«Шершень», он же «носорог»

«Шершень», он же «носорог»

Польская кампания 1939 г. вынудила военное управление Вермахта оснастить войска мобильными средствами борьбы с танками соперника. В том же году на компании «Алкетт» создали первую самоходную противотанковую артиллерийскую установку. Разработчики поступили достаточно легко: они сняли с лёгкого танка Pz.Kpfw.I башню и на её место установили рубку с 47-мм чешской противотанковой пушкой А9.

К этому времени танк Pz.Kpfw.I уже считался устаревшим. Имея массу около 5 т, толщина его брони была только 6 -13 мм; он нёс лишь пулемётное оружие — два 7,92-мм «Драйзе» MG-13; двигатель — 57-сильный. В 1939 г. такие характеристики были уже недостаточны. Исходя из этого его и решили применять в качестве самоходного шасси.

Рубка, смонтированная на самоходке, представляла собой броневую коробку с толщиной стенок 12 — 14,5 мм, открытую сверху и с кормы. Она ненадёжно защищала начальника автомобили, делавшего кроме этого функции наводчика и заряжающего.

Водитель-механик был в первых рядах, в отделении управления. Двигатель установили более замечательный — 100-сильный «Майбах», разрешавший машине с массой 6,5 т развивать скорость до сорока километров/ч.

47 мм пушка имела длину ствола 43,4 калибра, её подкалиберный боеприпас имел возможность пробить на расстоянии 500 м броню толщиной практически 60 мм. Но вести пламя на поражение по танкам Т-34 либо КВ она имела возможность только с близкого расстояния. Сама же установка без особенного труда уничтожалась кроме того отечественными 45-мм орудиями.

К концу 1941 г. таких самоходок, взявших индекс 4,7 cm Pak (t) auf Pz.Kpfz.l (индекс Sd.Kfz.101), выпустили около 200 единиц. Но в связи с тяжелыми потерями практически все оставшиеся в целости автомобили сняли с Восточного фронта и послали вести войну в Африку.

«Насхорн» в экспозиции Музея танкового оружия в подмосковной Кубинке. Установки выпуска 1943 г. имели камуфляжную окраску из пятен оливково-зелёного и красно-коричневого цветов по песочно-жёлтому фону

88-мм самоходная артиллерийская установка Pak 43 «Насхорн». Выпушено 494 единиц

Главным массовым средством борьбы с отечественными танками в начале войны в армиях Вермахта были 37-мм противотанковые орудия Рак 35/36, каковые начали производить ещё в 1934 г. На 1 сентября 1939 г. в артиллерийских подразделениях их пребывало 11 тыс. единиц, к 1 июня 1941 г. это количество увеличилось практически до 14 500 ед.

Орудия имели возможность более либо менее удачно функционировать против отечественных танков БТ либо Т-26 с бронёй 8-13 мм, с Т-37, Т-38, Т-40, но против Т-34 и КВ они были совсем бессильны.

Решив повысить боеготовность собственных артиллерийских подразделений, армейское руководство обратило внимание на 76,2-мм орудия Рак-36 (г) и 75-мм Рак-40/2 и Рак-40/3, установив их кроме этого на шасси танков, готовых к списанию. Так, Рак-36 размесили на шасси Pz.Kpfw.ll Ausf.D и Pz.Kpfw.38(t).

Но хорошо зарекомендовавшие себя в таком предопределении Рак-36 представляли собой отечественные советские орудия дивизионной артиллерии Ф-22, в больших количествах захваченных в качестве трофеев в начале войны. Для стрельбы из них употреблялись кроме этого советские трофейные снаряды, среди них и бронебойные, и осколочно-фугасные. На дальности 1000 м бронебойным боеприпасом пробивалась броня толщиной 80-100 мм.

Использовали немцы их и в качестве полевых пушек, причём на всех фронтах.

Они имели маленькую массу -всего 1700 кг и скорострельность 12 -15 выстр./мин.

Противотанковые орудия Рак-40 поставили на вооружение в ноябре 1941 г. Они имели дальность прямого выстрела 900 — 1300 м. Толщина брони, пробиваемой подкалиберным боеприпасом на дальности 500 м, равнялась 150 мм. Отечественными армейскими экспертами все выстрелы из таких орудий были «признаны страшными для Т-34». Устояли против них танки ИС-2 и Т-44.

Британцы не смогли создать автомобили с противоснарядным бронированием, только в Соединенных Штатах показался достаточно надёжный М26 «Першинг».

Самоходки на шасси танков Pz.Kpfw.ll Ausf.D имели массу около 9 т, лобовую броню корпуса толщиной до 30 мм, вооружены были 20-мм танковой пушкой KwК 30. В 1940 г. её снабдили боеприпасом с вольфрамовым сердечником, которым возможно было пробить броню до 20 мм на расстоянии 500 м. 10-тонный танк Pz.Kpfw.38(t) был чешского производства и имел броню 10-25 мм; вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7.

Самоходная артиллерийская установка Pak 43 «Насхорн»:

1 — дульный тормоз пушки; 2 — ствол 88-мм пушки Pak 43; 3 — рубка самоходки; 4 — ведомое колесо; 5 — заглушка отверстия кик-стартёра; 6 — опорный каток; 7 — ведущее колесо; 8 — люк радиста; 9 — щит пушки; 10 — кронштейн-фиксатор ствола пушки; 11 — бронеколпак отверстияохлаждения тормоза; 12 — накладная броня щита пушки; 13 — маховик вертикального наведения; 14 — глушитель; 15 — сиденье наводчика; 16 — маховик горизонтального наведения; 17 — люк механика-водителя; 18 — устройства наблюдения механика-водителя; 19 — прицел; 20 — кормовые двери рубки; 21 — запасной опорный каток

Экипаж установки на собственных рабочих местах: слева — радист, справа — механик-водитель, в рубке: слева — заряжающий, в центре — наводчик, справа — начальник автомобили. Восточный фронт, 1943 г.

88-мм противотанковое орудие Pak 43

Расчёт пушки загружает боекомплект.

Справа в рубке — рабочее место наводчика, перед сиденьем виден маховик горизонтального наведения, в корме рубки — стереотруба начальника

База противотанковой обороны Вермахта — 88-мм дивизионные пушки Pak 43 на колёсном лафете и на зенитном лафете. Абердинский полигон, штат Мэриленд, США

И те и другие танки германское управление посчитало устаревшими, да и продемонстрировали они себя в битвах не достаточно действенно, исходя из этого их стали неспешно снимать с оружия и многих из оставшихся начали приспосабливать под шасси противотанковых самоходок.

Базу противотанковой артиллерии Вермахта в то время составляло 88-мм орудие Pak 43 на колёсном ходу. Оно была очень действенным средством борьбы с бронированной техникой.

Из всех сражавшихся на фронтах танков против его огня имел возможность устоять только ИС-2, верхняя лобовая со «спрямлённым» носом бронеплита которого прекрасно выдерживала попадания, но это не давало удовлетворительной защиты в целом: боеприпасы Pak 43 довольно легко пробивали его башню, борта и нижний лобовой лист. В общей статистике по безвозвратным утратам ИС-2 поражения от 88-мм пушек составляли около 80 %. Каждый танк СССР, Англии, США не предоставлял собственному экипажу защиты от снарядов Pak 43.

Надёжным имел возможность стать ИС-3, но он не учавствовал в военных действиях.

Но при всех собственных хороших баллистических данных орудие было малоподвижным из-за громадной массы, составлявшей в походном положении практически 5 т. И не смотря на то, что для его буксировки использовался особый замечательный тягач, проходимость, к примеру, на не сильный грунтах была неудовлетворительной.

Помимо этого, в случае если это орудие вступало в бой с танками, то обычно выйти из него не представлялось вероятным: или оно должно было стереть с лица земли соперника, или быть стёртым с лица земли самому.

Следствием громадной веса были высокие утраты в матчасти и личном составе. Исходя из этого германское военное управление предприняло действия по одновременной защите их расчётов и орудий и повышению так называемой тактической гибкости, перевоплотив их в самоходные.

Для этого применяли уже применённый ранее принцип совмещения орудия и танкового шасси: Рак 43 разместили на Pz.Kpfw.lll (индекс Sd.Kfz.141). Данный танк имел массу 19,5 т, броню — до 30 мм. Вооружён был 37-мм пушкой KwK 36 либо KwK 39, подкалиберный боеприпас которой на дальности 500 м имел возможность пробить броню толщиной до 72 мм, а на 1000 м — до 38 мм. Выпускался Pz III до 1943 г.

Для осуществления требований армейских берлинская компания «Алкетт», уже имевшая опыт в аналогичных разработках, модернизировала корпус Pz III, применяв наряду с этим его же трансмиссию, дифференциалы, ведущие колёса, кое-какие узлы и агрегаты. Другие элементы ходовой части: поддерживающие и опорные катки, ведомые колёса, траки гусениц забрали от танка Pz.Kpfw.IV.

Двигатель поставили от ещё другого танка — Pz.Kpfw.IV модификации F. Это был 12-цилиндровый карбюраторный «Майбах» НL 120ТRМ, V-образный четырёхтактный; его мощность составляла 300 л.с. при рабочем количестве 11 867 см3. Разместили его в центре корпуса, над ним смонтировали усиленный настил, на котором на стандартном крестообразном лафете установили пушку.

Рубка боевого отделения заняла всю кормовую часть автомобили.

Её профилированный лобовой лист, по сути, орудийный щит, имел скруглённую форму, обеспечившую поворот ствола орудия по горизонтали. Но его толщина составляла всего 10 мм. Такой же толщины были бортовые и кормовые страницы, поставленные вертикально.

Фактически они были мало надёжной защитой для обслуживающего расчёта, ограждая только от небольших осколков и небронебойных пуль, не смотря на то, что первоначально в проекте озвучивалась передняя часть рубки из легированной стали SM-Stahl толщиной 50 мм, борта и корма должны были быть по 20 мм. Но, испытывая громадный недостаток отличной стали, от всего этого отказались, покинув только 30-миллиметровую броню в лобовом странице корпуса автомобили.

Толщина остальных её частей составляла: борта — 20 мм, корма — 20 мм, крыша -10 мм, днище — 15 мм, все они кроме этого оставались малозащищёнными.

Под дном боевого отделения размещались два топливных бака по 300 л любой; их заливочные горловины выходили вовнутрь рубки. Горючее — этилированный бензин с октановым числом 74.

Воздухозаборники двигателя, прикрытые жалюзи, пребывали на надгусеничных полках по центру корпуса по обеим сторонам рубки.

Подача воздуха производилась посредством двух вентиляторов.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

В корме автомобили, кроме этого над гусеницами размещались коробки с ЗИПом и инструментами.

Ходовая часть имела восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт диаметром 470 мм; они были соединены в четыре тележки, имевших подвеску на листовых рессорах.

Гусеничная лента длиной 3520 мм складывалась из 104 траков шириной 400 мм.

Основной изюминкой компоновки автомобили явилось размещение трансмиссии, ведущих колёс в передней части её двигателя и корпуса в центре. Трансмиссия складывалась из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, бортовых передач и механизмов поворота. Она снабжала десять скоростей вперёд и одну — назад.

Ещё одна важная деталь: на машине имелся инерционный стартёр, приводившийся в воздействие кикстартером.

Широкая по своим размерам рубка разрешила установить на самоходке замечательную полуавтоматическую 88-мм пушку Pak 43 с длиной ствола 71 кал. Над её стволом был рекуператор, под ним — накатник, по бокам — особые контрбалансировочные цилиндры.

Пушка имела скользящий горизонтально затвор, полуавтоматический механизмна высоте 2240 мм от уровня почвы.

Для устойчивого поддержания ствола при передвижении применяли устройство в виде «треноги» с автоматическим управлением из рубки.

Сектор её горизонтальной наводки составлял по 15° в каждую сторону, по вертикали — от -5° до +20°. Сначала на самоходки устанавливали два прицела Zieleinrichtung 34. Один из них служил для огня прямой наводкой, второй -с закрытых позиций.

Позднее разместили прицельную совокупность Zieleinrichtung 37/43 с перископом SII.ZFIa, разрешавшую вести оба вида стрельбы. Скорострельность пушки — до 10 выстр./мин.

В распоряжении расчёта имелся громадной набор снарядов разного действия: кумулятивных Gr.39 HL и Gr.39/43 HL, бронебойно-трассирующих Pz.Gr/Patr.39/1 и Pz.Gr/Patr/39/43, осколочно-фугасных Spr.Gr.Patr.43.

Последними, массой 9,5 кг, возможно было вести пламя на дальности до 15 000 м. Бронебойные калиберные боеприпасы массой 10,2 кг, имея начальную скорость при выходе из ствола более 1000 м/с, имели возможность на дальности 1000 м пробить броню толщиной практически в 200 мм, на 1500 м -до 170 мм.

В боекомплект входили 40 орудийных выстрелов, размещённых по бортам в укладках по восемь в каждой: ещё 24 пребывали на полу боевого отделения.

Помимо этого, имелись патроны калибра 7,92 мм к пулемётам MG — 600 штук и патроны калибра 9 мм к МР-40 — 384 штук.

Владея таковой бронепробиваемостью, установка названную «Насхорн» («Носорог»), была только страшна для всех танков соперника при ведении боя на громадных расстояниях. Но, в ближнем бою она теряла собственные преимущества.

В этом случае начинало сказываться недостаточное бронирование. Из-за открытой рубки она была очень уязвима в ближнем бою, да и на средних расстояниях отечественные «тридцатьчетвёрки» и КВ оставляли ей мало шансов на выживание, в особенности при стрельбе прямой наводкой. Самоходка имела возможность удачно функционировать только на дальностях более двух километров либо с заблаговременно выбранных позиций, выполняя определённую расстояние боя.

Позднее выяснится, что настоящий истребитель танков должен был иметь не только замечательное оружие, но и быть прекрасно бронированным, и иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение самоходной установки. Последними двумя преимуществами «Насхорн» не владела.

Пушка Pak 43 устанавливается расчётом на огневую позицию

САУ «Насхорн» в засаде. Восточный фронт, 1943 г.

САУ «Насхорн», подбитая огнём отечественной артиллерии.

Белоруссия, 1944 г.

Экипаж САУ в ожидании приказа на выдвижение на огневую позицию. Италия, 1944 г.

Не считая пушки в оружие самоходки входили два 7,92-мм пулемёта МG-34, а также в качестве личного оружия — два пистолета-пулемёта МР-40 калибра 9 мм.

Экипаж автомобили составляли пять человек. В передней части корпуса в отдельной рубке слева был механик-водитель, справа — радист, в боевой рубке размещался начальник автомобили и ещё два человека артиллерийского расчёта.

Сообщение линейных установок осуществлялась УКВ-радиостанциями Fu.Spg.Ger.«f» либо Fu.G5, трудившимися в диапазоне 27 — 33 МГц с дальностью действия до десяти километров. Для установок начальников батарей использовались радиостанции Fu.G5 либо Fu.G8 с радиусом действия до 80 км.

Установки выпуска 1943 г. имели камуфляжную окраску из пятен оливково-зелёного и красно-коричневого цветов по песочно-жёлтому фону. Более поздние автомобили были оливково-зелёного цвета.

В зимний период все они окрашивались смываемой белой краской.

Первые истребители танков — самоходные установки Sd.Kfz. 164 с действенным 88-мм орудием приняли на вооружение в конце 1942 г. Серийный выпуск начался в феврале следующего года на заводе компании «Дойче Эйзенверке» в Дуйсбурге. Они производились с февраля 1943 г. и до конца войны. Всего было выпущено 494 единицы.

САУ состояли на вооружении тяжёлых истребительно-противотанковых частей Резерва Командования и пребывали в составе отдельных дивизионов истребителей танков. Они придавались соединениям и различным частям для их усиления по распоряжению штабов корпусов либо армий. Значительно чаще употреблялись побатарейно на танкоопасных направлениях. По штатному расписанию в каждом дивизионе пребывало по 45 автомобилей.

В первый раз «насхорны» участвовали в военных действиях на Курской дуге в составе 655-го истребительного танкового полка. Всего за период войны германское руководство смогло укомплектовать шесть полков, на вооружении которых пребывали лишь эти установки.

Под конец увидим, что проект этого истребителя танков сначала носил наименование «Хорниссе» («Шершень»), но в январе 1944 г. по личному указанию Гитлера установка почему-то была переименована в «Насхорн» («Носорог»), Быть может, согласно точки зрения фюрера, для соперника рог носорога был ужаснее жала шершня.

СНАРЯДЫ ПУШКИ PAK 43

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ СНАРЯДОВ ПУШКИ PAK 43

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОГО ОРУДИЯ PAK 43

Калибр, мм…………………………………………88

Боевая масса, кг………………………………4380

Протяженность ствола, кал……………………………….71

Протяженность ствола, м………………………………6610

Протяженность орудия, мм……………………………9114

Высота орудия, мм………………………….1981

Громаднейшая

дальность стрельбы, м………………….15 300

Прицельная дальность, м………………..2500

Большое

возвышение ствола, град…………………….38

Скорострельность, выстр./мин………8 — 10

Начальная

скорость боеприпаса, м/с……………..950 — 1130

Бронепробиваемость подкалиберным боеприпасом, мм:

на дальности 500 м…………………………217

на дальности 1000 м……………………….193

на дальности 1500 м……………………….171

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «НАСХОРН»

Боевая масса, кг……………………………24000

Экипаж, чел…………………………………………5

Полная протяженность, мм……………………………8440

Протяженность без учёта ствола, мм……………..6200

Ширина, мм……………………………………2950

Высота, мм……………………………………..2940

Клиренс, мм……………………………………..400

База гусениц, мм…………………………….2520

Протяженность гусениц, мм………………………….3520

Ширина траков, мм…………………………..400

Удельное давление на грунт, кг/см2…..0,85

Двигатель…………………….12-цилиндровый

четырёхтактный карбюраторный «Майбах» HL 120TRM V-образный жидкостного охлаждения; мощность 300 л.с., количество 11 867 см3

Трансмиссия………………10 передач вперёд

Ходовая часть………………………..8 опорных

обрезиненных катков, объединённых в 4 тележки;

подвеска на листовых рессорах, ведущие колёса передние

Оружие…………..88-мм пушка Pak 43,

два 7,92-мм пулемёта MG-34

Боекомплект……………………..40 выстрелов,

7,92-мм патронов — 600

Сообщение……………………….радиостанции УКВ

Fu.Spg.Ger. «f», Fu..G5, G8

Ёмкость топливных баков, л……………..600

Запас хода, км:

по шоссе………………………………………..260

по пересечённой местности……………130

Скорость, км/ч:

большая…………………………………..40

крейсерская по шоссе………………………25

по просёлку………………………………15 — 20

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стены…………………………………0,6

ширина рва……………………………………..2,2

глубина брода…………………………………1,0

В.

ТАЛАНОВ

ВЕРСУС! ШЕРШЕНЬ ПРОТИВ СКОРПИОНА, ТАРАНТУЛА, БОГОМОЛА

Статьи, которые будут Вам интересны: