им нашлась ответственная в то время задача: они играли роль подводной угрозы для конвоев и были учебными целями для их эскорта.

Но, в любом случае, тип «L» сослужил хорошую работу до самого собственного финиша для Ройял Нейви. А вот настоящей обузой стали … очередные «холланды». Дело в том, что уже к самому финишу Первой мировой, в 1917 Адмиралтейство внезапно захотело очередного усиления сил береговой обороны.

Мотив, на первый взгляд, достаточно необычный, потому, что по окончании Ютландского сражения германский Флот Открытого моря предпочитал отсиживаться в собственных базах. А вот «У-боты» вправду создавали настоящую и весьма сильную угрозу.

Британским адмиралам представилось заманчивым иметь большое число маленьких и недорогих подводных лодок, каковые имели возможность бы охотиться как за большими надводными судами соперника, в случае если те всё-таки осмелятся выйти в Северное море, так и за неприятельскими субмаринами. И выдало заказ ни большое количество ни мало, как на 34 единицы уже не только устаревших, но вообще-то легко древних к тому времени потомков «холландов».

Ясно, что вместо «Электрик Боут» строить их сейчас предполагалось на собственных верфях, благо, весьма несложная конструкция разрешала включить в дело не только «записного эксперта» — «Виккерса», но и государственные верфи и другие фирмы в Пемброке и Девонпорте. Да и проект постарались хоть как-то осовременить.

В качестве оружия сохранились четыре торпедных аппарата в носу, но сейчас они имели калибр 533 мм, что давало «старухам» самый замечательный залп по носу — до вступления в строй 2-й серии типа «L». А строить маленькие субмарины возможно было весьма скоро. Помимо этого, подводная скорость в 10 с лишним узлов в полной мере удовлетворяла требованиям того времени. Живучесть мало повысили, поделив единственный корпус на пять отсеков, вместо четырёх у ярких их предшественниц типа «Н-1».

Всё это стало причиной некоему повышению водоизмещения — до 400 с маленьким тысячь киллограм в надводном положении.

Как ни необычно, но очевидно устаревшие лодки пользовались большой популярностью у моряков. Подводники высоко ценили их свойство скоро погружаться, стремительнее, чем каждые другие единицы Королевского флота.

Для этого качества, разрешавшего своевременно скрыться от воздушного либо надводного соперника, члены команд успевших войти в строй до завершения военных действий восьми единиц готовься терпеть на работе тесноту в отсеках «малышек». Да и остальные представительницы этого «рода», поступившие на работу сразу после завершения войны, в 1919 году, первоначально стали ответственным элементом английских подводных сил.

Но неспешно они становились всё менее и менее нужными.

Берегам Британии никто не угрожал, а мелкие корпуса и уникальная несложная конструкция «холландов» не разрешала их сколь-нибудь заметно модернизировать.

(Вряд ли можно считать важным улучшением добавление второго ручного(!) пулемёта Льюиса.) Помимо этого, лодки этого типа на работе всегда попадали в неприятные инциденты; кое-какие из них стали фатальными. Ветерана войны «Н-24» в первой половине 20-ых годов XX века протаранил на протяжении манёвров личный эсминец «Ванкувер».

По счастью, он снёс лишь рубку, и целый экипаж успел спастись. Значительно меньше повезло «Н-42», потопленной в том же году «систершипом» «Ванкувера» эскадренным миноносцем «Версэтайл». Однокорпусная конструкция при таране делала участников команды настоящими смертниками.

Причём в роли «убийцы» выступали самые разные суда, включая подлодку «L-12». В столкновении с «Н-47» более большая и надёжная полуторакорпусная субмарина сохранилась, а вот представительница не современного однокорпусного проекта (в действительности, построенная фактически в один момент со своим «палачом») затонула, унося с собой целый экипаж, не считая трёх моряков, пребывавших в рубке.

Ещё два «холланда» погибли по большому счету в необычных событиях: «Н-41» -после тарана собственной плавбазы «Вулкан» ещё кроме того до приёмки флотом, а «Н-29» — прямо в доке Девонпорта во второй половине 20-ых годов XX века.

Её позже подняли, но в строй вводить не стали, что являлось очевидным свидетельством отношения к прибрежным субмаринам, становившимся неспешно обузой для океанского флота. Их одну за второй выводили из состава Ройял Нейви.

Однако, до начала Второй мировой дожили девять единиц -втрое больше, чем намного более идеальных «L». И, что самое необычное, в первые два года действий на море их применяли в боевых порядках. При том, что «старухи» очень сильно страдали от бессчётных «немощей»; запчастей для механизмов не было, на них при сотрясениях практически осыпалась электропроводка, оставляя субмарины в беспомощном состоянии.

А ведь прошлый соперник, германский флот, и в данной войне был весьма страшным. Однако, в первой половине 40-ых годов двадцатого века «холландам» удалось потопить охотник за подводными лодками и транспорт. По прихоти судьбы, именно оба победителя, «Н-31» и «Н-49», не возвратились из боевых походов, причём совершенно верно известна лишь будущее последней, ставшей жертвой вражеских самолётов.

Но, мелкие «холланды», не обращая внимания на собственную поразительную историческую выживаемость, в любом случае оставались тупиком на неспециализированной дороге развитии субмарин «Владычицы морей», которой требовалось развивать личные типы дальних независимых лодок, пригодных для действий в любом уголке любого моря либо океана. Но послевоенная обстановка вовсе не содействовала такому формированию.

Империя вышла из «Великой войны» формальным победителем, но практически уже вступила на «обратный склон бугра», что вёл её к закату. Всё это сказалось и на Королевском флоте. У страны просто не хватало денег на содержание большого числа судов всех классов.

Из этого бессчётные сокращения, совершённые сразу после войны. А после этого — активное участие в конференции по ограничению морских оружий, прошедшей в Вашингтоне и завершившейся соглашением, ограничившим для всех главных держав, в первую очередь, основную силу (как тогда представлялось) — тяжёлые надводные суда.

Что касается подводных лодок, то, конечно же, первая по морской торговле страна мира, наиболее пострадавшая от германских «У-ботов» и чуть ли не поставленная ими на колени, всячески пробовала максимально сократить, а лучше — совсем запретить «безжалостное оружие». Но, прекраснопонимая, что это невыполнимая задача, британцы медлено сами думали о той роли, которую будут играться субмарины в скором времени.

аналитики и Адмиралы пришли к согласию, что самый предпочтительным есть новый, так называемый «патрульный» класс лодок. Громадных, талантливых пребывать в море долгое время, и достаточно универсальных, пригодных и для разведки, и для действий против вражеских судов. А ранее представлявшимися столь перспективными «крейсерские» субмарины «и» флотский, предназначенные соответственно для действий вместе с главными силами и борьбы с судоходством, отходили на второй план.

В первой половине 20-ых годов XX века Адмиралтейство приняло новый замысел для собственных подводных сил, каковые через десятилетие должны были складываться из 60 патрульных, 12 крейсерских и всего шести флотских единиц. Но это являлось лишь прикидкой, очень сильно зависящей от обстановки в мире. Так, за разрывом Англо-японского альянса тут же последовало требование флота иметь лишь на Дальнем Востоке 70 подводных лодок!

В любом случае, затевать нужно было с концепции. Чего же ожидали англичане от своих новых «патрульных»?

Потому, что основная опасность на море, со стороны Германии, сейчас, как считалось, ушла в прошлое, требовалось улучшить многие характеристики, которые связаны с применением британских субмарин в первую очередь в водах Северного и Балтийского морей, поверхностных и не очень протяжённых. Для океанов же требовались и громадная дальность, и увеличенная глубина погружения: мало ли, по каким обстоятельствам лодке может потребоваться лечь на дно либо хотя бы не быть раздавленной водой при случайном излишнем погружении.

Подлодка «Оберон», Англия, 1927 г.

Строилась на госверфи в Чатаме. Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение подводное/надводное — 1490/1890 т. Размеры: протяженность — 82,21 м, ширина — 8,53 м, осадка — 4,73 м. Глубина погружения: большая проектная -150 м, практическая — до 60 м. Двигатели: два дизеля мощностью 2950 л.с. и два электромотора мощностью 1350 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 15/9 уз., фактическая — 13,7/7,5 уз. Оружие: восемь 533-мм торпедных аппаратов — шесть в носу и два в корме (16 торпед), одно 102-мм орудие, два пулемёта. Экипаж — 56 чел.

Прототип нового подкласса «патрульной подлодки». Изначально имел обозначение «O-1», имя взял при спуске. Принимал участие во Второй мировой, сдан на слом в 1945 г. Две фактически аналогичные единицы, «Оуксли» и «Оутуэй», были выстроены в том же году для Австралии. «Оуксли» погибла в августе 1939 г., «Оутуэй» сдана на слом в 1945 г.

Подлодка «Оуксли»

Подлодка «Пандора», Англия, 1931 г.

Строилась на госверфи в Чатаме. Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 1760/2040 т. Размеры: протяженность — 88,16 м, ширина — 9,11 м, осадка — 4,84 м. Глубина погружения: большая проектная — 150 м, практическая — до 90 м. Двигатели: два дизеля мощностью 4340 л.с. и два электромотора мощностью 1320 л.с. Скорость надводная/подводная — 17,5/8,5 уз.

Оружие: восемь 533-мм торпедных аппаратов: 6 — в носу и 2 — в корме (14 торпед, либо 18 мин для постановки через ТА), одно 120-мм орудие (на трёх единицах 102-мм, потом кроме этого перевооружены и остальные), два пулемёта. Экипаж — 56 чел. В 1930 — 1931 гг. выстроено шесть единиц: «Пандора», «Партиан», «Персеус», «Феникс», «Протеус» и «Посейдон».

Все, не считая последней, погибли: «Посейдон» — в 1931 г. по окончании столкновения, остальные во время второй мировой. «Протеус» и поднятая «Пандора» сданы на слом сходу по завершении войны, в 1945 — 1946 г.

Подлодка «Ровер», Англия, 1931 г.

Строилась компанией «Виккерс-Армстронг» в Барроу.

Тип конструкции — полуторакорпусный. Характеристики — как у «Партиан», не считая: протяженность — 87,56 м. Скорость надводная/подводная — 17,5/9 уз. В 1930 — 1932 гг. выстроено четыре единицы: «Рейнбоу», «Риджент», «Регулус» и «Ровер». Ещё две, «Руперт» и «Роялист», были заказаны, но заказ отменён, причём «Роялист» не была построена, а «Руперт» кроме того не закладывалась.

Все, не считая последней, погибли во время второй мировой. «Ровер» сдана на слом в 1946 г.

Нужно подметить, что английские лодки Первой мировой, в общем, не испытали давления противолодочных сил соперника. Субмарине хватало своевременно погрузиться на глубину, дабы спастись от смерти при атаке. Да, британцы утратили в войну более полусотни лодок, но при том ни одна из них не была потоплена неприятельским ПЛО в подводном положении.

Но сама Британия намного больше преуспела в разработке соответствующих средств обнаружения, таких как гидролокатор (известный «Асдик» сыграл ключевую роль в переломе борьбы с «У-ботами» в последние месяцы войны), и поражения — глубинных бомб. Адмиралтейство замечательно осознавало, что ему никак не удастся сохранить монополию на эти средства, тем более, что очень многое передавалось союзникам, каковые сейчас имели возможность появляться будущими соперниками.

И при создании новых подводных единиц имело прямой суть такие опасности учесть заблаговременно. Значит, требовалось и более идеальное оборудование на борту самой субмарины, и громадная прочность корпуса, и лучшее его разделение на отсеки, дабы лодка имела возможность погружаться на громадную глубину и сохраняла боеготовность по окончании её «обработки» соперником глубинными бомбами.

К, без сомнений, хорошим моментам обстановки принадлежала возможность воспользоваться техническими решениями и всеми усовершенствованиями, введёнными бесспорным лидером и поверженным противником в этом деле — Германией. Мы уже видели, что в большинстве государств-союзников получение трофей

Субмарины Третьего Рейха. Тайное подводное оружие Гитлера!

Статьи, которые будут Вам интересны: